Формирование группы экспертов. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Формирование группы экспертов.

2017-12-22 175
Формирование группы экспертов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В составе группы экспертов региона должны быть обязательно представлены, по крайней мере, три подгруппы экспертов:

· руководители и работники администраций (если удается найти доступ – областного, но возможно и муниципального уровня);

· представители средств массовой информации (главные редакторы, политические обозреватели, журналисты, пишущие на социально-экономические и политические темы в регионе);

· представители различных партий и движений, действующих в регионе (партийные функционеры, актив и т.п.).

Ориентировочное количество экспертов от каждой подгруппы 7-10 чел.

Возможно 3 варианта проведения опроса экспертов:

· полуформализованное интервью с путеводителем с фиксацией текста при помощи диктофона;

· полуформализованное интервью с путеводителем без диктофона с фиксацией текста интервьюером (при отказе эксперта работать с диктофоном);

· предварительный анкетный опрос эксперта с последующей встречей для получения комментариев данных в анкете ответов.

Выбор варианта опроса осуществляется интервьюером, исходя из особенностей ситуации и договоренности с экспертом. Наиболее предпочтительным является первый вариант.

Независимо от выбранного варианта опроса, основное требование – полнота собранной информации: текст интервью и комментариев должен отражать ответы на все вопросы, содержащиеся в путеводителе. Полные тексты интервью (протоколы либо анкеты с комментариями) передаются организатору опроса в расшифрованном виде (распечатанном или электронном) вместе с диктофонными кассетами.

Требования к интервьюеру

1. Интервьюер должен ориентироваться в социально-экономической ситуации, складывающейся в регионе.

Необходимо предварительно (на уровне общих представлений) знать:

- руководителей местной администрации, их позиции;

- круг региональной элиты (политической, экономической, банковской, социальной);

- круг «оппозиции» действующей власти;

- лидеров местных законодательных органов власти.

2. Личные качества интервьюера: коммуникабельность, аналитический склад ума, умение слушать, хорошая память, внешняя привлекательность.

Рекомендации по ведению интервью

· О предстоящей беседе, времени и месте встречи с экспертом необходимо договориться заранее. Время должно быть удобно, в первую очередь, для эксперта. Постарайтесь определиться по времени так, чтобы у вас, было, минут 30-40 времени (точнее, чтобы в течение такого интервала вашего собеседника не могли оторвать срочные звонки, посетители, другие дела).

· Место проведения интервью определяется исходя из пожеланий эксперта. Это может быть как рабочий кабинет вашего эксперта, так и более нейтральная территория по выбору эксперта. Интервьюер должен приспособиться к проведению интервью в любом предлагаемом экспертом месте. При предварительной договоренности следует высказать пожелание о том, что при выборе места разговора нежелательно присутствие «третьих лиц» и других помех.

· Беседу следует проводить в положительно окрашенной эмоциональной обстановке. Нужно настроить эксперта на разговор, расположить к себе. Следует убедить эксперта в важности такой работы и необходимости участия в опросе именно его как «специалиста, обладающего уникальной информацией, которая не может быть получена от других»: «Мы обращаемся к Вам как специалисту по…», «Нас интересует именно Ваше мнение…» и т.п. Обязательно дайте гарантии конфиденциальности результатов разговора.

· Подготовка к беседе. Надо заранее продумать структуру разговора, проговорить все основные вопросы, сформулировать уточняющие и вспомогательные вопросы. Возможно, ваша беседа будет относительно короткой, и вам будет необходимо в этот ограниченный временной интервал успеть обговорить все необходимые вопросы. Постарайтесь заранее определить требуемый минимум времени и рассчитывайте на него.

· Вопросы интервьюер ставит в свободной форме, согласуясь с направлениями беседы, задаваемыми схемой интервью. Но, беседуя с экспертом-специалистом в данной области, следует учитывать, что вопросы должны быть сформулированы с учетом имеющихся у интервьюера предварительных знаний о социально-политической жизни региона. Нельзя дать эксперту почувствовать, что он тратит свое время на разговор с дилетантом, плохо ориентирующимся в той сфере, о которой спрашивает, или не интересующимся этими вопросами.

· В то же время недопустимо "сужать" затрагиваемые вопросы по причине вашей некомпетентности в обсуждаемой проблематике. Свои суждения и оценки следует высказывать крайне аккуратно (лишь при необходимости поддержания разговора), лучше вообще их избежать. Интервью ни в коем случае не должно превращаться в монолог со стороны интервьюера. Помните: дословно фиксируется мнение эксперта, а не интерпретация его интервьюером. Ваше восприятие информации от эксперта должно быть направлено в максимально свободное пространство - "как на чистый лист бумаги". Все впечатления интервьюера о ходе беседы фиксируются интервьюером отдельно под названием «Заметки интервьюера».

· Общение с экспертом: внимательное, располагающее, тактичное, настоятельное – чтобы получить информацию по всем пунктам схемы интервью.

· Запись беседы. Во время беседы весь разговор должен быть записан на диктофон. Необходимо заранее договориться о возможности работы с диктофоном, получить на это согласие. Об использовании диктофона нужно договариваться непосредственно перед беседой или при последнем телефонном согласовании, а не при первом телефонном контакте с экспертом. Так можно снизить вероятность отказа эксперта от участия в работе. Если же на диктофонную запись согласия не получено, следует обговорить с экспертом возможности использования одного из двух других вариантов работы.

· Техника слушания. По ходу беседы интервьюер должен суметь получить, по возможности, полную информацию. Используется техника «вежливого требования пояснения полученных ответов». Интервьюер должен стараться получить комментарии относительно высказываемых экспертом оценок. Прибегайте в беседе к уточняющим вопросам типа: "Правильно ли я Вас понял, что …?", "Верно ли, что…?", "Можно ли предположить, что…?" «Не могли бы Вы пояснить (уточнить)…», «Почему Вы так считаете?», «Что дает Вам основание сделать такой вывод?» и т.п. Не стесняйтесь переспрашивать. Для уяснения затрагиваемых вопросов возможно использование самых разных дополняющих вопросов. Однако при этом у эксперта не должно складываться впечатление, что интервьюер вообще не понимает, о чем идет речь.

· Экспертная оценка ресурсов каждого кандидата из сформированного списка дается экспертом по предлагаемой ему десятибалльной шкале. При этом следует просить эксперта дать пояснения по каждой выставляемой оценке (на чем основано именно такое решение эксперта). Все комментарии необходимо зафиксировать (записать на диктофон) и в расшифровке интервью обязательно их описать.

· По завершению интервью нужно поблагодарить эксперта за неоценимую помощь, которую он оказал, еще раз извинившись за то время, которое он вынужден был потратить на беседу. Договориться с экспертом о возможности повторного обращения к нему.

· В конце интервью имеет смысл выяснить у эксперта фамилии известных ему людей, которые также могли бы выступить в качестве экспертов в дальнейшем (принцип «снежного кома»).

· После окончания интервью нужно зафиксировать в списке основные сведения о эксперте: пол, возраст, образование, специальность по образованию, кем и где в настоящее время работает, к какой группе экспертов относится («администрация», «пресса», «активисты» и т.п.).

· Расшифровка. Непосредственно после беседы необходимо расшифровать диктофонную запись, причем без какого-либо редактирования текста – поправки должны быть сведены к минимуму. Свои комментарии, возможные наблюдения следует максимально полно отразить в документе отдельно.

Рекомендации для интервьюера по содержанию интервью

Основная задача: получить достаточно подробное описание социальной ситуации в регионе.

При беседе на данную тему интервьюер не только выясняет общую оценку уровня социального благополучия в регионе, которую дает эксперт, но и формирует список наиболее острых проблем региона, стараясь, по возможности, представить их внутрирегиональную дифференциацию. Кроме того, эксперту предлагается на шкале (лучше всего, десятибалльной: линейной или в виде ступеней, в зависимости от того, какой вид шкалы более удобен для него) разместить свой регион, указав при этом, какие регионы находятся на концах этой шкалы (самый благополучный и самый неблагополучный). Следует обратить внимание на необходимость оценки уровня социальной напряженности в регионе, стараясь уточнить, что для эксперта служит индикатором социальной напряженности (какие внешние проявления дают эксперту основания говорить о социальнойнапряженности), а также оценку «протестного» потенциала.

 

 

Приложение 7

 

О Б Р А З Е Ц

Схема опроса экспертов в регионах

1. Оценка уровня социального благополучия в регионе:

· общая оценка ситуации;

· основные «болевые точки» региона;

· оценка остроты выделенного набора проблем (возможно, по пятибалльной шкале или трёхбалльной: проблема стоит очень остро; проблема есть, но не слишком остра; проблемы нет).

2. Проблемы:

· спад производства, развал экономики;

· безработица;

· невыплаты зарплаты, пенсий;

· обнищание населения;

· другие проблемы, наиболее характерные для региона (какие именно).

3. Особенности сложившейся ситуации в регионе по сравнению с другими территориями Северо-Кавказского Федерального округа и Южного Федерального округа. Просьба изобразить на шкале социального благополучия и прокомментировать результаты: крайние точки (какой регион можно рассматривать как самый неблагополучный, какой самый благополучный, с вашей точки зрения, как эксперта) и где по отношению к ним можно изобразить ваш регион.

4. Имеется ли территориальная дифференциация в пределах региона. Можно ли выделить внутри региона какие-либо территории, существенно различающиеся по уровню социального благополучия?

5. Наиболее существенные изменения, наблюдаемые в регионе в последнее время (направления изменений и в чем именно эти перемены наиболее заметны). В чем изменений не наблюдается?

6. Основные наиболее значимые события, произошедшие за последние полгода в социально-экономической, политической, культурной жизни региона. Какое влияние они могли оказать на настроение населения?

7. Проблемы, в наибольшей степени сегодня волнующие население.

8. Оценка уровня социальной напряженности в регионе (напряженности нет, есть отдельные элементы напряженности, обстановка на грани социального взрыва). По каким признакам или внешним проявлениям можно судить о наличии социальной напряженности, в чем основные источники напряжения.

9. «Протестный» потенциал (возможность массовых выступлений, забастовок и т.п.). Возможные движущие силы, социальная база.

 

 

Приложение 8

 

О Б Р А З Е Ц

Инструкция интервьюеру по проведению массового опроса № 1

Кого интервьюировать. Ваш руководитель выдаст Вам квотное задание. Вы должны найти и опросить людей в точном соответствии с этим заданием. В каждой возрастной группе нужно опросить именно столько мужчин и женщин и именно с таким образовательным уровнем, как это указано в задании.

Где проводить интервью. Выберите начальный адрес для поиска, согласовав его с руководителем. Начиная с этого адреса, Вы ищете в семье человека, пол, возраст и образование которого подходят по квоте. В семье можно опрашивать только одного человека.

Ваших следующих респондентов Вы ищете по определенному правилу. Если по первому адресу Вы провели интервью, то пропускаете три следующих квартиры (или дома, если дома одноквартирные) и звоните в четвертую. Если по первому адресу Вам не удалось найти человека для интервью (или он отказался), то Вы звоните в следующую квартиру – и так до тех пор, пока не найдете подходящего респондента. После каждого успешного визита Вы пропускаете три квартиры и идёте в четвёртую.

Все квартиры, в которые Вы звонили, фиксируете в маршрутном листе, там же фиксируется результат посещения. Если интервью состоялось, запишите пол, возраст и образование респондента. Например: стартовая точка кв. 5 – никого нет дома, кв. 6 – опросник заполнен (м., 47, сред. спец.), кв. 10 – отказ, кв. 11 – не подходит по квоте и т.д. Внимание! В маршрутном листе Вы записываете полный и точный адрес – это необходимо для контроля Вашей работы.

Пройдя полностью один дом, Вы идете в следующий дом по той же стороне улицы. Если на своём маршруте Вы встретите административное здание – пропустите его, сделав отметку об этом в маршрутном листе.

Если Ваш путь пересечет улица, поверните направо и продолжайте поиск.

Если Вы после поворотов направо описали полный квадрат и вернулись в исходную точку, перейдите на противоположную сторону улицы и продолжайте маршрут как бы от новой стартовой точки.

Если улица, по которой Вы идёте, закончилась тупиком, поверните назад и идите, не заходя в дома, до первого перекрестка, затем поверните направо и начните поиск респондентов в первом же жилом доме.

Продолжайте поиск респондентов по этому правилу до тех пор, пока Вы не найдете всех респондентов по Вашим квотам.

Категорически запрещено отбирать респондентов по месту работы или произвольно. Такие анкеты не будут оплачены.

 

 

Приложение 9

 

О Б Р А З Е Ц

Инструкция интервьюеру по проведению массового опроса № 2

Уважаемый интервьюер!

Вы являетесь участником социологического исследования, проводимого кафедрой социальной работы Ставропольского государственного университета.

Цель исследования – изучение типов домохозяйств в г. Ставрополе.

Во время проведения опроса именно интервьюер является основным исполнителем работ и обеспечивает качество конечных результатов исследования. От Вашей добросовестности и ответственности зависят полнота и точность учета мнений различных групп населения. Выполнению этой задачи поможет данная инструкция.

Интервьюер обязан:

  • внимательно изучить настоящую инструкцию и точно следовать ее требованиям;
  • знать содержание анкеты и технику ее заполнения, чтобы уметь ответить респонденту на все вопросы, возникающие в процессе беседы;
  • оперативно, качественно и в запланированные сроки провести опрос респондентов и сдать анкеты организаторам исследования;
  • не разглашать содержание ответов, а также фамилии и адреса респондентов: интервьюер несет личную ответственность за сохранение анонимности ответов респондентов; заполненные вопросники запрещено передавать кому-либо, кроме организаторов исследования.

Поиск респондентов

Поиск опрашиваемых лиц ведется в полном соответствии с координатами, указанными в задании: домашним адресом, фамилией, именем и отчеством или поло-возрастными параметрами респондентов.

При недостижимости респондента следует воспользоваться резервным списком адресов.

Вручение анкеты респонденту для последующего самостоятельного её заполнения категорически запрещается.

Произвольный выбор для опроса лиц, не проживающих по предложенным адресам, строго запрещен.

 

Установление контакта и получение согласия на интервью

Прежде всего, следует поздороваться, представиться (при необходимости предъявить удостоверение интервьюера), установить контакт с респондентом. Объяснить цель обращения к респонденту. Заявить о проведении опроса и тему опроса.

Задача интервьюера при знакомстве с респондентом или членами его семьи – создать доброжелательную, спокойную атмосферу для будущей беседы, убедить в важности и необходимости участия в опросе именно данного человека, включенного в список; постараться получить согласие на участие в опросе именно данного респондента.

В случае необходимости респонденту следует объяснить, что адрес респондента получен в адресном столе города с помощью специальной компьютерной процедуры. Исследование проводится анонимно, ответы будут использоваться только в обобщенном виде после обработки на компьютере.

В случае категорического отказа респондента от участия в опросе интервьюер должен выразить сожаление, извиниться за причиненное беспокойство и попрощаться. Однако случаи такого рода должны быть сведены к минимуму.

Условия проведения интервью

Поскольку интервью проводится по месту жительства, ему может сопутствовать ряд неблагоприятных условий, отрицательно влияющих на качество ответов респондентов. Задача респондента – устранить или свести к минимуму влияние следующих отрицательных факторов.

1. Влияние третьих лиц. Если нет возможности побеседовать с респондентом отдельно, то необходимо предупредить присутствующих при опросе других членов семьи, гостей, соседей и т.д., что всякие обсуждения вопросов анкеты, консультации и советы исключаются. В анкете должно быть зафиксировано только личное мнение человека, включенного в выборку.

2. Сопутствующие опросу занятия. Если беседа с респондентом сопровождается какими-либо отвлечениями, перерывами (занятия с детьми, прием гостей, просмотр телепередач и т.д.), которые носят систематический характер, интервьюер должен предложить респонденту назначить другое, более удобное для опроса время.

3. Психологический фон опроса. В проблемных ситуациях (семейная ссора, состояние алкогольного опьянения респондента или члена семьи) опрос следует перенести на другое время, когда условия будут более подходящие.

4. Влияние интервьюера. Для получения достоверной неискаженной информации обязательно сохранение интервьюером полной нейтральности по отношению к теме опроса. Интервьюеру запрещается: вступать в дискуссии и обсуждения с респондентом, высказывать собственное мнение по вопросам анкеты, высказывать какие-либо оценки в связи с данными респондентом ответами (как словесно, так и в виде жестов и мимики), искажать текст анкеты, сокращать или увеличивать текст вопросов, давать от себя пояснения по вопросам анкеты, подсказывать ответы респонденту, «додумывать» за него.

Инструкция по работе с анкетой

Общие правила проведения опроса по технике формализованного интервью:

1. Читать каждый вопрос точно так, как он написан.

2. Задавать все вопросы и в том порядке, в котором они приводятся.

3. Читать каждый вопрос медленно, чтобы респондент успел понять его смысл.

4. Не комментировать и не разъяснять вопросы, сформулированные в анкете. Если респондент не понял вопроса, необходимо повторить вопрос более медленно. В этом случае на полях анкеты необходимо указать, что респондент не понял вопроса.

5. Не передавать анкету респонденту, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено специальной инструкцией.

6. Соблюдать указания по технике заполнения, имеющиеся в тексте вопросника.

7. Не оставлять без ответа ни один из вопросов, относящихся к респонденту.

Специальные указания по технике опроса:

1. Если респонденту предлагается выбрать один из вариантов готовых ответов, необходимо зачитывать вслух все варианты.

2. Если респонденту предлагается ответить на «открытый вопрос», т.е. в случае, когда не приводятся какие-либо готовые варианты ответов, следует записывать дословно то, что говорит респондент в ответ на заданный вопрос. При необходимости нужно задавать уточняющий вопрос «Что Вы имеете в виду?», если ответ респондента слишком односложный, не позволяющий правильно интерпретировать его. Например, на вопрос «Что Вам необходимо для улучшения материальных условий Вашей жизни?» респондент отвечает: «Многое». Понятно, что данный ответ ничего не говорит исследователям, так как может нести в себе разный смысл, поэтому уточняющий вопрос здесь необходим.

3. Интервьюер должен показывать респонденту соответствующую карточку, в которой указаны возможные ответы или шкалы, каждый раз, когда об этом есть указания в анкете. Передавайте респонденту карточку с вариантами ответов после того, как будет зачитан вопрос, чтобы респондент сначала услышал вопрос, чтобы его ничто не отвлекало.

4. Обращайте внимание на особые обозначения: все, что напечатано в анкете ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, предназначено только для интервьюера и не зачитывается респонденту:

а) заглавными буквами напечатана информация для интервьюера, читать ее вслух запрещается; однако для интервьюера эта информация очень важна – он должен всегда обращать на нее внимание и обязательно следовать указаниям;

б) позиции «з/о» и «отказ» ни в коем случае нельзя зачитывать респонденту; «з/о» расшифровывается как «затрудняюсь ответить» – отмечать код этой позиции следует только в том случае, если очевидно, что респондент испытывает затруднения или сомнения, отвечая на поставленный вопрос; отмечать позицию «отказ от ответа» нужно, если респондент по каким-либо причинам не желает отвечать на поставленный вопрос, например, если он или она не хочет называть свой доход;

в) заглавными буквами указываются переходы; необходимо очень внимательно следовать этим указаниям, так как это сделано для облегчения работы с анкетой; если специальное указание на переход отсутствует, то нужно зачитать следующий по порядку вопрос.

Правила заполнения вопросника:

Аккуратность и четкость заполнения анкеты интервьюером – первое и важнейшее условие успешной обработки собранных данных на компьютере, а значит, и качество данных. Интервьюер должен быть очень внимательным и соблюдать следующие правила:

1. Все записи и отметки в анкете делать шариковой ручкой.

2. Аккуратно отмечать ответы, которые были даны респондентом, обводя кружком цифру, соответствующую ответу.

3. Все исправления в вопроснике производить только со слов опрашиваемого ручкой, перечеркивая крест-накрест неверно отмеченную позицию, ошибочно записанную цифру и т.д.

По окончании опроса интервьюер спрашивает у респондента контактный телефон (домашний, рабочий или мобильный), объясняя, что это нужно для последующей проверки. Номер телефона необходимо занести в маршрутный лист.

Поблагодарите респондента за интервью.

 

 

Приложение 10

 

Отчетность интервьюера

После выполнения задания интервьюер лично сдает организаторам исследования заполненные анкеты, а также маршрутную карту, где отмечены все успешно проведенные интервью.

ТЕПЕРЬ, КОГДА ВЫ ВНИМАТЕЛЬНО ОЗНАКОМИЛИСЬ

С НАШЕЙ ИНСТРУКЦИЕЙ, ПРИСТУПАЙТЕ К РАБОТЕ.

МЫ УВЕРЕНЫ, ОНА БУДЕТ УСПЕШНОЙ.

Типовые рекомендации интервьюеру [1]

… Ведение нормального диалога возможно в ситуации, когда интервьюер поднимает взгляд на человека, с которым говорит. Необходимо научиться делать это во время интервью между чтением вопросов и записью ответа.

Вопросы следует читать естественным тоном и задавать их в манере беседы. Это поможет интервьюеру чувствовать реакцию на то, что он говорит, и на скорость, с которой задает вопросы.

И интервьюеру, и респонденту покажется естественным, если по ходу опроса интервьюер будет каким-либо образом реагировать на некоторые из полученных ответов. Однако следует избегать фраз, которые могут вызвать у респондента мысль, что интервьюер каким-либо образом одобряет ответ. Лучше всего пользоваться нейтральными фразами, такими как «ясно» или «понятно». Во время беседы задача интервьюера – избегать слов, которые могли бы повлиять каким-либо образом на ответы респондента, но в то же время демонстрировать свою признательность и интерес.

Между вопросами нельзя давать респонденту слишком сильно уходить в сторону, чтобы не потерять его интерес и внимание до окончания интервью. Не следует также позволять респонденту излишне вовлекать собеседника в свои проблемы. Если, например, у интервьюера попросят совета, ему следует объяснить, что он не имеет достаточной квалификации, чтобы давать советы по частным проблемам. Также будет разумно не рассказывать респонденту очень много о себе в личном плане и не обсуждать с ним свои взгляды на какие-либо вопросы.

Проводя опрос, интервьюер должен говорить в темпе, удобном для респондента. Скорость, с которой интервьюер задает вопросы, должна подчиняться скорости, с которой респондент говорит и обдумывает свои ответы, а не естественной скорости интервьюера. Особенно важно соблюдать это правило, когда интервьюер проведет достаточное количество интервью и будет хорошо знаком с вопросами. Необходимо помнить о том, что респондент слышит вопрос впервые.

Говорить следует ясно и отчетливо в течение всего опроса, даже если интервьюер вынужден говорить тихо, чтобы не потревожить кого-то…

В конце опроса следует поблагодарить респондента и выразить ему признательность за сотрудничество; попросить номер телефона (если он есть) на тот случай, если потребуется связаться с респондентом…

Задача интервьюера – провести опрос в домашнем хозяйстве так, чтобы респонденты остались довольны им, обследованием и тем опытом, который они приобрели в качестве отвечающих на вопросы. Это окажет положительный эффект при проведении будущих обследований…

Интервьюер должен внимательно следить за своим удостоверением, и в случае потери немедленно сообщить…

Интервьюер, как правило, работает в одиночку, часто допоздна вечерами, а иногда и в небезопасных районах. Поэтому будет весьма разумно, если он осознает, что может попадать в рискованные ситуации по причине неприятного поведения отдельных лиц или даже нападения. Некоторые факторы, с которыми интервьюер может столкнуться (такие, как угроза нападения, нежелательные попытки сексуального сближения, словесные злоупотребления), помимо своего неприятного характера, обладают потенциалом перерастания, в случае неумелого поведения, в физическое нападение. Чтобы обезопасить себя, интервьюер должен осознать потенциальный риск и подумать о возможном влиянии своих слов и действий в любых агрессивных ситуациях, в которые он попадает. Необходимо помнить, что для возникновения насилия и жестокости, помимо фактора риска, должны иметь место как причина, так и механизм приведения фактора риска в действие.

Научные исследования, посвященные этой проблеме, показывают, что наибольшему риску подвергаются категории работников, которые обеспечивают оказание услуг или реализуют ту или иную контролирующую функцию. К высокой категории риска относятся также работники таких профессий, которые имеют в своем распоряжении деньги и товары (например, такие как наркотики). Интервьюеры подвергаются меньшему риску, чем представители указанных выше групп. Основным фактором, возможным вовлечь интервьюера в рискованную ситуацию, является то, что он работает в одиночку.

Что касается основных механизмов приведения факторов риска в действие, то многие из них для интервьюеров не возникают. Те механизмы приведения факторов риска в действие, которые могут встретиться на пути интервьюера, возникают непосредственно из аспектов поведения или личности. Основными из них являются:

1. Алкоголь, который часто усиливает агрессию и жестокость. Если интервьюер встречается по адресу с кем-либо в значительной степени опьянения, он должен отложить интервью до следующего раза, кроме тех случаев, когда уход или повторный визит может спровоцировать подлинную агрессию.

2. Поведение отдельных групп. Потенциальной опасностью на улицах обладают группы молодых людей, организующиеся в поисках беспорядков. Их поведение часто усиливается действием алкоголя или наркотиков. При работе в таком районе необходимо тщательно спланировать свой рабочий график и полностью использовать возможность работы в дневное время. Вечера пятницы и субботы часто являются наихудшим временем, а утренние часы наиболее спокойны от различных волнений.

3. Умственная нестабильность. Люди, страдающие от умственной нестабильности, иногда ведут себя непредсказуемо, вплоть до проявления агрессивных наклонностей. Как только интервьюер почувствует, что может возникнуть такая вероятность, лучше всего прервать посещение и больше его не повторять.

4. Агрессия против власти. Некоторые люди развивают в себе обобщенное и глубоко укоренившееся чувство неприязни против какого-либо правительственного органа. Они могут реагировать на интервьюера агрессивно, потому что видят в нем «официального» представителя. В этом случае интервьюер должен объяснить, что не имеет ничего общего с правительственным органом, и попытаться себя от него дистанцировать. При этом не следует вступать в обсуждение с респондентом политики Правительства и высказывать какие-либо критические высказывания в адрес органов власти, самого респондента и ранее опрошенных лиц. Но если интервьюер чувствует, что не в состоянии успешно справиться с неприятной ситуацией, наилучшим выходом может быть уклонение от дальнейшего интервью.

Чтобы решить, каким курсом следовать в своих действиях, интервьюеру необходимо помнить, что его личная безопасность важнее, чем получение интервью.

Имеется ряд рекомендаций для интервьюера, которые он может найти полезными для себя во избежание риска насилия или для преодоления агрессивных и потенциально насильственных ситуаций:

1. Носите с собой в доступном месте персональный сигнализатор тревоги – свисток.

2. Носите обувь, в которой можете при необходимости двигаться быстро, и избегайте такой одежды, которая стесняет свободу движения. Если у вас длинные волосы, подберите их.

3. Ходите целеустремленной походкой, хорошим размеренным шагом и по середине тротуара, когда находитесь на малолюдной улице. Попытайтесь не выглядеть неуверенно в отношении маршрута, которым следуете. Если Вы должны остановиться для проверки правильности своего пути, попытайтесь удостовериться в том, что не привлекаете нежелательного внимания.

4. Избегайте носить с собой драгоценности и не берите с собой сумочку, если можете без нее обойтись. Старайтесь не создавать впечатление того, что Вы можете иметь при себе деньги.

5. Постарайтесь не пользоваться яркой косметикой и не надевайте короткое, облегающее и декольтированное платье, чтобы не привлекать внимание своим внешним видом.

6. Не старайтесь пройти кратчайшим путем через аллеи или заброшенные пустыри.

7. Если Вы думаете, что Вас преследуют, продолжайте двигаться и направляйтесь к ближайшему хорошо освещенному людному месту или, при необходимости, к дому, явно заселенному. Часто Вы можете проверить, преследуют ли Вас, перейдя на другую сторону улицы, а затем, при необходимости, возвратившись обратно.

8. Не входите в лифт вместе с человеком, который заставляет вас чувствовать себя некомфортно: отступите назад и сделайте вид, что Вы ждете кого-нибудь. Если Вы остались в лифте с таким человеком, который заставляет Вас чувствовать себя «не в своей тарелке», нажмите как бы случайно кнопку вызова диспетчера, остановите лифт на ближайшем этаже и выйдите из него.

9. Если Вы чувствуете себя некомфортно, придя по определенному адресу, дайте присутствующим понять, что кому-то известны адреса, по которым вы ходите весь этот день. Вы можете составить перечень адресов, которые запланировали посетить на этот день, и оставить их кому-нибудь, кто будет обеспокоен, если вы не возвратитесь в намеченный срок.

10. Если Вы работаете в таком районе, где не чувствуете себя комфортно, постарайтесь максимальное количество визитов нанести в дневное время. Если Вы вынуждены проводить интервью в вечернее время, разумно отправиться на встречу с сопровождающим. Сопровождающий (если это не работник статистических органов), как правило, не присутствует при интервью, за исключением особых случаев и не иначе, как с позволения респондента.

11. Если ситуация вынуждает Вас звать на помощь, то разумно привлечь внимание криком «Пожар». Крик «Помогите» малоэффективен: услышав его, те, кто может помочь, осознают потенциальный риск для себя.

В заключение можно сказать следующее. Даже в профессиональных занятиях с высоким уровнем риска большая часть работников никогда не испытывает насилия, и только очень небольшое число попадает под угрозу серьезного нападения. Интервьюеры, работая в одиночку в широком разнообразии мест и совершая поездки в необычных условиях, подвергаются некоторому риску. Однако многие из механизмов, побуждающих факторы риска переходить к действию, в ситуации работы интервьюера отсутствуют.

 

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА И

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ,


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.