Бартерный обмен - это прямой обмен продукта на продукт без посредства денег. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Бартерный обмен - это прямой обмен продукта на продукт без посредства денег.

2017-12-22 349
Бартерный обмен - это прямой обмен продукта на продукт без посредства денег. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эффективность производства

Экономически эффективным принято считать такой способ производства, при котором фирма не может увеличить выпуск продукции без увеличения расходов на ресурсы и одновременно не может обеспечить тот же объем выпуска, используя меньшее количество ресурсов одного типа и не увеличивая при этом затраты на другие ресурсы.

Эффективность производства складывается из эффективности всех действующих предприятий. Эффективность предприятия характеризуется производством товара или услуги с наименьшими издержками. Она выражается в его способности производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами и продавать эту продукцию с наименьшими издержками. Экономическая эффективность предприятия, в отличие от его технической эффективности, зависит от того, насколько его продукция соответствует требованиям рынка, запросам потребителей.

19. Производство создает конкретный натуральный продукт: средства производства и предметы потребления. Это машины, и хлеб, и компьютеры, и ткани. В общем, то, благодаря чему человек живет и развивается[6].

Обмен - это фаза в движении общественного продукта из производства в потребление, на которой специализированные производители обменивают производимые ими продукты, денежные доходы на другие продукты и услуги, необходимые для удовлетворения их потребностей. Обмен следует за распределением, поскольку общественное воспроизводство осуществляется на основе разделения труда и специализации. Обмен становится единственно возможным путем отдать результаты своего труда в одной форме за необходимые человеку продукты в другой форме. Именно в фазе обмена продукт труда превращается в товар[8].

20. Основные формы обмена

 

Бартерный обмен - это прямой обмен продукта на продукт без посредства денег.

Бартерный обмен господствовал на ранних стадиях развития товарного производства. Однако он не исчез и появляется во время экономических кризисов, войн, стихийных бедствий.

Постепенно бартерный обмен был заменен денежным. Этому способствовали следующие причины:

-сложность совпадения интересов всех участников обмена

-трудность нахождения критерия, на основе которого обмен становится эквивалентным

 

Денежный обмен - это обмен продукта на продукт посредством денег.

В настоящее время денежный обмен является господствующей формой обмена в экономике.

 

21. Товарообмен — это прямой, непосредственный обмен товара на товар (по формуле «Т — Т»). Понятно, что чем более развито разделение труда, тем сложнее осуществлять товарообмен, он требует все больше времени и затрат, короче, становится неэффективным.

Противоречие между необходимостью и неэффективностью товарообмена могло разрешить только появление такого товара, который обладал бы универсальной и стабильной общественной ценностью и поэтому служил бы всеобщим средством платежа при покупке любого товара. Деньги и есть такой товар-посредник.

Стадия создания условий для разбега. Она характеризуется медленным, постепенным созданием условий для некоторого повышения эффективности производства и темпов роста экономики.

Стадия разбега. Ее отличительной особенностью является повышение нормы накопления в национальном доходе, создающее

Возможность использовать достижения НТП и преодолевать сопротивление развитию со стороны сложившихся институтов власти, традиций и обычаев.

Преимущества

1.Отсутствие инфляции или инфляция, близкая к нулевой;

2.Безработица, близкая к нулевой;

3.Меньшее социальное расслоение;

4.Возможность сконцентрировать все ресурсы для производства определенной продукции, что может быть важным, например, в военное время.

Недостатки

1.невозможность оперативного реагирования на потребности общества, что может привести к дефициту пользующихся спросом товаров и услуг, высокая вероятность принятия неверных решений об инвестициях, об объёмах производства той или иной продукции (услуг);

2.отсутствие у производителей стимулов к эффективности использования ресурсов, к расширению ассортимента товаров и услуг, к инновациям;

3.неспособность производить своевременную замену устаревшего оборудования в связи с тем, что замена устаревшего оборудования требует временной остановки производства, а это приводит к невыполнению плана выпуска продукции.

40. Смешанная экономика — это экономика, которая включает как частную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах. В рамках смешанной экономики частные предприятия имеют право обладать средствами производства, свободно перемещать товары, осуществлять сделки по купле-продаже, нанимать и увольнять работников. Ряд услуг и элементов инфраструктуры финансируются за счёт налогов, субсидируются из бюджета либо принадлежат государству: юридические услуги, библиотеки, дороги, школы, больницы, силовые структуры, и т.д. Вводится ряд специальных налогов с целью возможности выплат: социальной помощи, пенсий, обязательного страхования, государственных субсидий.

Государство также осуществляет:

  • регулирование — трудовое, антимонопольное, корпоративное, таможенное;
  • защиту интеллектуальной собственности, прав потребителей, окружающей среды.

Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Эта модель основана на социально-культурных особенностях нации — массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. В целях поощрения предпринимательской активности не принимаются серьезные меры по контролю за имущественным расслоением.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами. Государство располагает всего четырьмя основными фондами, зато доля государственных расходов находится на уровне 107с ВВП. причем более половины из них направляется на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения.

Германская модель экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом. Выполняя определенные функции, человек извлекает пользу для себя, для семьи и своей социальной группы. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции.


41. Социально ориентированная рыночная экономика - это высокоэффективная открытая экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение - нетрудоспособным (престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми); эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод - всем гражданам.

42. П.Самуэльсон все товары разделил на экономические (те, которые существуют в ограниченном количестве) и свободные (существуют в неограниченном количестве – воздух).

По К.Марксу товар – это продукт труда, предназначенный для обмена. Товаром может быть материальное благо или услуга. Товар должен удовлетворять потребность человека, без этого он не будет куплен. Свойство товара удовлетворять какую-либо потребность человека называется потребительной стоимостью. Она зависит от естественных свойств вещей, которые обнаруживаются в процессе исторического развития. Конечной целью любого общества является создание потребительных стоимостей - э то категория вечная. Продукты труда, которые имеют общественную потребительную стоимость, становятся товарами в сфере обмена. То есть потребительная стоимость становится вещественным носителем общественных отношений или меновой стоимостью (свойство товара в любых количественных пропорциях обмениваться на другой товар (1кг мяса - на 1 г ткани). В разных товарах есть общее свойство – они являются продуктами труда. Их приравнивание означает объективное равенство еще до обмена. Внутренним содержанием товара является его стоимость – вложенный в товар труд. Это то общее, что находит выражение в меновом соотношении. Сущностью товара является стоимость, но проявляется она лишь через обмен, через меновую стоимость. Как потребительные стоимости товары качественно различаются, как стоимости – имеют общую меру.

43. Предельная полезность (нем. Grenznutzen, англ. Marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага

Закон убывающей предельной полезности утверждает, что в непрерывном акте потребления предельная полезность блага начинает уменьшаться. Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму, и предельная полезность становится отрицательной.

ДВОЙСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ТРУДА

- специфическое свойство человеческого труда, приобретаемое им в условиях товарного производства. Труд, с помощью которого создается товар, является, с одной стороны, конкретным трудом (создает потребительную стоимость товара), а с другой - абстрактным трудом (создает стоимость товара). Противоречие между конкретным и абстрактным трудом проявляется в виде антагонизма между трудом частным и общественным.

45. Деньги - это товар на который можно обменять любой другой товар. Следовательно, деньги являются или особым товаром или всеобщим эквивалентом, т.е. обладают способностью обмениваться на др. товары и удовлетворять любые потребности их владельцев. Появление денег раздвоило весь товарный мир на товары и деньги: товары олицетворяют потребительную стоимость, а деньги - меновую стоимость, т.е. деньги, приобретают самостоятельность, а стоимость всех товаров получает единственную форму выражения - через деньги.
Исторически различные товары выступали в качестве денег (диапазон их достаточно велик: от коровьих черепов до металлических копий, но наиболее значимую роль в истории денег играл скот), но с середины 19в. монопольное положение в товарном мире завоевало золото. Естественные свойства золота (однородность, делимость, портативность) обеспечили ему привилегированное положение всеобщего эквивалента. Свою роль всеобщего эквивалента в пределах государства золото выполняло в виде монет - своеобразного национального мундира. Сущность золотых денег как всеобщего эквивалента проявлялась в их функциях.

46. Функции денег
Деньги выполняли 5 функций:

  • мера стоимости
  • средство обращения
  • сокровища
  • средство платежа
  • мировые деньги.

Мера стоимости - это выражение стоимости товара в деньгах, т.е. приобретение стоимостью цены.
Средство обращения - означает, что деньги выступают мимолетным посредником обмена, реально обслуживая акты купли-продажи.
Деньги как сокровища отражали наличие излишков в товарном мире. Изъятые из обращения лишние полноценные реальные деньги превращались в сокровища.
При продаже товаров в кредит деньги становились средством платежа.
Законченное развитие всеобщего эквивалента деньги получили в функции мировых денег. На мировом рынке деньги сбрасывали свой национальный мундир и выступали как чистое золото.
Далее с развитием товарного производства появились бумажные деньги. Бумажные деньги - это денежные знаки, не имеющие стоимости и заменяющие полноценные золотые деньги функции средства обращения.

47. Денежная система — это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически, закрепленное национальным законодательством. Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве.

Различают два типа денежных систем: системы металлического обращения и системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами.

48. Мировые товарно-денежные отношения, а также в отдельной стране требуют определенного качества денег для обращения. Количество денег, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения.

Такой закон был открыт К. Марксом. Он устанавливает количество денег, необходимое для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Закон денежного обращения - обьективный экономический закон, выражающий необходимость систематического использования части национального дохода для расширения и качественного совершенствования процесса производства, увеличения национального богатства. Материальная основа накопления - превышение производства над потреблением.

В соответствии с этим законом количество денег, необходимых в каждый данный момент для обращения, можно определить по формуле:

где:

Д - количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения;

Ц - сумма цен товаров, подлежащих реализации;

В - сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;

П - сумма цен товаров, проданных в прошлые годы, сроки платежей по которым наступили;

ВП - сумма взаимопогашенных платежей; С.о. - скорость оборота денежной единицы. …..Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период.

49. Закон стоимости и его действие.

Производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно-необходимыми затратами труда.

Действие закона обнаруживается в том, что все затраты труда сводятся к средним, общественно-необходимым. Сведение это происходит на рынке, посредством общественных контактов всех товаропроизводителей и покупателей, через механизм спроса и предложения.

Закон стоимости играет чрезвычайно важную роль в товарном производстве:

1. Выступает стихийным регулятором пропорций общественного производства (разделение труда между отраслями). Это распределение происходит стихийно в результате постоянных колебаний цен вокруг стоимости. Происходит перераспределение труда между отраслями.

2. Закон стоимости – основа дифференциации производителей. Все индивидуальные затраты труда сводятся к общественно-необходимым. Одни обогащаются, другие беднеют.

3. Закон стоимости содействует зарождению капиталистических отношений. Те, которые обогатились, расширяют производство, а это требует дополнительной рабочей силы. Те, которые разорились, вынуждены продавать свою рабочую силу – становятся наемными работниками.

4. Закон стоимости стимулирует развитие производительных сил. Различие между индивидуальным и общественно-необходимым рабочим временем является движущей силой развития производительных сил общества. Рост производительности труда -> снижение индивидуальной стоимости -> получение излишка продукта над затратами -> повышение дохода товаропроизводителя -> успешная конкурентная борьба (снижение цен, вытеснение конкурента

50. Уровень, соотношение и изменение цен на товары зависят от множества факторов, различающихся происхождением, мерой влияния, сферой и временем действия, степенью зависимости от предприятия и др. Некоторые из них действуют только в сферах производства, сбыта, товародвижения, потребления, рекламы либо одновременно в нескольких сферах; отдельные факторы подлежат регулированию предприятием, другие не зависят от него; одни действуют кратковременно, другие — продолжительное время. Рассмотрим наиболее важные факторы, влияющие на уровень цен.

Затраты производства — один из наиболее важных факторов. Конкретная зависимость цен от затрат производства будет различной в условиях разных типов рынка: в условиях монопольного рынка высокий уровень затрат обусловливает высокую (монопольную) цену; в условиях конкурентной среды влияние затрат производства на цену снижается, но возрастает значение снижения затрат для получения прибыли. Затраты производства могут изменяться в результате повышения цен на сырье, комплектующие изделия, энергоносители, тарифов на железнодорожные перевозки, заработной платы, затрат на рекламу и т. п.

Качество продукции (работ, услуг) существенно влияет на уровень цены. Повышение качества товаров (под товаром подразумевается продукт производства или деятельности человека, созданный для удовлетворения каких-либо потребностей через обмен) и производство новых их видов позволяют предприятиям удерживать старые или завоевывать новые рынки сбыта, оставлять на прежнем уровне или повышать цены, увеличивать прибыль. Как правило, повышение качества товара сопровождается дополнительными затратами, связанными с усовершенствованием производства, использованием новых материалов, улучшением качества упаковки и др.

Наиболее общая причина колебания цен лежит в изменении спроса и предложения.

Спрос представляет собой форму проявления потребностей, запросов и интересов потребителей на рынке, т. е. массу продукции (работ, услуг), которая может быть куплена на рынке.

Предложение — это форма проявления целей и интересов производителей продукции (работ, услуг), т. е. масса ценностей, созданных для удовлетворения спроса.

Эти две категории взаимосвязаны и взаимозависимы. Их взаимозависимость проявляется в ценах. При этом нужно учитывать первичные и вторичные факторы.Если спрос первичный, то его повышение вызовет повышение цены, так как потребитель согласен заплатить любую цену, чтобы удовлетворить свой спрос. Если спрос по каким-либо причинам снижается, это приводит к снижению цены в связи с уменьшением количества желающих купить данный товар. Следовательно, в связке спрос — цена зависимость этих величин прямая: повышение спроса стимулирует повышение цены, и наоборот.

51. ФУНКЦИЯ ЦЕНЫ - конкретная форма проявления сущности цены как фактора распределения и перераспределения доходов между разными социальными группами населения, а также между различными отраслями производства и предприятиями. Низкие цены стимулируют потребление товаров и услуг. Высокие цены служат ограничению потребления (табак, алкоголь) и в то же время средством пополнения государственного бюджета.

Функция цены состоит в регулировании рыночного спроса и предложения и, таким образом, влияет на производство и потребление товаров. Цены на ресурсы могут влиять на объемы производства и на рыночные цены конечного продукта, от которых зависит уровень потребления. Функция цены состоит в формировании структурных пропорций общественного производства. Изменение цен в ту или иную сторону является стимулом расширения или сокращения капиталовложений в какую-либо отрасль. Функция цены способна влиять на развитие и освоение новой техники, технологии, новых видов продукции. Функция цены отражает жизненный уровень населения, определяемый как доля ВНП, приходящаяся на душу населения.

52. Рыночная цена - эта фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг встречаются неодинаковые виды цен. Их можно классифицировать на определенные основные группы.

1. С учетом способов регулирования выделяются такие виды цен.

Свободные цены. Они зависят от состояния рынка и устанавливаются без государственного вмешательства, на основе свободной, договоренности продавца и покупателя.

Договорные, или контрактные, цены. Участники рынка устанавливают их по взаимному согласию до момента купли-продажи товара. В договоре могут указываться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений.

Регулируемые цены. Для отдельных групп товаров государство устанавливает верхний предел цен, превышать который запрещено. В условиях рыночной экономики такое ценообразование касается жизненно важных товаров и услуг (стратегического сырья, энергоносителей, общественного транспорта, потребительских продуктов первой необходимости).

Государственные твердо установленные цены. Государственные органы фиксируют такие цены в плановых и иных документах. Ни производители, ни продавцы не имеют права их изменять.

53. Спрос — это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают «потребность» и «спрос».

Между этими понятиями складывается непростое количественное соотношение. Как правило, спрос меньше потребности, поскольку любая цена ограничивает число покупателей. В этом, кстати, великая созидательная сила цены, ибо при ее отсутствии на прилавках не осталось бы ни одного товара! Можно спорить о «плюсах» и «минусах» ценообразования, но если бы цены вдруг исчезли, это повлекло бы абсолютную экономическую катастрофу.

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

Поиск «точки равновесия»: изменение цены (P) и количества товара (Q) как следствие изменения спроса (D) и предложения (S)

54. Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в%) превышает процентное выражение снижение цен.

Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.

В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.

Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.

Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:

K o — коэффициент эластичности спроса

Q — процент изменения количества продажи P — процент изменения цены

Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса. Повышение или снижение на них цен в целом не влияет на количество их потребления.

Предложение

Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает её суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей), состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.

График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.

Основной фактор, влияющий на движение кривого предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаемые фирмами ради прибыли. Например, фирмы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгодно продать, чем другую культуру. И наоборот.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективен трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».

56. Эластичность предложения — показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.

Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле:

  • K m — коэффициент эластичности предложения
  • G — процент изменения количества предлагаемого товара
  • F — процент изменения цены

Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и особенность его к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.

Эластичность предложения зависит и от часового фактора, когда производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цены, поскольку для дополнительного производства товара требуется значительное время. Например, увеличить производство автомобилей за неделю практически невозможно, хотя цена на них может возрасти многократно. В таких случаях предложение является неэластичным. Для товара, который не может сохраняться длительное время (например, продукты, которые быстро портятся), эластичность предложения будет низкой.

57. Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.

Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Только при рыночном равновесии продавцы и покупатели готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.

Равновесная ценаe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Предполагается, что рыночное равновесие максимизирует общественное богатство. При равновесной цене продается максимальное количество товара. Однако рынок не всегда работает, оптимально распределяя ресурсы.

Рис. 2.6.3.1. Рыночное равновесие

Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.

Pe = PD = PS – равновесная цена;

Qe = QD = QS - равновесный объем производства.

 

 

58. Капита́л (от лат. capitalis — главный, главное имущество, главная сумма) — совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства[1]. В более узком смысле это источник дохода в виде средств производства (физический капитал). Под денежным капиталом понимают деньги, с помощью которых приобретается физический капитал. Направление материальных и денежных средств в экономику, в производство, называют также капиталовложениями или инвестициями.[2] Капиталом не считаются ресурсы, направленные на потребление.

Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

59. Всеобщая формула К. выведена К. Марксом: Д—Т— Д’, где Д — деньги, Т — товар, Д' — сумма денег с приращением. Это приращение, избыток над авансированной суммой, и есть прибавочная стоимость. Её источник — присвоение капиталистом излишка стоимости, созданного неоплаченным трудом наёмных рабочих сверх стоимости их рабочей силы. производство и присвоение прибавочной стоимости во всё возрастающих размерах составляют цель капиталистического производства.

60. Органическое Строение Капитала (organic composition of capital) (Марксизм) — отношение между объемом средств производства и трудом, вложенным в процесс производства, с точки зрения стоимости. Следовательно, это — отношение между постоянным и переменным капиталом. Близкое к нему понятие в анализе Маркса — техническое строение капитала (отношение машин и завода к труду), похоже, является более простым, но в действительности не поддается измерению. Центр анализа Марксом динамики капитализма — наличие тенденции к возрастанию органического строения капитала. Усиление конкуренции вынуждает капиталистов предпринимать попытки увеличивать производительность рабочей силы и уменьшать стоимость товаров посредством вкладывания больших инвестиций в машины, то есть постоянный капитал. Стоимость последнего растет быстрее стоимости переменного капитала, расходуемого на рабочую силу. Последствие данного процесса в целом Маркс видит в тенденции нормы прибыли к понижению, поскольку с меньшими затратами капитала на рабочую силу, производящую прибавочную стоимость и приносящую прибыль, норма прибыли будет падать (прибавочная стоимость, деленная на сумму постоянного и переменного капитала, S/C V). Ведь используется больше капитала, но меньше рабочей силы. Это будет происходить, даже если норма прибавочной стоимости (прибавочная стоимость, деленная на переменный капитал, S/V) и объем прибыли в целом станут расти благодаря применению машин. Проблемы, связанные с данным понятием, привели даже последователей Маркса к следующему утверждению: он не доводит до конца то, что намеревался сделать в "Das KapitaF — показать с научной точки зрения, почему капитализм "роет собственную могилу". В рамках дальнейших исследований предпринималось множество попыток доказать, что либо первоначальный анализ Маркса достигает цели, либо вопрос следует закрыть.

61. Маркс называет ту «часть капитала, которая превращается в средства производства»и в процессе производства не изменяет величины своей стоимости, постоянным капиталом, а ту «часть капитала, которая превращена в рабочую силу» и в процессе производства изменяет свою стоимость, – переменным капиталом.

Обозначим постоянный капитал (Constant Capital) КC, а переменный капитал (Variable Capital) КV.

Определение постоянного капитала применимо как ко всему примененному капиталу КC (1084), так и к потребленному капиталу КC (84). В «Капитале» Маркса (если это специально не оговаривается) под постоянным капиталом понимается только потребленный капитал, т. е. КC (84).

Критерий структуризации авансированной капитальной стоимости (КA) – роль постоянного и переменного капитала в процессе увеличения стоимости.

Постоянный капитал в денежной форме является потенциальным капиталом. Действительный постоянный капитал – часть производительного капитала (П). Средства производ­ства являются абсолютной собственностью капиталиста и становятся «предметным воплощением производительного капитала»[120].

Современное понятие «физический капитал», под которым понимается запас произведенных благ, служащих для производства других благ и услуг, совпадает с понятием «производительный капитал» в той его части, которая состоит из средств производства.

Средства производства вступают в процесс труда, уже обладая стоимостью. Они были приобретены у третьих лиц в прошлом периоде. Возмещение стоимости, авансированной на средства производства, осуществляется таким образом, что эта стоимость сохраняется и образует часть товарной стоимости. Пекарь сохраняет стоимость муки и дрожжей благодаря полезному характеру труда как целесообразной деятельности. Но рабочий не имеет отношения к стоимости муки. Он не создает стоимость средств производства, не затрачивает дополнительного времени на перенос стоимости. Перенос стоимости « ничего не стоит рабочему » [121].

Переменный капитал в денежной форме является потенциальным капиталом, действительный переменный капитал – функционирующая рабочая сила – представляет собой часть производительного капитала (П). В процессе производства функционирует рабочая сила стоимостью v = 36 ч ОНРВ, создающая новую стоимость vv = 60 ч ОНРВ (и сохраняющая старую стоимость средств производства с = 84 ч ОНРВ).

62.63. Рабочая сила — это совокупность физических, умственных и организаторских способностей человека, приобретенных знаний и опыта, которые он применяет в процессе производства потребительных стоимостей. Рабочая сила — основной элемент производительных сил в любом обществе, однако товаром она становится тол


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.