Элиты и их роль в функционировании политической власти. Механизмы их формирования и смены. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Элиты и их роль в функционировании политической власти. Механизмы их формирования и смены.

2017-12-22 201
Элиты и их роль в функционировании политической власти. Механизмы их формирования и смены. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Избирательный процесс: его основные стадии, принципы регламентации.

Избирательный процесс – деятельность государства по подготовке и проведению выборов.

Несколько стадий избирательного процесса:

1. Назначение даты выборов

2. Регистрация избирателей, составление списком. Есть обязательная регистрация (осуществляется государством) и добровольная

3. Образование избирательных округов и участков

4. Создание избирательных органов, центральных и других комиссий

5. Выдвижение кандидатов, формирование партийных списков

6. Регистрация кандидатов и партийных списков

7. Предвыборная компания зарегистрированных кандидатов

8. Проведение голосования в день выборов или досрочно

9. Подсчет голосов и установление итогов

10. Окончательное определение результатов голосования

11. Введение в должность победивших на выборах или назначение повторных выборов.

Основными принципами избирательного процесса являются:

1) осуществление организации и проведения выборов специально создаваемыми независимыми органами - избирательными комиссиями.

2) непрерывность и поступательность избирательного процесса. Непрерывность процесса означает, что, начавшись в положенный срок, избирательный процесс проходит через все предусмотренные законом процессуальные стадии и обязательно заканчивается вынесением соответствующей избирательной комиссией акта по итогам выборов (это может быть определение результатов выборов и избранных лиц либо признание выборов несостоявшимися или недействительными). Избирательный процесс не может завершиться иным способом, досрочно, по воле каких-либо участников процесса.

Поступательность процесса означает заранее заданную законом последовательность смены стадий избирательного процесса. Невозможна иная последовательность стадий, чем это предусмотрено законом;

3) законность. Принцип законности выражается в обязанности всех участников процесса соблюдать требования установленной законом избирательно-процессуальной формы, действовать в рамках предоставленных законом полномочий, исполнять обязанности, возложенные избирательно-правовыми нормами.

4) гласность (открытость). Являясь публично-правовой процедурой, избирательный процесс предполагает открытость. Основное значение принцип открытости приобретает в деятельности избирательных комиссий, которая в соответствии с требованиями закона должна осуществляться гласно.

5) равноправие однопорядковых субъектов избирательного процесса. Данный принцип означает равенство полномочий (прав и обязанностей) субъектов процесса.

6) документальность. Принцип документальности избирательного процесса означает фиксирование производства процессуальных действий в избирательных документах. Законодательство содержит большой перечень избирательных документов, закрепляет высокие требования к их форме и содержанию.

В РБ основные особенности избирательного процесса описаны в Конституции и Избирательном Кодексе.

СМИ и коммуникации

Политическая коммуникация (по Шварценбергу) - процесс передачи политической информации, посредством которого информация циркулирует между различными элементами политической системы, а также между политической и социальной системами. Непрерывный процесс обмена информацией осуществляется как между индивидами, так и между управляющими и управляемыми с целью достижения согласия.

Структура массовой политической коммуникации:

1. Официальные политические коммуникации:

а) государственные институты, представленные информационными отделами, их руководителями, пресс-службами

б) государственные средства массовой информации

в) оппозиционные движения

г) негосударственные СМИ (средства информации оппозиции)

д) зарубежные СМИ

2. Неофициальные политические коммуникации:

а) межличностные неформальные контакты и действия по политическим вопросам (митинги, собрания, стихийно возникшая дискуссия в троллейбусе, магазине, спортивные соревнования)

б) наука и ее достижения, открытия, достижения в культуре.

 

СМИ (масс-медиа) – совокупность предприятий, учреждение и организаций, созданный для открытой передачи различных сведений с помощью специального технического инструментария. Наиболее значимые СМИ: массовые справочники, пресса, радио, ТВ, кино-, видео-, звукозапись, Интернет.

СМИ – не только канал коммуникаций, но и их составная часть (самая активная). СМИ – четвертая власть. Первые институты политической социализации – семья, церковь, образование. Наиболее важное средство СМИ – телевидение.

Отличительные черты СМИ:

1) публичность

2) наличие специальных технических приборов, аппаратуры

3) непрямое разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров

4) однонаправленность, взаимодействие от коммуникатора к реципиенту, невозможность подмены их ролей

5) непостоянный дисперсный характер их аудитории

6) инициировать уголовные процессы по поднятым журналистским проблемам (могут привлечь человека к ответственности, сделать его нетерпимым и т.д.)

В демократических государствах присутствует рациональный аспект воздействия на разум человека (состязательность, борьба), в недемократических – иррациональный (эмоциональный) аспект воздействия (на чувства людей)

9. Функции СМИ. Политич манипулирование.

1) информационная – иметь важную информацию значит иметь власть, иметь возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре – значит иметь двойную и даже тройную власть.

2) функция социализации

3) регулятивная функция

4) функция политической манипуляции – скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принуждения их к действию или бездействию вопреки их собственным интересам (наклеивание ярлыков и т.д.)

5) воспитательно-образовательная – подбор формы передачи информации

6) функция защиты общества от власти – не обслуживать власть, а защищать от нее

7) критика и контроль – основана на авторитете общественного мнения

8) познавательная, культурно-воспитательная

СМИ: а) печатные (газеты, журналы, листовки, плакаты) б) электронные (радио, ТВ, Интернет).

Функции политических коммуникаций:

1) информационная – распространение в обществе необходимых знаний о ПСО, государственном устройстве, политических процессах, о внутренней и внешней жизни государства. Информация распространяется двумя основными способами: а) словесно (вербально) – через СМИ, на митингах, через книги б) не вербально (мимика, жесты, движения головой, руками)

2) функция социализации – удовлетворяет потребность общества в информации, налаживании и углублении контактов, выработку у граждан необходимых норм политического поведения

3) регулятивная – выработка оптимального механизма взаимодействия между элементами ПСО, между государством и гражданским обществом. Главную роль играет идеология, право.

4) контактная – исходит из необходимости человека, получившего информацию, как реципиент, поделиться ею с другими.

40. Политический конфликт как социальное явление. Их основные типы.

Сторонники конфликтологической интерпретации (К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Боулдинг, А. Бентли) рассматривали конфликт как ведущий источник политики, лежащий в основе происходящих в ней изменений. Политика есть борьба субъектов, преследующих конфликтующие между собой цели.

Политический конфликт - конфликт по поводу распределения власти, доминирование влияния авторитета.

Политический конфликт – это теоретическая и практическая борьба субъектов политики за власть и политическое доминирование с целью сохранить или изменить существующий политический и социальный порядок. Для реализации этой цели необходимо обладание политическим капиталом, т.е. позициям в структурах власти, финансами, правом, репрессивным аппаратом, влиянием и другими ресурсами, за которые и развертывается борьба.

Основными признаками политического конфликта являются:

- наличие не менее двух противоборствующих субъектов;

- противостояние интересов, ценностей и целей политических субъектов, их ролей и функций;

- агрессивное поведение конкурирующих субъектов.

Участниками конфликта могут оказаться самые различные субъекты политических отношений: индивиды, социальные группы, слои и классы, этнические, национальные и конфессиональные общности, народы, государства и правительства, различные фракции внутри правящей элиты, политические партии и общественные организации, неформальные общественные группы и другие социальные единицы. В обществе всегда существуют группы людей, имеющие противоположные, несовместимые друг с другом интересы. В любой момент такие группы могут оказаться в конфликтном состоянии.

Политические конфликты различаются:

- в зависимости от областей проявления они разделяются на внутриполитические и внешнеполитические.

Внутриполитические – это конфликты внутри политических систем, внутри государства, партии, общественной организации. Причинами их могут быть разногласия в вопросах осуществления власти, кадровой политики, занятия должности. К внутриполитическим конфликтам относятся конфликты между партиями, фракциями. Нередко они возникают в период подготовки и проведения выборов в органы государственной власти.

Внешнеполитические конфликты находят свое проявление в отношениях между государствами, военными блоками (Тройственный союз и Антанта), политическими системами (например, в период холодной войны между СССР и Североатлантическим союзом). В основе таких конфликтов лежат противоположные политические цели, интересы, идеологические разногласия;

- по масштабам, сферам проявления различают глобальные, охватывающие весь мир или большинство стран; локальные или региональные (конфликты между государствами одного региона) конфликты. Глобальный характер носила Вторая мировая война, региональный – война на Ближнем Востоке между палестинцами и Израилем;

- по временным характеристикам конфликты подразделяются на долго- и кратковременные, единичные, периодические и частные. Примером долговременного конфликта может служить конфликт между федеральными властями России и сепаратистами в Чечне, между палестинцами и Израилем, между центральными органами власти в Молдове и Приднестровской республикой;

- по динамике развития выделяют вяло- и быстротекущие, быстроразвивающиеся и угасающие, разрастающиеся и сужающиеся и иные конфликты;

-с точки зрения возможности примирения сторон выделяют конфликты антагонистические – разрешение конфликтов возможно только путем устранения одного из его участников, и неантагонистические, допускающие примирение сторон;

- по уровню публичности конфликты подразделяются на открытые (гласные) и закрытые (латентные), когда властные полномочия оспариваются теневыми способами. Открытый конфликт – это митинги, забастовки, марши протеста, боевые действия или военные столкновения, латентный – проявляется в различных видах скрытой деятельности (например, скрытой денежной интервенции, заговорах, фальсификации выборов, тайных операциях и т.п.);

- по ранговым различиям конфликты делятся на горизонтальные (между равными по рангу участниками политического процесса, например, между Верховным Советом и Президентом Беларуси в 1995 – 1996 гг., между исполнительной законодательной властью России в 1993 г.) и вертикальные – между нижестоящими и вышестоящими субъектами, например, между центральными и местными органами;

- в зависимости от количества и уровня участников конфликты подразделяются на внутриличностные, межличностные, межгрупповые. Внутриличностный конфликт – это индивидуальный конфликт, характеризующийся столкновением не совместимых и примерно равных по силе потребностей, интересов и мотивов, а также выполняемых ролей. Например, у женщины руководителя имеет место конфликт между ролями заботливой жены и матери, с одной стороны, и эффективного руководителя – с другой. Межличностные – конфликты между отдельными людьми, межгрупповые – между группами различных уровней, профессиональными группами и т.д.;

- в зависимости от количества причин выделяют однофакторные (одна причина) и многофакторные (две и более причин) конфликты, а также конфликты кумулятивные, когда несколько причин накладываются друг на друга, что приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.

- с точки зрения нормативной регуляции или ее отсутствия политические конфликты делятся на институциональные и неинституциональные. Первые развертываются в рамках закона и принятых процедур (например, разрешаются судом), вторые протекают вне установленных правил (путем осуществления террористических актов, взрывов, взятия в заложники и т.п.).

А) внутриполитические

Внутриполитические кризисы могут быть общенациональными и «частными», т.е. кризисами отдельных институтов власти. Их виды: -правительственный, -парламентский,

-конституционный, -общенациональный кризисы.

-выделяют также кризис политической системы.

Также выделяют кризисы: легитимности (падение доверия к власти), участия (нарушение равенства участия общественных групп в формировании власти), идентичности (потеря политического лица – распад идеалов), распределения благ (недовольство качеством жизни), проникновения (нарушение деления власти между центральными и местными органами власти).

Б) внешнеполитические - характеризуется обострением противоречий между государствами или какого-либо государства с мировым сообществом.


 

42. Пути и способы разрешения политических конфликтов и кризисов.

За свою историю человечество накопило значительный опыт разрешения политических конфликтов и кризисов. Сложился ряд подходов, путей и способов, этапов их урегулирования и разрешения. Основными путями их урегулирования являются:

- отрицание или замалчивание имеющихся конфликтов (например, замалчивание расстрела митингующих рабочих г. Новочеркасска в 1962 году);

- применение насильственных репрессивных мер к одному или всем конфликтующим субъектам:

- урегулирование с помощью правовых и моральных норм, если противоборствующие стороны выражают согласие;

- дискредитация руководителей конфликтующих сторон или руководителей одной стороны;

- перевод конфликта в «мирное» русло и устранение его непосредственных причин;

- осуществление реформ, призванных частично или полностью урегулировать конфликт, его упредить;

- достижение компромисса между конфликтующими сторонами на основе взаимных уступок;

- уклонение от конфликта, избежание конфликтных ситуаций.

Разрешение конфликта и кризиса есть процесс согласования интересов, урегулирования социально-политических противоречий. В этом плане разрешение конфликта возможно путем придания ему правовой и организованной основы, т.е. институализации конфликта, управления им. Неинституализированный конфликт характеризуется отсутствием принципов и правил и чаще всего представляет собой стихийный и неподдающийся контролю взрыв недовольства. При институциональном конфликте несовместимость сторон выражается в пределах установленных в обществе норм, законов. Достигается предсказуемость поведения участников конфликта.

Управление разрешением конфликта проходит три основные стадии: подготовительную, переговоров, выхода из конфликта и контроля за согласованными решениями.

Гос политика и управление

Главные принципы нашей государственной политики: планомерность, последовательность, постепенность, преемственность.

Главные принципы государственной политики нашей страны определены Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. На протяжении всего периода президентских полномочий принципы планомерности, последовательности, постепенности и преемственности выражаются в следующем:

В экономике мы идем от того, что есть: не ломаем, не разбрасываем, не уничтожаем.

Сильная, эффективная государственная власть, политическая стабильность в нашей стране - важнейшие условия государственного курса на эволюционное и поступательное развитие национальной экономики, последовательной интеграции в мировую экономику.

Планомерность государственного курса находит свое выражение в поэтапном повышении жизненного уровня народа. Беларусь первая из стран СНГ восстановила уровень промышленного производства 1990 года и опережает страны СНГ по рейтингу индекса развития человеческого потенциала.

Беларусь сделала выбор в пользу эволюционного развития и отказалась от рецептов Международного валютного фонда в виде шоковой терапии и обвальной приватизации. За годы созидательной практики сложилась белорусская модель социально-экономического развития, которая сочетает преимущества рыночного хозяйства с эффективной социальной защитой. Наша концепция построена на учете исторической преемственности и традиций народа. Белорусская модель основана не на революционной ломке прежних устоев, а на совершенствовании сложившейся экономической базы. Белорусская экономическая модель содержит в себе элементы преемственности в использовании государственных институтов во всех сферах, где они проявили свою эффективность.

Последовательный курс государства реформирования экономики не позволил сложиться в Беларуси олигархическим структурам, не привел к массовой безработице и обнищанию людей, к разрыву традиционных экономических связей со странами СНГ.

Преемственность в политике - важнейший принцип руководства страны. Приоритеты в деятельности руководства страны также основаны на принципе преемственности, прежде всего потому, что нам в наследство от СССР досталась экономика, ориентированная на экспорт.

Преемственность государственного курса выражается в целенаправленной политике на развитие интеграционных процессов со странами СНГ и, в первую очередь, с Россией.

Беларусь является не только развитой индустриальной страной, но имеет и значительную аграрную составляющую. Корни народа - материальные и духовные находятся в селе. Во все годы, в том числе экономически сложные, государство помогало деревне и продолжает поддерживать сельского производителя.

Государство придерживается курса не менять устоявшиеся механизмы и традиции, совершенствует отдельные грани проводившейся ранее политики с целью придания ей большей эффективности и последовательности.

Принцип последовательности находит свое выражение в реализации сильной государственной власти. В стране создана эффективная президентская власть, которая не проводит политику двойных стандартов, в каких бы сложных условиях не приходилось работать.

Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную.

Это означает, что различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством. Парламенту (Народному собранию, Национальной ассамблее, Думе, Верховному совету, конгрессу и т.д.) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно-распорядительным органам) - выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам - осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение

Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента - главы государства, парламента - законодательного органа и правительства - органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый импичмент). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступление, грубо нарушает Конституцию.


 

Социальная политика РБ

В социальной сфере - сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа социальной справедливости без отказа от накопленного опыта.

Принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.

Принцип преемственности в проведении социальной политики в целом и образовательной, в частности, позволил не только сохранить высокоразвитую образовательную систему, унаследованную после развала СССР, но и выстроить на ее основе новую, отвечающую высоким мировым стандартам.

Планомерность государственного курса заключается и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Беларусь всегда славилась своими спортсменами. Занятия физкультурой, спортом, следование принципам здорового образа жизни являются приоритетами государственной политики.

Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.

В Беларуси сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы РБ о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости.

Ведущей социальной установкой белорусской государственности и ее идеологической платформы, гуманистической по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального успеха личности и государства.

Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:

-гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;

-гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;

-гарантиях права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;

-гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;

-гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;

- гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.

Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики будет ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:

- инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;

- многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.

Ныне разработана стратегия "пилотного" проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.

Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.

Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.

59.Общая характеристика системы образования РБ

В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство — Верховный Совет республики, исполнение законов — Кабинет Министров), а также местные органы управления.

Система управления образованием в Республике Беларусь имеет государственно-общественный характер. В сфере законодательства она осуществляется Национальным собранием (Парламентом), в выполнении законов и непосредственном управлении — Кабинетом Министров и Министерством образования, а также местными органами управления образованием.

Министерство образования и науки Республики Беларусь руководит непосредственно подчиненными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее организационно-методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи.

В соответствии с существующим законодательством национальная система образования должна обеспечиваться государственным финансированием в объеме не менее 10% национального дохода.

Национальная система образования РБ включает:

дошкольное образование;

общее среднее образование;

внешкольные формы образования;

профессионально-техническое образование;

среднее специальное образование;

высшее образование;

подготовку научных и научно-педагогических кадров;

повышение квалификации и переподготовку кадров;

самостоятельное образование граждан.

В систему образования Республики Беларусь входят различные типы учебных и учебно-воспитательных заведений: детские дошкольные (сад, ясли) и внешкольные учpеждения; общеобpазовательные (базовая и средняя школа, гимназия, лицей); специальные и интернатные учреждения (дома ребенка, школы- интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и т.п.); пpофессионально-технические и высшие пpофессионально-технические училища; сpедние специальные (училища, техникумы и колледжи) и высшие учебные заведения (специализированные вузы, университеты и академии); научно-исследовательские институты и институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования — Министерство образования, управления и отделы образования исполкомов местных советов и подведомственные им учебно-методические учреждения.

Молодёжная политика

Программа разработана в целях дальнейшей реализации государственной молодежной политики. Ее основные направления — повышение престижа и возможности получения качественного образования, поддержка творческой и научной молодежи, воспитание гражданина–патриота, развитие системы трудоустройства молодежи на постоянной основе, пропаганда здорового образа жизни, помощь молодым семьям, развитие молодежного туризма, принятие упреждающих мер по нераспространению среди молодых людей криминала, пьянства, наркомании.

Программа предусматривает создание условий для более активного включения молодежи в социально–экономическую, политическую и культурную жизнь общества, развитие позитивных детских и молодежных инициатив.

Ожидается, что в результате реализации республиканской программы повысится качество жизни сельской молодежи, снизится уровень миграции молодых граждан, в том числе молодых специалистов, работающих в сельских населенных пунктах, уменьшится число безработных среди молодежи, будет развита система временной и сезонной занятости молодежи.

Воплощение в жизнь положений программы также позволит укрепить здоровье и повысить уровень физической подготовленности молодежи, возродить ценность и значимость семьи в общественном сознании, укрепить семью, увеличить рождаемость, консолидировать общественное молодежное движение в целях построения сильной и процветающей Беларуси.

Элиты и их роль в функционировании политической власти. Механизмы их формирования и смены.

Макроскопически реальная власть находится у первичных субъектов, западные же политологи считают, что у вторичных. Двигателем истории служат судьбы элиты. Реальная власть у элиты.

Элита обладает высоким интеллектом, характеризуется хорошим образованием, внутренними устойчивыми связями, информацией, харизмой. Большинство же членов общества этих качеств не имеет.

Элита – узкий и относительно замкнутый круг людей с достаточно постоянным и численно ограниченным составом, имеющим право на власть.

Правящая элита – общественная группа, стоящая вне класса или над классами (избранные, «сливки общества»). Элита, которая принимает решения, влияющие на функционирование общества. Делится на 1) аристократическую – более закрыта и 2) демократическую – имеет возможность обновляться в результате выборов.

Роль правящей элиты, как составной части политической элиты, наглядно демонстрируют ее функции, которые зависят от особенностей самой элиты:

1. Стратегическая функция - разработка стратегии и тактики развития общества, определение программы действий.

2. Коммуникативная - предусматривает эффективное выражение в полит программах интересов и потребностей различных соц. групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях.

3. Организаторская функция - необходимость организовывать массы. Среди потенциальных полит элит наиболее эффективными будут те, кот в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами.

4. Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его полит и эк систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур.

В различных странах сложились присущие только им концепции формирования элиты. Можно выделить две таких системы: предпринимательская и система гильдии. На практике используется их различные сочетания.

Предпринимательская система элитообразования- ориентирована на личностные качества кандидата, его способность нравиться людям. Отбор кандидатов на властные позиции осуществляется из различных по имущественному положению групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограниченное число фильтров. Предполагается конкуренция между кандидатами на руководящие посты, в ходе которой каждый кандидат должен надеяться на собственную изобретательность, остроумие, активность. На второй план отходят профессиональная компетентность, качество образования и т.п. Данная система хорошо приспособлена к требованиям времени, момента. Существенным недостатком является возможность прихода в политику случайных лиц, авантюристов, способных производить лишь внешний эффект.

Система гильдии предполагает медленное продвижение кандидата вверх по ступеням власти. Это связано с множеством формальных требований к соискателю на руководящий пост: уровень образования, партийный стаж, опыт работы с людьми. Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп или партии. Система рекрутирования закрытая, ориентированная на узкий круг руководящих работников. Она очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководителей, обрекая элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту. И тем не менее данная система отбора обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, снижает возможность конфликтов внутри элиты.

Особую разновидность системы гильдии представляет номенклатурная система. Первоначально она сложилась в СССР, а затем получила распространение в других социалистических странах. Её главная особенность заключается в том, что назначение руководителей практически любого уровня осуществлялось только с согласия соответствующих партийных органов. Кандидат последовательно поднимался со ступеньки на ступеньку. При такой системе были исключены конфликты внутри элиты, обеспечивалась преемственность политического курса. Вместе с тем эта система культивировала угодничество кандидата руководству, показной активизм и т. д. Поэтому со временем закрытый характер номенклатурной системы обусловил деградацию политической элиты.

Парето выдвинул теорию круговорота элит как универсальный закон общественного развития. Элита постепенно дегенерирует не обновляясь. Если рядом формируется контрэлита, она может со временем заменить правящую сейчас элиту. Все снова повторяется (элита деградация  замена новой элитой  деградация и т.д.)

Классификация (типы) элит:

1. Политичес<


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.