Для справки используйте толковые словари. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Для справки используйте толковые словари.

2017-12-22 491
Для справки используйте толковые словари. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задания к семинару №1 «Имя существительное»

№ 1. Охарактеризуйте род данных существительных, отметьте его показатели: 1) семантический (содержащаяся в лексическом значении слова семантика пола); 2) словообразовательный (слово относится к определенному словообразовательному типу, дающему существительное определенного рода, или – в субъективно-оценочных образованиях – род соответствует роду производящего слова); 3) морфологический (род соответствует словоизменительному классу, показателем считают форму им. п. ед. ч. или форму род.п. ед. ч.); 4) синтаксический (у неизменяемых существительных и существительных общего рода – род согласуемого слова).

У несклоняемых существительных обоснуйте родовую принадлежность. Определите тип словоизменения. Результаты занесите в таблицу.

Образец выполнения:

Строитель, канитель, рама, семя, врач, млекопитающее, дешевизна, пень, сень, путь, набережная, дедушка, бабушка, домишко, зверюга, дитя, село, ситро, инкогнито, домище, городище, топорище, хинди, стюардесса, рикша, татарин, недотрога, воевода, визави, травести, станция, герой, лгунья, фрау, подмастерье, староста, царица, умница, куница, шоу, поместье, рантье, кутюрье, моль, рояль, тюль, шампунь, окунь, ястреб, Саша, ткачиха, импресарио, комендант, сваха, росомаха, святоша, правительство, колибри, суфле, конфетти, самбо, жюри, голубь, глушь, бородач, камыш, подкидыш, борщ, плащ-палатка, бета-излучение, платье-костюм, роман-эпопея, горе-пекарь.

№ 2. Охарактеризуйте данные существительные, определив с учетом возможных оттенков лексического значения: а) лексико-грамматический разряд; б) группу по отношению к категории числа; в) возможность образования форм множественного числа. Отметьте слова, у которых число служит для различения лексико-семантических вариантов слова, а также случаи лексикализации форм множественного числа. Для справки используйте толковые словари.

Образец выполнения: Выбор – отвлеченное (по глаголу выбирать), singulariatantum; выборы – в значении «избрание путем голосования» (многосубъектное и многообъектное действие) – отвлеченное, pluraliatantum, лексикализация мн. ч. Масло – 1) вещественное (тип вещества), sing. t.; при обозначении разновидностей (напр., растительные масла) – полная парадигма числа (происходит конкретизация); 2) «вид художественной техники» – отвлеченное, sing. t.

Величина, восход, атмосфера, грязь, хлам, восток, брак, бронза, металл, гордость, радость, восприятие, клиентура, долг, камень, пространство, выгон, орешник, купечество, ловля, слово, овес, завод, верхушка, ноты.

 

 


 

Задания к семинару №2 «Имя прилагательное»

№ 1. Выпишите прилагательные в составе словосочетания, определите лексико-грамматический разряд, ответ обоснуйте:

1) поясните лексическое значение слова;

2) отметьте характер основы (производная – непроизводная);

3) у качественных перечислите возможные признаки качественности (особые формы, словообразовательные связи, положение в лексической системе, сочетаемостные возможности).

Задания к семинару №3 «Имя числительное, местоимение»

 

Упражнение №1. Определите разряд имени числительного по значению и структуре. Выписывайте числительные СЛОВАМИ.

1941 году добровольцем ушел на фронт его отец и погиб на подступах к фашистской столице за девять дней до окончания войны. В очерке «Сталинградский вокзал» по имеющимся в фондах музея документам был воссоздан подвиг солдат батальона, защищавших это здание четырнадцать суток с 14 по 28 сентября 1942 года. Две сотых секунды, можно ли что-то сделать за столь короткий отрезок времени, ощутить их?! Мне было в ту пору шестнадцать, через два неполных года и я надел шинель, чтобы пройти солдатский путь. За два года войны Покрышкин совершил более 600 боевых вылетов, участвовал в 156 воздушных боях, сбил 59 самолетов врага. За плечами полковника было 36 лет жизни. Всех пятерых наградили медалями «За боевые заслуги». Ведь почти две трети из четырех сотен обитателей зоопарка – теплолюбивые животные. 5635 литров топлива размещается в 16 баках в крыльях. 28 хозяйств, расположенных в различных природно-климатических зонах, получили от 20 до 30 центнеров зерна с гектара. За год в тюменской лесостепи выпадает всего 360-400 миллиметров влаги. Чтобы обеспечить урожайность зерновых культур в 20 центнеров с гектара, нужно вносить в почву но 35-40 килограммов фосфора и 45-60 килограммов азота. Водном из египетских сел местная долгожительница Анфиса отпраздновала свой 135-й день рождения. Полутора тысячам подписчиков из 39 автономных республик, краев и областей России по специальной выборке была разослана анкета. 89 процентов опрошенных в той или иной форме высказали свои пожелания.

 

Упражнение №2. Определите разряд местоимения по соотношению с частью речи и лексико-грамматическим разряд.

Мои. Кто-то. Ты. Себя. Никто. Который. Что-либо. Какой. Столько. Ничей. Несколько. Твой. Этот. Кто-нибудь. Сколько. Всякий. Каждый. Он. Ваш. Кое-какой. Ничто. Таков. Какой-нибудь. Мы. Свой. Весь. Кто. Некого. Некто. Любой. Самый. Какой-либо. Что. Тот. Кое-кто. Наш. Они. Нечего. Иной. Такой. Что-нибудь. Нечто. Каков. Сам. Сколько-нибудь. Чей. Никакой. Некоторый. Некий. Она.

 

 

Задания к семинарам №4-5 «Глагол»

Упражнение №1. Выпишите спрягаемые и неспрягаемые формы, охарактеризуйте их.

Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых углах, – появился Челкаш, старый травлёный волк, хорошо знакомый гаванскому люду...

 

Упражнение №2. Охарактеризуйте глаголы по возможности иметь видовую пару.

Сожалеть. Обувать. Рассердиться. Грянуть. Исследовать. Хлынуть. Пересечь. Опасаться. Брать. Атаковать. Класть. Опомниться. Велеть. Ожидать. Взять. Положить. Очутиться. Мести. Венчать. Ненавидеть. Недоумевать. Использовать. Вздремнуть. Организовать. Кипеть. Мокнуть. Отсутствовать. Промолчать. Арестовать. Аттестовать. Активизировать. Сочувствовать. Транслировать. Уважать. Приналечь. Сострадать. Предвидеть. Госпитализировать. Выявлять. Коллективизировать. Реорганизовать. Исхудать. Мстить. Радиофицировать. Бездействовать. Печь. Учительствовать. Искупить. Помиловать. Командировать.

 

Задания к семинару №6 «Служебные части речи»

Задания к семинару №1 «Имя существительное»

№ 1. Охарактеризуйте род данных существительных, отметьте его показатели: 1) семантический (содержащаяся в лексическом значении слова семантика пола); 2) словообразовательный (слово относится к определенному словообразовательному типу, дающему существительное определенного рода, или – в субъективно-оценочных образованиях – род соответствует роду производящего слова); 3) морфологический (род соответствует словоизменительному классу, показателем считают форму им. п. ед. ч. или форму род.п. ед. ч.); 4) синтаксический (у неизменяемых существительных и существительных общего рода – род согласуемого слова).

У несклоняемых существительных обоснуйте родовую принадлежность. Определите тип словоизменения. Результаты занесите в таблицу.

Образец выполнения:

Строитель, канитель, рама, семя, врач, млекопитающее, дешевизна, пень, сень, путь, набережная, дедушка, бабушка, домишко, зверюга, дитя, село, ситро, инкогнито, домище, городище, топорище, хинди, стюардесса, рикша, татарин, недотрога, воевода, визави, травести, станция, герой, лгунья, фрау, подмастерье, староста, царица, умница, куница, шоу, поместье, рантье, кутюрье, моль, рояль, тюль, шампунь, окунь, ястреб, Саша, ткачиха, импресарио, комендант, сваха, росомаха, святоша, правительство, колибри, суфле, конфетти, самбо, жюри, голубь, глушь, бородач, камыш, подкидыш, борщ, плащ-палатка, бета-излучение, платье-костюм, роман-эпопея, горе-пекарь.

№ 2. Охарактеризуйте данные существительные, определив с учетом возможных оттенков лексического значения: а) лексико-грамматический разряд; б) группу по отношению к категории числа; в) возможность образования форм множественного числа. Отметьте слова, у которых число служит для различения лексико-семантических вариантов слова, а также случаи лексикализации форм множественного числа. Для справки используйте толковые словари.

Образец выполнения: Выбор – отвлеченное (по глаголу выбирать), singulariatantum; выборы – в значении «избрание путем голосования» (многосубъектное и многообъектное действие) – отвлеченное, pluraliatantum, лексикализация мн. ч. Масло – 1) вещественное (тип вещества), sing. t.; при обозначении разновидностей (напр., растительные масла) – полная парадигма числа (происходит конкретизация); 2) «вид художественной техники» – отвлеченное, sing. t.

Величина, восход, атмосфера, грязь, хлам, восток, брак, бронза, металл, гордость, радость, восприятие, клиентура, долг, камень, пространство, выгон, орешник, купечество, ловля, слово, овес, завод, верхушка, ноты.

 

 


 

Задания к семинару №2 «Имя прилагательное»

№ 1. Выпишите прилагательные в составе словосочетания, определите лексико-грамматический разряд, ответ обоснуйте:

1) поясните лексическое значение слова;

2) отметьте характер основы (производная – непроизводная);

3) у качественных перечислите возможные признаки качественности (особые формы, словообразовательные связи, положение в лексической системе, сочетаемостные возможности).

Для справки используйте толковые словари.

Образец выполнения:

Красивое платье – качественное, так как:

1) обозначает признак, воспринимаемый зрением;

2) непроизводное слово;

3) имеются краткие формы (красив, красива и др.), степени сравнения (красивее, красивейший), антонимы и синонимы (страшный, прекрасный), от него образуются качественное наречие (рисовал красиво) и отвлеченное существительное (красота), сочетается с наречиями степени (очень красивый).

Спускаются сумерки. Их наступление напоминает беззвучный, причудливый и таинственный полет летучей мыши над опустелыми ригами. И вдали, где узкие ленты лесов тонут в неясной мути, возникают невнятные, сумеречные отзвуки белых полей; колеблясь, тают они в воздухе. Язык их темен, малопонятен, как далекий плеск моря. Все темнеет, ветер шуршит коричневыми листьями на меже; облака сошлись на небе уродливыми грудами, – бросают тягостный, аспидно-фиолетовый отсвет вниз. Пустынно и дико кругом (Б. Зайцев).

Под небом мертвенно-свинцовым

Угрюмо меркнет зимний день,

И нет конца лесам сосновым,

И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,

Как чья-то кроткая печаль,

Над этой снежною пустыней

Смягчает сумрачную даль (И. Бунин).

№ 2. От данных качественных прилагательных образуйте краткую форму и компаратив. Если образование форм затруднительно или невозможно, назовите причину этого. При выполнении пользуйтесь Орфоэпическим словарем и словарями грамматических трудностей.

Образец выполнения:

Добрый, звонкий, многогранный (талант), меткий, стеклянный (звук), хромой, ясный, ярко-красный, гнедой, мудрый, покладистый, хитренький, пришлый, даровой, четкий, безмозглый, ослепительный, тонкий, фиолетовый, давний, горячий, горючий, горелый, широкий, целый, цельный, бархатный (голос), злой, зловредный, злющий, разудалый, острый, колкий, малый, ярый, ветхий, частый, плоский, вольный, волевой, трагичный, трагический, хороший, дюжий, доморощенный, сумасшедший, гипсовый (лик), голый, настоящий, бессердечный, поверхностный (взгляд).


 

Задания к семинару №3 «Имя числительное, местоимение»

 

Упражнение №1. Определите разряд имени числительного по значению и структуре. Выписывайте числительные СЛОВАМИ.

1941 году добровольцем ушел на фронт его отец и погиб на подступах к фашистской столице за девять дней до окончания войны. В очерке «Сталинградский вокзал» по имеющимся в фондах музея документам был воссоздан подвиг солдат батальона, защищавших это здание четырнадцать суток с 14 по 28 сентября 1942 года. Две сотых секунды, можно ли что-то сделать за столь короткий отрезок времени, ощутить их?! Мне было в ту пору шестнадцать, через два неполных года и я надел шинель, чтобы пройти солдатский путь. За два года войны Покрышкин совершил более 600 боевых вылетов, участвовал в 156 воздушных боях, сбил 59 самолетов врага. За плечами полковника было 36 лет жизни. Всех пятерых наградили медалями «За боевые заслуги». Ведь почти две трети из четырех сотен обитателей зоопарка – теплолюбивые животные. 5635 литров топлива размещается в 16 баках в крыльях. 28 хозяйств, расположенных в различных природно-климатических зонах, получили от 20 до 30 центнеров зерна с гектара. За год в тюменской лесостепи выпадает всего 360-400 миллиметров влаги. Чтобы обеспечить урожайность зерновых культур в 20 центнеров с гектара, нужно вносить в почву но 35-40 килограммов фосфора и 45-60 килограммов азота. Водном из египетских сел местная долгожительница Анфиса отпраздновала свой 135-й день рождения. Полутора тысячам подписчиков из 39 автономных республик, краев и областей России по специальной выборке была разослана анкета. 89 процентов опрошенных в той или иной форме высказали свои пожелания.

 

Упражнение №2. Определите разряд местоимения по соотношению с частью речи и лексико-грамматическим разряд.

Мои. Кто-то. Ты. Себя. Никто. Который. Что-либо. Какой. Столько. Ничей. Несколько. Твой. Этот. Кто-нибудь. Сколько. Всякий. Каждый. Он. Ваш. Кое-какой. Ничто. Таков. Какой-нибудь. Мы. Свой. Весь. Кто. Некого. Некто. Любой. Самый. Какой-либо. Что. Тот. Кое-кто. Наш. Они. Нечего. Иной. Такой. Что-нибудь. Нечто. Каков. Сам. Сколько-нибудь. Чей. Никакой. Некоторый. Некий. Она.

 

 

Задания к семинарам №4-5 «Глагол»

Упражнение №1. Выпишите спрягаемые и неспрягаемые формы, охарактеризуйте их.

Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых углах, – появился Челкаш, старый травлёный волк, хорошо знакомый гаванскому люду...

 

Упражнение №2. Охарактеризуйте глаголы по возможности иметь видовую пару.

Сожалеть. Обувать. Рассердиться. Грянуть. Исследовать. Хлынуть. Пересечь. Опасаться. Брать. Атаковать. Класть. Опомниться. Велеть. Ожидать. Взять. Положить. Очутиться. Мести. Венчать. Ненавидеть. Недоумевать. Использовать. Вздремнуть. Организовать. Кипеть. Мокнуть. Отсутствовать. Промолчать. Арестовать. Аттестовать. Активизировать. Сочувствовать. Транслировать. Уважать. Приналечь. Сострадать. Предвидеть. Госпитализировать. Выявлять. Коллективизировать. Реорганизовать. Исхудать. Мстить. Радиофицировать. Бездействовать. Печь. Учительствовать. Искупить. Помиловать. Командировать.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.