Тема. Структура слова в синхроническом и диахроническом аспектах. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема. Структура слова в синхроническом и диахроническом аспектах.

2017-12-22 313
Тема. Структура слова в синхроническом и диахроническом аспектах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исторические изменения в структуре слова

 

ПЛАН

1. Структура слова в синхроническом и диахроническом аспектах.

2. Причины исторических изменений в структуре слова:

(1) утрата устаревших слов с производящей основой;

(2) декорреляция (сдвиги в значениях производных слов и непроизводных слов);

(3) диффузия (звуковые изменения);

(4) замещение по аналогии.

3. Типы изменений в процессе исторического развития слова:

(1) опрощение;

(2) переразложение;

(3) усложнение.

4. Задачи исторического комментирования структуры слова.

Практическое задание

1. Охарактеризуйте исторические изменения, произошедшие в следующих словах: врач, казнь, дар, обед, навигация, простыня, муравей, ведет, снять, закон, иждивенец, неделя, дань, вонзать, прелесть. При выполнении задания пользуйтесь следующим планом: 1) на основе данных этимологического словаря выявите этимологический состав морфем каждого слова; 2) установите тип изменений (опрощение, переразложение, усложнение основы); 3) определите причины произошедших изменений.

2.Изучите раздел «Исторический комментарий в структуре слова» в кн.: Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I / отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. В соответствии с образцом дайте исторический комментарий слова зрачок.

 

Литература

1. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 146 – 150.

2. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. Ч.1. М.,1979. С. 26 – 27.

 

Словари

1. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / Л.М. Баш, А.В. Боброва и др. М., 2002.

2. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. / Перевод с нем. и доп. О.Н. Трубачева (люб. издание).

3. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2-х т. М., 1993.

4. Шанский Н. М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. М., 1994.

 

Лабораторное занятие № 4

Тема. Структура слова в синхроническом и диахроническом аспектах.

Историческое комментирование структуры слова

 

Вопросы для домашней подготовки

1. Структура слова в синхроническом и диахроническом аспектах.

2. Причины исторических изменений в структуре слова.

3. Типы изменений в процессе исторического развития слова.

4. Задачи и принципы исторического комментирования структуры слова.

 

Структура лабораторной работы

1. В данных словах выделите основу. Определите, производная она или непроизводная в современном русском языке.

2. Выявите, какие исторические изменения произошли в структуре слова.

3. Установите, какая причина вызвала данное историческое изменение.

4. Выполните этимологический анализ слова, выделенного жирным шрифтом.

 

Практическое задание

Выполнить дома один из вариантов лабораторной работы в соответствии с порядком заданий:

Вежливый, дар, долото, мельница, пшеница, точка, яровой.

Литература

См. литературу к предыдущему практическому занятию.

 

Лабораторное занятие № 5

Тема. Морфемный и словообразовательный анализ слова

 

ПЛАН

1 часть. Контрольный тест репродуктивного характера.

2 часть. Повторение разборов.

 

Практическое задание

1. Подготовьтесь к контрольному тестированию по разделу «Словообразование».

2. Сделайте морфемный и словообразовательный (частичный) анализ подчеркнутого слова.

При нашем появлении он не тронулся с места. (Н. Лесков)

 

Практическое занятие № 10

Тема. Грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория

 

План

1. Грамматика как раздел науки о языке. Связь морфологии с синтаксисом.

2. Слово как предмет изучения морфологии. Слово и словоформа. Признаки словоформы.

3. Грамматическое значение. Способы и средства выражения грамматических значений в современном русском языке.

4. Грамматическая форма. Синтетические и аналитические формы.

5. Понятие парадигмы слова. Типы парадигм.

6. Грамматические категории в русском языке. Признаки грамматических категорий.

 

Практическое задание

1. Подготовьтесь к терминологическому диктанту: морфология, грамматическая единица, грамматическая форма, словоформа, грамматическое значение, аналитический / синтетический / смешанный способ выражения грамматического значения, морфологическая категория, словоизменительная / классифицирующая морфологическая категория, парадигма, полная / избыточная / нулевая / неполная парадигма.

2. Запишите в две колонки разные слова и словоформы.

Носок, носка, носка, носки, носки, нос, носочек, носище, переносица.

3. Определите грамматическое значение данных словоформ. Установите, какие грамматические средства используются для выражения этих грамматических значений. Определите способ выражения грамматических значений. Приведите примеры средств выражения грамматических значений, не представленные в данных примерах.

Например: Корабли – словоформа имеет грамматическое значение мн. ч., им. п., в качестве грамматического средства выражения грамматического значения используется аффикс (флексия) и ударение; способ выражения грамматического значения – синтетический.

Сна, руки, каковы, пять, увидел, к пальто, высок, за домом, стены, избежал бы, брать, буду загорать.

4. На основе ряда словоформ определите грамматическую категорию. Установите, является ли она словоизменительной или классифицирующей.

Например: Ясный – ясное – ясная – рядом словоформ выражается грамматическая категория рода, которая имеет словоизменительный характер.

1. Скажу – сказал – скажи – сказал бы. 2. Карандаш – карандаши. 3. Озеро – озера – озеру... 4. Гибкий – более гибкий – самый гибкий. 5. Открыть – открывать. 6. Деревня – поселок – село. 7. Видел – видела – видело.

 

Литература

1. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / Отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 157 – 159.

2. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989. С. 386 – 402.

3. Современный русский язык /Под ред. П.А. Леканта М., 1996. С.189 – 195.

4. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001.

5. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч. 2. Морфология. Синтаксис. С. 4 – 14.


Практическое занятие № 11

Тема. Учение о частях речи в русском языке

 

План

1. Из истории учения о частях речи.

§ Появление учения о частях речи в русской грамматической литературе.

§ Учение о частях речи в грамматиках М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, Ф.Ф. Фортунатова, А.М. Пешковского.

§ Учение Л.В. Щербы и В.В. Виноградова о частях речи в русском языке

2. Части речи как грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи в русском языкознании. Признаки частей речи.

3. Часть речи и лексико-грамматический разряд.

4. Классификации частей речи в грамматиках русского языка.

5. Части речи в школьной грамматике.

Литература

1. Алпатов В.М. О разных подходах к выделению частей речи // Вопросы языкознания. 1986. № 5.

2. Бабайцева В.В. Зона синкретизма в системе частей речи современного русского языка // Филологические науки. 1983. № 5. С. 36 – 43.

3. Березин Ф.М. История советского языкознания //Хрестоматия. М., 1981. С. 261 – 292.

4. Винокур Г.О. О частях речи в русском языке. //Избранные работы. М., 1959.

5. Вуйкович Й. К проблеме классификации частей речи //Вопросы языкознания. 1972. № 5.

6. Звегинцев В.А. История языкознания XIX – XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 1. М., 1964; Ч.2. М., 1965.

7. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой и В.В. Лопатина. М., 1989.

8. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 7. Труды по филологии.

9. Лукин М.Ф. О номинативно-грамматическом принципе классификации частей речи в современном русском языке // Русский язык в школе. 1993. № 1.

10. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М.,1981.

11. Панов М.В. О частях речи в русском языке // Филологические науки. 1960. № 4.

12. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике (любое издание).

13. Русская грамматика /Гл. ред. и сост. Н.Ю. Шведова. М.,1980. Т.I.

14. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001.

15. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. /Под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч. 2. Морфология. Синтаксис. С. 14 – 26.

16. Супрун А.Е. Части речи в русском языке. М., 1971. С. 5 – 68.

17. Тихомирова Т.С. К вопросу о переходности частей речи // Филологические науки. 1973. № 5.

18. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч.2. М., 1981.

19. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды (любое изд.).

20. Школьные учебники.

Самостоятельная работа


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.