Скворцова Лариса Ивановна - к.п.н., доцент — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Скворцова Лариса Ивановна - к.п.н., доцент

2017-12-22 251
Скворцова Лариса Ивановна - к.п.н., доцент 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

УМК утвержден на заседании

кафедры практической психологии

26 декабря 2006г.

Протокол №4

Вологда 2006г.


ВЫПИСКА

из ГОСУДАРСТВЕННого ОБРАЗОВАТЕЛЬНого СТАНДАРТа

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2005

 
ДПП.Ф.01 Возрастная психология Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. Исторический очерк. Категория развития. Теории психического развития. Источники, движущие силы и условия психического развития. Механизмы развития личности. Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис. Проблема периодизации психического развития. Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста. Понятие сенситивности, возрастного кризиса. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. Отклонения в психическом развитии. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации. Основные этапы психического развития человека. Психическое развитие в младенчестве. Психическое развитие в раннем детстве. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Психологическая характеристика готовности к школе. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Психологические особенности подростка. Психология ранней юности. Психология зрелого возраста. Психология старости. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития. Методы развивающей работы психолога.  

 


ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обеспечение качества подготовки специалистов на высоком профессиональном уровне всегда было одной из главных задач, стоящих перед высшей школой. Актуальность этой задачи в полной мере сохраняется в настоящее время, когда овладение студентом высоким уровнем квалификации происходит в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

«Возрастная психология» включена в перечень основных дисциплин предметной подготовки психологов. В системе теоретических курсов, изучаемых будущими психологами, комплекс сведений по психологии развития и возрастной психологии можно рассматривать как базовый наряду с содержанием курса «общие основы психологии». Подготовка по ряду специальных предметов, таких как «педагогическая психология», «специальная психология и коррекционная педагогика», «нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте», «психология девиантного поведения», «психодиагностика» и многие другие, невозможна без знаний возрастной психологии.

Программа раскрывает основы курса, расширяя и конкретизируя обязательный минимум содержания, представленный в государственном образовательном стандарте. Программа составлена с учетом современного состояния и развития данной отрасли в отечественной и мировой психологической науке, а также анализа опыта преподавания психологии развития и возрастной психологии в вузах.

Предлагаемый курс ставит своей целью заложить надежный фундамент в подготовке специалистов к работе с детьми и взрослыми разных возрастных групп. Курс возрастной психологии призван служить решению следующих образовательных задач:

во-первых, дать будущим психологам знания о фактах и закономерностях, источниках, движущих силах и факторах психического развития человека, основных психологических особенностях каждого возраста, условиях, обеспечивающих личностный рост человека на различных возрастных этапах;

во-вторых, помочь научиться понимать детей, взрослых, пожилых людей и их отношения с окружающим миром;

в-третьих, настроить студентов на использование полученной информации в процессе обучения, профессиональной деятельности и в личной жизни.

Решение выше обозначенных задач будет способствовать, на наш взгляд, формированию у будущих специалистов гуманистического мировоззрения и личностно-гуманистической ориентации деятельности психолога. Это предполагает также знакомство с основами гуманитарной методологии научного познания, развитие практических навыков познания себя и другого, признание чужого и собственного «я», как высших ценностей.

В качестве методических задач в преподавании возрастной психологии можно обозначить:

- обеспечение профессиональной направленности лекционного курса, семинарских и лабораторных занятий;

- осуществление органической связи аудиторных занятий по возрастной психологии с практической работой студентов в период психологических практик;

- структурирование системы взаимно дополняющих форм аудиторной и индивидуальной самостоятельной работы студентов по изучению возрастной психологии;

- применение разнообразных современных форм, методов, приемов и технологий обучения.

Формируя содержание и структуру курса возрастной психологии, необходимо учитывать содержание других психологических дисциплин и осуществлять внутрипредметные связи.

Предлагаемое соотношение часов лекционного курса, семинарских и лабораторных занятий позволяет более глубоко изучить ряд важнейших тем данной учебной дисциплины, закрепить теоретические знания, практически ознакомить студентов с образцами конкретных методов и методик изучения ребенка и взрослого, научить студентов добывать психологические факты и анализировать их. В ходе лабораторных занятий приобретаются исследовательские умения и навыки. Исследовательский характер практических занятий развивает познавательную активность и самостоятельность мышления студентов, способствует накоплению опыта диагностической и прогностической деятельности.

Сочетание различных видов аудиторной (фронтальной, групповой, индивидуальной) и самостоятельной работы в курсе возрастной психологии предоставляет возможность осуществлять подготовку специалиста, способного к осмыслению своих действий, к рефлексии и самокоррекции на одном из этапов профессионального становления.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

по дисциплине «Возрастная психология»

Специалист:

§ Знает историю, современные тенденции и проблемы развития возрастной психологии.

§ Владеет системой знаний об источниках, движущих силах, факторах и механизмах развития психики человека.

§ Знает общие закономерности психического развития человека и закономерности развития отдельных сфер психики.

§ Знает характерные особенности психического развития на всех возрастных этапах, основные возрастные новообразования.

§ Владеет знаниями о переходных периодах и возрастных кризисах

§ Владеет знаниями об условиях, обеспечивающих личностный рост.

§ Имеет представление о методах изучения возрастных особенностей и проблем развития, знает принципы и специфику применения различных методов исследования в возрастной психологии

§ Умеет получать психологические факты и анализировать их с позиций закономерностей психического развития.

§ Умеет понимать детей, взрослых, пожилых людей и их отношения с окружающим миром.

§ Владеет информацией о возможных «группах риска» на каждом возрастном этапе и причинах их возникновения.

§ Владеет знаниями об особенностях и причинах нарушения психики, девиантного поведения, отклонений в психическом развитии.

§ Имеет представление о методах развивающей работы психолога в различных возрастных группах.

 

 

Выписка из учебного плана специальности

Возрастная психология всего:

аудиторной работы – 120 часов: лекций – 58 часов, семинаров – 32 часа, лабораторных работ – 30 часов.

самостоятельной работы – 130 часов;

5 семестр:

Лекций – 42 часа, семинаров – 24 часа, лабораторных работ - 14 часов.

Итоговая форма – экзамен.

6 семестр:

Лекций – 16 часов, семинаров – 8 часов, лабораторных работ - 16 часов.

Итоговая форма – экзамен.

 

РАБОЧИЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курса «Возрастная психология»

    № п/п   Название темы   Количество часов
ЛК СМ ЛЗ Само стоят раб
           
1. Психическое развитие и возраст как предмет психологического исследования. История становления возрастной психологии как науки и ее задачи на современном этапе. Методология и методы исследования.        
2. Источники, движущие силы, закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе.        
3. Психическое развитие ребенка в перинатальный период и эпоху раннего детства.        
4. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста.        
5. Психическое развитие и формирование личности млад- шего школьника.        
6. Психологические особенности подростка.        
7. Психология ранней юности.        
8. Психическое развитие в период молодости        
9. Психология взрослых        
10. Психология пожилого и старческого возраста        
11. Методы развивающей работы психолога (обзор).        
  Итого: 250        

Примечание: в продолжение данного курса возможно проведение спецкурса или спецсеминара: «Методы развивающей работы психолога».

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.