Тема № 6. Управление прединвестиционной стадией проекта — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема № 6. Управление прединвестиционной стадией проекта

2017-12-22 353
Тема № 6. Управление прединвестиционной стадией проекта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План:

1.Маркетинг проектов.

2. Инициация проекта

3.Предпроектные исследования инвестиционных возможностей осуществления проекта

 

1.Маркетинг проекта.

В структуре маркетинговых исследований можно выделить 3 принципиальных блока, которые, в свою очередь, также состоят из конкретных работ:

Организация исследований:

· определение целей, диапазона и программы маркетинговых исследований;

· определение методов и средств маркетинговых исследований;

· сбор и первичная оценка информации

Внешний анализ:

· анализ структуры целевого рынка;

· анализ емкости рынка;

· анализ каналов сбыта;

· анализ конкуренции;

· макроэкономический анализ;

· анализ социально-экономической среды;

· Внутренний анализ: анализ участников проекта и их ресурсов;

· анализ доступных технологий;

· анализ продукции проекта.

Организация исследований — определяющий, с точки зрения оптимизации затрат и повышения достоверности оценок, этап (блок). Существуют 3 принципиальных требования к маркетинговым исследованиям, которые чрезвычайно важны для управления проектом. Во-первых, система взаимодействия проекта и рынка обязана быть «прозрачной» для менеджмента; во-вторых, необходимо сформулировать существующие рыночные ограничения и проблемы, и, в-третьих, должно быть определено поле потенциально возможных вариантов реализации проекта. Диапазон и глубина маркетинговых исследований определяются сложностью или новизной стоящих перед проектом проблем, а также важностью последних для проекта.

Определение адекватных методов и средств проведения маркетинговых исследований должно соответствовать поставленным целям и ограничениям.

Достаточно важный момент в проведении исследований — оценка необходимого и достаточного объема информации. Так как сбор информации и она сама в современной экономике обладают высокой стоимостью, процесс сбора требует адекватного управления.

Некоторые методы по управлению этим процессом изложены в специальной литературе Содержание анализа, представленное выше, — наиболее типично для управления проектами. Но последние в ряде случаев обладают существенной спецификой, вынуждающей так или иначе изменять содержание и методики анализа. В каждом конкретном проекте состав внешнего и внутреннего анализа следует корректировать, но базовый набор, как правило, остается неизменным.

Внешний анализ можно описать следующим образом. Анализ структуры рынка обычно представляет собой выявление и количественную оценку различных сегментов рынка. При этом существует множество моделей анализа сегментов рынка, которые являются комбинацией различных критериев (или направлений) сегментирования (структуризации) рынка. Такими критериями могут являться сегментирование потребителей: по выгодам, получаемым от использования товара; по образу жизни; половозрастное; географическое; по потребительским ситуациям; на основе правил (стратегий) выбора товаров; по приверженности к торговой марке; по чувствительности к цене; с использованием классификаторов отраслей национальной экономики (обычно применяется для клиентов-предприятий); по способу совершения покупки.

Анализ емкости рынка направлен на определение фактически продаваемых товаров в данном рыночном сегменте (сегментах), а также прогнозирование потенциально возможных продаж. При анализе емкости рынка очень важно выявить и учесть сезонные или иные колебания в продажах.

Анализ каналов сбыта направлен на оценку существующих и/или проектирование оптимальных цепочек, связывающих проект с конечными пользователями его продукции.

Традиционно исследуются 3 разновидности сбыта: сбыт через оптовых торговцев; сбыт через розничных торговцев; сбыт непосредственно потребителям (прямая продажа).

При анализе конкуренции внимание обращается на конкуренцию как между производителями, так и между товарами. Обычно выделяют 5 факторов, требующих детального анализа: текущие конкуренты; вероятность появления новых конкурентов; вероятность появления товаров-заменителей; способность потребителя идти на сделки; способность поставщика идти на сделки.

Макроэкономический анализ направлен на выявление существующих тенденций в мировой и национальной экономике в интересующих отраслях и аспектах. Цель анализа социально-экономической среды — определение социальных и социально-экономических аспектов, относящихся к подготовке и оценке стратегии проекта и концепции маркетинга.

Эти аспекты могут отражать общество и его культуру, социальную и экономическую политику в регионах, а также существующие правила, традиции и обычаи.

В рамках внутреннего анализа первый шаг — анализ участников проекта и их ресурсов, на котором собирается и обрабатывается информация о потенциально сильных и слабых сторонах проекта.

Одним из важных в современной экономике факторов успеха являются передовые технологии. Анализ доступных технологий направлен на оценку рынка технологий, выбора технологических рядов, определения требований к применению технологии (капиталовложения, уровень знаний и умений, система управления и пр.).

Анализ продукции проекта заключается в сопоставлении проектируемой продукции с уже существующей и/или «идеальной», т. е. представляемой покупателями. При этом задействуют инструменты аналитического позиционирования. Эти же инструменты, а также результаты анализа продукции используют при целевом позиционировании. К числу данных инструментов можно отнести: построение профилей; позиционирование, основанное на сходстве торговых марок; многомерное позиционирование (в т. ч. динамическое); иерархический кластерный анализ; кластерное позиционирование (в том числе многомерное); позиционирование по отношению к «идеальным» товарам; позиционирование с применением сопряженного анализа; позиционирование по рыночным сегментам; позиционирование на основе полезных свойств.

Маркетинговой стратегией проекта называют совокупность глобальных (общезначимых для всего проекта) целевых установок (структуры целей, принципиальных методов их достижения), ориентирующих всю деятельность по маркетингу проекта в направлении достижения максимального рыночного результата. Концепция маркетинга — тактический срез всей маркетинговой деятельности, в котором определяются среднесрочные, важные (но, в отличие от стратегии, не общезначимые для всего проекта) направления, целевые ориентиры, выбранные методы реализации определенной ранее стратегии.

2.Инициация проекта.

Первым этапом деятельности по проекту является инициация проекта.

Инициация проекта– это убеждение руководства организации в необходимости выполнения проекта (перехода к следующей фазе проекта), т.е. обеспечение принятия соответствующего решения. Иными словами, инициация – это процесс формального признания необходимости выполнения проекта (для исполняющегося проекта – необходимости выполнения следующей фазы проекта).

 

 

Инициация проекта обычно базируется на следующей исходной информации или документах:

- Описание продукта.

- Стратегический план.

- Критерии выбора проекта.

- Историческая информация.

Средствами, позволяющими успешно пройти стадию инициации проекта, обычно являются:

- Методы выбора проектов.

- Экспертные оценки.

- Процедуры инициации.

В некоторых организациях проект не подлежит формальной инициации до тех пор, пока не проведен анализ его осуществимости, не составлен бизнес-план проекта, его технико-экономическое обоснование или не выполнена какая-то иная форма предварительного анализа. Такой предварительный анализ зачастую является самостоятельным проектом.

Планирование проекта

Основная цель планирования состоит в построении модели реализации проекта. Она необходима для координации деятельности участников проекта, с ее помощью определяется порядок, в котором должны выполняться работы.

 

Планирование представляет собой циклический процесс. Он начинается с наиболее общего определения целей, движется к более детальному описанию того, когда, как и какие работы должны быть выполнены для достижения поставленных целей. По мере продвижения проекта от концепции к завершению появляется дополнительная информация об условиях, влияющих на ход работ. Применение средств планирования и управления проектами позволяет членам команды более четко описывать проблемы и контролировать изменения по проекту более эффективно.

В общем виде на уровне управления проектом можно выделить следующие виды планов:

- Концептуальный план проекта

- Стратегический план реализации проекта

- Тактические (детальные) планы реализации проекта

Процедура планирования проектов достаточно универсальна, а потому и последовательность шагов планирования является общей для широкого спектра разнообразных проектов. Эту последовательность шагов вместе с краткой характеристикой содержательной сущности каждого шага Вы видите в приведенной здесь таблице.

Последовательность шагов планирования проекта

Шаг Содержательная сущность шага
Разработка концепции и целей проекта Зачем?
Построение иерархической структуры работ Что?
Построение ОСРР Назначение ответственных Кто?
Разработка стратегии реализации Определение основных вех Как?
Разработка сетевых моделей Как?
Расчет календарного графика по методу критического пути Когда? Идеальные сроки
Расчет календарного графика с учетом ограничений на ресурсы Когда? Реальные сроки
Анализ стоимостной информации Разработка финансового плана Сколько это будет стоить?

3. Предпроектные исследования инвестиционных возможностей осуществления проекта.

Содержание предпроектных исследований инвестиционных возможностей.

Превращение инвестиционной идеи в инвестиционное предложение является главной задачей прединвестиционной фазы реализации инвестиционного проекта.

1. Формулирование инвестиционной идеи. Необходимо предварительно обосновать инвестиционный замысел, определить, каких стратегических целей предприятие сможет достичь в рамках реализации рассматриваемого инвестиционного замысла. Далее необходимо наметить, а затем четко изложить обозначенные цели, которых оно должно достичь, и задачи, которые оно должно решить в рамках реализации будущего инвестиционного проекта.

2. Рассмотрение альтернативных вариантов реализации инвестиционной идеи. Часто руководство предприятия одобряет инвестиционный проект без должного анализа имеющихся вариантов. На наш взгляд, данный подход неверен, он ведет к принятию не всегда эффективных решений и не позволяет максимально оптимизировать процесс достижения и решения поставленных целей и задач. Следовательно, на данном этапе необходимо рассмотреть альтернативные варианты реализации инвестиционной идеи. Возможно, что все рассматриваемые альтернативы могут принести предприятию прибыль и вернуть вложенные в проект ресурсы, однако компании необходимо принять только одно инвестиционное решение (в условиях ограниченности ресурсов), которое будет наиболее выгодным и эффективным. Когда осуществление одного из инвестиционных проектов делает невозможным получение прибыли от остальных проектов, такие инвестиционные проекты называют взаимоисключающими или альтернативными.

3.Предпроектное исследование инвестиционных возможностей. Предварительное технико-экономическое обоснование (ПТЭО) должно подтвердить, что все возможные альтернативы проекта рассмотрены и оценены, все аспекты выбранного инвестиционного проекта осуществимы и требуют дальнейшего глубокого изучения, имеется четкое заключение о жизнеспособности инвестиционного проекта. ПТЭО включает в себя следующие основные моменты: описание продукции, анализ рынка, определение потенциальных клиентов (заказчиков), определение состава участников ИП, разработка организационно-правовой формы реализации ИП, определение укрупненных значений показателей ИП, оценка эффективности предлагаемых ИП, выбор ИП из множества.

4. Оценка эффективности инвестиционных проектов на стадии исследования предпроектных возможностей. На данном этапе определяются основные показатели эффективности инвестиционных проектов на основе данных, собранных на предыдущем этапе. Показатели эффективности инвестиционных проектов сравниваются и анализируются. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов будут подробно рассмотрены в главе 3 настоящей работы.

5. Выбор инвестиционного проекта. На основе всей информации, собранной и полученной на предыдущих этапах, делается выбор наиболее эффективного для реализации инвестиционного проекта из множества альтернативных.

6. Разработка и создание технико-экономического обоснования (ТЭО). Сделав выбор наиболее эффективного инвестиционного проекта, следует приступить к разработке и созданию технико-экономического обоснования, которое дает всю необходимую информацию для принятия решения об инвестировании. Основные коммерческие, технические, финансовые, экономические, экологические расчеты по ИП уже были осуществлены на стадии ПТЭО при проведении анализа альтернативных вариантов, на стадии ТЭО окончательно формируется проект исходя из проведенных ранее расчетов.

7. Подготовка оценочного заключения. Когда разработка ТЭО завершена, различные участники этого процесса, а также заинтересованные лица, организации дают собственную оценку инвестиционного проекта в соответствии со своими конкретными целями, предполагаемыми рисками, затратами и прибылями. Крупные финансовые и инвестиционные компании, как правило, владеют формализованными методами оценки проекта и подготавливают оценочное заключение. Подготовка оценочного заключения по проекту должна рассматриваться как самостоятельная стадия прединвестиционной фазы, поскольку она оказывает влияние на окончательное инвестиционное и финансовое решение. Оценочное заключение показывает, насколько были оправданы все прединвестиционные затраты, осуществленные с момента появления идеи до окончания работы над ТЭО.

8. Принятие решения о реализации (отклонении) инвестиционного проекта. Этап принятия решения о реализации (отклонении) инвестиционного проекта является заключительным на стадии осуществления прединвестиционной фазы. Для принятия решения необходимо использовать всю имеющуюся информацию о проекте: ПТЭО, оценку эффективности инвестиционных проектов, ТЭО, результаты проведения независимой экспертизы, оценочное заключение.

Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) - основной предпроэктный документ, который отвечает на вопрос «быть или не проекту». Обоснование инвестиций разрабатывается, как правило, заказчиком с привлечением, при необходимости, на договорной основе научно-исследовательских и проектных (или проектно-строительных) организаций и других юридических или физических лиц. Настоящий документ содержит принципиальные, обобщенные подходы, требования и рекомендации по составу и содержанию обоснований на строительство объекта. Целевое назначение ТЭО в современном смысле пришло не сразу. Тот состав вопросов, который разрабатывается в ТЭО по ходу развития технологии проектирования, входил в другие проектные работы.

В соответствии с требованиями времени произошло совершенствование этого проектного документа. Так в ТЭО определяются традиционные параметры проектируемого предприятия: производственная мощность, номенклатура и качество выпускаемой продукции, обеспечение сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом, электро- и теплоэнергией, водой и трудовыми ресурсами. На основе сравнения вариантов выбираются наиболее эффективные технические, организационные, экономические (специализация, кооперирование производства и т.п.) решения по эксплуатации и строительству объекта, включая выбор конкретной площадки для строительства и определения расчетной стоимости строительства и основных технико-экономических показателей предприятий.

Предусматриваемые в ТЭО технический уровень, основные технико-экономические показатели предприятий и качество выпускаемой продукции после осуществления его строительства должны соответствовать или быть выше показателей лучших отечественных и зарубежных предприятий.

Подготовка оценочного заключения. Когда разработка ТЭО завершена, различные участники этого процесса, а также заинтересованные лица, организации дают собственную оценку инвестиционного проекта в соответствии со своими конкретными целями, предполагаемыми рисками, затратами и прибылями. Крупные финансовые и инвестиционные компании, как правило, владеют формализованными методами оценки проекта и подготавливают оценочное заключение. Оценочное заключение показывает, насколько были оправданы все прединвестиционные затраты, осуществленные с момента появления идеи до окончания работы над ТЭО.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.