Государственные и территориальные финансы — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Государственные и территориальные финансы

2017-12-22 220
Государственные и территориальные финансы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

1. Государственные и территориальные финансы

2. Амортизационный фонд предприятия

3. Определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий

4. Финансы и ценные бумаги АО

5. Налогообложение

6. Безналичные расчеты

7. Планирование прибыли

8. Финансовые аспекты бизнес-плана

9. Банковское кредитование предприятий

10. Оценка инвестиционных проектов

 

 

Лабораторная работа № 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Цель работы:

1.Знакомство с составлением и осуществлением государственных и территориальных финансов в РФ.

2. Приобретение навыков работы в данной сфере.

Задачи работы:

  1. Усвоить понятие «государственные и территориальные финансы».
  2. Уяснить основные особенности формирования бюджета в РФ.
  3. Уяснить основные особенности формирования внебюджетных фондов в РФ.
  4. Уметь выявлять вид бюджета.
  5. Анализировать тенденции изменения статей доходов и расходов.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Государственный бюджет РФ

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы, он включает доходную и расходную части.

Доходы федерального бюджета в основном формируются из поступлений от налогов. На первом месте по доле приносимых в бюджет средств стоит налог на добавленную стоимость (НДС), дающий в федеральный бюджет от 25 до 40 % всех поступлений. Это главный косвенный налог, которым облагается большинство товаров и услуг. Второй основной вид косвенных налогов – акцизы, которые дают около 13 – 15 % поступлений федерального бюджета. Этим налогом облагаются отдельные товары. Около 10 – 15 % доходов обеспечивают таможенные пошлины, которыми облагаются преимущественно импортные товары. Доля налога на прибыль составляет в среднем 15 – 20 %. В последние годы резко возросла доля налога на добычу полезных ископаемых – около 10 % доходов. Небольшая часть доходов – в среднем 2 – 4 % поступает от сбора налога на доходы физических лиц.

Более 10 % доходов федерального бюджета обеспечивали так называемые «неналоговые доходы»: от федерального имущества (земля, полезные ископаемые, здания и сооружения, лес и другое имущество), внешнеэкономической деятельности, целевых бюджетных фондов, приватизации и прочей деятельности.

На первом месте в расходной части федерального бюджета стоит национальная оборона (18-20 %), причем эта доля растет, обслуживание государственного долга (возврат внутренних и внешних долгов и выплата процентов по ним) занимает второе место 10 - 12 %.

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства отвлекают около 8 - 12 % расходов бюджета. Сложно утверждать, что эти расходы чрезмерны, но эффективность использования средств, без сомнения, остается низкой.

Финансовая помощь субъектам федерации и бюджетам других уровней занимает около 11 % расходов бюджета. Возможности для уменьшения, данных расходов, очевидно, достаточно велики. Расходы на социальную политику (увеличение и выплата пенсий, пособий, льготы и другие подобные цели) в последнее время существенно выросли и в достигают примерно 30 % расходов бюджета. При очевидной важности этих расходов проблема столь значительного размера их доли в условиях продолжающегося кризиса российской экономики остается дискус­сионной. Расходы на промышленность, энергетику, строительство уменьшились с 5,3 до 3,3 % расходов бюджета. В основном это расходы на угольную промышленность, электро­энергетику и другие убыточные, но "социально значимые" отрасли, а не на цели стимулирования экономического развития.

Расходы федерального бюджета на науку, образование, здраво­охранение, культуру, сельское хозяйство невелики: на каждое из наз­ванных направлений в последние годы выделялось по 1 - 4 % расход­ной части. Но за исключением науки эти сферы общественной жизни финансируются преимущественно из региональных и местных бюджетов или самостоятельно (особенно сельское хозяйство). Расходы на государственное управление составляют около 4 % и включают расходы на содержание федеральных министерств, администраций президента, налоговых, таможенных и других служб.

Таким образом, в целом расходная часть федерального бюджета по своей структуре не нацелена на стимулирование экономического роста и реформирование экономики, почти все расходы направляются на обеспечение повседневных или даже в значительной степени ненужных для общества (оборона) потребностей.

Основными тенденциями в изменении долей отдельных статей в последние годы становятся рост доходов от косвенных налогов, особенно от НДС, уменьшение поступлений от прямых налогов и особенно от НДФЛ. По расходам такими тенденциями можно считать увеличение долей расходов на оборону и милицию, государственное управление и социальные цели, сельское хозяйство, уменьшение - на поддержку промышленности, энергетики и строительства, обслужи­вание государственного долга, образование и здравоохранение.

Во всем мире государственные и нижестоящие бюджеты чаще всего являются дефицитными. В России бюджетный дефицит существовал практически всегда. С 2000 года в РФ бюджеты являются бездефицитными. При этом с 2001 года наблюдался значительный первичный профицит бюджета - превышение расходов над дохода­ми за вычетом расходов на обслуживание государственного долга. В прошлом дефицит покрывался внутренними и внешними займами и нередко с помощью необеспеченной (сверх потребностей экономики) эмиссии.

2. Территориальные финансы в РФ.

Территориальные финансы охватывают финансы регионов, районов, городов, сельских и других населенных пунктов. Их важнейшей составной частью являются региональные и местные бюджеты. Дохо­ды этих бюджетов формируются из поступлений от местных налогов и сборов, налога на имущество предприятии, земельного налога и отчислений от ряда федеральных налогов (НДС, налог на прибыль, и других), неналоговых доходов (использование имущества, штрафы, платные услуги, сборы и пошлины и пр.), а также перечислений из вышестоящих бюджетов.

Расходные части региональных и местных бюджетов в основном подчинены целям обеспечения нормальной жизни населения данных территорий: преобладают расходы на содержание жилищно-комму­нального хозяйства, образование, здравоохранение, реализацию це­лей социальной политики, содержание милиции, управленческих работников, культурной сферы. Определенную долю расходов обычно составляют кредиты отдельным предприятиям, помощь нижестоящим бюджетам, обслуживание долгов.

Большинство региональных и местных бюджетов постоянно дефи­цитны; так, для региональных бюджетов дефицит нередко составляет до 50 % расходной части. Дефициты покрываются с помощью дота­ций из вышестоящих бюджетов, бюджетных и коммерческих займов, продажи имущества, эмиссии ценных бумаг. Серьезной проблемой для региональных и местных властей остается необходимость содержа­ния жилищно - коммунального хозяйства (ЖКХ), на которое часто совершенно неоправданно тратится значительная часть средств. Проходящая сейчас жилищно - коммунальная реформа предусмат­ривает рост доли затрат населения и предприятий на содержание жилья и коммунального хозяйства, развитие платности услуг, конкуренции в жилищно - коммунальной сфере и прочее. Для дальнейшего развития территориальных финансов необходимо расширение полномочий региональных и местных властей, включая налоговую сферу, резкое ускорение реформ ЖКХ, образования, здравоохранения, социальной и культурной сфер, ряд других серьезных социально - экономических преобразований.

 

Порядок выполнения работы

1. Составить таблицу, показывающую структуру доходов и расходов местного бюджета (в процентах к итогу) по отдельным статьям на основании Таблицы 1 и Таблицы 2

Таблица 1

Наименование вида дохода Сумма (тыс. руб.)
Д О Х О Д Ы  
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ  
Налог на доходы физических лиц  
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД  
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности  
Единый сельскохозяйственный налог  
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО  
Налог на имущество физических лиц  
Налог на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты поселений  
Земельный налог  
З емельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ  
Земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 1 пункта1 статьи 394 НК РФ, зачисляемый в бюджеты поселений  
Земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 2 пункта1 статьи 394 НК РФ  
Земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 2 пункта1 статьи 394 НК РФ, зачисляемый в бюджеты поселений  
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, СБОРЫ  
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ  
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ  
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ  
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ  
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ  
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА  
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ  
Возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий  
Прочие неналоговые доходы  
Итого собственных доходов  
Безвозмездные поступления: 263515,9
Дотации от других бюджетов бюджетной системы РФ  
Субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ 117684,55
Субсидии от других бюджетов бюджетной системы РФ 49357,35
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности  
ВСЕГО ДОХОДОВ 327718,9

Таблица 2

Наименование расходов Сумма
РАСХОДЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ (тыс. руб.)
Общегосударственные вопросы 60,0
Образование 5497,1
Дошкольное образование 4668,0
Детские дошкольные учреждения 4668,0
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений 4668,0
Общее образование 829,1
Школы-детские сады, школы начальные, неполные средние и средние 220,0
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений 220,0
Учреждения по внешкольной работе с детьми 609,1
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений 609,1
Культура, кинематография и средства массовой информации 833,5
Культура 813,5
Дворцы и дома культуры, другие учреждения культуры 728,8
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений 728,8
Музеи и постоянные выставки 4,7
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений 4,7
Библиотеки 80,0
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений 80,0
Кинематография 20,0
информации 20,0
Государственная поддержка в сфере культуры, кинематографии  
и средств массовой информации 20,0
Здравоохранение и спорт 3548,4
Здравоохранение 3548,4
Больницы, клиники, госпитали, медико-санаторные части 3548,4
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений 3548,4
ВСЕГО РАСХОДОВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 9939,0
Наименование расходов Сумма
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА (тыс. руб.)
Общегосударственные вопросы 24888,7
Функционирование законодательных органов государственной власти и местного самоуправления 1015,0
Руководство и управление в сфере установленных функций 1015,0
Центральный аппарат 606,0
Глава законодательной (представительной) власти местного самоуправления 409,0
Функционирование Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций 15948,9
Руководство и управление в сфере установленных функций 15948,9
Центральный аппарат 8590,4
Территориальные органы 5247,8
Глава исполнительной власти местного самоуправления 2110,7
Фонд компенсаций 6,0
Составление списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации 6,0
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора 2779,6
Руководство и управление в сфере установленных функций 2779,6
Центральный аппарат 2779,6
Обеспечение проведения выборов и референдумов 146,0
Руководство и управление в сфере установленных функций 111,0
Центральный аппарат 28,1
Члены избирательной комиссии 82,9
Проведение выборов и референдумов 35,0
Проведение выборов в представительные органы муниципального образования 35,0
Обслуживание государственного и муниципального долга 80,0
Процентные платежи по долговым обязательствам 80,0
Процентные платежи по муниципальному долгу 80,0
Резервные фонды 378,8
Другие общегосударственные вопросы 4534,4
Руководство и управление в сфере установленных функций 1876,0
Реализация государственной политики в области приватизации и управления государственной и муниципальной собственностью 370,0
Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением 1018,7
Выполнение других обязательств государства 1047,7
Финансовая поддержка на возвратной основе -29,0
Дворцы и дома культуры, другие учреждения культуры и средства массовой информации 587,7
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений 587,7
Фонд компенсаций 682,0
Подготовка и проведение сельскохозяйственной переписи 682,0
Национальная оборона 224,0
Фонд компенсаций 224,0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 16396,6
Органы внутренних дел 14661,0
Органы юстиции 719,0
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданская оборона 666,6
Обеспечение противопожарной безопасности 350,0
Национальная экономика 16681,4
Сельское хозяйство и рыболовство 2009,0
Транспорт 13407,9
Другие вопросы в области национальной экономики 1264,5
Жилищно-коммунальное хозяйство 41930,2
Жилищное хозяйство 9659,4
Коммунальное хозяйство 32270,8
Охрана окружающей среды 602,0
Сбор и удаление отходов и очистка сточных вод 500,0
Охрана растительных и животных видов и среды их обитания 25,0
Другие вопросы в области охраны окружающей среды 77,0
Образование 95315,1
Дошкольное образование 23270,9
Общее образование 64768,5
Молодежная политика и оздоровление детей 848,6
Другие вопросы в области образования 6427,1
Культура, кинематография и средства массовой информации 28012,2
Культура 14043,1
Кинематография 313,9
Периодическая печать и издательства 1583,5
Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации 12071,7
Здравоохранение и спорт 25619,8
Здравоохранение 24957,4
Спорт и физическая культура 662,4
Социальная политика 72109,9
Пенсионное обеспечение 1142,0
Социальное обслуживание населения 15197,0
Социальное обеспечение населения 47463,2
Борьба с беспризорностью, опека, попечительство 6257,7
Другие вопросы в области социальной политики 2050,0
ВСЕГО РАСХОДОВ БЮДЖЕТА 321779,9

2. Определить тенденции изменения долей статей расходов и доходов на основании теоретической части.

3. Проанализировать основные данные о доходной и расходной частях бюджета и сделать выводы о его финансово-экономическом положении.

4. Сформулировать основные предположения по улучшению сложившейся структуры расходной части бюджета и общего финансово-экономического положения города.

5. Ответить на вопросы для самопроверки:

1) Что такое бюджет и внебюджетные фонды, их классификация, сущность и виды?

2) Классификация доходов бюджета?

3) В чем отличие государственных и территориальных финансов?

4) Почему большинство региональных и местных бюджетов в РФ дефицитны?

5) Процесс составления и утверждения бюджета в РФ?

 

Лабораторная работа № 2

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Машины, оборудование, здания, транспортные средства, передаточные устройства и технологические линии образуют основные фонды и производственные мощности предприятия.

Основные производственные фонды это та часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на стоимость готовой продукции постепенно, по частям.

Наряду с производственными существуют и непроизводственные основные фонды (санатории, медицинские центры, детские сады). Непроизводственные основные фонды не переносят своей стоимости на стоимость готовой продукции.

В процессе производства основные фонды изнашиваются и теряют свои эксплуатационные характеристики. Различают два вида износа основных фондов:

1) Физический износ это постепенная утрата основными фондами своей первоначальной, потребительной стоимости. Физический износ основных фондов происходит не только при их функционировании, но и при бездействии (влияние атмосферных и других внешних воздействий). Физический износ основных фондов зависит от их качества, особенности конструкции, технологического процесса, внешних условий, качества обслуживания основных фондов и квалификации персонала.

2) Моральный износ это уменьшение стоимости основных фондов в результате внедрения новых, более прогрессивных и экономически эффективных машин и оборудования.

Основными источниками покрытия затрат, связанных с обновлением основных фондов являются собственные средства предприятия. Эти средства накапливаются в течение всего срока службы основных фондов в виде амортизационных отчислений.

Амортизация объектов основных фондов производится одним из следующих способов начисления амортизационных отчислений:

1) Линейным;

2) Способом уменьшаемого остатка;

3) Списанием стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

4) Списанием стоимости пропорционально объему продукции или услуг.

При линейном способе начисление амортизации производится равномерно, исходя из первоначальной или восстановительной стоимости объекта основных фондов и нормой амортизации, исчисленной из срока полезного использования этого объекта. Например, предприятие приобрело оборудование, срок полезного использования которого предусмотрен 8 лет. Следовательно, норма амортизации равна 12,5% (100% / 8 лет).

При способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости основных фондов на начало года и нормы амортизационных отчислений, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. Особенность этого метода состоит в том, что доля амортизационных отчислений, относимых на себестоимость продукции будет уменьшаться с каждым последующим годом эксплуатации указанного объекта. Например, приобретен объект, первоначальная стоимость которого 100 тыс. руб. и срок полезного использования 5 лет. Норма амортизации, следовательно, составит 20% (100% / 5 лет). Расчет амортизационных отчислений представим в таблице:

Период Остаточная стоимость на начало периода (руб.) Сумма амортизации, руб. Остаточная стоимость на конец периода (руб.)
    1000000*20%= 20000 100000-20000=80000
    80000*20%= 16000 80000-16000=64000
    640000*20%= 12800 64000-12800=51200
    51200*20%= 10240 51200-10240=40960
    40960*20%= 8192 40960-8192=32768
ИТОГО    

Разновидностью данного метода является метод двойного уменьшения остатка суммы амортизационных отчислений. В этом случае сумма ежегодных амортизационных отчислений определяется по формуле: А = Со * N * 2

А – сумма амортизационных отчислений;

Со – остаточная стоимость оборудования на начало года;

N – норма амортизации за весь период эксплуатации оборудования;

2 – кратность отчисления.

Расчет амортизации по этому методу будет выглядеть следующим образом:

Период Остаточная стоимость на начало периода (руб.) Сумма амортизации, руб. Остаточная стоимость на конец периода (руб.)
    1000000*20%*2= 40000 100000-40000=60000
    60000*20%*2= 24000 60000-24000=36000
    36000*20%*2= 14400 36000-14400=21600
    21600*20%*2= 8640 21600-8640=12960
    12960*20%*2= 5184 12960-5184=7776
ИТОГО    

При применении способа списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных фондов и соотношения числа лет, оставшихся до конца срока службы объекта, а также суммы чисел лет срока службы объекта. Ликвидационная стоимость при этом методе не используется, т.к. объект основных фондов полностью переносит свою стоимость за период полезного использования. Сумма чисел лет полезного использования основных фондов равна: 1+2+3+4+5=15

Расчет амортизации по этому методу будет выглядеть следующим образом:

 

Год со дня приобретения оборудования Норма амортизации, % Сумма амортизации, руб.
1 – ый год 5 / 15 *100 = 33,33 100000 * 33,33 = 33330
2 – ой год 4 / 15 *100 = 26,67 100000 * 26,67 = 26670
3 – ий год 3 / 15 *100 = 20 100000 * 20 = 20000
4 – ый год 2/ 15 *100 = 13,33 100000 * 13,33 = 13330
5 – ый год 1 / 15 *100 = 6,67 100000 * 6,67 = 6670
ИТОГО 100%  

Этот способ с точки зрения финансового планирования предпочтителен тем, что позволяет уже в начале эксплуатации списать большую часть стоимости основных фондов. Далее темп списания замедляется, что обеспечивает снижение себестоимости продукции.

При способе списания стоимости пропорционально объему произведенной продукции начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта к предполагаемому объему продукции за весь период полезного использования объекта. Применение этого способа позволяет предприятию учитывать физический износ и режим использования объекта. Например, предприятие приобрело транспортное средство стоимостью 600 тыс. руб., со сроком полезного использования в течение 5 лет, с предполагаемым пробегом 500 тыс. км. В отчетном периоде пробег составил 5 тыс. км. Определить сумму амортизационных отчислений.

А = 5000 * (600000 / 500000) = 6000 руб.

 

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с лабораторной работой

2. Выполнить задание:

Предприятие приобрело оборудование стоимостью А руб., срок полезного использования которого составляет 6 лет. Определить сумму ежегодных амортизационных отчислений и величину остаточной стоимости всеми возможными способами начисления амортизации.

Варианты исходных данных

Показатель                              
А тыс. руб                              

3. Ответить на вопросы для самопроверки:

1. Сущность, цели и задачи амортизационного фонда.

2. Основные и оборотные средства производства.

3. Формы воспроизводства основных фондов.

4. Амортизационная политика предприятия.

5. Способы начисления амортизационных отчислений.

 

 

Лабораторная работа № 3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Финансы предприятий - основа финансовой системы любого государства, так как именно в сфере матери­ального производства создаются и первично распре­деляются совокупный общественный продукт и наци­ональный доход.

Финансы предприятия - система денежных отноше­ний, выражающих формирование и использование де­нежных фондов в процессе кругооборота ресурсов пред­приятия, формирование его денежных доходов и на­коплений. Финансы предприятий обеспечивают круго­оборот основного и оборотного капитала, взаимоотно­шения с государственными органами, налоговой сис­темой, бюджетами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми компаниями и т.д. В них концентрируется преобладающая часть материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивая тем самым процесс расширенного воспроизводства в обществе.

Задачи финансов предприятий, организаций и учреждений (независимо от их организационно-правовой формы:

• формирование, поддержание оптимальной структуры и наращивание производственного потенциала предприятия;

• обеспечение текущей финансово-хозяйственной де­ятельности;

• обеспечение участия хозяйственного объекта в осу­ществлении социальной политики.

Функции финансов на предприятии:

1) формирование - функция обеспечивает денежными ресурсами кругооборот средств на предприятии. Задача заключается в том, чтобы сформировать денежные потоки на предприятии так, чтобы они работали эф­фективно.

2) распределение - функция использования денежных средств и фондов;

3) контрольная функция - охватывает все стороны де­ятельности предприятий, взаимоотношения внутри предприятия, взаимоотношения предприятия и бан­ка, взаимоотношения предприятия и бюджета.

Финансы коммерческих предприятий - экономичес­кие отношения, связанные с образованием собствен­ных финансовых ресурсов, с производством и реали­зацией товаров и услуг, с привлечением внешних источников финансирования, их распределением и ис­пользованием.

Финансовые отношения коммерческих предприятий строятся на таких принципах, как:

• хозяйственная самостоятельность;

• самофинансирование (основные источники: прибыль, средства ремонтных фондов, внутренние фи­нансовые резервы, паевые взносы, выпуск ценных бумаги т. п.);

• материальная заинтересованность;

• материальная ответственность за фактические результаты работы и своевременное выполнение обя­зательств;

• обеспечение финансовыми резервами (для покры­тия риска в результате предпринимательской дея­тельности).

Источники финансирования предприятия:

1. Уставный капитал - сумма средств, предоставлен­ных собственниками для обеспечения уставной дея­тельности предприятия, средства от продажи акций. Он может изменяться в зависимости от результатов работы.

2. Добавочный капитал:

• результаты переоценки основных фондов и их до­оценка;

• эмиссия акционерного общества (эмиссионный до­ход - продажа акций сверх номинальной цены);

• безвозмездно полученные денежные и материаль­ные ценности на производственные цели;

• безвозмездно полученные из бюджета средства на финансирование капитальных вложений;

•денежные средства на пополнение оборотных средств.

3. Резервный капитал - денежный фонд предприятия, полученный за счет отчислений от прибыли. Исполь­зование: погашение убытков, а в акционерных обществах - выкуп акций.

4. Активы - то, чем располагает предприятие; принадлежащие предприятию средства, вложенные в дело. Капитал предприятия делят на основной и оборотный.

Оборотный капитал - наличные деньги и те средства, которые обращены в наличные в течение года до даты отчета. Составляющие: наличные деньги, ценные бумаги, выплаты по счетам, товарно-материаль­ные ценности, платежи.

Основной капитал - это стоимость предприятия, его имущество и оборудование, срок службы которых бо­лее года, не предназначенные для продажи. Все части основного капитала, кроме земли, оцениваются по начальной цене минус амортизационные отчисления (амортизация - распределение стоимости основных фондов на время их эксплуатации).

5. Нематериальные активы - часть активов, не нося­щая материального вещественного характера (патен­ты и права, организационные расходы на регистрацию и разработку документов).

6. Пассивы - все задолженности предприятия. Текущие пассивы - суммы, которые предприятие должно бу­дет вернуть в предстоящем (следующим.за отчетным) году. Долгосрочные пассивы - долги, которые должны быть уплачены в срок более года.

7. Капиталовложения - это вложение средств во вне­шние объекты.

Главными финансовыми показателями эффективнос­ти деятельности предприятия являются прибыль и рен­табельность.

Прибыль - абсолютный показатель, являющийся главной формой денежных накоплений предприятия.

Рентабельность продукции - это отношение прибы­ли к себестоимости.

Рентабельность производства - это отношение при­были к средней величине активов производства. Ха­рактеризует эффективность инвестиционной и теку­щей деятельности предприятия.

Другие показатели, характеризующие деятельность (эффективность деятельности) предприятия:

• показатель платежеспособности;

• ликвидности;

• оборачиваемости;

• дебиторская задолженность;

• запасы.

Для совершенствования финансовой работы на предприятии необходимо правильно оценивать результаты хозяйственной деятельности предприятия. При этом анализируются основные показатели, отражающие степень финансовой надежности предприятия и уровень его конкурентоспособности. Для этого применяется ряд методик комплексного экономического анализа, результаты которого сравниваются с результатами работы предприятий, выпускающих аналогичную продукцию. В качестве основных источников информации для проведения анализа используются данные годовых и квартальных отчетов:

Ø Отчет о прибылях и убытках;

Ø Отчет о финансовом положении;

Ø Бухгалтерский баланс;

Ø Отчет о движении денежных средств.

В ходе анализа необходимо проследить динамику развития предприятия и сравнить результаты деятельности за отчетный период с результатами прошлых лет.

Для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия могут быть использованы следующие показатели.

Показатели ликвидности

1.1. Коэффициент покрытия или текущей ликвидности

К1.1. = Оборотные средства / текущие пассивы ≥2

1.2. Коэффициент покрытия по текущим активам или краткосрочной ликвидности

К1.2. = (Оборотные средства – товарные запасы) / текущие пассивы 0,7 – 0.9

1.3. Коэффициент покрытия по денежным активам или абсолютной ликвидности

К1.3. = (Денежные средства + рыночные ценные бумаги других эмитентов) / текущие пассивы 0,2 – 0,25

1.4. Коэффициент чистой прибыли

К1.4. = (Амортизация + Чистая прибыль) / Выручку от реализации продукции

Показатели капитализации

2.1. Коэффициент капитализации

К2.1. = Долгосрочные пассивы + акционерный капитал

2.2. Коэффициент капитализации по долгосрочным пассивам

К2.2. = Долгосрочные пассивы / К2.1. 0,7

2.3. Коэффициент капитализации акционерного капитала

К2.3. = Акционерный капитал / К2.1. 0,3

Показатели рентабельности

3.1. Общий уровень рентабельности

К3.1. = (чистая прибыль / Выручку от реализации продукции) * 100%

3.2. Рентабельность реализованной продукции

К3.2. = (Прибыль от реализации / Выручка от реализации) * 100%

3.3. Рентабельность акционерного капитала

К3.3. = (Чистая прибыль / Среднегодовую стоимость актива) * 100%

Показатели независимости

5.1. Коэффициент долгосрочных обязательств

К5.1. = Долгосрочные долговые обязательства / (собственные средства + долгосрочная дебиторская задолженность) 0,2 – 0,3

5.2. Коэффициент независимости

К5.2. = Внешние долговые обязательства / акционерный капитал ≤ 1

К5.2. = Оборотные средства / заемный капитал >1

К5.2. = Заемный капитал / собственные средства ≤ 1

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с лабораторной работой

2. Выполнить задание:

1) Определите финансовое положение предприятия, учитывая, что нормальный уровень рентабельности в данной отрасли составляет 15%.

Показатели хозяйственной деятельности предприятия

Показатель Сумма, руб.
1. Объем реализованной продукции  
2. Себестоимость продукции  
3. Балансовая прибыль  
4. Чистая прибыль  
5. Стоимость имущества компании, в т.ч.  
5.1. Собственные средства  
5.1.1. Основные фонды  
5.1.2. Оборотные средства, в их составе:  
5.1.2.1. Материальные активы  
5.1.2.2. Денежные средства  
5.2. Заемные средства, в их составе:  
5.2.1. Краткосрочные кредиты  
5.2.2. Долгосрочные кредиты  

2) На основании данных финансового отчета и показателей баланса проанализируйте динамику результатов хозяйственной деятельности торгово-промышленной корпорации. Нормальный уровень рентабельности 45%.

Показатель Сумма за 2002 год, руб. Сумма за 2003 год, руб. Сумма за 2004 год, руб.
1. Объем реализованной продукции      
2. Себестоимость реализованной продукции      
3. Прибыль от реализации продукции      
4. Чистая прибыль      
5. Основные средства      
6. Оборотные средства      
Итого активы (п.5+п.6)      

Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.