Методы исследования возрастной психологии- — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Методы исследования возрастной психологии-

2017-12-22 224
Методы исследования возрастной психологии- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы к экзамену по психологии в весеннюю сессию 2013/2014 уч. года

1. Предмет, задачи и особенности методов исследования в психологии развития.

 

Возраст. Психол. – отрасль психологич науки, изучающая закономерности этапов псих развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека.

Предмет возр псих – возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов (ощущение, восприятие, внимание) и качество личности (темперамент, характер, эмоциональность) развивающиеся человеком.

Задачи в п – изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей и потенциалов развития, определение особенностей психических процессов, выявление чередующихся факторов развития.

Объект изучения – человек на каждом возрастном этапе.

Особенности взаимоотношений подростков cо взрослыми и сверстниками, подростковые субкультуры.

Вопросы к экзамену по психологии в весеннюю сессию 2013/2014 уч. года

1. Предмет, задачи и особенности методов исследования в психологии развития.

 

Возраст. Психол. – отрасль психологич науки, изучающая закономерности этапов псих развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека.

Предмет возр псих – возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов (ощущение, восприятие, внимание) и качество личности (темперамент, характер, эмоциональность) развивающиеся человеком.

Задачи в п – изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей и потенциалов развития, определение особенностей психических процессов, выявление чередующихся факторов развития.

Объект изучения – человек на каждом возрастном этапе.

Методы исследования возрастной психологии-

Основные исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии — это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени.

На начальном этапе развития детской психологии (во второй половине XIX — начале XX в.) это был прежде всего метод наблюдения. Исследователи (среди которых биологи и психологи Т.Тидеман, И.Тэн, Ч.Дарвин, В.Прейер) прослеживали индивидуальное развитие собственных детей, стремились фиксировать реальный ход детского развития в естественных условиях.

 

В истории возрастной психологии выделяются три основные стратегии.

1. Стратегия наблюдения. Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Наблюдение должно отвечать ряду требований - это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения; систематичность наблюдений; наблюдение за естественным поведением ребенка.

2. Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель – установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.

Эксперимент - исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения связей изучаемых переменных между собой и обстоятельствами жизни ребенка. Различают лабораторный (проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой) и естественный эксперимент(проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов).

В психологии используют два метода срезов: метод поперечного среза (в достаточно больших группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития), лонгитюдный метод, или ≪продольное исследование≫ (здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени).

 

При проведении эксперимента пользуются следующими частными методами.

Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы.

Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым).

Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники).

Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов.

3. В настоящее время интенсивно развивается стратегия формирующего эксперимента, введенная в психологию Л. С. Выготским. Он назвал этот методэкспериментально-генетическим, так как он искусственно вызывает и создает генетический процесс психического развития. Основная цель - активное вмешательство, построение процесса с заданными свойствами.

 

2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.

 

Возраст – это временная характеристика онтогенетического развития человека. В это не только колличество прожитых лет, но и духовное развитие человека.

 

 

3. Условия, источники и движущие силы психического развития.

 

Развитие – качественные изменения психики человека во времени: появление новообразований, появл механизмов, структур, процессов психики.

Движущие силы развития личности:

· Потребности самого ребенка

· Мотивация

· Внешние стимулы деятельности и общения

Источники развития:

· Ведущая деятельность

· Ведущ тип общения (общение в результате которого формируется и закрепляются положительные черты личности)

· Кризис развития

Ведущий вид деятельности – это деятельность, в результате которой достигаются наибольшие успехи в развитии позновательных процессов и происходит формирование новообразований на определенной ступени развития.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.