Психическое развитие в дошкольном возрасте. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Психическое развитие в дошкольном возрасте.

2017-12-22 248
Психическое развитие в дошкольном возрасте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1.

Новорожденность. Младенчество.

Вопросы:

1. Значение беспомощности новорожденного ребенка.-

2. Врожденные рефлексы. -

3. Критерии перехода от новорожденности к младенчеству (физиологические и психологические). -

4. «Комплекс оживления» и его значение. -

5. Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца. -

6. Развитие движений: хватание, манипулятивные действия, ходьба. -

7. Развитие сенсорной сферы, сензитивные периоды. Сенсорная депривация в данном возрасте (задержка развития). -

8. Интеллект ребенка до 1 года. -

9. Развитие речи. -

10. Воспитание младенца. -

11. Дети, требующие специального ухода. -

 

Литература:

Авдеева Н.Н. Младенческий возраст. В кн.: Психическое развитие воспитанников детского дома. - М.: Педагогика, 1990.

Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни. / / Вопр. психол. 1996. № 4.

Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М.: Педагогика, 1991.

Баженова О.В. Диагностика психического развития ребенка первого года жизни. М., 1985.

Батуев А.С. и др. Зрительное предпочтение как проявление привязанности у детей первого года жизни. // Вопр. психол. 1996. № 4.

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М.: Прогресс, 1985.

Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. Т.4. - М.: Педагогика, 1982.

Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. В кн.: Принцип развития в психологии. / Под ред. Анцыферовой А.И. - М.:Наука, 1978.

Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери. // Вопр. психол. 1985. № 6.

Исследование привязанности ребенка к матери //Вопр. психол. 1985. № 6.

Кушнир Н.Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни. //Вопр. психол. 1994. № 3.

Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. Любое издание.

Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1991.

Менчинская Н.А. Развитие ребенка от рождения до года (Дневник бабушки). // Вопр. психол. 1996. № 3.

Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия ребенка и матери. //Вопр. психол. 1994. № 6.

Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1999.

Мухина В.С. Игрушка как средство развития ребенка. // Вопр. психол. 1988. №2.

Развитие личности ребенка. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1987.

Романова В. Кросс-культурные исследования младенчества в психологии. //Вопр. психол. 1997. № 5.

Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. //Вопр. психол. 1994. № 6.

Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент. //Вопр. психол. 1995. № 3.

Субботский Е.В. Концепция Л.С.Выготского о высших и низших психических функциях и современное исследование познавательного развития в младенчестве. // Вопр. психол. 1996. № 6.

Уайт Б. Первые три года жизни. (Пер. с англ.) – М.: Педагогика, 1982.

Тема 2.

Раннее детство.

Кризис трех лет.

Вопросы:

1. Общая характеристика и особенности психического развития ребенка на втором-третьем году жизни.

2. Развитие прямохождения и его влияние на психическое развитие ребенка.

3. Основные этапы развития речи. Закономерности речевого развития.

4. Развитие предметной деятельности как основного фактора психического развития ребенка. Наглядно-действенное мышление.

5. Особенности общения ребенка раннего возраста со взрослым.

6. Игровая деятельность в раннем детстве.

7. Развитие когнитивных процессов и восприимчивость к обучению.

8. Индивидуальные темпы развития в раннем детстве.

9. Основные симптомы кризиса трех лет и их психологическое содержание (негативизм, строптивость, упрямство и др.).

10. Ведущая деятельность и новообразования кризиса трех лет.

11. Стратегии родительского поведения по отношению к детям трехлетнего возраста.

12. Формирование личности и самосознания. Волевое поведение.

13. Адаптация к дошкольному учреждению.

 

Литература:

Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни. // Вопр. психол. 1996. № 4.

Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4. М.: 1982.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. - Саратов: Изд-во СГУ, 1990.

Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные образования у детей в период кризиса трех лет. // Вопр. психол. 1987. № 5.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: 1993.

Исенина Е.И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы. // Вопр. психол. 1987. № 2.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: 1995.

Трефилова Г.Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии (80-е гг. Х1Х в. - 20-е гг. ХХ в.) // Вопр. психол. 1997. № 5.

Тема 3.

Тема 4.

Тема 5.

Младший школьный возраст.

Вопросы:

1. Социальная ситуация развития ребенка, поступившего в школу. Обучение и воспитание в школе как основной фактор психического развития младших школьников.

2. Психологические особенности первого этапа обучения.

3. Динамика отношений с учителем в младшей школе и роль личности учителя в обучении и воспитании младшего школьника.

4. Место школьника в семьи. Необходимость единства педагогических воздействий семьи и школы.

5. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности, определяющий психическое развитие младших школьников. Структура учебной деятельности. Содержание учебной деятельности как источник умственного развития.

6. Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста. Влияние стиля работы учителя на формирование отношения к школе, сверстникам, самому учителю.

7. Проблема оценки. Усвоение моральных норм и правил поведения.

8. Умственное развитие в младшем школьном возрасте. Возрастные особенности и возможности усвоения знаний.

9. Проблема интеллектуализации психических процессов. Память младшего школьника и пути повышения ее эффективности.

10. Формирование личности младшего школьника. Особенности развития самосознания.

11. Общение в младшем школьном возрасте.

12. Игра и учение в младшем школьном возрасте.

 

Литература:

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

Выготский Л.С. Собр.соч. Т.4. Детская психология. - М., 1982.

Выготский Л.С. Мышление и речь. // Выготский Л.С. Собр.соч. в 6 т. Т.2. - М., 1982.

Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М., 1988.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986.

Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности. //Вопр. психол. 1992. № 3-4.

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: 1995.

Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. - М., 1988.

Прохоров А.О., Генинг Г.Н. Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников. // Детский психолог. 1995. № 10.

Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии. // Вопр. психол. 1998. № 3.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. (Психическое развитие в детском возрасте). - М.: Педагогика, 1989.

Тема 6.

Психологических концепций.

Вопросы:

1. Классические исследования кризиса подросткового возраста.

2. Учебная деятельность в подростковом возрасте. Изменение отношения к учебе на протяжении подросткового возраста. Стимулы и мотивы учения.

3. Развитие когнитивных процессов в отрочестве. Развитие мышления, внимания, памяти, воображения. Восприятие искусства.

4. Особенности подростков со взрослыми, родителями и сверстниками. Потребность в доверительном общении со взрослым. Дружба в отрочестве.

5. Общение со сверстниками как потребность и значимая деятельность.

6. Развитие личности в отрочестве. Кризис идентификации со своей внешностью и со своими представлениями о себе.

7. Самосознание в отрочестве. Обострение потребности в признании. Возникновение новой внутренней позиции.

8. Развитие общих и специальных способностей в подростковом возрасте.

9. Индивидуальные и половые различия в подростковом возрасте.

10. Подростковая субкультура.

Литература:

Абрамова ГС. Возрастная психология. - М., 1998.

Баярд Р. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.

Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. - М., 1991.

Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

Особенности обучения и развития школьников 13 - 17 лет. / Под ред. И.В.Дубровиной, Круглова Б.С. - М., 1988.

Макферлайн А., Макферсон А. Дневник подростка. (Пер. с англ.) – М.: Медицина, 1992.

Поливанова К.Н. психологический анализ кризисов возрастного развития. // Вопр. психол. 1994. № 1.

Психология современного подростка. // Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1987.

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М., 1990.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. (Пер. с англ.) – СПб: «Питер», 1999.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994.

Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М., 1987.

Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987.

Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Просвещение, 1967.

 

Тема 7.

Тема 8.

Взрослость.

Вопросы:

1. Общие условия перехода к зрелости. Социальная ситуация развития личности в период зрелости.

2. Социальное значение периода зрелости. Исследование периодов и задач взрослого развития.

3. Ведущая деятельность в период зрелости. Профессиональные и творческие достижения в различных видах деятельности взрослого человека. Стремление к новому и стереотипность в профессиональной деятельности.

4. Любовь и семья как ценности. Установление близких отношений.

5. Периоды взрослости. Специфика возрастных кризисов взрослых.

6. Индивидуальные и половые различия в характере физического, умственного и социального развития. Разнообразие типов личности взрослого человека.

 

Литература:

Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды: В 2 т. - М., 1980.

Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М., 1973.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.

Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1998.

Александрова М.Д., Рудкевич Л.А. Критический обзор основных методов исследования творческой продуктивности в возрастном аспекте.//Экспериментальная и прикладная психология. / Отв. ред. Б.Г.Ананьев. - Л., 1971.

Возрастные особенности умственной деятельности взрослых. / Под ред. Е.И. Степановой. Л., 1974.

Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: Наукова думка, 1984.

Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

Психология личности и образ жизни. / Отв. Ред. Е.В.Шорохова. - М., 1987.

Развитие психофизиологических функций взрослых людей. / Под ред. Б.Г. Ананьева, Е.И. Степановой. - М.: 1972, 1977.

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. – Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1990.

Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. - Л., 1981.

Степанова Е.И., Грановская Л.Н. Изменение структуры взаимосвязей интеллектуальных функций у взрослых // Вопр.психол. 1975. № 1.

Структура интеллекта взрослых. / Под ред. Е.И. Степановой, Я.И. Петрова. - Л., 1979.

 

Тема 9.

Период геронтогенеза.

Поздняя взрослость.

Вопросы:

1. Возрастная динамика психофизиологических функций. Причины старения. Профилактика старения.

2. Развитие личности в пожилом и старческом возрасте. Выход на пенсию, смена статуса. Семейные и личные отношения.

3. Развитие субъекта деятельности в геронтогенезе.

4. Индивидуальные различия в пожилом и старческом возрасте.

5. Завершение полного жизненного цикла. Смерть и умирание.

 

Литература:

Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения. - Л., 1965.

Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - Л., 1974.

Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы. // Психологический журнал. - Т. 15. - 1994. - № 3.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. – М.: Изд. Группа «Прогресс» – «Прогресс –Академия», 1992.

Бурльер Ф.А. Старение и старость. - М., 1962.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988.

Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. (Пер. с англ.) – М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1996.

Лабиринты одиночества. - М., 1989.

Основы геронтологии. / Под ред. А.Бине и Ф. Бурльера: Пер. с фр. – М.: Медгиз, 1960.

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. – Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1990.

Тибилова А.У. Восстановительная терапия психически больных позднего возраста. - М., 1991.

Фролькис В.В. Природа старения. - М., 1969.

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия (Пер. с англ.) – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Для студентов-психологов

1. Предмет возрастной психологии, ее связь с другими психологическими дисциплинами.

2. Теоретические и практические задачи возрастной психологии.

3. Проблема психического развития и его движущих сил в классических теориях отечественной и зарубежной психологии.

4. Понятия условий, источников и движущих сил психического развития; их взаимоотношение в реальном процессе развития.

5. Основные положения и историческое значение теории культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского для развития возрастной психологии в России.

6. Проблема возраста в психологии.

7. Теории периодизации психического развития в зарубежной психологии.

8. Представления о периодизации психического развития в отечественной психологии. Современные представления о стадиальности психического развития.

9. Методы возрастно-психологических исследований и их особенности.

10. Психологические особенности младенца. Кризис одного года.

11. Психологические особенности ребенка раннего возраста.

12. Кризис трех лет. Основные симптомы и психологическое содержание.

13. Игра в отечественной и зарубежной психологии.

14. Развитие психики в дошкольном возрасте.

15. Психологическая готовность к обучению в школе. Диагностика школьной зрелости.

16. Развитие психики в младшем школьном возрасте. Основные новообразования.

17. Личностное развитие и социальная жизнь младшего школьника.

18. Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии.

19. Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками и взрослыми. Современные представления о ведущей деятельности в подростковом возрасте.

20. Развитие самосознания в подростковом возрасте.

21. Социально-психологические характеристики «трудных подростков».

22. Основные проблемы в изучении юношеского возраста. Новообразования юности.

23. Волевое и нравственное развитие в подростковом и юношеском возрасте.

24. Проблемы периодизации зрелости. Понятие о «нормальных» кризисах зрелого возраста.

25. Познавательная деятельность в период зрелости, проблемы форм и методов обучения взрослых.

26. Историческая изменчивость социально-психологической оценки старости. Основные психологические проблемы пожилых.

27. Психологические факторы в процессе старения. Профилактика старения.

28. Возрастно-психологическое консультирование.

29. Возрастные и индивидуальные различия в психическом развитии на разных возрастных этапах.

30. Перспективные направления исследований возрастной психологии.

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

по курсу «Возрастная психология»

1. Пренатальное развитие и роды.

2. Сенсорная депривация в раннем возрасте.

3. Проблемы детской одаренности.

4. Становление дружеских отношений в детстве и их влияние на психическое развитие.

5. Проблемы эстетического развития в детском возрасте.

6. Половые различия в дошкольном возрасте.

7. Индивидуальные различия в психологической готовности к школьному обучению и адаптации в школе.

8. Детская субкультура.

9. Факторы, влияющие на развитие средств и форм общения детей.

10. Противоречия в развитии взаимоотношений у детей подросткового возраста.

11. Особенности взаимоотношений с окружающими в ранней юности.

12. Подростки в семье.

13. Особенности психического развития студентов.

14. Этапы профессионального становления личности.

15. Одинокие люди: мифы и реальность.

16. Мужчины и женщины в середине жизни.

17. Семья в современном обществе.

18. Личность и старение.

19. Социальная политика и пожилые люди.

20. Жизненный цикл человека.

 

 

Тема 1.

Новорожденность. Младенчество.

Вопросы:

1. Значение беспомощности новорожденного ребенка.-

2. Врожденные рефлексы. -

3. Критерии перехода от новорожденности к младенчеству (физиологические и психологические). -

4. «Комплекс оживления» и его значение. -

5. Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца. -

6. Развитие движений: хватание, манипулятивные действия, ходьба. -

7. Развитие сенсорной сферы, сензитивные периоды. Сенсорная депривация в данном возрасте (задержка развития). -

8. Интеллект ребенка до 1 года. -

9. Развитие речи. -

10. Воспитание младенца. -

11. Дети, требующие специального ухода. -

 

Литература:

Авдеева Н.Н. Младенческий возраст. В кн.: Психическое развитие воспитанников детского дома. - М.: Педагогика, 1990.

Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни. / / Вопр. психол. 1996. № 4.

Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М.: Педагогика, 1991.

Баженова О.В. Диагностика психического развития ребенка первого года жизни. М., 1985.

Батуев А.С. и др. Зрительное предпочтение как проявление привязанности у детей первого года жизни. // Вопр. психол. 1996. № 4.

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М.: Прогресс, 1985.

Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. Т.4. - М.: Педагогика, 1982.

Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. В кн.: Принцип развития в психологии. / Под ред. Анцыферовой А.И. - М.:Наука, 1978.

Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери. // Вопр. психол. 1985. № 6.

Исследование привязанности ребенка к матери //Вопр. психол. 1985. № 6.

Кушнир Н.Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни. //Вопр. психол. 1994. № 3.

Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. Любое издание.

Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1991.

Менчинская Н.А. Развитие ребенка от рождения до года (Дневник бабушки). // Вопр. психол. 1996. № 3.

Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия ребенка и матери. //Вопр. психол. 1994. № 6.

Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1999.

Мухина В.С. Игрушка как средство развития ребенка. // Вопр. психол. 1988. №2.

Развитие личности ребенка. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1987.

Романова В. Кросс-культурные исследования младенчества в психологии. //Вопр. психол. 1997. № 5.

Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. //Вопр. психол. 1994. № 6.

Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент. //Вопр. психол. 1995. № 3.

Субботский Е.В. Концепция Л.С.Выготского о высших и низших психических функциях и современное исследование познавательного развития в младенчестве. // Вопр. психол. 1996. № 6.

Уайт Б. Первые три года жизни. (Пер. с англ.) – М.: Педагогика, 1982.

Тема 2.

Раннее детство.

Кризис трех лет.

Вопросы:

1. Общая характеристика и особенности психического развития ребенка на втором-третьем году жизни.

2. Развитие прямохождения и его влияние на психическое развитие ребенка.

3. Основные этапы развития речи. Закономерности речевого развития.

4. Развитие предметной деятельности как основного фактора психического развития ребенка. Наглядно-действенное мышление.

5. Особенности общения ребенка раннего возраста со взрослым.

6. Игровая деятельность в раннем детстве.

7. Развитие когнитивных процессов и восприимчивость к обучению.

8. Индивидуальные темпы развития в раннем детстве.

9. Основные симптомы кризиса трех лет и их психологическое содержание (негативизм, строптивость, упрямство и др.).

10. Ведущая деятельность и новообразования кризиса трех лет.

11. Стратегии родительского поведения по отношению к детям трехлетнего возраста.

12. Формирование личности и самосознания. Волевое поведение.

13. Адаптация к дошкольному учреждению.

 

Литература:

Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни. // Вопр. психол. 1996. № 4.

Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4. М.: 1982.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. - Саратов: Изд-во СГУ, 1990.

Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные образования у детей в период кризиса трех лет. // Вопр. психол. 1987. № 5.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: 1993.

Исенина Е.И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы. // Вопр. психол. 1987. № 2.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: 1995.

Трефилова Г.Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии (80-е гг. Х1Х в. - 20-е гг. ХХ в.) // Вопр. психол. 1997. № 5.

Тема 3.

Психическое развитие в дошкольном возрасте.

Вопросы:

1. Особенности предметной деятельности дошкольника. Когнитивное развитие.

2. Личность дошкольника: усвоение нравственных норм, особенности самосознания, общение в дошкольном возрасте, первый социальный опыт.

3. Игра как основная деятельность дошкольника, структура игровой деятельности.

4. Теории игры в отечественной и зарубежной психологии.

5. Значение игровой деятельности для психического развития дошкольника.

6. Психокоррекционные возможности игровой деятельности.

7. Продуктивные виды деятельности дошкольника (конструирование, рисование и др.)

8. Основные эмоциональные характеристики дошкольников.

9. Использование диагностических методик для выявления эмоциональных особенностей дошкольников.

10. Нарушения эмоционального развития: трудности общения со взрослыми и сверстниками, тревожность, страхи, упрямство, агрессия и др.

Литература:

Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург: 1995.

Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопр. психол. 1988. № 6.

Житомирская И.Г., Орешкина Н.А. Сравнительное изучение умственных действий старших школьников. // Вопр. психол. 1991. № 3.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: 1993.

Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1993.

Катаева А.А., Обухова Т.И., Стребелева Е.А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте. // Вопр. психол. 1991. № 3.

Кравцова Е.Е. Психологические образования в дошкольном возрасте. // Вопр. психол. 1996. № 6.

Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. //Избранные психологические произведения. Т.1. - М.: педагогика, 1983.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. М., 1987.

Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.

Менчинская Н.А. Страницы дневника развития дочери. //Вопр. психол. 1995. № 3.

Пауэр Ф.К., Хиггинс Э., Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию. // Психол. журн. 1992. Т.13. № 3.

Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: 1969.

Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду. // Вопр. психол. 1984. №4.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.

Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение, 1995.

Эльконин Д.Б. Проблемы психологии игры. // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.

Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4. Детская психология. - М., 1982.

Выготский Л.С. Мышление и речь. // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.2. - М., 1982.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: 1993.

Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1993.

Кряжева И.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.

Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. - СПб: Питер Пресс, 1996.

Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности. - М., 1996.

Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993.

Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

Степанов С.С. Большие проблемы маленького ребенка. - М.: Педагогика Пресс, 1995.

Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. Психоаналитическое исследование. / Пер. с нем. - М.: Наука, 1995.

Чистякова М.И. Психогимнастика. / Под ред. М.И.Буянова. - М.,1990.

Эберлейн Г. Страхи здоровых детей.: Пер. с нем. - М., 1981.

Эмоциональное развитие дошкольников. / Под ред. Кошелевой. - М.,1985.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.

 

Тема 4.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.