Возникновение, сущность и динамика проблем современной цивилизации в условиях глобализации. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Возникновение, сущность и динамика проблем современной цивилизации в условиях глобализации.

2017-12-22 245
Возникновение, сущность и динамика проблем современной цивилизации в условиях глобализации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Глобализация – это постепенное преобразование разнородного мирового социального пол пространства в единую всемирную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя систему взглядов на окружающий мир, деятельность соц институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия.

Еще в 1982 году Дж. Нэсбитт определил десять новых глобальных тенденций:

– переход от индустриального общества к информационному;

– от развитой техники к высоким технологиям;

– от национальной экономики к мировой;

– от краткосрочных задач к долговременным;

– от централизации к децентрализации;

– от институциональной помощи к самопомощи;

– от представительной демократии к непосредственной;

– от иерархии к сетям;

– от Севера к Югу;

– от альтернативного выбора «или-или» к многообразию выбора.

Процессы глобализации сопровождаются рядом факторов, основными из кот. являются следующие.

1. Бурное развитие мировой экономики, формирование в ней многопрофильных хозяйственных комплексов – транснациональных корпораций (ТНК) ведет к усилению их мощи и влияния на экономику национальных государств.

2. Ведущие финансовые кампании мира, транснациональные банки (ТНБ), обладающие легальной возможностью совершать перевод огромных денежных масс из одних стран в другие, используют это для оказания влияния и давления на национальные правительства.

3. Расширение общемировых торговых сетей, вовлекающих в орбиту своих действий и интересов многие регионы и страны мира, способствуют процессам дальнейшей торгово-экономической интеграции.

4. Возникновение мировой системы производства, распространения и использования информации (Интернет).

5. Международная культурная интеграция, появление общих для всех стран понятий – массовая культура, мода, международный туризм, спорт.

6. Важным фактором усиления глобализации стал распад Советского Союза и всей социалистической системы, и связанный с этим переход к однополярному миру. Господство в нем принадлежит США.

7. Усиление контраста между развитыми и развивающимися странами.

8. Увеличение разрушительного воздействия последствий технологической революции на биосферу Земли и нарастающая угроза мировой окружающей среде.

Глобальные проблемы современности – это совок. социо-природных проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества, от решения кот. зависит соц прогресс и сохранение цивилизации.

1. Имеют общемировой, планетарный хар-р, затрагивают интересы всех народов мира. 2. Сдерживают общественный прогресс, угрожают деградацией и гибелью всему человечеству. 3. Нуждаются в неотложных и эффективных решениях. 4. Требуют для своего решения международного сотрудничества, коллективных усилий всех государств, совместных действий стран и народов нашей планеты.

Что породило глобальные проблемы? 1. Они явились результатом огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей, самого человека. 2. А также неспособность и нежелание человека, общества рационально распорядиться этой могучей силой.

Глобалистика – это научное направление, исследующее происхождение, проявления и пути решения глобальных проблем современности.

Началом в изучении глобальных проблем и прогнозировании будущего современной цивилизации стала деятельность Римского клуба – Международной неправительственной организации, созданной итальянским менеджером Аурелио Печчеи. Первыми членами этой организации стали около 30 приглашенных европейских ученых: социологов, экономистов, естественников, политологов. Результатом их деятельности стали регулярные доклады Римскому клубу, в кот. видные ученые пытались найти подходы к решению важнейших мировых проблем. Сегодня глобальные проблемы исследуют не только отдельные ученые мира, не только Римский клуб, но и ряд соответствующих стр-р Организации Объединенных Наций.

Общемировые, общепланетарные, общечеловеческие проблемы современности и их хар-ристика.

 

Типология: 1. Отношения между основными социальными общностями (общемировые). 2. Отношения между человеком и природой (общепланетарные). 3. Отношения между человеком и обществом (общечеловеческие).

Общемировые, суперглобальные проблемы связаны с перестройкой международных отношений в соответствии с требованиями дальнейшего развития человеческой цивилизации. В свою очередь они включают: проблемы преодоления увеличивающегося разрыва между высокоразвитыми и странами «третьего мира», проблемы установления нового экономического порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, развитие интеграции, проблемы предотвращения мировой ракетно-ядерной войны.

Общепланетарные (ресурсные) проблемы связаны с восстановлением гармоничного и гуманного отношения общества к природе. Сюда относятся экологическая, энергетическая, продовольственная, демографическая проблемы, освоение и использование космоса, Мирового океана.

Общечеловеческие (субглобальные) проблемы социокультурного, гуманистического порядка, связанные с демократизацией отношений личности и общества. Они подразумевают проблемы ликвидации нищеты и безграмотности, развития образования, охраны здоровья, повышения качества жизни, гарантии прав и свобод человека.

1. Проблема возрастающего социально-экономического разрыва между высокоразвитыми и развивающимися странами «третьего мира». Этот разрыв увеличивается в результате углубления процессов глобализации, усиливающих зависимость бедных стран от богатых, центра от периферии. Стандартными показателями распределения богатств являются: доля государства в мировом валовом продукте, участие в мировой торговле, прямые инвестиции транснациональных корпораций, доля в мировых валютных потоках, доход на душу населения.

Исходя из этих показателей, можно сделать следующие выводы. Вся мировая экономика концентрируется лишь в небольшой группе стран – лидеров глобализации: США, Канаде, Японии, Западной Европе. Согласно данным ООН, всемирный валовой продукт за последние 50 лет вырос с 3 до 30 триллионов долларов, в основном за счет стран-лидеров. Доля развивающихся государств в нем на рубеже веков составила всего 15 %. Так, около 10 % населения Земли имеет среднегодовой доход в 30 и выше тысяч долларов на человека, в то время как жизненный уровень 85 % не достигает и 3 тысяч долларов в год.

25 развитых стран мира, в кот. проживает примерно 23 % населения Земли, в настоящее время потребляют 75 % производимой в мире энергии, 79 % добываемого топлива, 95 % древесины, 72 % выплавляемой стали. Источником же сырья для них в основном являются страны «третьего мира».

Как отмечалось в докладе ООН за 2002 год, разрыв доходов между пятью богатейшими и пятью беднейшими странами в 2000г достиг критической отметки – 78: 1.

Проблема взаимоотношений «первого» и «третьего» миров получила название «Север – Юг». Сторонники одной из концепций утверждают, что причиной отсталости стран бедного Юга является так называемый «порочный круг бедности», в кот они попадают. И за счет этого не могут начать эффективное развитие. Представители другой концепции считают, что основную ответственность за бедность и нищету стран «третьего мира» несут развитые государства. Именно под их диктовку и при непосредственном участии проводилась п-ка неоколониализма, происходил процесс формирования современной экономической системы мира, и, естественно, богатые страны оказались в заведомо более выгодном положении.

2. Проблемы войны и мира, международного терроризма. В свою очередь они включают вопросы нераспространения ядерного оружия, снижения международной напряженности, прекращения гонки вооружений, полного разоружение, создания безъядерных зон, борьбы с мировым терроризмом.

3. Экологическая проблема. Причины: мощное развитие хозяйственной деятельности, непомерный рост средств производства, в основном за счет хищнического природопользования; последствия НТР, радикально изменившей технику и технологию производственных процессов; рост масштабов и силы воздействия человека на природу; появление качественно новых форм и видов этого воздействия; распространение деятельности человека на ту часть природной среды, кот ранее была для него недоступной.

В результате интенсивной человеческой жизнедеятельности идет сильное загрязнение воздушного и водного бассейнов. Накопление в атмосфере различных органических соединений, прежде всего, углекислого газа, ведет к так называемому парниковому эффекту, в результате которого происходит потепление климата. Ученые подсчитали, что при удвоении концентрации углекислого газа в атмосфере произойдут резкие изменения в жизни на Земле. Прежде всего, на 2–4, а на полюсах на 6–8 градусов повысится средняя температура, что, в свою очередь, вызовет необратимые процессы. Прежде всего, это приведет к таянию льдов. (Отмечено, что в последние годы темпы их таяния все ускоряются и достигают 10 сантиметров в год). А это приведет к поднятию уровня Мирового океана на один метр, к затоплению многих прибрежных районов и переселению миллионов людей в новые регионы, изменению влагообмена на поверхности Земли, к сокращению количества осадков, изменению направления ветра.

Чернобыльская атомная катастрофа, произошедшая на Украине, в значительной степени ударила по экологической безопасности Беларуси, России и других сопредельных государств; Великобритания «экспортирует» 2/3 своих промышленных выбросов в другие страны; 75-90 % кислотных дожей Скандинавских стран имеют заграничное происхождение; от кислотных дождей в Великобритании страдает 2/3 лесных массивов. А в странах континентальной Европы – около 1/2 их площадей; крупнейшие реки, озера и моря Европы и Северной Америки интенсивно загрязняются промышленными отходами предприятий самых различных стран, использующих их водные ресурсы.

За последние 30 лет, по подсчетам ученых, человечество уничтожило примерно 30 % окружающей его природы, и этот процесс постоянно нарастает.

4. Обеспечение человечества необходимыми минеральными, энергетическими и иными ресурсами.

Однако экологическая система Земли неспособна выдержать столь огромное увеличение энергопотребления, если оно будет происходить на основе невозобновляемых минеральных ресурсов. Так, по прогнозам ученых, при нынешних темпах разработки запасов нефти в Саудовской Аравии – основном экспортере этого ценного сырья – ее хватит еще на 91 год. Нефтяные резервы Ирана истощатся ч-з 114 лет, Объединенных Арабских Эмиратов – ч-з 137 лет, Кувейта – ч-з 221 год. Запасов природного газа должно хватить всего на 100 лет, а угля – на 600 лет. Следует учесть, что сегодня человечество получает 90 % энергии за счет теплоты сгорания топлива (нефти, газа, угля).

Все более значимое место в развитых странах занимает атомная энергия. Во Франции она составляет 79 %, в Бельгии – 60, Швейцарии – 39, Испании – 37, Японии – 34. Вместе с тем, развитие ядерной энергетики требует совершенствования способов захоронения ядерных отходов, организации защиты людей и всего живого от действия проникающей радиации, исключения возможности аварийных ситуаций.

5. Демографическая проблема.

Известно, что численность населения на протяжении тысячелетий увеличивалась очень медленно. Это обусловлено социальными причинами – голодом, болезнями, высокой смертностью, низкой продолжительностью жизни. Темпы прироста населения в разных регионах мира неодинаковы и зависят от многих слагаемых – уровня и образа жизни, культуры, образования, традиций, религии и т.д. Современная мировая демографическая ситуация хар-ризуется двумя основными тенденциями:

– с одной стороны, беспрецедентный скачок в увеличении прироста населения хар-рен для развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, на долю кот. приходится 3/4 населения Земли. Сопровождается он нехваткой здесь продовольствия, нормальной питьевой воды, иных природных ресурсов, а также отсутствием качественного медицинского обслуживания, санитарно-гигиенического состояния и, как следствие, различными эпидемиями.

– с другой стороны, в развитых странах мира, где имеет место избыток всех ресурсов, – начался процесс снижения численности населения, а в некот. из них происходит естественная убыль.

В этой связи перед человечеством встают глобальные проблемы перераспределения ресурсов между богатыми и бедными регионами, а также внутренние, соц задачи – прежде всего снижение темпов прироста населения. Человечество стоит перед необходимостью контроля за ростом населения, ибо число людей, кот способна обеспечить наша планета, ограничено.

6. Гуманистические (общечеловеческие) проблемы.

Свыше 3-х млрд. человек страдают от постоянного недоедания. Анализ, сделанный экспертами ООН, показал, что свыше 1,5 млрд. населения развивающихся стран живут менее чем на 1 доллар в день, и их численность постоянно растет. На продукты питания здесь уходит в среднем 90% доходов (а в США средняя американская семья тратит на продовольствие не более 20% от доходов). 1,2 млрд. просто голодают.

Хотя за последние 15 лет производство сельскохозяйственной продукции в мире выросло на 30 %, но этот прирост не коснулся развивающихся стран. Получается парадоксальная ситуация: несмотря на то, что на долю развивающихся стран приходится 90 % сельского населения, они не в состоянии прокормить даже себя. Здесь низкая производительность труда в экономике в целом и в сельском хозяйстве, в частности, прирост населения превышает увеличение продовольствия. Урожайность зерновых в 2,5 раза ниже, чем в развитых странах, надои молока от коровы в 7 раз меньше. На развитие сельского хозяйства они могут позволить выделить не более 7–8 % своих госбюджетов.

Острой является и жилищная проблема. Из 4,5 млрд. населения развивающихся стран – 2,6 млрд. живут фактически в антисанитарных условиях: 1,1 млрд. не имеют нормальных жилищных условий, 250 млн. ютятся в трущобах, 2,5 млрд. не имеют возможности пользоваться безопасной для здоровья питьевой водой, что ведет к различным кишечным, инфекционным заболеваниям. Элементарной медицинской помощи здесь лишены 1,5 млрд. человек.

Проблема образования. Несмотря на принятую в 1989 году ООН «Конвенцию о правах ребенка», где сказано, что образование – это право всех детей и обязанность всех правительств мира, – 150 млн. детей школьного возраста не имеют возможности посещать школу. Две трети из них – девочки.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.