Тема №18. Политическая система общества, её структура. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема №18. Политическая система общества, её структура.

2017-12-22 123
Тема №18. Политическая система общества, её структура. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема №18. Политическая система общества, её структура.

Политическая система общества – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Функции:

определение целей, задач, путей развития общества;

организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

распределение материальных и духовных ресурсов;

согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;

разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

обеспечение стабильности и безопасности общества;

политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами: институциональную, коммуникативную, нормативную, культурно-идеологическую.

Институциональная подсистема – относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения.

Политические институты

Собственно политические – организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения).

Несобственно-политических — организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике.

Организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Коммуникативная подсистема – это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и проведении политики.

Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции.

Еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.

Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях: теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. Но в политической жизни общества они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации политических представлений.

Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Основные направления реформы политической системы в нашей стране определены Конституцией Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г.

Три ветви власти

Принцип разделения властей означает, что каждая государственная власть (исполнительная, законодательная, судебная) осуществляет присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Это делается для ограничения возможных злоупотреблений.

Для правового государства характерно верховенство права – органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и все другие законы.

Немаловажным принципом является гласность права. В Конституции РФ содержится требование обязательного опубликования законов для всеобщего сведения.

Для правового государства характерна справедливость законов. Высшим приоритетом являются права и свободы человека и гражданина. В правовом государстве эти права и свободы, основанные на естественном праве, закреплены в Конституции и гарантируются государством. В этом правовое государство тождественно конституционному демократическому государству. За личностью признаются неотъемлемые права; неприкосновенность человека обеспечивается законом.

Правовое государство ограничивает себя комплексом норм. Они включают разделение властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них имеет строго очерченные полномочия. Однако они уравновешивают и сдерживают друг друга.

Принцип взаимного контроля – граждане, участвуя в избирательном процессе, имеют возможность контролировать власть и путём волеизъявления корректировать, подправлять их действия.

Независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей. Принцип независимости суда закреплён в статье 120 Конституции РФ; о нём говорится и он обеспечивается и в ряде других статей – о несменяемости и неприкосновенности судей, установлении демократических принципов судопроизводства.

Приоритет международного права – законы государства не должны противоречить международному праву. В Конституции РФ (статья 15, часть 4) закреплены два положения: указывается, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы; в спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдаётся международному договору.

Жители страны должны знать о её законах, о своих правах и обязанностях, соблюдать законы. Это способствует развитию конституционной демократии.

 

 

Конституция РФ

Конституция (лат.) — установление, устройство. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием принята Конституция РФ — первая демократическая Конституция в истории России.

Конституция – это договор между властью и народом, в котором народ стремиться зафиксировать свои права и свободы, а власть утверждает такую форму правления, при которой должна быть реализована справедливость, защита прав и свобод граждан.

Конституция РФ – основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу.

Роль Конституции:

закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;

упорядочить государственную власть;

утвердить правосудие;

регулировать образование исполнительных государственных органов власти;

установить избирательную систему.

Конституция включает совокупность правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя РФ; права, свободы и обязанности человека.

 

Тема №27. Права ребёнка.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, принятой ООН, в Семейном кодексе РФ содержатся нормы права несовершеннолетних детей. К ним относятся: право на имя, гражданство, заботу родителей с момента рождения; возможность свободно выражать собственные взгляды; искать, получать и передавать информацию в устном и печатном виде; охрана тайны корреспонденции. Уважение личности, чести и прав ребенка, гарантированное законом, позволяет подготовить его к самостоятельной жизни в обществе.

В международный год ребенка (1979 г.) Комиссия по правам человека начала разработку проекта Конвенции о правах ребенка. 10 лет продолжалась сложная работа. 20 ноября 1989 года она единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. 1990 году наша страна ратифицировала этот документ. Это наиболее полный документ, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция призвана создать благополучные условия для развития детей. Ее нормы служат ориентиром для правительственных партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизировать необходимые для этого ресурсы. Ведь Конвенция – это документ, который обязателен к исполнению.

Нормы Конвенции обледенены в отдельные группы по общности содержания:

1 группа прав – базисные, основные: на жизнь, на равенство в осуществлении прав и др.;

2 группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботится о детях, государство—помогать детям, оставшимся без родителей и т.д.);

3 группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (право свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);

4 группа обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения и т.д.);

5 группа прав обеспечивает образование детей и их культурное развитие (право на бесплатное образование, пользование достижениями культуры и т.п.);

6 группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.

Свидетельство о рождении ребёнка, выдаваемое ЗАГСом, является доказательством происхождения ребёнка от указанных в нём родителей. К личным правоотношениям относятся: право ребёнка на имя, отчество и фамилию, право на получение воспитания от родителей, право детей на защиту своих прав. К имущественным правоотношениям относятся: право ребенка на приобретаемую родителями одежду, обувь, книги, другие вещи. Ребенок имеет право на обеспечение всем необходимым для жизни, на получение алиментов, на посещение дошкольных учебных учреждений, на получение бесплатного основного образования и полного среднего, право на защиту чести и достоинства и т.д.

Тема №28. Право на образование: содержание и гарантии.

Среди институтов в современном обществе образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. По сути дела образование представляет собой целенаправленную, познавательную деятельность людей на получение знаний умений и навыков, либо их совершенствования.

Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляции и сохранения ее культурного достижения.

В ходе процесса обучения происходит передача накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности. От качества образования существующего в конкретном обществе во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние

В процессе образования человек не только овладевает знаниями, умениями, началами творческой деятельности, он тем самым создает себя, делает из себя гражданина. В этом заинтересовано общество, так как через образование у человека формируется мораль, нравственные качества, профессионализм и т. д.

Образование достигается различными путями. Начальный этап происходит в семье – первые знания о добре и зле, об обязанностях и правах, обучение началам грамоты, приобщение к ценностям жизни и культуры. Важнейшим этапом образования является школа, где дается начальное, основное и полное общее образование. Гимназии, лицеи, колледжи, частные учебные заведения – это альтернативное образование – один из признаков гуманизации.

Право на образование – одно из самых конституционных закрепленное как в международных документах, так и в законодательствах многих стран, в которых гарантируется общедоступность образования.

Развитие системы образования в нашей стране – одной из направлений деятельности государства. В конституции РФ среди социальных прав выделено и право на образование (ст. 26 и 44).

И в международных документах по правам человека, законе РФ «Об образовании», в котором раскрыты основные стратегические направления развития системы образования в РФ.

После окончания основной школы молодой человек может поступить в училище, где ведётся подготовка квалифицированных работников.

Право граждан на образование гарантированно государством и признано обществом.

И очень важно сегодня понимание каждым человеком простой истины: значимость образования заключается и в том, что оно является неотъемлемой составляющей жизни каждого из нас, оно должно быть одной из самых привлекательных сторон жизни, доставлять ему радость, удовлетворение, ощущение собственного достоинства, быть конкретной возможностью реализации одного из своих прав – права на образования.

Формы правления

Типы государства – рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, правовое. Каждому типу присуще свои формы.

Монархия – власть одного человека передаваемая по наследству.

Демократия – народовластие, всеобщая избирательная система.

Олигархия – власть немногих.

Охлократия – власть толпы.

Аристократия – власть высших слоёв общества.

Тирания – единоличная власть, основанная на насилии.

По форме правления выделяем монархию (абсолютную, конституционную или парламентскую); республику (президентскую, парламентскую, смешанную).

По форме государственного устройства: унитарное, федеративное, конфедеративное.

По политическому режиму: демократическое, авторитарное, унитарное.

Тема №35. Парламентаризм. Федеральное Собрание РФ.

Принцип разделения властей между законодательными, исполнительными и судебными ее ветвями является одной из гарантий против установления диктатуры какого-либо государственного органа или должностного лица.

Будучи относительно независимыми, эти три ветви власти могут взаимно контролировать и уравновешивать друг друга. При последовательно проведенном принципе разделения властей законодательная власть вверяется высшему представительному органу — парламенту, в составе которого заседают избранные народом представители — депутаты.

Исполнительная власть, которая принадлежит президенту и правительству, формируется законодательными органами или населением, подконтрольна и подчинена парламенту.

В компетенции законодательной власти находится система правосудия. Законодательная власть не вмешивается в исполнительно-распорядительную деятельность правительства. Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парламентом.

Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом. При такой организации власти избранные народом представители получают не только монопольное право на законодательство, но и реальные рычаги контроля над органами исполнительной власти.

Избранные в высший законодательный орган депутаты образуют фракции (объединения депутатов от одной партии для более эффективного проведения согласованной политики), профильные комитеты и комиссии для предварительного обсуждения законопроектов. Деятельность парламентов освещается средствами массовой информации, депутаты обязаны периодически работать в своих округах, отчитываться перед избирателями. В некоторых государствах существует право отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий (так называемый императивный мандат).

Парламентом России является Федеральное Собрание. Оно состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Депутаты Госдумы работают на профессиональной постоянной основе.

Совет Федерации утверждает изменения границ между субъектами РФ, назначает выборы Президента РФ, назначает на должность судей Конституционного Суда РФ и др.

Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ и др.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

Затем они передаются на рассмотрение Совету Федерации. Закон вступает в действие после его подписания Президентом РФ.

Тема №18. Политическая система общества, её структура.

Политическая система общества – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Функции:

определение целей, задач, путей развития общества;

организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

распределение материальных и духовных ресурсов;

согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;

разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

обеспечение стабильности и безопасности общества;

политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами: институциональную, коммуникативную, нормативную, культурно-идеологическую.

Институциональная подсистема – относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения.

Политические институты

Собственно политические – организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения).

Несобственно-политических — организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике.

Организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Коммуникативная подсистема – это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и проведении политики.

Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции.

Еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.

Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях: теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. Но в политической жизни общества они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации политических представлений.

Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Основные направления реформы политической системы в нашей стране определены Конституцией Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.