Особенности психического развития во взрослом (зрелом) возрасте. Кризисы зрелого возраста. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности психического развития во взрослом (зрелом) возрасте. Кризисы зрелого возраста.

2017-12-22 2177
Особенности психического развития во взрослом (зрелом) возрасте. Кризисы зрелого возраста. 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

 

Взрослость (зрелость) соотносят с возрастом от 30 до 55-65 лет.

Взрослость рассматривается как некое протяженное стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией функций и свойств сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившихся ценностных ориентации и картины мира. Исторически зрелость рассматривалась как состояние психической «окаменелости», когда процесс развития «прекращается».

Однако, благодаря почти вековому накоплению знаний о детском возрасте и старости обнаружено важное онтогенетическое обстоятельство: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека. Главным следствием этих онтогенетических изменений является расширение возрастного диапазона периода взрослости.

Именно поэтому одним из фундаментальных разделов психологии развития становится изучение развития человека на этапе от 30 до 60—65 лет. Этот раздел возрастной психологии назван «акмеологией» — наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека.

В физиологическом плане взрослость связывают с оптимальным функционированием всех систем организма; в социальном и юридическом планах — с возможностью соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки. Психологически взрослость соотносится с собственным отнесением человеком себя к определенной возрастной когорте (для последнего очень важно наличие семьи и опыт родительства), с переживанием собственной жизни среди людей; отношением не только к себе самому, к своему «Я», но и к более широкому контексту осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его, вписывания себя в универсум.

Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим.

 

Новообразования возраста зрелости:

§ Производительность (генеративность) и порождение (продолжение рода) — реализуются в заботе о воспитании нового поколения – центральное!

§ Продуктивность, т.е. возможность творческого самовоплощения в многообразных продуктах своей профессиональной и социальной активности

§ Формирование индивидуального жизненного стиля: человек теперь сам решает, как и на что он потратит жизнь, как будет реализовывать в ней себя, и его поведение приобретает уникальность и своеобразие.

§ Зрелость увеличивает долю самостоятельностии ответственности в принятии жизненных решений, определении жизненных стратегий. Обретенные ценности осмысляются, обобщаются, проверяются практикой собственной жизни и тем самым приобретают экзистенциальный характер.

§ Обретение нового чувства времени. Будущее, кажущееся неограниченным в молодости, приобретает границу, «линию горизонта». В связи с этим к 50 годам человек менее активно стремится к сильным изменениям в жизни, его больше интересуют виды деятельности, в которых можно использовать накопленные знания, жизненный опыт, профессиональную и житейскую компетентность.

 

Ведущая деятельность: трудовая.

Взрослая личность во многом идентифицируется со своей профессией. Во взрослом возрасте потребность в труде становится основной жизненной потребностью, а сам труд – ведущей деятельностью этого периода,определяющей круг смежных потребностей — в общественном признании и престиже, в самовыражении, в удовлетворении материальных потребностей и личностных запросов, в утверждении собственной индивидуальности.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЗРОСЛОСТИ:

11. Умение брать на себя ответственность

12. Стремление к власти и организаторские способности

13. Способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других

14. Уверенность в себе и целеустремленность

15. Склонность к философским обобщениям

16. Защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли

17. Формирование индивидуального жизненного стиля

18. Стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению

19. Реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни

20. Стабильная система социальных ролей

 

Взрослость, несмотря на кажущуюся устойчивость, такой же противоречивый период, как и другие. Взрослый человек переживает одновременно и чувство стабильности, и смятение по поводу того, действительно ли он понял и реализовывает настоящее предназначение своей жизни.

 

ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ (по В.И. Ковалеву):

§ Стихийно-обыденный тип: личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни, она не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, предвосхищать их и предотвращать наступление нежелательных. Поведение такого человека Ситуативно, безынициативно, фрагментарно.

§ Функционально-действенный тип: личность активно организует течение событий жизни, направляя их ход, своевременно включаясь в них, добиваясь эффективности. Однако, инициатива охватывает только отдельные периоды течения событий, а не их субъективные или объективные последствия. У такого человека отсутствует «жизненная линия».

§ Созерцательно-пролонгированный тип: личность пассивно относится к бегущему времени своей жизни, у нее отсутствует четкая организация времени жизни.

§ Созидательно-преобразующий тип: личность пролонгировано осуществляет организацию времени, связывая его со смыслом жизни, с решением общественных проблем, творчески овладевает временем.

 

К. Г. Юнг считает, что взрослый человек постепенно высвобождаем из плена собственного «Я» и начинает ориентироваться на решение духовных задач, достижение внутреннего чувства общности с людьми, миром, космосом. Этого освобождения из плена «Я» достигает не всякий взрослый, но оно позволяет личности действительно развиваться в признанный другими авторитет.

 

КРИЗИСЫ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

 

Кризис Период Описание
Нормативный кризис 30-33 года Обусловлен несогласованием между жизненными планами человека и его реальными возможностями. Человек отсеивает незначительное, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности.
Кризис середины жизни 40-45 лет Заключается в критической оценке и пе­реоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка при­водит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмыслен­но и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне на­строений. Многие исследователи считают, что кризис середины жизни - это скорее исклю­чение, чем правило. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плав­но. Они считают, что средний возраст - это переходный период, связанный с переопределением целей. Подобная переориентация, прежде всего, предполагает сравнение себя с людьми, которые ставят перед собой аналогичные задачи и добиваются результатов в аналогичной профессиональной деятельности. Возраст 40-45 лет для многих является кризисным, так как происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития. Человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл - в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Кризис середины жизни переживают те, кто склонен избегать самоанализа.
Кризис зрелости М.б. в любом возрастном периоде взрослости Если ситуация развития неблагоприятная, имеет место регрессия к потребности в псевдоблизости: появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению Это ситуация, когда, объективно человек полон сил, занимает прочное социальное положение, имеет профессию и т.д., но личностно не чувствует себя состоявшимся, нужным, а свою жизнь — наполненной смыслами. В этом случае, как пишет Э. Эриксон, человек рассматривает себя как свое собственное и единственное дитя. Если условия благоприятствуют такой тенденции, то происходит физическая и психологическая инвалидизация личности, подготовленная всеми предшествующими стадиями. Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить (создавать) вещи помогают преодолевать возможную самопоглощенность и личностное оскудение.

 

Вопрос 33 Старение как нормативный этап психического онтогенеза.

Возрастные рамки старости: процесс старения неоднороден. Традиционно выделяют пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет).

 

Старость — один из самых парадоксальных и противоречивых периодов жизни, связанный с необходимостью совместить возможности старого человека в понимании мира и его жизненный опыт с физическими ограничениями этого возраста. Период старости наступает при пересечении человеком условной границы в 60-65 лет, но процент людей этого возраста, не считающих себя стариками, в мире с каждым годом нарастает в связи с общим прогрессом медицины, социальным прогрессом и повышением качества жизни. Старость — явление в большей степени социального, чем физиологического порядка, психологически развитие продолжается и в старости.

Выделение периода старения и старости (геронтогенеза) связано с тем, что общее постарение населения является современным демографическим феноменом: доля групп людей старше 60-65 лет составляет свыше 20% общей численности населения во многих странах мира (шестая или восьмая часть всей мировой популяции!).

 

Новообразования старческого возраста:

§ МУДРОСТЬ – центральное по Эриксону - как форма такого независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с его жизнью, которая характеризуется зрелостью ума, тщательной обдуманностью суждений, глубоким всеобъемлющим пониманием;

§ чувство принадлежности к группе или группам;

§ чувство, что «ты здесь дома» — личностный комфорт во взаимодействии с людьми;

§ чувство общности с другими людьми, переживание похожести на них;

§ вера в других — чувство, что в каждом человеке есть что-то хорошее;

§ мужество быть несовершенным — ощущение того, что ошибки делать естественно, что совсем не обязательно быть всегда и во всем «первым» и «правильным», «лучшим» и «непогрешимым»;

§ ощущение себя человеком — чувство, что ты часть человечества;

§ оптимизм — чувство, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ СТАРОСТИ И. С. Кона,

построенная на основании зависимости типа от характера деятельности, которой старость заполнена:

1) активная, творческая старость, когда человек выходит на заслуженный отдых и, расставшись с профессиональным трудом, продолжает участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и т.д.;

2) старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью, когда энергия стареющего человека направлена на устройство собственной жизни — материальное благополучие, отдых, развлечения и самообразование — на все то, на что раньше недоставало времени;

3) «женский» тип старения — в этом случае приложение сил старика находится в семье: в домашней работе, семейных хлопотах, воспитании внуков, в даче; поскольку домашняя работа неисчерпаема, таким старикам некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у двух предыдущих групп;

4) старость в заботе о здоровье («мужской» тип старения) — в этом случае моральное удовлетворение и заполнение жизни дает забота о здоровье, стимулирующая различные типы активности; но в этом случае человек может придавать излишнее значение своим реальным и мнимым недомоганиям и болезням и его сознание отличается повышенной тревожностью.

Эти 4 типа И. С. Кон считает психологически благополучными, но есть и отрицательные типы развития в старости.

 

Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность — целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.

Носитель такой личностной целостности, хотя и понимает относительность всех возможных жизненных путей, придающих смысл человеческим усилиям, тем не менее, готов защищать достоинство своего собственного пути от всех физических и экономических угроз.

Любая цивилизация, по Э. Эриксону, может быть оценена по тому, какое значение она придает полноценному жизненному циклу индивида, так как это значение (или его отсутствие) затрагивает начала жизненных циклов следующего поколения и влияет на формирование базового доверия (недоверия) ребенка к миру. Человек, как творение психосоциальное, к концу своей жизни неизбежно оказывается перед лицом новой редакции кризиса идентичности, которую можно зафиксировать формулой «Я есть то, что меня переживет».

 

На работу психических функций в старости влияет трудовая деятельность, осуществляемая или продолжаемая человеком так как она приводит к сенсибилизации включенных в нее функций и тем самым способствует их сохранности.

Душевное здоровье стареющего человека определяется его вовлеченностью в общение. Сужение социальных связей связано с прекращением обязательной профессиональной деятельности, с постепенным «вымыванием» возрастной когорты сверстников, с нарастающей усталостью от интенсивных социальных контактов.

Отсутствие контактов с обществом способно вызвать у стариков эмоциональные изменения: упадок духа, пессимизм, обеспокоенность и страх перед будущим. В этом смысле в более выгодном положении находятся не европейские, а азиатские культуры, например Китая или Японии, поощряют обмен опытом и слияние поколений. Вовлеченность в общение неизбежно убывает с возрастом, что обостряет проблему одиночества.

 

После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимой социальной поддержки старости.

Человек менее остро переживает одиночество, если он ощущает комфортность и стабильность существования, счастлив в домашней обстановке, удовлетворен своими материальными условиями и местом жительства, если у него есть потенциальные возможности осуществлять по собственному желанию контакты с другими людьми, если он вовлечен в какие-то ежедневные, пусть и необязательные, виды деятельности, если он ориентирован на элементарные, но обязательно долгосрочные проекты

У людей преклонного возраста постепенно перестраивается мотивационная сфера: ведущими потребностями становятся телесные потребности, потребность в безопасности и надежности (А. Маслоу).

Как правило, старики не строят долгосрочных планов — это связано с общим изменением временной жизненной перспективы. Психологическое время меняется в старости, и большее значение теперь имеет жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее.

«Вечно молодыми» хотят остаться только нереализовавшиеся и незрелые пожилые люди, с неустоявшейся самооценкой, депривированные и фрустрированные жизнью, а для большинства стариков более ценным оказывается чувство «реализованности» возраста.

 

Изменения хода развития в геронтогенезе во многом зависят от степени зрелости человека как личности и субъекта деятельности. Огромную роль здесь играют образование, полученное на предыдущих возрастных этапах, так как оно способствует сохранности вербальных, умственных и мнемических функций до глубокой старости, и род занятий. Лица пенсионного возраста характеризуются высокой сохранностью тех функций, которые выступали у них в качестве ведущего фактора профессиональной деятельности.

Особое значение имеют осуществление пожилыми людьми творческой деятельности, вспышки новых способностей (особенно творческого плана). Результаты изучения биографий творческих личностей показывают, что их продуктивность и работоспособность не снижаются в позднем онтогенезе в разных сферах науки и искусства. Т.о. ведущим фактором развития продуктивного старения является самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность.

 

Я-концепцией в старости движет стремление интегрировать своё прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Эффективно интегрировать свою жизнь можно при условии успешного разрешения индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработке адаптивных личностных свойств, умении извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способности аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.

 

Вопрос 34 Нарушения психического функционирования в пожилом возрасте.

С физиологической и психологической точек зрения, старость менее жестко связана с хронологическим возрастом, чем любой более ранний период жизни. Люди пожилого возраста значительно более разнообразны по своим биологическим и поведенческим характеристикам, чем молодые. В процессе старения усиливается действие закона гетерохронии, в результате чего имеют место длительная сохранность и даже улучшение функционирования одних систем и ускоренная, происходящая разными темпами, инволюция других. Дольше всего сохраняются в организме те структуры (и функции), которые тесно связаны с осуществлением основного жизненного процесса. Изменения происходят на молекулярном и на уровне функциональных систем. Отрицательные сдвиги происходят также в сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других системах в процессе инволюции организма. Особое значение имеют процессы, происходящие в период старения в нервной системе. Изменения в стволе мозга значительнее и существеннее, чем в мозжечке и обоих полушариях. Более сохранны высшие отделы мозга.

Возрастные изменения в старости не укладываются в картину равномерного, гармонического угасания мозга. Адаптация организма к старению достигается за счет мобилизации резервных сил (это процесс называется витаукт – целостные процессы, направленные на стабилизацию жизнеспособности организма). Витаукт проявляется в следующих эффектах:

1) Может активизироваться гликолиз, растет активность многих ферментов, увеличивается активность факторов, связанных с «ремонтом» ДНК;

2) В центральной нервной системе развиваются приспособительные функциональные механизмы, вырабатываются меньшие дозы инсулина, адреналина, тироксина и т.д.

3) К числу биологических приспособительных механизмов относят также увеличение числа ядер во многих клетках печени, почек, сердца, скелетных мышц, нервной системы, что улучшает обменные процессы между структурами ядра и цитоплазмы, появляются гигантские митохондрии, аккумулирующих в себе запасы энергии.

 

ЭФФЕКТЫ СТАРЧЕСКОГО УГАСАНИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА:

§ Эффект поляризации – в целом, ослабление и разрушение одних элементов и систем приводит к интенсификации других, что способствует сохранности организма.

§ Эффект резервирования - состоит в замене одних механизмов другими, резервными, более древними и потому более устойчивыми по отношению к фактору старения.

§ Эффект компенсации, когда существующие системы берут на себя не свойственные им ранее функции, возмещая таким образом работу ослабленных или разрушенных систем. Все это приводит к возникновению новых механизмов жизнедеятельности стареющего организма (биологический витаукт).

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Психический процесс Изменения
Восприятие Восприятие в старости становится менее четким, и пожилой человек вынужден прибегать к воображению, чтобы расшифровать неадекватное и искаженное восприятие. Поэтому многие исследователи отмечают необходимость критического отношения пожилых людей к своему восприятию (необходимо проверять еще раз). Большое значение при расстройствах восприятия имеет фактор сенсорной депривации (ограничения количества и качества информации, поступающей из вне), которая в свою очередь идет от социальной изоляции старых людей. Отсутствие активной внешней деятельности не обеспечивает пожилого человека стимуляцией из внешнего мира, необходимой для физического и психического здоровья.
Внимание Снижение внимания, затруднение сосредоточения и переключения внимания, ослабевает периферия внимания, ослабление контроля за привычными действиями, ослабление реакции на внешние раздражители, снижение подсознательного контроля за последовательностью раздражителей (пожилые люди становятся рассеянными, путают последовательность действий). Наблюдается почти полная поглощенность объектом, находящимся в фокусе внимания.
Память Исследования памяти показали, что в период после 70 лет в основном страдает механическое запоминание, а лучше всего сохраняется логическая память. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но сохраняется лучше, чем механическое запечатление. Основой прочности памяти в старшем возрасте являются внутренние смысловые связи. Деформации особенно сильны в образной памяти, где восприятие и запоминание не сопровождаются организующей функцией речи. Ведущим видом памяти в пожилом возрасте становится смысловая, логическая память, хотя и эмоциональная память продолжает функционировать.
Интеллект В процессе геронтогенеза претерпевает изменения вербальный и невербальный интеллект. Снижение невербальных функций становится резко выраженным к 40 годам, а вербальные функции с этого момента интенсивно прогрессируют, достигая своего максимума в период 40-45 лет. Это свидетельствует о том, что речемыслительные функции противостоят общему процессу старения.

 

МЕХАНИЗМЫ КОМПЕНСАЦИИ ВОЗМОЖНОГО СНИЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРОСТИ (адаптационные механизмы, поддерживающего интеллектуальную активность в старости):

1) Селекция - пожилые люди должны отби­рать только те виды активности, с которым они справляются наилучшим образом;

2) Оптимизация - более тщательная подготовки к деятельно­сти и использования новых технологий;

3) Компен­сация – переструктурирование ситуации деятельности.

 

ОСНОВНЫЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ, НАБЛЮДАЮЩИЕСЯ В СТАРОСТИ

Синдром Описание
Тревожно-депрессивный синдром Основные его проявления выражаются в тревоге и страхе, идее преследования, с включением в бред близких родствен­ников и носят чаще всего конкретное, "бытовое содержание".
Депрессивно-ипохондрический синдром Больные фиксированы на состоянии своего здоро­вья, отдавая ему все свое внимание с полным переключением интересов на это.
Астено-депрессивный синдром Пониженное угнетенное настроения с жалобами на слабость, апатию, повы­шенную утомляемость сопровождаются чувством неуверенности в своих силах, мыслями о своей неполноценности и никчемности, бесперспективности будущего и прочими компонентами депрессий.
Бредовые синдромы По своему содержанию бредовые идеи чаще всего относятся к группе бреда преследования, бреда ревности, бреда ущерба.
Состояния слабоумия Слабоумие (деменция) является одним из наиболее частых психических расстройств позднего возраста. Нарушение ин­теллектуальных функций, нарушение внимания, памяти и личности.

 

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПСИХО-НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА:

1) Болезнь Альцгеймера - дегенеративное заболевание центральной нервной системы, характеризующееся прогрессирующим снижением интеллекта, расстройством памяти и изменением поведения. Заболевание обычно возникает у людей пожилого и старческого возраста. Она названа в честь врача Алоиса Альцгеймера. Патогенез связан с отложением в ткани мозга амилоидного белка, вызывающим дегенерацию нейронов, и нарушением холинэргической синаптической передачи. Болезнь Альцгеймера является ведущей причиной слабоумия у пожилых. Первые симптомы могут появиться уже после 40 лет, а после 70-летнего возраста частота заболевания доходит до 30%. В результате исследования выяснилось, что наследственность играла роль в 79% случаев болезни Альцгеймера, в остальных случаях основное значение имели внешние воздействия. «Окружающая среда может иметь существенное значение не только в самом факте развития заболевания, но также влиять на то, в каком возрасте оно возникнет», - считает руководитель исследования Маргарет Гатц.

 

2) Болезнь Паркинсона - хроническое нейродегенеративное заболевание, сопровождающееся прогрессирующим разрушением и гибелью дофаминовых нейронов в ЦНС, прежде всего в substantia nigra. Болезнь Паркинсона была известна и ранее под названием «дрожательный паралич», но подробно и полно её впервые описал в качестве самостоятельной нозологической единицы в 1817 году Джеймс Паркинсон в своей книге «Эссе о дрожательном параличе». По имени первоописателя эта болезнь и была впоследствии названа болезнью Паркинсона. Разрушение дофаминовых нейронов в области чёрной субстанции приводит к развитию характерных для болезни Паркинсона двигательных нарушений. Разрушение дофаминовых нейронов в области «дофаминового пути удовольствия» (dopamine pleasure pathway) в лимбической системе, в частности в ventral tegmental area приводит к постепенному снижению мотивации, энергии больных, к снижению способности испытывать положительные эмоции (ангедония) и в конечном счёте к развитию хронической депрессии. Разрушение дофаминовых нейронов лобных долей коры приводит к развитию интеллектуальных нарушений: снижению памяти, уменьшению интеллектуальной продуктивности, обучаемости и в конечном счёте к картине органического слабоумия (деменция). В поздних стадиях болезни Паркинсона нередко присоединяется органический психоз с галлюцинаторно-параноидными проявлениями или хронический делирий (дезориентация во времени и месте, спутанность, галлюцинации, бред). Болезнь обычно начинается с малых признаков двигательных нарушений: с мелкого тремора, напоминающего катание пилюль, гипертонуса мышц, брадикинезии (замедленные, затруднённые движения) и гипокинезии (уменьшение двигательной активности), появления гнусавости и смазанности речи, скованности и неловкости в движениях, изменения походки (шаркающая, мелкие шажки), изменения почерка (мелкий дрожащий почерк).

 

ДОЛГОЖИТЕЛИ

В исследованиях было отмечено, что долгожители очень активны, жизнерадостны, быстро восстанавливают свое настроение после тяжелых психических потрясений, не поддаются мрачным мыслям. В достижении долголетия играют немалую роль индивидуальные особенности организма и личности. Обследованные геронтологами долгожители отличались спокойным характером, уравновешенностью, отсутствием суетливости. Многие из долгожителей вели тяжелую трудовую жизнь, испытывали серьезные лишения, но при этом сохраняли спокойствие, стойко переносили все невзгоды. Ученые на Западе пишут о том, что большая часть долгожителей была ими обнаружена в малоразвитых странах, вдали от городской жизни и центров цивилизации. Кроме того, на основании проведенных исследований ученые приходят к выводу, что здоровая семья — одно из важных условии, благоприятствующих долголетию. Многочисленными исследованиями доказано, что долгожители — люди деятельные. Для них характерен высокий жизненный тонус, который достигается любым творческим трудом. А чем активнее нервная система человека, тем дольше он живет. Большинство современных людей пожилого возраста имеют оптимистический взгляд на будущее и деятельное отношение к жизни, желание постоянно быть в гуще событий.

* * *

 

 


[1] В контектсе молодости можно рассматривать, как целевые установки развития. В период ранней молодости уже проявляются те или иные характеристики зрелой личности, но они д.б. усвоены индивидом и проработаны собственным опытом (чего на этапе молодости пока нет).

[2] В молодости начинается формирование этих стилей поведения, которые у разных индивидом м.б. проявлены в разной степени и в разные временные периоды. Окончательное формирование стилей поведения условно (!) завершается к 30 годам.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.