Принцип дистанции, позиции при взаимодействии — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

2017-12-22 273
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первоочередным условием осуществления личностно-ориен­тированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Отсутствие контакта не по­зволяет решить какие бы то ни было образовательные задачи, которые ставит перед собой воспитатель. В то же время установ­лению контакта препятствуют принципиально разные позиции, которые преимущественно занимают воспитатель и ребенок: даже физически воспитатель, как правило, находится в позиции "сверху", а ребенок — "снизу". Этому соответствует и психоло­гическая разница в их позициях: взрослый "диктует" свою волю, управляет, командует ребенком. При этом подчиняется ли ребе­нок или протестует, контакт между ними вряд ли возможен. В то же время самое задушевное общение взрослого с ребенком, до­верительные беседы ведутся на основе пространственного прин­ципа "глаза в глаза".

Одно из условий среды, которое делает такое общение более легко осуществимым — это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруднений мог "спуститься", приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог "подняться" до позиции воспитателя, а иногда и посмотреть на него сверху. Для этого подойдут высокие столы, в том числе подковообразной формы и соответствующие стулья, которые по­зволяют взрослому, свободно передвигаясь среди детей, видеть их глаза, избавляют его от необходимости все время нагибаться. Для того чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели в детском саду должна легко меняться.

Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребенком, и с группой детей в целом. Сложность здесь в том, что у каждого человека — и у ребенка, и у взрослого —свои особые представления о комфортной дистанции взаимодей­ствия: одни лучше чувствуют себя на более близкой, "короткой", дистанции, другие — на более "длинной". Кроме того, эти пред­ставления меняются в зависимости от разных причин: состояния человека, вида деятельности, которой он занимается, и т.д.

В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: до­статочно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позво­ляющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматри­вающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно. Нам представляется, что эта — последняя из перечисленных здесь "дистанция" взаимодействия детей и взрослых оптимальна для большинства детских занятий.

Принцип активности

В проекте дошкольного учреждения должна быть заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослыми. Ребенок и взрослый как бы становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия взрослого и ребенка — творца­ми своей личности и своего здорового тела.

По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в до­школьном учреждении должна быть более интенсивно развиваю­щей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Так, например, на стенах могут быть развешены рамки (паспарту) на доступной для детей высоте, в которые могут быть легко встав­лены различные репродукции или рисунки, и тогда ребенок может менять оформление стен в зависимости от своего настро­ения или новых эстетических вкусов.

Функционально оправданный в семье емкий спортивный ком­плекс в комнате детского учреждения может только усугубить своей голостью и безликостью неинтимность, неприкаянность быта детей. Он должен быть включен (даже еще с большей функ­циональной многовариантностью) в композиции игровой среды.

Одна из стен — рисовальная "стена творчества" — предостав­лена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углем и т.п., создавая как индивидуаль­ные, так и коллективные картины. них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.

Регулятором и индикатором настроения детей, их эмоцио­нального состояния может служить изменение освещения. Поэ­тому электровыключатели лучше располагать на доступной для ребенка высоте. Тогда он сможет по желанию менять цветовой фон, интенсивность освещения — "цветосветовой дизайн".

В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т.п. и всего того, что может выполнять функции домашней психотера­пии, успокаивать детей (перед сном, например), создавать особый уют в зимние вечера, нести познавательную и эстетическую на­грузку. Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение.

В детском саду должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком "взрослых" форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе "настоящей" и результативной деятельности (от начала до ее завершения в виде продукта) и в ходе общения самым естественным образом разви­вает и познавательные, и интеллектуальные, и эмоциональные, и волевые способности ребенка.

Если для группы детского сада наличие кухонного блока может обсуждаться, то для детского дома такой кухонный блок обязателен со всеми соответствующими атрибутами: плитой, рабочими столиками, оснащением, с тем чтобы дети могли участвовать в подготовке праздничного обеда, в выпечке пирогов и т.п.

Пока при организации групповых ячеек детского сада этот принцип не находит отражения. В жилых ячейках детских домов в ряде случаев администрация, педагоги принимают решение об оборудовании фрагмента спальни и гостиной квартирным кухон­ным гарнитуром. Представляется, что в небольших дошкольных учреждениях — малокомплектных детских садах, мини-детских садах, где вся планировка напоминает обычную квартиру, этот принцип может быть реализован более органично и естественно. Этот маленький пищеблок может быть доступен и для участия детей в приготовлении пищи. (Это учтено в Рекомендациях АПЦ АПИО по новой типологии детских дошкольных учреждений,

1990 г.)

Для этих же целей используются ванные комнаты, в которых можно и мыться, и мыть кукол, и стирать; мастерские с наборами простых инструментов; инструменты для уборки помещений, улицы, обработки огорода, клумб и т.д.

Наличие ванной комнаты и душа (отдельная душевая кабина, например) в детском доме способствует тому, что процедура

Другие стены могут быть использованы для размещения намытья приобретает присущую ей в семье интимность и изолиро­ванность от других. Старшие дети могут помыться сами, а взрос­лый купает одновременно не более чем двух малышей.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.