Состав и основные функции итоговой аттестационной комиссии — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав и основные функции итоговой аттестационной комиссии

2017-12-22 209
Состав и основные функции итоговой аттестационной комиссии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа

Итогового междисциплинарного экзамена

По направлению

Психология

 

 

Екатеринбург, 2017


Составители:

  к.пс.н., доцент Оконечникова Л.В. к. пс.н., доцент Макерова В. В к.филос.н., доцент Ершова И.А. к.пс.н., доцент Пермякова М.Е. к.пс.н., доцент Боднар Э.Л. к. пед.н.,доцент Боднар А.М. к.пс.н., доцент Муслумов Р.Р. к.пс.наук, доцент Чаликова О.С. к.пс.наук, доцент Вильгельм   _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________

 

Программа итогового междисциплинарного экзамена по

направлению «– 37.03.01 – Психология» / под ред. Л.В. Оконечниковой

–– Екатеринбург: [б. и.], 2017.

 

Программа составлена преподавателями департамента психологии ИСПН УрФУ.

Предназначена для подготовки и проведения государственного междисциплинарного экзамена по направлению подготовки бакалавр – 37.03.01 «Психология».

Программа утверждена на заседании кафедры общей и социальной психологии департамента психологии № 1 от 04.02.2017 г.

Зав. кафедрой общей и социальной психологии /______/


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка............................................................................................................4

2. Содержание итоговой аттестации..........................................................................................5

2.1. Требования к профессиональной подготовленности выпускника по направлению подготовки «030301 Психология» бакалавриат........................................................................5

2.2. Состав и основные функции итоговой аттестационной комиссии…………………......6

3. Итоговый междисциплинарный экзамен..............................................................................7

3.1. Порядок подготовки и проведения итогового междисциплинарного экзамена……....7

3.2 Критерии оценки ответов студентов на итоговом междисциплинарном экзамене……9

3.3.Перечень основных проблем, выносимых на итоговый междисциплинарный экзамен со списком литературы………………………………………………………………………..10

3.4 Список вопросов к государственному экзамену………………………………………………..……………………………………… 38

3.5. Сведения об авторах вопросов, выносимых на итоговый междисциплинарный экзамен………………………………………………………………………………………….40

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с Законом «Об образовании», выпускники, завершающие обучение по программам высшего профессионального образования, проходят итоговую государственную аттестацию. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения уровня теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в магистратуре.

Итоговая государственная аттестация выпускника состоит из итогового междисциплинарного экзамена по специальности и зашиты выпускной квалификационной работы.

Настоящая программа предназначена для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по психологии департамента психологии ИСПН УрФУ. Она составлена на основе «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации», «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников УрФУ», «Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» по специальности «030301 – Психология».

Данная программа включает несколько разделов, отражающих порядок подготовки, проведения и основные аспекты содержания итоговой государственной аттестации выпускника департамента психологии ИСПН УРФУ.

Раздел «Содержание итоговой государственной аттестации» посвящен общему описанию процесса итоговой государственной аттестации, а также требованиям к уровню профессиональной подготовленности и квалификационным характеристикам специалиста-психолога. Раздел «Итоговый междисциплинарный экзамен» включает в себя перечень подготовки и проведения экзамена, критерии оценки ответов, а также перечень основных проблем, выносимых на итоговый междисциплинарный экзамен со списком литературы

 


СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

2.1. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «– 37.03.01 ­– ПСИХОЛОГИЯ» (бакалавр)

Выпускник, получающий квалификацию психолога, должен быть готов к осуществлению профессиональной деятельности. Объектом профессиональной деятельности выступают психические процессы, свойства и состояния человека, предметом – их проявления в различных областях человеческой деятельности и поведения, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне.

Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:

· на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

· участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

· владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии как общеобразовательной дисциплиной,

Выпускник должен быть готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и должен уметь осуществлять такие виды профессиональной деятельности как:

• диагностическую и коррекционную;

• экспертную и консультативную;

• учебно-воспитательную;

• научно-исследовательскую;

• культурно-просветительскую.


 

ИТОГОВЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

 

Итоговый междисциплинарный экзамен представляет собой итоговое испытание по профессионально ориентированным междисциплинарным проблемам, который устанавливает соответствие подготовленности выпускника требованиям образовательного стандарта.

Основой подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену является настоящая программа, с которой студент должен ознакомиться заблаговременно. Итоговая государственная аттестация предваряется обзорными лекциями и консультациями, на которых рассматриваются наиболее сложные вопросы, вынесенные на экзамен.

Итоговый междисциплинарный экзамен начинается в 09.00 утра в соответствии с графиком учебного процесса и расписанием итоговой государственной аттестации.

Программа государственного междисциплинарного экзамена составлена на основе заданий текущей аттестации по общепрофессиональным дисциплинам, определяющим в совокупности основные требования к профессиональной подготовке бакалавра-психолога.

Индивидуальные экзаменационные задания (экзаменационные билеты) содержат два вопроса, ориентированные на установление соответствующего уровня подготовленности выпускника определенным требованиям к профессиональной подготовке психолога.

Во время подготовки к ответу студенты могут пользоваться настоящей Программой итогового междисциплинарного экзамена. В ходе подготовки по вопросам билета студент должен составить развернутый план ответа, что обеспечит логическую последовательность изложения материала. Продумывая структуру ответа необходимо: во-первых, уделить внимание раскрытию теоретической сущности явления или понятий, заложенных в вопросах экзаменационного билета, во-вторых, перейти к освещению содержания и закономерностей рассматриваемых явлений, и в завершении ответа на поставленный вопрос, отразить состояние его изученности в современной психологии.

В ряде случаев в содержании программы встречаются вопросы, по которым в психологической науке пока нет единого мнения. В этом случае экзаменующийся должен осветить основные точки зрения по спорной проблеме, проанализировать их позитивные и негативные стороны. Экзаменующийся вправе разделять одну из точек зрения, но это не исключает необходимости знать аргументацию, выдвигаемую представителями других, возможно оппозиционных, точек зрения. Аналогичным образом, касаясь истории вопроса, экзаменующийся должен быть в состоянии дать как их критический анализ, так и позитивную характеристику тех или иных направлений, течений и школ, изложить фактические основания, на которых строятся соответствующие концепции.

Экзаменационные задания (билеты) выдаются студентам непосредственно на экзамене. Продолжительность опроса студента не должна превышать 30 минут. После ответа студенту могут быть заданы дополнительные или уточняющие вопросы, которые фиксируются в протоколе. По итогам ответа студента заполняется индивидуальный протокол итогового междисциплинарного экзамена. Каждый член ГАК высказывает свое мнение о степени подготовленности выпускника и качестве его ответа.

Результаты обсуждения заносятся в протокол заседания ГАК и объявляются студентам в день прохождения итогового междисциплинарного экзамена после прохождения экзамена всей группой выпускников и обсуждения результатов членами ГАК в закрытом режиме.


 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ СТУДЕНТОВ НА ИТОГОВОМ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ЭКЗАМЕНЕ

Оценка ответа выпускника на итоговом междисциплинарном экзамене осуществляется по следующим критериям: содержательная полнота ответа, доказательность и аргументированность ответа, понимание и осознанность излагаемого материала, самостоятельность суждений, речевое оформление ответа.

Оценка ответа осуществляется членами ГАК персонально на основании балльной оценки каждого вопроса экзаменационного билета.

Результаты сдачи итогового междисциплинарного экзамена определяется оценками «отлично» (5), «хорошо» (4), «удовлетворительно» (3), «неудовлетворительно» (2).

Результирующая оценка за экзамен указывается в Приложении к диплому.

В случае отказа студента ответить на вопросы билета (после ознакомления с их содержанием) председатель ГАК может предложить студенту взять второй билет. При этом оценка за экзамен снижается на один балл.

При отказе студента ответить на вопросы второго билета ему выставляется неудовлетворительная оценка.


ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ И ВОПРОСОВ, ВЫНОСИМЫХ НА ИТОГОВЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Примерная программа составлена на основе примерной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология», квалификация БАКАЛАВР и включает следующие разделы:

Раздел. Общая психология

Ощущение, восприятие.

Ощущение: определение ощущений, классификация ощущений, свойства ощущений.

Восприятие: определение восприятия, виды восприятия, свойства восприятия.

Понятие об абсолютных порогах чувствительности. Методы измерения абсолютных порогов. Понятие о разностных (дифференциальных) порогах. Методы измерения дифференциальной чувствительности.

Правило Бугера-Вебера и «основной психофизический закон» Г.Т. Фехнера.

Понятие о психофизических шкалах. Основные методы психофизического шкалирования.

«Основной психофизический закон» С.С. Стивенса и его психологическая интерпретация.

Память.

Специфические признаки памяти как психического и психологического феномена. Представления о памяти на начальных этапах ее экспериментального исследования: память как след и память как действие.

Классификация видов памяти. Виды памяти и профессиональная успешность. Представления о памяти как структуре. Трехкомпонентная модель Аткинсона-Шиффрина. Кратковременная память: значение, системы ДП, факторы долговременного запоминания. Процессы памяти: способы хранения и воспроизведения информации. Факторы, влияющие на сохранение материала в памяти. Воспроизведение как активный творческий процесс. Классификация процессов воспроизведения. Узнавание как повторное восприятие. Забывание: определение и причины.

«Параллелограмм развития памяти» А.Н. Леонтьева и культурно-историческая теория происхождения высших психических функций Л.С. Выготского. Развитие памяти в онтогенезе. Генетическая теория П.П. Блонского.

Мышление и речь.

Определение мышления. Задача как объект мышления. Предмет и методы исследования психологии мышления. Связь общей психологии мышления со смежными дисциплинами. Функции мышления. Мышление как психологический процесс и как деятельность. Характеристики мышления.

Фазы мыслительного процесса. Факторы, типы проблемных ситуаций. Выдвижение и проверка гипотез. Принятие решения. Зависимость процессов мышления от индивидуальных особенностей субъекта. Влияние эмоций и мотивации на мыслительный процесс.

Виды и классификация мышления. Наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое мышление. Рассудочно-эмпирическое и научно-теретическое мышление (В.В.Давыдов).

Исследование мышления с позиции деятельностного подхода.

Мотивационная регуляция мышления. Мышление и целеобразование. Понятие промежуточной цели и операционального смысла. Структурирующая функция мотива. Закономерности эмоциональной регуляции мыслительной деятельности. Умственные действия и их формирование (П.Я.Гальперин). Мыслительные операции (С.Л.Рубинштейн).

Речь.

Определение речи. Исследование речи в смежных науках. Соотношение речи и речевой деятельности. Соотношение и речи и языка. Влияние речи на сознание. Функции речи. Виды внешней речи. Специфика диалогической и монологической речи. Устная речь. Письменная речь. Эгоцентрическая речь как специфический вид речи. Концепция и отличительные особенности внутренней речи.

Внимание.

Общие представления о внимании. Внимание в повседневной жизни и деятельности человека. Феноменология внимания. Многозначность определения внимания: особенности внимания как процесса, как психического состояния и как свойства личности. Функции внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Рассеянность как явление невнимания.

Развитие теорий внимания в истории психологии. Внимание как ясность сознания в исследованиях В.Вундта. «Перцепция» и «апперцепция» в понимании В.Вундта. Представления о внимании в структурной психологии Э. Титченера: внимание как сенсорная ясность, уровни сознания, три стадии развития внимания. У. Джеймс: внимание как селективность сознания, классификация видов внимания. Моторная теория внимания Т. Рибо: моторные механизмы внимания, социальная природа произвольного внимания. Моторная теория волевого внимания Н. Ланге: внимание с общебиологической точки зрения на психику, виды внимания (рефлективное, инстинктивное, волевое), роль движений в процессе волевого внимания. Когнитивный подход к проблеме внимания. Теории ранней селекции: модель с фильтрацией Бродбента, модель аттенюатора Э. Трейсман. Теории поздней селекции: модели поздней селекции Дойчей и уместности Д. Нормана. Теория У. Найссера: внимание как перцептивное действие. Емкостная модель внимания Д. Канемана: внимание как умственное усилие.

Эмоции.

Понятие эмоций. Функции эмоциональных процессов. Динамика эмоций и закономерности протекания эмоционального процесса. Эмоциональные формы поведения. Разновидности эмоциональных явлений. Возможные основания классификации эмоций. Формы проявления эмоций и их характеристика.

Виды эмоциональных процессов, психофизиологические корреляты эмоциональных процессов; условия возникновения эмоций; основания для классификации эмоциональных процессов. Вклад Ч. Дарвина в изучение эмоциональных реакций человека. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге и ее критика (Кеннон У.). Трехмерная теория чувств (В.Вундт)

Информационная теория эмоций (П.В. Симонов) и ее критика. Эмоции и регуляция деятельности. Функции эмоций. Эмоция как ценность. Эмоциональная направленность личности (по Б.И. Додонову).

Мотивация.

Мотивы и потребности. Классификации мотивов: Мак-Дауголл, Г. Мюррей, А. Маслоу, А.Н. Леонтьев, В.А. Иванников. Биологические и социальные аспекты мотивации человека. Характеристика мотивации в теории деятельности. Полимотивированность деятельности человека. Оптимум мотивации. Функциональная автономия мотивов (Г. Олпорт).

История психологии.

Развитие психологических знаний в рамках учений о душе. Выделение психологии в самостоятельную науку. Развитие психологии до периода открытого кризиса. Зарубежная психология периода открытого кризиса.

Бихевиоризм, психоанализ и неофрейдизм. Поведенческое направление. Бихевиоризм как наука и философия. Эволюция бихевиоризма: причины отказа от сознания как предмета психологии – необихевиоризм – «субъективный бихевиоризм» ранних когнитивистов.

Классический психоанализ: путь Фрейда к понятию бессознательного, методы изучения бессознательного, теория личности Фрейда. Эволюция психоанализа: отступники, наследники, современное состояние психоаналитических традиций. Научный статус психоанализа.

Развитие отечественной психологии. Комплексный и системный подходы в отечественной психологии. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Культурно-историческая концепция Выготского: контекст возникновения и понимание природы психики в сравнении с предшественниками и современниками. Разработка «неклассической» концепции сознания Выготского посредством деятельностного подхода.

Развитие деятельного подхода. Деятельностный подход в психологии. Принцип сознания и деятельности. Строение деятельности. Проблема соотношения внешней и внутренней деятельности. Психика и внутренняя деятельность. Механизмы регуляции действий и операций. Ведущая деятельность. Идеи деятельностного подхода в трудах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева.

Методы психологии.

Классификации методов психологического исследования. Роль эксперимента в психологическом знании. Проблема классификации методов психологического исследования. Классификация методов (по В.Н.Дружинину). Суть отличия строгого экспериментального исследования в психологии от квазиэкспериментального и других исследовательских методов. Виды экспериментального исследования в психологии. Содержательное и формальное планирование эксперимента. Основные версии плана «истинного» экспериментального исследования для одной независимой переменной. Характеристика эмпирических неэкспериментальных методов психологического исследования (наблюдение, коммуникативный, «архивный» методы).

Основы психодиагностики.

Понятие психометрики. Стандартизация теста. Тестовые нормы. Статистические и критериальные нормы. Надежность теста и способы ее определения. Валидность теста и способы ее определения. Конструирование и адаптация тестовых методик и тестовых батарей.

Общая характеристика интеллектуальных тестов. IQ-тесты и особенности их применения в психологической практике. Критериально-ориентированные тесты интеллекта. Понятие тестов достижений. Современные направления диагностики интеллекта.

Тесты-опросники. Классификация методик психологической диагностики личностных черт. Общая характеристика личностных опросников. Виды опросников в психодиагностике. Проблема достоверности личностных опросников. Фактор социальной желательности и способы его минимизации.

Проективный подход в психодиагностике. Проблема валидности и надежности проективных тестов. Классификация проективных методик. Принципы проведения и интерпретации проективных методик. Роль стимула в проективных методиках. Требования к формализации процедуры психологической диагностики с помощью проективных методик, профессиональные ограничения.

Список литературы к разделу Общая психология

Ощущение и восприятие

1. Иванова Е.С., Ломтатиде О.В., Лупандин В.И. Общая психология. Раздел «Сенсорно-перцептивные процессы». Практические занятия. Екатеринбург, 2009. – 66 с.

2. Лупандин В.И. Общая психология (сенсорно-перцептивные процессы): Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. – 180 с.

3. Общая психология: в 7т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б.С. Братуся. Т.2: Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Изд-во «Питер», 2000 - 712 с.

5. Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – М., 1999. – С. 343 – 358.

Память

1. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека / Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва-Воронеж, 1996.

2. Введение в психологию / Аткинсон Р. и др.: под общей ред. В. П. Зинченко, А. И. Назарова, Н. Ю. Сармиора. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007

3. Никандров В. В. Психология. Учебник. – М.: Проспект, 2008

4. Общая психология. В 7 т.: учебник / под ред. Б. С. Братуся. – Т.3. Память / В. В. Нуркова. – М.: Академия, 2006

5. Психология. Учебник. / под ред. А. А. Крылова. – М.: Проспект, 2011

6. Психология памяти (Серия: Хрестоматия по психологии) / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 1998.

7. Психология человека от рождения до смерти. СПб. Прайм-Еврознак (серия «Психологическая энциклопедия»), 2001.

8. Тихомиров О. К. Психология: учебник / Под ред. О. В. Гордеевой. – М.: Высшее образование, 2006.

Мышление и речь

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2011. – 368 с.

2. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, 2008. – 176 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., Питер, 2007. – 582 с.

4. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие. М.: КДУ, 2009. – 190 с.

5. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник для ВУЗов. – М.: Юрайт-Издат, 2010 – 484с.

6. Психология мышления. Хрестоматия / под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Спиридонова В.А., Фаликман М.В. – М.: АСТ, Аристотель, 2008. – 672с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2008. – 720с.

8. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Академия, 2002. – 288с.

9. Фрумкина А.Л. Психолингвистика. М, 2000.

10. Чуприкова Н.И. Умственное развитие: принцип дифференциации. – СПб.: Питер, 2007. – 488с.

Внимание

1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. - М.: АСТ, КДУ, Харвест, 2008. – 400 с.

2. Дормашев Ю. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов. - М.: МПСИ: Флинта, 2007. – 347 с.

3. Петухов В. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 3 / В.В. Петухов / Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин. - М.: Когито-центр, 2013. – 640 с.

4. Психология внимания / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: АСТ, Астрель, 2008 – 656 с.

5. Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. - СПб.: Питер, 2011. – 592 с.

Эмоции

1. Бреслав Г. Психология эмоций. М.: Смысл; Академия, 2008.

2. Вилюнас В. Психология эмоций (Хрестоматия). СПб.: Питер, 2007.

3. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2003

4. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.

5. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции (любое издание).

6. Изард К. Эмоции человека. М., 2008.

7. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып. 5. М.: Прогресс, 1975.

Мотивация

1. Вилюнас В. Психология развития мотивации / В. К. Вилюнас. - СПб.: Речь, 2006. – 464 с.

2. Дэкерс Л. Мотивация: теория и практика: расшир. Курс / Л. Дэкерс. – М.: ГроссМедиа, 2007. – 640 с.

3. Иванников, В. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. 3-е изд. / В. А. Иванников СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

4. Ильин, Е. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - Спб.: Питер, 2011. – 512 с.

5. Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман, М.: АСТ: Астрель, 2009. – 704 с.

История психологии

1. 16 лекций по истории психологии (см. на сайте факультета)

2. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб., 2000.

3. Робинсон Д. Интеллектуальная история психологии – М.: институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005.

4. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 2008 (или более ранние издания).

5. Соколова Е. Е. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 1. – М.:, 2008.

6. Хант М. История психологии – М.: АСТ, 2009.

7. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии – СПб: Евразия, 1998

Психология личности и дифференциальная психология

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб, 2001.

2. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. Учеб. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 367 с

3. Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие. – Юнити-Дана, 2011.

4. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий: учебное пособие — СПб.: Питер, 2011. — 701 с.

5. Столяренко, Л. Д. Психология личности: учеб. пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 217

6. Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности: введение в психологию. – Институт психологии РАН, 2009.

Методы психологии

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2009.

2. Боднар А. М. Экспериментальная психология. Курс лекций. УрГУ, 2011.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2007.

4. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 2005.

5. Гудвин Д. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб., Питер, 2004.

6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000.

7. Забродин Ю.М. Психодиагностика. – М., 2010.

8. Никандров В. В. Экспериментальная психология. – Спб.: Речь, 2007.

9. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой и К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2008.

10. Солсо Р., Кимберли М. Экспериментальная психология. СПб., 2006.

Список литературы к разделу Социальная психология

1. Алтунина И.Р. Социальная психология: учебник для бакалавров: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Психология" / И. Р. Алтунина; под ред. Р. С. Немова. — 2-е изд. — Москва: Юрайт, 2011.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология: [учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология"] — Изд. 5-е, испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2008.

3. Веракса Н. Е. Социальная психология: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования. — М.: Академия, 2011.

4. Волынская Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла: учеб. пособие, Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Флинта: НОУ ВПО "МПСИ", 2012.

5. Леви-Строс, Клод. Структурная антропология; [пер. с фр. В. В. Иванова]. — М.: Академический Проект, 2008.

6. Методы социальной психологии в психологическом консультировании: [учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по программе магистратуры по направлению подготовки 030300 "Психология"] / под общ. ред. Н. С. Минаевой; — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2012.

7. Павленко В.Н., Таглин С.А. Общая и прикладная этнопсихология: Учебное пособие. М.,; КМК, 2005.

8. Петренко, Виктор Федорович. Основы психосемантики: [учеб. пособие]. — 2-е изд., доп. — СПб. [и др.]: Питер, 2005

9. Почебут, Л..Г. Социальная психология / Л. Г. Почебут, И. А. Мейжис. — СПб.: Питер, 2010.

10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2004.

11. Тард Г. Законы подражания: [перевод с французского] / Г. Тард. — Москва: Академический Проект, 2011. — 302, [1] с. — (Психологические технологии). — На пер. авт.: Жан Габриель Тард. — ISBN 978-5-8291-1329-2.

Инженерная психология.

Предмет и задачи инженерной психологии. История развития зарубежной и отечественной инженерной психологии. Система человек-техника. Многообразие систем человек-техника. Показатели качества систем человек–техника. Методологические принципы инженерно-психологических разработок и исследований. Основные проблемы и задачи инженерной психологии (методологические, психофизиологическаие, эксплуатационные, системотехнические)

Классификация методов: психологические, психофизиологические, математические имитационные. Изучение технической документации. Специфика математических методов в инженерной психологии: их достоинства и недостатки. Имитационное моделирование деятельности. Тренажеры и психологические требования к ним.

Оператор в системе «человек-машина» (СЧМ) и общая схема его деятельности. Режимы деятельности оператора: штатный, аварийный, промежуточный, творческий (Ю.К. Стрелков). Специфика операторской деятельности в связи с тенденциями современного производства. Понятие «информационная модель» и «концептуальная модель» деятельности, «оперативный образ» ситуации. Этапы деятельности оператора. Классификация операторского труда (Зинченко В.П. и Мунипов В.М., А.А. Крылов).

Концептуальные модели деятельности оператора. Технократические и гуманистические концепции рассмотрения техники и роли человека в ней. Проблемы профессиональной ответственности разработчиков техники и персонала. Особенности «технократического мышления». Машиноцентрическая и антропоцентрическая концепции (Ломов Б.Ф., Леонтьев А.Н.).. Концепция информационной модели (Зинченко В.И., Мунипов В.М.). Концепция активного оператора (Завалова Н.Д., Пономаренко В.А.).

Надежность, эффективность и безопасность систем человек-техника.Концепция надежности работы оператора в сложной системе управления (Небылицын В.Д.). Факторы и основные характеристики надежности операторского труда. Понятие «отказов». Ошибки оперативного персонала, их причины. Классификация ошибок (П. Фиттс). Профессионально-важные качества человека как оператора. Инжеренно-психологическая экспертиза происшествий, аварий и катастроф.

Функциональные состояния и работоспособность оператора.Понятие функциональные состояния человека в труде. Обусловленность функциональных состояний субъекта труда характером профессиональной нагрузки, условиями труда и его внутренними ресурсами. Оптимальные состояния (операционная напряженность, функциональный комфорт, состояние «потока» и др.). Неблагоприятные функциональные состояния (утомление, переутомление, монотония, психическое пресыщение, стресс и др.). Острые и хронические состояния. Экстремальные состояния. Уровни анализа состояний (психологический, физиологический, субъективный, поведенческий). Особенности диагностики и квалификации состояний.

Определение и виды работоспособности (общая, профессиональная, потенциальная, актуальная). Задачи практики, требующие диагностики и оценки работоспособности. Принципы классификация состояний (Юрьев А.И.). Способы оптимизации неблагоприятных функциональных состояний.

Объективные и субъективные причины несчастных случаев и аварий (М.А. Котик).

Список литературы к разделу

Список литературы к разделу Клиническая психология

Клиническая психология: Учебник для вузов/ под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2011.

 

 

Психология семьи

Мотивация вступления в брак. Супружеская совместимость и ее уровни. Потребности и приоритеты мужей и жен в брачно-семейных отношениях. Становление в родительской семье и модель собственного брака. Молодая семья, её задачи и особенности. Ролевые ожидания и ролевые стереотипы. Супружеская адаптация и распределение ролей в молодой семье. Зрелая семья. Проблемы и трудности в брачно-семейных отношениях на данном этапе. Семья людей старшего возраста. Семья и брак в системе ценностных ориентаций пожилых людей.

Размолвки, ссоры, конфликты. Причины супружеских конфликтов. Личностные особенности супругов и конфликтное поведение в семье. Стили поведения в конфликтах.

Причины роста числа разводов. Особенности разводов на различных этапах супружеской жизни. Социальные и психологические последствия развода. Ребенок и разведенные родители.

Педагогическая психология

Психологические особенности воспитания. Социализация и воспитание. Методы воспитания: приучение, пример, поощрение, наказание. Стили воспитания: авторитарный, либерально-попустительский, демократический. Виды воспитания по институциональному признаку: семейное, в рамках образовательных учреждений, внешкольное, конфессиональное.

Обучение, преподавание, учение. Цели и задачи обучения. Обучаемость и ее критерии. Виды обучения: догматическое, объяснительно-иллюстративное, развивающее, проблемное. Образовательные технологии: структурно-логические, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Обучение на основе концепции Л.В.Занкова. Теория развивающего обучения В.В.Давыдова. Обучение и психическое развитие.

Понятие и функции образования. Характеристика образовательных систем.

Мотивы учебной деятельности: количественные и качественные характеристики Формирование мотивации учащихся на разных возрастных этапах.

Список литературы к разделу Психология развития и педагогическая психология

Психология семьи

Основная литература

1. Андреева Т.В. Психология семьи. – СПб.: Речь, 2010.

2. Гольцова Е. В., Лещенко Я. А. Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости // Социс. 2010. №2. С. 125 – 130.

3. Дружинин В. Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2011. – 176 с.

4. Кучмаева О. В., Марыганова Е. А., Петрякова О. Л., Синельникова А. В. О современной семье и ее воспитательном потенциале // Социс. 2010. №7. С.49 – 56.

5. Калина О., Холмогорова А. Роль отца в психическом развитии ребенка. – М.: Форум, 2012. – 112 с.

6. Некрасов А., Гейджак Н. Проектируем счастливую семью. Семьеведение. – М.: АСТ, 2010. – 319 с.

7. Николаева Е.И. Психология семьи: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013. – 336 с.

8. Орлова Н.А. Родительские практики в восприятии подростков //Социс. 2012. №9. С.99-108.

9. Седракян С. А. Социальная психология семьи. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. – 365 с.

10. Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А.А.Реана. М.: АСТ, 2010. – 576 с.

11. Тихомирова В. В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации молодой семьи // Социс. 2010. №2. С.118 – 125.

12. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. – М.: Академический Проект, 2010. – 639 с.

13. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2010. – 608 с.

Дополнительная литература

1. Гагай В. В. Семейное консультирование. – СПб.: Речь, 2010. – 317 с.

2. Дармодехин С. В. Социальный институт семьи: проблемы и направления развития // Семья в России. 2008. №1. С.6 – 14.

3. Климова С. В.Социальный феномен любви // Социс. 2009. №9. С.79 – 88.

4. Торохтий В. С., Прохорова О. Г. Психологическое здоровье семьи. Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2009. – 160 с.

5. Гаранина Е. Ю. Семьеведение: учеб. пособие / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплева, С. Ф. Карабанова; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Флинта: МПСИ, 2009.

Педагогическая психология

Основная литература

1. Исаев В. Г. Педагогическая психология: учебник для бакалавров. — Москва: Юрайт, 2012. — 347 с.

2. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студентов высшего проф. образования. — М.: Академия, 2012. — 202 с.

3. Пак Т. Педагогическая психология. – М.: Человек, 2010. – 96 с.

4. Поляков С. Психология и педагогика. Пространства взаимодействия. – М.: НИИ школьных технологий, 2010.

Дополнительная литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2005.

2. Кабанова – Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М., 1981.

3. Казанская В.Г. Пед


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.