Роль варново-кастового строя — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Роль варново-кастового строя

2017-12-22 201
Роль варново-кастового строя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Роль варново-кастового строя

Темпы развития феодализма в различных частях страны были неодинаковы, поскольку племена и народности, населявшие Индию в VI в., находились на разных уровнях экономического развития и политическая власть на Севере и Юге страны была неустойчива.

Возникавшие династии и государства были слабыми и кратковременными, находились в постоянной междоусобной борьбе. Каждое из таких образований легко делилось на новые княжества, ожесточенно боровшиеся между собой за власть. Как же при политической неустойчивости могли формироваться, существовать и развиваться феодальные отношения? Парадокс заключался в том, что политическая неустойчивость раннефеодальной Индии никак не нарушала устойчивого типа экономических отношений. Это прежде всего зависимость экономики от варново-кастовой системы, специфика индийской земледельческой общины и ее место в экономической структуре общества, специфика института власти-собственности.

Система каст, восходящая к древнеиндийским варнам, в период раннего Средневековья была основой экономической структуры Индии. Слово «варна» с глубокой древности использовалось в Индии для противопоставления друг другу различных социальных групп; слово «каста» — более позднего происхождения, это перевод на португальский слова «джати», обозначающего замкнутые группы людей, объединенные общностью профессий или сословным положением. Зародившись в глубокой древности, свои жесткие формы касты принимают только в период Средневековья. Именно в этот период устанавливаются неукоснительные правила, по которым ни один человек не мог находиться вне касты и которые не допускали переход из одной касты в другую. Следует отметить, что каста как наследственная система способствовала накоплению производственного опыта, повышала качество производимых продуктов, но строгая регламентация труда сковывала всякую инициативу, и постепенно каста стала оплотом рутины в производстве. Особенно это проявлялось в городах, бывших по своей организации как бы вариантом кастовой системы. Роль каст в городах была больше, чем в деревне, поскольку городские общины были однокастовыми (касты оружейников, торговцев фруктами, ткачей и т.д.).

На весь мир славилось ювелирное, ткацкое индийское ремесло. Торговлей индийские города были связаны с многими странами мира. Роль каст в этих связях была основной, поскольку они решали все вопросы, в том числе такие, как нормирование и качество продукции.

Ремесло и торговля

Ремесленники в городах производили ювелирные изделия из золота, серебра и драгоценных камней, изделия из слоновой кости и ценных пород дерева, изделия из кожи, убранства для коней и слонов, вырабатывали тончайшие шелковые и хлопчатобумажные ткани, изготовляли оружие.

Особенностью средневековых индийских городов был их аграрный характер, поскольку ремесленники, помимо своего основного труда, занимались земледелием. Торговые связи Индии с другими странами существовали с глубокой древности, но особенно активными они становятся сVII в.: из Ирана и арабских стран в Индию ввозили лошадей, а из Индии вывозили пряности, сахар, изделия художественного ремесла, хлопчатобумажные ткани.

Роль обшины

Известно, что общинная форма организации земледельцев универсальна, и потому для Индии характерным был не сам факт наличия там земледельческой общины, а то, какое место эта община благодаря варново-кастовым отношениям занимала в экономической структуре страны. По мнению специалистов, это был саморегулирующийся организм, практически не нуждавшийся в контактах с внешних миром. Внутренняя жизнь этого организма подчинялась принципу джанжмани, только в последнее время открытому и изученному специалистами. Природа джанжмани сводилась к жестко обязательному взаимному обмену, к строго и четко отрегулированному веками порядку во взаимообмене продуктами и услугами, необходимыми каждому в замкнутых рамках общины. В соответствии с этим принципом каждый в общине должен был не только знать четко свое место, обязанности и права, но и неукоснительно их выполнять, что и делало общину самоуправляемой.

Однако этот принцип не означал эквивалентности в обмене. Каждый просто должен был дать остальным то, что было предписано его кастовым положением, получая взамен в соответствии с обусловленным кастой качеством его жизни все для нее необходимое.

Поскольку потребности общинников были ограниченными, они редко нуждались в чем-либо сверх предусмотренного.

Роль государства

В раннефеодальной Индии отношения между производителями и государством были специфическими. Если, например, в Китае было закреплено юридически право только государства распоряжаться ресурсами страны, то в Индии такой юридической установки не существовало, хотя в Индии, как и в других странах Востока, существовал институт власти-собственности. Это означало, что магараджи и другие правители были субъектами власти-собственности, совпадавшей с суверенитетом. Материальным выражением этого были рента-налог и различные повинности с подданных. Наследственные правители и магараджи были верховными субъектами централизованной редистрибуции (перераспределения), используя по своему усмотрению доходы казны.

В чем же конкретно состояли экономические отношения между производителями и властью? Прежде всего общины платили государству традиционную 1/6 урожая, такой была и пошлина с доходов городского населения. Этого было достаточно для потребления власть имущих, для содержания армии и чиновников, храмов и обслуживавших их жрецов. Более того, у властей оставались излишки, накапливаемые в форме баснословных сокровищ, что объяснялось спецификой Индии. Это слабость бюрократической машины и ее дешевизна, строгие нормы кастовой иерархии, ограничивавшие уровень потребления, это, наконец, низкий уровень потребления основной массы населения: вегетарианское питание, скромность в одежде и простота жилища. Следует отметить, что налоги как в городе, так и в деревне платили имущие.

Исламизаиия экономики

Первая из этих особенностей была характерна и для Индии, как и вообще для восточного общества, хотя для исламских государств она была решающей.

В период образования Делийского султаната в Индии существовало множество малых и больших феодальных княжеств с различными формами феодального землевладения. Все эти княжества находились под властью махараджи — князя — главы господствующего клана. Князь выделял членам своей семьи в наследственное владение деревни со всей полнотой власти над проживающими там общинниками. У махараджи были вассалы, условия владения землей которых оформлялись специальной грамотой-паттой. Владения были двух типов: наследственные и ненаследственные. Ненаследственные вассалы находились в полной власти махараджи, который в любое время мог их переводить с одной земли на другую. Наследственные же владели землей до тех пор, пока выполняли требования махараджи: уплачивали соответствующую их владениям дань и в случае войны поступали в распоряжение махараджи с нужным ему количеством воинов.

С образованием султаната ситуация изменилась. Часть своих земель князь отдавал чиновникам на время их службы, часть земель принадлежала храмам. И со всех этих владений и вассалов князья получали дань без всякой предварительный установки.

Была уничтожена собственность отдельных феодалов, и вся земля передана государству, и кому бы ни принадлежала земля, с нее взималась рента в форме государственного налога. Однако часть земель была оставлена феодальным собственникам в обмен на признание власти султана и выплату ему земельного налога.

В привилегированном положении оказалось мусульманское духовенство: им были пожалованы наследственные владения — инамами.

Кроме того, духовники получили часть земель, налог с которых шел на содержание мусульманских школ, мечетей, караван-сараев или ирригационных сооружений.

Все земли султана, называвшиеся «хасс», обрабатывались общинниками, платившими земельный налог непосредственно в казну.

Таким образом, принцип жесткой централизованной власти-собственности под влиянием завоевателей постепенно утверждался в Индии.

С течением времени стала усиливаться несовместимость принципов индуизма и ислама, а также определяемых ими систем ценностей и жизненных стандартов.

Положение общины

Так, главный элемент индийской жизни —общины — продолжали жить по установленным обычаям и традициям. Экономически они были самодостаточными мирками, главным принципом бытия которых была кастовость.

В общинах были свои пахари, ремесленники и свои слуги. Ремесленники изготовляли необходимые орудия труда, слуги выполняли всякие вспомогательные работы, охраняли поля, следили за порядком, помогали при сборе урожая.

С образованием султаната изменения затронули только размеры налогообложения общинников: если в доисламский период общинники платили 1/6 часть дохода в казну, то теперь стали платить 1/3, а порой — и половину. Более жестким стал контроль старосты за выплатой налогов, который за выполнение этой функции освобождался от налога.

Структура управления

Избегать волнений и протестов населения в связи с усилением эксплуатации завоеватели смогли главным образом благодаря жестко централизованной политической и административной структуре, обеспечивавшей как порядок, так и четкий регулярный сбор все возраставших налогов.

В общих чертах это была такая структура: высшая власть принадлежала султану, главой исполнительной власти был великий вазир, руководивший военными делами и финансами; судебный аппарат принадлежал духовенству. Наместничества, на которые был поделен султанат, возглавляли губернаторы, отвечавшие за порядок и налоги. В их распоряжении было наемное войско. Весь аппарат власти состоял из мусульман.

Упадок Делийского султаната

Делийский султанат продолжал приходить в упадок в течение всего XIVстолетия: султаны откупались от монголов, но не могли противостоять взбунтовавшемуся населению, хотя тратили большие средства на увеличение армии, содержание которой вконец разорило страну. Все возраставшие налоги разорили крестьян. Они бросали свои земли и убегали в леса. Их насильно возвращали, отдавали пустующие земли, пытались как-то восстановить сельское хозяйство. Во второй половине XIV в. были построены крупные оросительные каналы.

Переломным моментом в истории султаната стало нашествие войск среднеазиатского правителя Тимура (Тамерлена). В 1398 г. войска Тимура вторглись в Индию, разграбили Дели и уничтожили всех его жителей. Уходя в Среднюю Азию, жестокий завоеватель увел с собой множество пленников, в первую очередь ремесленников, построивших впоследствии ему пре-. красный город — Самарканд. А Делийский султанат после столь опустошительных набегов в 1413 г. перестал существовать.

В последние годы существования Делийского султаната на территории южной Индии возникли два государства: Бахмани и Виджаянагар. Первое государство было мусульманским, второе — индуистским.

Именно государство Бахманидов посетил тверской купец Афанасий Никитин (1469—1472), оставивший восторженное его описание. В «Хождении за три моря» Никитин отметил «пышность» бояр и бедность крестьян: «А земля очень голюдна, а сельские люди голы совсем».

В удручающем положении были также городские ремесленники, за бесценок отдававшие свои работы ростовщикам, феодалам, купцам-скупщикам, которые перепродавали их на рынках больших городов или иностранным купцам.

В это время распространенным было такое явление, как снаряжение феодалами судов для торговли в других странах. Феодалы вывозили из Индии рис, пряности, красители, за бесценок приобретенные у ремесленников изысканнейшие предметы национального промысла.

Однако ослабление в конце XV в. центральной власти шаха и усилившиеся распри между отдельными княжествами привели в первые десятилетия XVI в. государство Бахмани к распаду. На его территории возникли пять самостоятельных княжеств.

Торговля. Города. Транспорт

Существенное место в экономике Индии в XVI—XVII вв. занимала внешняя торговля. Из Индии шли морские пути в Африку, Аравию, Европу, Китай. Развивалась также внутренняя торговля, которую вели как крупные купцы, так и лотошники. Развивающееся ростовщичество вместе с развитием внутреннего рынка способствовало объединению страны, состоявшей из множества племен, каст, народностей, религий. Государство вводит единые меры и денежные единицы.

С ростом торговли и ремесел растут города, а с ростом городов развиваются торговля и ремесла. Так, возникновение города в месте паломничества способствовало производству предметов культа, развитию торговли предметами первой необходимости для стекавшихся туда паломников. С развитием городов было связано не просто развитие ремесел, но и совершенствование специализаций ремесленников. Так, в Агре были сосредоточены строительные рабочие, в Бенгалии — судостроители, в Гуджарате — мастера-инкрустаторы. Изделия индийских ремесленников отличало высокое мастерство и тщательность отделки. Кроме того, все разрастался перечень занятий ремесленников: они делали бумагу, ювелирные изделия, снасти, выжимали растительное масло, добывали железо, цветные металлы, соль, селитру, строительный камень.

Постепенно формировался общеиндийский рынок, укреплялись экономические связи между городами и районами страны. Главной водной транспортной артерией страны была река Ганг, по которой осуществлялись активные перевозки товаров. Так, вверх по реке из Бенгалии везли пшеницу, рис, сахар, дорогие шелковые и хлопчатобумажные ткани, а обратно в Бенгалию — соль из Раджпутана, изделия ремесленников Лахора, в первую очередь кольчуги, а также лошадей и знаменитые кашмирские шали. Состояние дел на рынке во многом определялось урожаем зерновых, бывших основным эквивалентом в товарных отношениях. Урожай же был напрямую связан с орошением. Ирригационная функция всегда была важнейшей для индийских правителей, активно боровшихся с феодальными междоусобицами, наносившими ей огромный вред.

Причины упадка империи

Религиозная веротерпимость правителей, развитие ими ирригационной функции, поощрение торговли, ремесел и градостроительства способствовали экономическому развитию империи. Однако это развитие продолжалось недолго и при Аурангзебе империя фактически перестает существовать по причине его внутренней политики. Фанатик-суннит Аурангзеб преследовал и уничтожал все несуннитское: разрушал храмы и ввел отмененную Акбаром джизию (подушную подать для немусульман), преследовал индусов и шиитов.

Религиозные преследования вызывали недовольство и протест населения, выливавшийся во всевозможные волнения и народные движения, что подорвало, а затем разрушило экономику, а вслед за нею и саму империю. Этим воспользовались англичане. Началась эпоха колонизации Индии (XVIII—середина XX вв.).

 

Роль варново-кастового строя

Темпы развития феодализма в различных частях страны были неодинаковы, поскольку племена и народности, населявшие Индию в VI в., находились на разных уровнях экономического развития и политическая власть на Севере и Юге страны была неустойчива.

Возникавшие династии и государства были слабыми и кратковременными, находились в постоянной междоусобной борьбе. Каждое из таких образований легко делилось на новые княжества, ожесточенно боровшиеся между собой за власть. Как же при политической неустойчивости могли формироваться, существовать и развиваться феодальные отношения? Парадокс заключался в том, что политическая неустойчивость раннефеодальной Индии никак не нарушала устойчивого типа экономических отношений. Это прежде всего зависимость экономики от варново-кастовой системы, специфика индийской земледельческой общины и ее место в экономической структуре общества, специфика института власти-собственности.

Система каст, восходящая к древнеиндийским варнам, в период раннего Средневековья была основой экономической структуры Индии. Слово «варна» с глубокой древности использовалось в Индии для противопоставления друг другу различных социальных групп; слово «каста» — более позднего происхождения, это перевод на португальский слова «джати», обозначающего замкнутые группы людей, объединенные общностью профессий или сословным положением. Зародившись в глубокой древности, свои жесткие формы касты принимают только в период Средневековья. Именно в этот период устанавливаются неукоснительные правила, по которым ни один человек не мог находиться вне касты и которые не допускали переход из одной касты в другую. Следует отметить, что каста как наследственная система способствовала накоплению производственного опыта, повышала качество производимых продуктов, но строгая регламентация труда сковывала всякую инициативу, и постепенно каста стала оплотом рутины в производстве. Особенно это проявлялось в городах, бывших по своей организации как бы вариантом кастовой системы. Роль каст в городах была больше, чем в деревне, поскольку городские общины были однокастовыми (касты оружейников, торговцев фруктами, ткачей и т.д.).

На весь мир славилось ювелирное, ткацкое индийское ремесло. Торговлей индийские города были связаны с многими странами мира. Роль каст в этих связях была основной, поскольку они решали все вопросы, в том числе такие, как нормирование и качество продукции.

Ремесло и торговля

Ремесленники в городах производили ювелирные изделия из золота, серебра и драгоценных камней, изделия из слоновой кости и ценных пород дерева, изделия из кожи, убранства для коней и слонов, вырабатывали тончайшие шелковые и хлопчатобумажные ткани, изготовляли оружие.

Особенностью средневековых индийских городов был их аграрный характер, поскольку ремесленники, помимо своего основного труда, занимались земледелием. Торговые связи Индии с другими странами существовали с глубокой древности, но особенно активными они становятся сVII в.: из Ирана и арабских стран в Индию ввозили лошадей, а из Индии вывозили пряности, сахар, изделия художественного ремесла, хлопчатобумажные ткани.

Роль обшины

Известно, что общинная форма организации земледельцев универсальна, и потому для Индии характерным был не сам факт наличия там земледельческой общины, а то, какое место эта община благодаря варново-кастовым отношениям занимала в экономической структуре страны. По мнению специалистов, это был саморегулирующийся организм, практически не нуждавшийся в контактах с внешних миром. Внутренняя жизнь этого организма подчинялась принципу джанжмани, только в последнее время открытому и изученному специалистами. Природа джанжмани сводилась к жестко обязательному взаимному обмену, к строго и четко отрегулированному веками порядку во взаимообмене продуктами и услугами, необходимыми каждому в замкнутых рамках общины. В соответствии с этим принципом каждый в общине должен был не только знать четко свое место, обязанности и права, но и неукоснительно их выполнять, что и делало общину самоуправляемой.

Однако этот принцип не означал эквивалентности в обмене. Каждый просто должен был дать остальным то, что было предписано его кастовым положением, получая взамен в соответствии с обусловленным кастой качеством его жизни все для нее необходимое.

Поскольку потребности общинников были ограниченными, они редко нуждались в чем-либо сверх предусмотренного.

Роль государства

В раннефеодальной Индии отношения между производителями и государством были специфическими. Если, например, в Китае было закреплено юридически право только государства распоряжаться ресурсами страны, то в Индии такой юридической установки не существовало, хотя в Индии, как и в других странах Востока, существовал институт власти-собственности. Это означало, что магараджи и другие правители были субъектами власти-собственности, совпадавшей с суверенитетом. Материальным выражением этого были рента-налог и различные повинности с подданных. Наследственные правители и магараджи были верховными субъектами централизованной редистрибуции (перераспределения), используя по своему усмотрению доходы казны.

В чем же конкретно состояли экономические отношения между производителями и властью? Прежде всего общины платили государству традиционную 1/6 урожая, такой была и пошлина с доходов городского населения. Этого было достаточно для потребления власть имущих, для содержания армии и чиновников, храмов и обслуживавших их жрецов. Более того, у властей оставались излишки, накапливаемые в форме баснословных сокровищ, что объяснялось спецификой Индии. Это слабость бюрократической машины и ее дешевизна, строгие нормы кастовой иерархии, ограничивавшие уровень потребления, это, наконец, низкий уровень потребления основной массы населения: вегетарианское питание, скромность в одежде и простота жилища. Следует отметить, что налоги как в городе, так и в деревне платили имущие.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.