Приготовьте конспекты статей по предложенной ниже форме. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Приготовьте конспекты статей по предложенной ниже форме.

2017-12-22 211
Приготовьте конспекты статей по предложенной ниже форме. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

основное положение цитата, фрагмент статьи
   
   
   

1. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове): Учебное пособие. М.,1986. С. 33 – 46.

2. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 63 – 84.

3. Части речи в школьной грамматике. Количество и принципы классификации частей речи (сопоставительный анализ трех программ и четырех комплексов: В.В. Бабайцевой, Н.М. Шанского, М.М. Разумовской и С.И. Львовой).

 

Практическое занятие № 12

Тема. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды

 

План

1. Имя существительное как часть речи.

2. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

· Собственные и нарицательные существительные, их признаки. Переход собственных существительных в нарицательные, нарицательных – в собственные.

· Одушевленные и неодушевленные существительные. Выражение одушевленности /неодушевленности. Непоследовательность в выражении одушевленности /неодушевленности.

· Конкретные, абстрактные, собирательные, вещественные и единичные существительные, их значение и грамматические признаки. Переход существительных из одного разряда в другой.

3. Изучение лексико-грамматических разрядов в школе.

4. Правописание собственных и нарицательных имен существительных.

 

Практическое задание

1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

2. Установите частное категориальное значение всех имен существительных.

3. Определите разряды подчеркнутых имен существительных, учитывая их значение и грамматические признаки. Если в составе слова имеются особые морфемы, типичные для того или иного разряда существительных, отметьте это.

Молитва Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня! О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня. Ты Мудрый, Ты не скажешь строго: «Терпи, еще не кончен срок». Ты Сам мне подал – слишком много! Я жажду сразу – всех дорог!! Всего хочу: с душой цыгана Идти под песни на разбой, За всех страдать под звук органа И амазонкой мчаться в бой;   Гадать по звездам в черной башне, Вести детей вперед, сквозь тень… Чтоб был легендой – день вчерашний, Чтоб был безумьем – каждый день! Люблю и крест, и шелк, и краски, Моя душа – мгновений след… Ты дал мне детство – лучше сказки И дай мне смерть – в семнадцать лет! (Марина Цветаева, 1909) Г

Литература

1. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове): Учебное пособие. М.,1986. С. 81 – 85.

2. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / Отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 161 – 163.

3. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991. С. 195 – 200.

4. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001. С. 385 – 388, 395 – 396.

5. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч. 2. Морфология. Синтаксис. С. 32 – 43.

 

 

Практическое занятие № 13

Тема. Категория рода имен существительных

 

План

1. Категория рода как морфологическая категория.

2. Категория рода у одушевленных и неодушевленных существительных.

3. Значение рода у одушевленных и неодушевленных существительных. Родовые оппозиции, складывающиеся у одушевленных существительных со значением лица. Разряды существительных по признаку рода. Средства выражения категории рода.

4. Существительные общего рода, их стилистическая окраска.

5. Определение рода у несклоняемых существительных.

6. Колебания в формах рода.

 

Практическое задание

1. К данным существительным подберите соответствующие существительные мужского или женского рода, имеющие значение рода. Определите, как образуются такие пары существительных.

Белка, вдохновитель, визажист, гусеница, иностранка, китаец, лирик, мхатовец, овчарка, свекор, плясунья, таксист, путешественник, щеголь.

2. Определите род имен существительных. Укажите, как выражен род: морфологическим, лексическим, синтаксическим или словообразовательным способом.

1) Белый медведь – отчаянный бродяга. 2) Сухой луч солнца, пробившийся в щель ставня, пересекал комнату.3) Кроме Насти, в купе сидели пожилой сухощавый человек с короткими седыми волосами и юноша в костюме табачного цвета. 4) За одной из них гналась азиатская трясогузка; она старалась поймать стрекозу на лету, но последняя ловко от нее увертывалась. 5) Гаврик был круглый сирота.

3. Определите род у представленных ниже имен существительных. Составьте с каждым из них простое двусоставное предложение.

Атташе, пани, кюре, кабальеро, янки, пони, Сомали, динго, ОМОН, ЕЭС, филфак, крик.

 

Литература

1. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове): Учебное пособие.– М.,1986. – С. 59 – 81.

2. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / Отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 163 –164.

3. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991. С. 200 – 202.

4. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001. С. 388 – 394.

5. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. /Под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч. 2. Морфология. Синтаксис С. 43 – 47.

6. Русский язык: энциклопедия. М., 1998.

 

Практическое занятие № 14

Тема. Категория числа имен существительных

 

План

1. Грамматическое значение и выражение категории числа.

2. Значение единственного числа.

3. Значение множественного числа.

4. Средства выражения категории числа у склоняемых и несклоняемых существительных.

5. Существительные, имеющие форму только единственного числа (singularia tantum). Лексико-грамматические разряды собирательных, вещественных, отвлеченных существительных.

6. Существительные, имеющие форму только множественного числа (pluralia tantum). Лексико-семантические группы этих существительных.

 

Практическое задание

1. Распределите слова по группам: а) имеющие форму обоих чисел, б) имеющие форму только ед. числа, в) имеющие форму только мн. числа, г) обычно употребляющиеся в ед. числе, но в отдельных случаях имеющие форму только мн. числа. Определите способы выражения значения числа.

Вымысел, галчонок, гений, голос, губернатор, клич, погода, румянец, шарф, нежность, интервьюер, своеобразие, страх, крестьянство, Пугачев, носки, кукуруза, счастье, брат, вино, десерт, балет, Крым, полынь, бутсы, Татьяна, запах, река, птица, стойкость.

2. Определите число и значение числа всех имен существительных.

Молитва матери На краю деревни старая избушка, Там перед иконой молится старушка. Молитва старушки сына поминает, Сын в далеком краю родину спасает Молится старушка, утирает слезы, А в глазах усталых расцветают грёзы. Видит она поле, поле перед боем, Где лежит убитым сын её героем.     На груди широкой брызжет кровь, что пламя, А в руках застывших вражеское знамя. И от счастья с горем вся она застыла, Голову седую на руки склонила. И закрыли брови редкие сединки А из глаз, как бисер, сыплются слезинки. (Сергей Есенин, 1914)    

Литература

1. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове): Учебное пособие. М., 1986. С. 81 – 85.

2. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / Отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 164.

3. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. /Под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч. 2. Морфология. Синтаксис. С. 51 – 54.

4. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991. С.202 – 204.

5. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001. С. 397 – 400.

6. Русский язык: энциклопедия. М., 1998.

 

 


Практическое занятие № 15

Тема. Категория падежа и склонение имен существительных

 

План

1. Категория падежа имен существительных. Количество, основные значения падежных форм.

2. Средства выражения падежных форм и способы определения падежей.

3. Типы склонения существительных. Порядок типов склонения существительных в вузовском курсе и школьном учебнике. Парадигмы склонения.

4. Твердые и мягкие разновидности склонения. Свойства существительных, связанные с их склонением.

5. Вариантные падежных окончаний имен существительных, их значение, употребление.

6. Разносклоняемые и несклоняемые существительные.

7. Падежи и склонение имен существительных в школьных грамматиках.

8. Правописание падежных окончаний имен существительных.

 

Практическое задание

1. Определите падеж и значение падежных форм имен существительных. Назовите средства выражения падежа и способы его определения.

Достигнуть цели, движение против войны, дать книгу товарищу, любить отца, прощаться с друзьями, любоваться дочерью, сознаваться в ошибке, взять со стола газету, вернуться из госпиталя в пятницу, Леонтьев был без сознания, последний поэт деревни.

2. Определите тип склонения и падежную форму у выделенных имен существительных, а также возможность (или невозможность) вариантного окончания.

Например: Сердце неласково к шуму, мыши скребут в уголке.

Мыши (н.ф. – мышь) – 3 субстантивное скл., по школьной грамматике – 3 скл.; в И.п., вариантных окончаний не имеет; (в) уголке (н.ф. – уголок) – 1 субстантивное скл., по школьной грамматике – 2 скл., в П.п., имеет вариантное окончание (в уголку).

1) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. 2) На площадке построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. 3) Он из тех людей... которых просто прекрасное не трогает. 4) Подсели дамы к камельку, девицы шепчут в уголку. 5) Надо сказать, что в те времена... 6) Слесари сами перегоняют машины с места на место, даже выезжают на улицу пробовать, как действуют тормоза. 7) В последний раз я друга обниму... Чтоб голова его, как роза золотая, кивала нежно мне в сиреневом дыму.

Литература

1. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / Отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 164 – 165.

2. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. /Под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч. 2. Морфология. Синтаксис. С. 47 – 51, 57.

3. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 1996. С.204 – 213.

4. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001. С. 400 – 414.


Лабораторное занятие № 6

Тема. Морфологический анализ имени существительного

 

Вопросы для домашней подготовки

1. Лексико-грамматические разряды имен существительных, их лексические и грамматические признаки.

2. Категория рода имен существительных. Способы и средства выражения рода.

3. Категория числа имен существительных. Способы и средства выражения числа.

4. Категория падежа имен существительных.

5. Основные значения падежей.

6. Средства выражения падежных значений и способы определения падежей.

7. Типы и разновидности склонения существительных.

8. Разносклоняемые и несклоняемые существительные.

 

Структура лабораторной работы

1. Определите лексико-грамматический разряд имен существительных, укажите их значение и грамматические признаки.

2. Установите род имен существительных. Укажите, как он определен (способ и средство выражения).

3. Определите число, назовите его значение и способ выражения.

4. Определите падеж и значение падежных форм существительных. Укажите тип склонения всех имен существительных; для первого и второго склонения установите вариант склонения.

5. Выполните полный морфологический анализ подчеркнутых имен существительных.

Выполнить дома один из вариантов лабораторной работы:

1. Снежинка, туман, статья, семья, Чехов, свёкла, милосердие.

2-5. (1) Сегодня приехал в Москву и сразу узнал: на мостовой лежит та же самая звездная пороша, и такая легкая, что когда сел воробей и потом вскоре поднялся, то от крыльев его взлетела целая туча звездочек, а на мостовой без них осталось далеко заметное темное пятно. (2) Наше грядущее точно отождествляется с нашими детьми, а оно, это грядущее, будет свободно от корысти и зависти. (3) И вдруг в темно-свинцовой массе воды внезапно сверкнуло и разлилось кровавое пламя.

Литература

См. литературу к предыдущим практическим занятиям.

Практическое занятие № 16

Тема. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды

имен прилагательных

 

План

1. Имя прилагательное как часть речи. Объем имени прилагательного.

2. Вопрос о лексико-грамматических разрядах имен прилагательных.

3. Качественные прилагательные, их семантика, грамматические и словообразовательные свойства.

4. Соотношение полных и кратких форм качественных прилагательных. Грамматические и стилистические особенности кратких прилагательных.

5. Степени сравнения прилагательных. Синтетические и аналитические формы сравнительной и превосходной степени, их значение, особенности употребления.

6. Относительные прилагательные, их семантика, грамматические свойства.

7. Притяжательные прилагательные, их семантика, грамматические свойства.

8. Переход прилагательных из разряда в разряд.

 

Практическое задание

1. Определите лексико-грамматический разряд имен прилагательных. Укажите признаки разряда.

Старший брат, спортивный зал, телячья котлета, вчерашнее собрание, Дашина игрушка, шелковое платье, полковое знамя, медвежья услуга, медвежий след, грибной дождь, соловьиная трель, медвежья походка, бархатный голос, плавательный бассейн, утиный нос.

2. От данных прилагательных образуйте краткие формы всех родов единственного числа (если это возможно) и множественного числа. Поставьте в кратких формах ударение. Отметьте особенности образования и употребления. Рассмотрите случаи расхождения значений полной и краткой форм прилагательных.

Добрый, способный, грамотный, братский, каурый, живой, правый, синий, красивый, крутой, вязкий, пустынный, осиротелый.

3. Из приведенных ниже предложений выпишите краткие и усеченные формы прилагательных. Укажите, в чем заключается различие между ними.

1) Поля покрыла мрачна ночь. 2) Душа моя мрачна. 3) Проснулись рощи молчаливы. 4)Нарядны дети, как цветы. 5) Но, полно думою преступной, Тамары сердце недоступно восторгам чистым. 6) Пришел папаша – сед, румян – к гостям ее зовет. 7) – Да чего ты грустен сидишь? 8) И светлы, как заря, два славные предстали пред ним богатыря. 9) Таинственной дремоты полны… 10) Комендант форта был синь, точно его поразила молния.

4. Выделите формы сравнительной и превосходной степени прилагательных (синтетические и аналитические). Укажите способы образования форм степеней сравнения. Отметьте, наблюдаются ли при этом морфонологические чередования.

1) Все самое дорогое в воспоминаниях связано с именем матери. 2) Приезд к нам моего деда сделал мою жизнь еще более интересной. 3) Но долг другой, и выше и трудней, меня зовет. 4) И между ними завязывалась оживленнейшая беседа о птицах. 5) Покос – самая трудная и веселая пора летом. 6) Чем пристальнее он всматривался в жизнь, тем увереннее становился в своих выводах.

Литература

1. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / Отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 166 – 169.

2. Современный русский язык. Анализ языковых единиц; В 2 ч. / Под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч. 2. Морфология. Синтаксис. С. 63 – 68, 72 – 75.

3. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991. С. 213 – 220.

4. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001. С. 414 – 432.

 

 

Практическое занятие № 17

Тема. Склонение имени прилагательного. Полный морфологический анализ

имени прилагательного

План

1. Типы и разновидности склонения имен прилагательных.

2. Особенности склонения притяжательных прилагательных.

3. Несклоняемые имена прилагательные (бордо, плиссе, хинди).

4. Полный морфологический анализ имен прилагательных.

5. Правописание имен прилагательных.

Практическое задание

1. Приведенные ниже прилагательные распределите по типам склонения и укажите падежные окончания, присущие данным прилагательным.

Кошачий, новый, материнский, передовой, глухой, бабушкин, синий, пустынный, строгий, большой, московский, дальний, дочернин, пеший, пекарев, казачий, отцов, хвастливый, плановый, папенькин, сестрин.

2. Найдите общие грамматические признаки прилагательных, объединенных в группы.

1) В белом платке, на бледном лице, на высоких деревьях, об энергичных людях, о диком животном, о новом городе. 2) На рыбную ловлю, под уличным фонарем, в рейсовом автобусе, шелковое платье, из столярной мастерской, в оберточную бумагу. 3) Громкому слову, по шаткой лестнице, к французскому роману, московским студентам, по глухой тайге, к тугой косе. 4) В отцовой шапке, около лисьей норы, сестрину книгу, из охотничьей избушки, ребячья забава. 5) Кратчайший путь, самому дорогому человеку, всего душистее, сладчайший сок, величайшее наслаждение.

3. Сделайте полный морфологический анализ подчеркнутых имен прилагательных. Схему анализа см. в кн.: Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / Отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 165 – 169.

Глаза старшей дочери были необыкновенно хороши: темные, словно бархатные, с какой-то нежной поволокой, должно быть, материны, так как у отца глаза были светлее.

 

Литература

1. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / Отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 165 – 169.

2. Современный русский язык. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч. 2. Морфология. Синтаксис. С. 69 – 72.

3. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991. С. 220 – 223.

4. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001. С. 432 – 435.

 

 

Лабораторное занятие № 7

Тема. Морфологический анализ имен прилагательных

 

Вопросы для домашней подготовки

1. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.

2. Образование форм степеней сравнения имен прилагательных.

3. Склонение имен прилагательных.

4. Морфологический анализ имени прилагательного.

Структура лабораторной работы

1. (а) Перепишите словосочетания, установите начальную форму прилагательных. (б) Определите лексико-грамматический разряд имен прилагательных и укажите, по каким признакам он может быть определен. (в) Назовите тип и вариант склонения. Отметьте все изменения в основах и особенности флексийных морфов.

2. Составьте субстантивные словосочетания с каждым из приведенных прилагательных так, чтобы они были употреблены, если возможно, в значении качественных, относительных и притяжательных. Результаты оформите в виде таблица. Объясните, почему произошел переход имени прилагательного из одного разряда в другой.

Прил. Употреблено как
качественное относительное притяжательное
лисий лисий характер (выступает как оценка, даваемая говорящим: «хитрый, скрытый») лисья шуба (обозначает признак предмета опосредованно: «из шкуры лисы») лисья ла па (обозначает общую родовую принадлежность)

3. Образуйте все возможные формы степеней сравнения от данных имен прилагательных. Результаты оформите в виде таблицы. Если образование невозможно, объясните причину.

Прил. в положительной степени Сравнительная степень (компаратив) Превосходная степень (суперлатив)
синтетическая форма аналитическая форма синтетическая форма аналитическая форма
высокий выше более (менее) высокий высочайший самый (наиболее, наименее) высокий, выше всех
дружеский форма не образуется, т.к. по происхождению относительное прил. (наличие суффикса - ск-) более дружеский форма не образуется, т.к. по происхождению относительное прил. (наличие суффикса - ск -) самый дружеский

4. Выполните полный морфологический анализ подчеркнутых прилагательных.

Литература

См. литературу к предыдущим практическим занятиям.

Выполнить дома один из вариантов лабораторной работы:

1. Шаловливый ребенок, отцов наказ, беспробудный сон, получасовой разговор, колокольный звон, волчий аппетит, семестровый экзамен.

2. Медовый, традиционный, пятилетний, куний.

3. Богатый, говорливый, вязкий, далекий.

4. Сад в бабушкином имении был очень стар и велик и заканчивался с одной стороны проточным прудом, в котором водились караси и пескари.

 

 

Практическое занятие № 18

Тема. Имя числительное как часть речи

 

План

1. Имя числительное как часть речи. Отличие числительных от других имен.

2. Объем класса числительных.

3. Лексико-грамматические разряды числительных, их морфологические свойства. Вопрос о порядковых числительных.

4. Разряды имен числительных по структуре: простые, сложные, составные.

5. Количественные, собирательные и дробные числительные. Их склонение (типы, особенности парадигмы) и полный морфологический анализ.

6. Особенности синтаксических связей числительных, их сочетаемость с другими частями речи.

7. Правописание числительных.

 

Практическое задание

1. Определите, какой частью речи является подчеркнутое слово. Мотивируйте свой выбор. Укажите разряд числительных по структуре и по лексико-грамматическим признакам.

1) Четверо рабочих пошли выполнять распоряжение. 2) Пятый десяток живу… 3) Отметка за первую четверть оказалась неудовлетворительной. 4) У Женьки походка тоже легкая, по красоте девушка первой в поселке считается... 5) 6 сентября, после первого снега, в холодную осеннюю погоду, мы втроем с Березкиным и Говязиным выезжаем вниз по реке. 6) И любовь …имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов. 7) Тимофей раз за разом трижды выстрелил. 8) На третьем месте находился клуб «Призыв», имевший двести семьдесят очков, и ниже были помечены еще другие клубы, которые уже вряд ли могли претендовать на первое место и кубок.

2. Объясните, как грамматические особенности данных ниже слов или какое их значение обусловливают возможность употреблять с ними: а) только количественные числительные (два, три, четыре); б) только собирательные числительные (двое, трое, четверо); в) обе формы.

Сын, пароход, командир, директор, батрак, воз, сани, сутки, дочь, учительница, батрачка, деревня, село, город, преподаватель, педагог, медведь, зверь, военный, президент.

3. Перепишите предложения, употребив числительные и существительные в нужной форме.

1) К 345 прибавить 157. 2) От 964 отнять 89. 3) 10 сложить с 798. 4) Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 5) Деревня находится в 163 (километр) от города.

4. Сделайте полный морфологический анализ подчеркнутых числительных. Схему анализа см. в кн.: Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / Отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 169 – 174.

1. На дороге стояло семеро ребят. 2. К 235 прибавить 84…

Литература

1. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / Отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 169 – 174.

2. Русский язык: энциклопедия. М., 1998. (Ст. «Числительное»).

3. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001. С.435 – 438.

4. Современный русский язык. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч. 2. Морфология. Синтаксис. С. 120 – 136.

 

 

Лабораторное занятие № 8

Тема. Морфологический анализ числительных

 

Вопросы для домашней подготовки

1. Лексико-грамматические разряды числительных, их морфологические свойства

2. Разряды имен числительных по структуре.

3. Типы склонения числительных. Парадигма числительных.

4. Синтаксические свойства имен числительных.

 

Структура лабораторной работы

Все нижеследующие виды работы выполняются на материале текста.

1. Найдите числительные, определите их разряд по значению и структуре.

2. Сгруппируйте выписанные числительные по типам склонения, объясните особенности парадигмы.

3. Выпишите слова, образованные от основ числительных. Определите, какой частью речи они являются и каким способом образованы.

4. Выполните морфологический анализ двух подчеркнутых числительных.

Выполнить дома один из вариантов лабораторной работы:

До 1917 года буква Ъ писалась на конце слова после твердого согласного. В старинном издании романа Л.Н. Толстого «Война и мир», которое вышло в свет в 1897 году, состоит из 4-х одинаковых томиков, по 520 страниц в каждом, в среднем на страницу приходится 54-55 твердых знаков. Всего в нем 2080 страниц. Интересно подсчитать, сколько на таких 2080 страницах уместилось бы букв вообще и какую долю составляли тогда, более восьми десятилетий назад, твердые знаки, если на каждой странице в среднем 1620 букв?

На страницах романа высыпала армия в 3370000 букв. Среди этих солдат замешались почти 115000 безоружных и никчемных бездельников…

Если на набор «Войны и мира» потребовалось тогда, допустим, 100 дней, то 3,5 дня из них наборщики набирали одни твердые знаки. (По Л. Успенскому)

 

Литература

См. литературу к предыдущему практическому занятию.

 

Практическое занятие № 19

Тема. Местоимение как часть речи

 

План

1. Особенности местоимения как части речи. Различные точки зрения на местоимения.

2. Морфологические свойства местоимений.

3. Лексико-грамматические разряды местоимений, их признаки. И особенности употребления в речи.

4. Разряды местоимений по соотнесенности с другими частями речи, их признаки.

5. Склонение местоимений.

6. Местоимение в школьных грамматиках.

7. Правописание местоимений.

 

Практическое задание

1. Определите лексико-грамматический разряд всех местоимений, употребленных в предложениях. Установите, с какой частью речи они соотносятся и какую синтаксическую функцию выполняют.

1) На эти сосны мне не наглядеться. Пойти гулять иль на траве прилечь? Здесь все – мое! Здесь проходило детство, которого не спрятать, не сберечь. 2) Деревья тянутся к простору, к солнцу, к свету, еще я помню молодыми их. Здесь все как прежде, только детства нету, и нет уже товарищей моих. 3) И речь не та, и смех, и шутки. 4) Да и вагон другой.

2. Найдите общие грамматические признаки местоимений в каждой из групп.

1. Мимо нас, без тебя, к нему, о ней, у меня, с вами, над нами. 2. Во всякое время, за тот лес, на свой стол, в эту зиму. 3. Для себя, у кого-то, ради чего, без тех, около него. 4. О ком-нибудь, на чем-либо, при ком-то, кое о чем, о чем-нибудь.

3. Выполните полный морфологический анализ подчеркнутых местоимений. Схему анализа см. в кн.: Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / Отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 174 – 180.

Только в поэзии язык раскрывает все свои возможности, ибо требования к нему здесь максимальные: все стороны его напряжены до крайности, доходят до своих последних пределов.

Литература

1. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове): Учебное пособие. М.,1986. С. 264 – 280.

2. Граник Г.Г. Местоимение // Русский язык. 1998. № 15. С.8-15.

3. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / Отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 174 – 180.

4. Современный русский язык. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч. 2. Морфология. Синтаксис. С. 140 – 156.

5. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991. С. 227 – 232.

6. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001. С. 440 – 463.

7. Русский язык: энциклопедия. М., 1998. (Ст. «Местоимение»).

 

Лабораторное занятие № 9

Тема. Морфологический анализ местоимений

 

Вопросы для домашней подготовки

1. Местоимение как часть речи. Функции местоимений.

3. Признак, положенный в основу разделения местоименных слов на местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-наречия, местоимения-категория состояния.

4. Количество местоимений-существительных. Особенности названия.

5. Грамматические категории местоимений-существительных, в которых обнаруживается несовпадение предметных местоимений и существительных.

 

Структура лабораторной работы

1. Выпишите из текста местоимения-существительные. Объясните, что у них общего с существительными и чем они отличаются от существительных. Определите, какую (анафорическую или дейктическую) функцию имеют словоформы местоимений-существительных в тексте.

2. Установите разряд местоимений.

2. Укажите тип склонения местоимений и особенности парадигмы.

Выполнить дома один из вариантов лабораторной работы:

Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит. Мы прозвали его Ворюгой.

Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.

Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан* с окунями.

Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; на нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве. Это было уже не воровство, а грабеж. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки. (К. Паустовский. Кот-ворюга).

* Кукан (обл.) – бечева, на которую нанизывают пойманную рыбу.

 

Литература

См. литературу к предыдущему практическому занятию.

 

 

Лабораторное занятие № 10

Тема. Морфологический анализ имен

 

План

1 часть. Контрольный тест репродуктивного характера.

2 часть. Контрольная работа.

 

Практическое задание

Подготовьтесь к контрольному тестированию.

Сделайте морфологический анализ указанных слов.

1) Каждое3 судно сделало салют в тридцать один3 выстрел. 2) Щедр на слова, да скуп на дела3.

 

Литература

1. Чепасова А.М., Чередниченко А.П. Современный русский язык. Таблицы по грамматике. М., 1999.

2. Чеснокова Л.Д. Русский язык: Трудные случаи морфологического разбора. М., 1991.

3. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. М., 1980. Ч. 2.

 


Литература

Основная литература

  1. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Ч. 1. / Камалова А.А., Лошаков А.Г., Ляпина Л.Н., Попов Р.В., Савелова Л.А., Смирнова С.А. Архангельск, 2004.
  2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2 ч. / под ред. Е.И. Дибровой. М., 2006.
  3. Современный русский язык: фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис: Учебник для вузов / под общ. ред. Л.А. Новикова. СПб., 2003.

Дополнительная

1. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учебн. пособие. М., 2001, 2003.

2. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). М., 2001.

3. Голанов И.Г. Морфология современного русого языка. М., 2007.

4. Головенкина Л.Х. Местоимения в современном русском языке (функциональный аспект). Архангельск, 2004.

5. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие. М., 2007.

6. Камалова А. А., Смирнова С.А. Современный русский литературный язык. Морфемика. Дериватология. Руководство к курсу. Архангельск, 2002.

7. Лаптева О.А. Теория современного русского литературного языка: учебник для вузов. М., 2003.

8. Лекант П.А. Современный русский литературный язык. М., 2001.

9. Николина Н.А., Фролова Е.А., Литвинова М.М. Словообразование современного русского языка. М., 2005.

10. Радзиховская В.К. Морфология современного русского языка. Вводный курс: Учебное пособие. М., 2001.

11. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. М., 2003.

12. Современный русский язык / под ред. В. А. Белошапковой.– М., 2003 (1981).

13. Чепасова А.М., Чередниченко А.П. Современный русский язык. Таблицы по грамматике: Учебн. пособие для вузов. М., 1999.

14. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора: Учебн. пособие. М., 1991.

Словари и справочники

1. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М.: Русский язык, 1986. – 1136 с.

2. Рацибурская Л.В. Словарь уникальных морфем современного русского языка: учеб. пособие. М., 2009.

3. Русский язык: Энциклопедия / под ред. Ф.П. Филина.М., М., 1979.

4. Современный толковый словарь русского языка: более 90.000 слов и фразеологических выражений / под ред. С.А. Кузнецова. СПб., 2004.

5. Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь: Около 100 000 слов. М., 2002.

 


Вопросы к экзамену

Морфемика. Морфонология. Словообразование

1. Понятие о морфемике как разделе языкознания. Предмет и основные задачи морфемики. Морфемика в кругу других дисциплин.

2. Понятие морфемы, ее признаки. Слово и морфема. Морфемы и морфы. Виды морфов.

3. Принципы классификации морфем. Типология морфем русского языка.

4. Характеристика корневых морфем.

5. Характеристика суффиксальных морфем.

6. Характеристика префиксальных морфем.

7. Характеристика флексий.

8. Вопрос о конфиксах, интерфиксах и постфиксах.

9. Основа слова. Основа словоизменения, основа формообразования, основа словообразования.

10. Членимые и нечленимые основы слова. Степени членимости основ.

11. Задачи морфемного анализа слова. Разбор слова по составу в школе. Словари морфем.

12. Структура слова в синхронном и диахроническом аспектах. Исторические изменения в структуре слова. Опрощение, усложнение и переразложение как результаты исторических изменений в структуре слова.

13. Декорреляция, диффузия и замещение как причины диахронических процессов, происходящих в структуре слова. Задачи этимологического анализа слова (исторического комментирования слова).

14. Этимологический ана


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.23 с.