Понятие парадигмы в социологии. Основные парадигмы современной социологии — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Понятие парадигмы в социологии. Основные парадигмы современной социологии

2017-12-22 293
Понятие парадигмы в социологии. Основные парадигмы современной социологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальные системы и условия их сохранения. Понятие и теории общества.

Социальное действие, взаимодействие и социальная коммуникация.

Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл -личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков:

нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм).

волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды)

наличие знаковых механизмов регуляции

В концепции Парсонса действие рассматривается как единичный акт и как система действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделением актора и среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и др. индивидов. Анализ действия как системы: рассматривается как открытая система (т.е. поддерживает обмен с внешней средой), существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

Теории социального взаимодействия

Многообразие микросоциологических концепций (например концепции социального взаимодействия -это проявление многообразия социологического знания). В свою очередь это частный случай действия системного принципа множественности описания сложных систем.

1. Социального обмена

Дж. Хоманс

Обмен материальными и нематериальными ценностями

2. Символический интеракционизм

Дж. Мид, Герберт Блумер

Диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей

3. Управление впечатлениями (социодраматический подход)

Эрвин Гоффман

Спектакль, где люди исполняют свои «партии», создают тот или иной образ.

Концепция социального обмена

Основные идеи концепции социального обмена:

В поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выводам.

Социальное взаимодействие - постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки -элементарные акты общественной жизни (схема «стимул - реакция»)

Концепция символическогоинтеракционизма

С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов, обладающих «личностным я», т.е. они сами формируют значения; индивидуальное действие -есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации.

Личностное я -человек может служить объектом для своих действий.

Формирование значений - набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения.

Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных действий окружающих.

С т.з. интеракционистов объект -это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения.

Концепция управления впечатлениями

С т.з. Гоффмана человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример -создание имиджа, реклама.

Социальная коммуникация.

Все действия людей есть проявления социального поведения, основанного на коммуникации. Мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Существуют два вида действий:

· незначимые, или автоматические рефлексы, и

· значимые действия, основанные на интерпретации стимулов.

Значимое действие связано с осмыслением не только поступков, но и намерений. Для этого необходимо поставить себя на место другого человека, «принять роль другого». Когда мы придаем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятие, действие или предмет символизируют или выражают смысл другого понятия, действия или предмета.

Взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимулов заключается в установлении связи стимула с символом и выборе ответной реакции благодаря осмыслению этого символа. Коммуникация становится возможной именно благодаря тому, что люди придают одинаковые значения данному символу.


 

Ролевой конфликт.

Ролевое поведение: поведение того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково.

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение - трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствия внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжении может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнена данной роли.

Неадекватная ролевая подготовка. Обучение исполнению ее социальных ролей может быть успешным только при последовательно подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении все жизни индивида.

Ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: меду ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности.Очень немногие роли свободны от внутренних напряжения и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, внутреннему стрессу.

Механизмы снижения и преодоления ролевого конфликта:

· Рационализация ролей - защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны (девушка, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы).

· Разделение ролей временное изъятие из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли (жестокие правители, палачи и убийцы, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами).

· Регулирование ролей является осознанным и преднамеренным, это формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иней роли. (муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа).

· Преодоление конфликта: один из статусов принимается индивидом как определяющий во всех социальных ролях (род профессиональной деятельности и т.п.).

 

Формы коммуникации.

Социальная коммуникация осуществляется в трех основных формах, которые обозначаются терминами «вербальная коммуникация», «невербальная коммуникация», «слушание».

Вербальная коммуникация (от verbalis – словесный) - это коммуникация при помощи слов (разделяется на письменную и устную).

Невербальная коммуникация – это коммуникация, осуществляемая без использования слов, но, как правило, сопровождающая вербальную коммуникацию. В литературе встречается и другое ее наименование – паралингвистическая (от греч. para – около, возле и lingva – язык).

Невербальная коммуникация обуславливается, с одной стороны, психосоматическими характеристиками человека, с другой стороны, - социальными правилами и нормами общения.

Невербальная коммуникация осуществляется по 9 каналам, каждый из которых представляет специфическую форму общения: кинесика (движения тела, мимика, жесты и др.), вокалика (тембр и громкость голоса), физические характеристики (форма тела, цвет волос и др.), хаптика (тактильные касания), проксемика (пространственное расположение), хрономика (учет времени в процессе общения), артефакты (одежда, украшения, косметика и др.), ольфактика (запахи), эстетика (цвет, музыка и т.д.).

Слушание является важнейшей формой коммуникации. Следует различать слушание (от англ. – hearing) как биологическую способность, связанную с восприятием сообщения по сенсорным каналам, и слушание (от англ. - listening) как более сложный процесс восприятия, который включает в себя мотивацию, фильтрацию, концентрацию внимания, обобщение, придание значения и реакцию (ответ слушателя на сообщение).

Именно во втором случае слушание является формой коммуникации, предполагающей активное поведение и умение воспринимать вербальные, невербальные и контекстные сообщения, включающие, в том числе, и понимание смысловой культурной среды.

Виды и функции малых групп

По роду деятельности: (промышленные, учебные, любительские)

По способу возникновения: формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел); неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)

По степени развития межличностных отношений: От дифференциальных групп до коллектива

По значимости индивида: группы членства (все люди в группе), референтные группы (значимый для индивида круг общения)

Функции групп

Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.

Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.

Групповая динамика (взаимодействие):

Групповая динамика включает следующие процессы:

· сплочение или разобщение групп;

· процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;

· становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности. Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.

 

Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению. Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой.

Противоположная сторона конформизма - негативизм.

Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.

Управление - набор действий, включающих:

целеполагание (в т.ч. принятие решений)

координацию совместных действий

контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений.

 

Управление задает отношение субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально), реординации (упорядочение снизу вверх).

 

Управление необходимо для оптимизации совместной деятельности, однако, каждая из сфер жизни группы может инициировать своих лидеров и тогда сплоченность группы будет зависеть от взаимоотношений между ними.

 

Малая группа - системный социальный объект. Ее элементами (как и элементами других соц. систем) выступают люди и возникающие между ними отношения.

 

Применительно к малым группам действует принцип иерархичности. Это подразумевает. что малая группа выступает частью систем более высокого уровня (например, учебная группа включается в факультет), выступает как подсистема.

 

Малая группа - динамическая система, об этом свидетельствуют процессы групповой динамики. Это открытая система, т.е. она осуществляет обмен с внешней средой веществом, энергией, информацией.

 

19. Концепция социального пространства П.Бурдье.

В качестве метолологической основе построения теории соц.постранства является наличие серии разрывов с марксисткой теории.

1. “с тенденцией акцентировать субтанциюто есть реальные группы в попытке определить их по численности, членам, границам и т.д. в ужерб отношениям.” Марксизм критикуют за то, что дает терию общества в сжатой норме и ограничивается анализом конечным числом соц.структур оставляя не изучая остальное многообразие элементов класс.структуры (только 2 класса, а остальные) и 1 тип соц.структуры-социально-классовый а где все остальное в ущерб остальным типам соц.структур.

2. “с интллектуалистской иллюзией, которая приводит к тому, что теоетический сконструированный ученым класс рассматривается как реальный класс,как реально действующая группа людей.” Теоретический класс конструкция выдается за реальный класс. Никто не будет утверждать что Маркс говорил о реальном классе пролетариев.-это идеальный тип. По данным 1897 пролетариат - 6% и 82%-крестьянство.

3. с экономизмом,кот. сводит все многомерное соц.пространство к одному лишь экономическому полю к экоомич.отношениям производства. “ Пальма первенстуе экономике испособу производстве. Экономизм приводит к нарушеиепрнцип многомерности. Главн. принцип критики марксизма-прнцип эконом.метераминизма.

4. с объективизмом ибо в конечном счете он приводит к игнорированию символической борьбы местом кот.являютсяразличные поля., а целью - сами представления о социальном мире. “ Здесь увеличение роли объектвн.законом. общественного развития. История - ественно-историчскийпроцес и развитие и природы, и общества подчинено законам диалектики.Люди выступаю лишь средство реализации требований этих объективных законов. И нет место символической борьбе.

Исходя из данных разрывов Бурдье замечает, что социология должна представлять собою социальную топологию. Топология связана с геометрией и изучает качественные свойства пространств различной размерности. У нас три измерения. Топология изучает и прострнство большей размерности и строит модели - что было бы, если бы сколько было измерений. Топологич.задачи - лента 8-чка-это постраство одного измерения. Бурдье: социальный мир можно изобразить в виде многомерного социального просранства, построенного по принципам дифференциации и распределения свойств способных придавать его владельцу силу и власть в данном универсуме. Таким образом, агенты и группы соцльных агентов определяются по их относительным позициям в этом пространстве. Действующие свойства взятые за прнцип построения соц.пространстваявяются различными видами власти ил капиталов, кот.имеютхожденип в различных полях.УМркчсакапитпл -самовозраст.стоимость. У Бурдье Капитал - власть над полем в данный момент времени. Точнее это власть над продуктом, в котором аккумулирован прошлый труд,над механизмами, стремящимися утвердить проводство определенной категории благ и че ез все это власть над доходами и прибылью.Различные виды капитала можно уподобить козырям в карточной игре, кот.определять шансы на выигрыш в том или ином социальном поле.Капитал мет существовть в о ъктивированном состоянии в форме некого материального свойства или в инкорпарированом состоянии, чтоможет быть гарантированно юридически.Бурдье подходит к рассмотрению видов капитала.4 вида:

1. социальный капитал-те возможности, кот.получаетиндивмд благодаря своему соц.происхождению.

2. культурный -возможности, приобретенные благодаря образованию, овладению различными гранями культуры и мировоззрения составляют культурый капитал.

3. экономический-доступ к деньгам и собственно капиталу.

символический капитал-центр.понятие. Под ним следует понимать те символы и атрибуты, которым нужно овладеть и которые нужно познать, чтобы иметь возможность постоянно выражать свою принадлежность к определенному кругу лиц и конкурентоспособность. Такие символы ииатрибуты отождествляются с терминами престиж, репутация, имя и т.д. Символический капитал превалирующий т.к. посредством его осуществляются легитимация других видов капитала.Если он есть, общество не будет спрашивать где у вас экономический капитал.

Социальное пространство (Бурдье) – это абстрактное пространство, конституированное ансамблем подпространств или полей, кот обязано своей структурой неравному распределению отдельных видов кап-ла, функционир одновременно как цели и ср-ва борьбы в разлчных полях.

Понятие парадигмы в социологии. Основные парадигмы современной социологии

Понятие парадигмы ввел Т. Кун в «Структуре научных революций» 1962.– научное достижение, которое служит образцом постановки и решения исследов-х проблем

Парадигма – сп-б постановки и реш-я исследов-х проблем, принятых членами научного сообщ-ва. Признаки парадигмы: наличие концепции, класс-х идей, научного сообщ-ва, которое разделяет эти идеи. Особенность социологии – мультипарадигм-я наука.

Макро и микро социология. Макросоц - крупномасштабные социальные системы.Гл. интерес для макросоц. т. представляет собой изучение крупных закономерностей в развитии общ-ва, взаимоотношения м-ду основными элементами общ системы и изменение этих отношений. Микросоц. концепции фокусируют внимание на индивидах, поведенческих актах, мотивах, и тех смыслах, которые люди вкладывают во взаимодействия, которые в свою очередь влияют на процесс возникновения и развития общ. Макротеоретики работают с понятиями культуры, инст., систем, структур общ. Микротеор. – понятия соц. поведения, межличностного взаимодействия, мотивов и стимулов.

1. Макросоциологические:

А) структ-й функц-зм (Т.Парсонс, Р.Мертон) – основ-ся на рассм-ии об-ва как системы (внутренне дифф-й и упорядоченной ценности), части кот-й – структурн-е элементы (любые структ-е образцы деят-ти людей, вклад каждой стр-ры в воспроизв-во соц порядка – ее функция), вносящ-е вклад в ее воспроизв-во. Функционализм - при изучении любого данного общ-ва необходимо определить, как его различные части, взаимодей-ют м-ду собой, приводя к непрерывному развитию общ-ва во времени. 2 стратегии: 1имея предст о ф-циях, выявить соотв-ие им структуры (парсонс). 2описать стр-ры и их влияние на воспроизв-во системы (от стр-р к ф-циям - Мертон).

Структурный функционализм Парсонса (“Стр-ра соц-ного дей-я” 1937, “Соц-я система” 1951, “К общей теории дей-я” 1961) основыв на представл о том, что любая соц система сущ-ет, если она выполняет 4 ф-ции AGIL: адаптация (экономическая сфера), целедостижение (политическая сфера), интеграция (социетальное сообщ-во, право), латентная или поддержание образца (образование, семья, религия, культура).

Теория Р.Мертона (“Соц-ная теория и соц структура” 1949, “Соц-ная теория и функц-й анализ” 1969, “Соц-ная стр-ра и аномия”) следует не постулировать функцион-ть всех соц структур-паттернов, а выявлять значение кажд из них для людей, чья деят-ть орг-ся и регулс-ся структурами, и тип влияния стр-р на систему. У каждой системы свои фу-ции, необходимые для ее выживания, среди которых он выделил явные и латентные фу-ции и дисф-ции. Явн – распознан-й и ожид-ый рез-тат сущ-я структ элемента системы. Латентн – наоборот. Структ элементы не всегда функцион-ны: результатом структ эл-та может быть дисфункция. Возникает аномия – расхожд-е м-ду социально предписываемыми целями и приемлемыми средствами их достиж-я.

Б) ист мат (Марксизм) Общ-во - система, базирующаяся на неравном распределении эконом-ски значимых ресурсов. Основу общ-ва составляют произв-е отношения (социальные отношения, возникающие в процессе производства). Их структура воспроизводится во всех сферах общ-й жизни.

Базис охватывает практически все взаимод-я людей в эк-й сфере. Ядром эк сферы и наиболее динамичным ее элементом выступают производительные силы (соединение работников (личностного элемента) обладающих определенными знаниями, умениями, навыками со средствами производства (вещ-й элемент), который включает в себя как матер, подлеж-е дальнейшей обработке, так и средства, с помощью которых выполн-ся обработка (сырье и оборудование)). Производ-е силы непрерывно развиваются. Производственные отношения – совокупность всех отношений, в которых человек вступает по поводу производства и распредел-я мат-х благ. В основе производств-х отнош лежат отнош-я собственности. Базис предопределяет характер надстройки. Когда они соответствуют друг другу, общ-во развивается стабильно. Возникает определенная соц-эк формация. Сам Маркс выделял 4 формации: азиатская, античная, феодальная, буржуазная. Процесс перехода одной формации в другую начинается с развития новых технологий, развития производительных сил. Противоречие между старыми и новыми вызывают классовую борьбу. Маркс считает ее движущей силой истории.

В) неомарксизм/критическая теория об-ва (Маркузе, Т.Адорно) концепция общ-ва как системы тотального, всепроникающего контроля. Контроль связан с трансформацией естественных для человека влечений в ложные потребности, удовлетворение которых ведет не к свободному развитию личности а к укреплению сложившегося соц порядка. Маркузе в своей работе «одномерный чел» (1964) определил современное общ-во как общестов комфортабельной несвободы в котором действуют новые формы контроля. Основная форма – это потребление.

2. Микросоциологические:

А) символ-й интеракц-зм (Мид, Блумер) - теоретико-методологический подход, основывающийся на концепции соц взаимод-я как процесса согласов-я людьми своих поступков с поступками др людей путем установл и измен знач-й этих поступков. концентрируется внимание на анализе социальных взаимодействий в контексте их символического содержания. Особый упор делается на язык, невербальные средства общения, манипуляцию символами. Об-во – не фикс совокупность норм и не предустановл-я система поведения, а текучий, хотя и струкутурированный, процесс интеракции. Джордж Герберт Мид (“Мышление, личность, общ-во” 1934): практически все взаимод-я между людьми предполагают обмен символами, мы постоянно ищем ключи к пониманию того, какой тип поведения соотв-ет данному контексту и как следует интерпр-ть намерения других, детали сообщают смысл сказанному или сделанному. Символ - нечто, означающее что-то. Каждый из нас обладает самосознанием, т.к. мы учимся смотреть на себя со стороны, видеть себя так, как нас воспринимают другие. Обобщ-й другой – часть собств. Я индивида, но одновременно абстрактный образ партнера по взаимод-ю, роль которого индивид внутренне принимает, когда интерпретирует чужие и соверш собственные поступки. Идентичность состоит из восприятия собственного «я» (импульсивная часть) и «мы» (нормы, ценности, правила). Блумер сформировал 3 полож-я симв инеракц-ма:

1. Люди действуют в отнош объектов на основе знач-й, придаваем-х этим объектам;

2. Значение объектов для индивида возникает в социальном взаимодействии, в котором он участвует;

3. Значения использ-ся и видоизм-ся индивидом в процессе интерпретации объ-в, с которыми он имеет дело.

Драматургический подход И. Гоффмана («Самопрезентация в повседневной жизни», «Поведение в публичных местах»): соц-ая жизнь рассматривается как пьеса, где каждый играет свою роль на сцене. Люди очень восприимчивы к тому, как видят их другие, поэтому они стараются управлять впечатлениями, хотят произвести эффект и добиться желаемой реакции (часто это делается неосознанно). У человека может быть несколько ролей. Передний план - это соц-е ситуации и столкновения, в которых выполняются формальные или стилизованные роли, люди как бы участвуют в сценических представлениях. Задний план - здесь занимаются реквизитом, готовятся к взаимодействию в последующих более формальных обстоятельствах (пример: официант в зале и на кухне, муж и жена скрывают раздоры от детей). Человек скрывает действия, которые не соответствуют идеалу, сокрытие следов подготовки обстановки. Провал постановки: неловкость в исполнении роли, сильное/слабое увлечение ролью, неуместная ситуация.

Б) феноменологическая социология (А.Шюц, Берг, Лукман) – подход, основыв-ся на рассмотрении соц взаимод-я как процесса координации поступков людей, наделяющ дей-я друг друга смыслом, типичным для их жизн опыта. Общн и устойч смыслов, придав-х ситуациям взаимод-я, упорядочив их и превращ в представлении участников в объективную реальность – соц феномены. А.Шюц («Феноменология социального мира» 1932): общ-во - явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов в процессах межиндивидуальной коммуникации. Объективн вещей, дей-й, событй в мире повседневности – естеств-я установка индивид сознания. Субъективн пережив-я, индивид опыт объективируют язык, при помощи которого люди обознач и определ любые явл-я. В языке сит-ции взаимод-я и их участники типизируются – подводятся под привычные категории. Взаимодействие основано на типических схемах: человек ожидает типичной реакции на типичное действие. (Пример: мое действие (скажем, я опускаю в почтовый ящик правильно адресованное и снабженное мар­кой письмо) побудит некоего анонимного партнера (почтового служа­щего) совершить типичное действие (выемку почты) на основе типи­ческого мотива (выполнение должностных обязанностей). Чем выше степень анонимности и типичности взаимодействий, чем более они стандартизованы, тем более со­гласованно, успешно, "гладко" протекает повседневная жизнь в целом. Жизненный мир – интерсубъективная реальность. Социальн-ся стр-ра с т.з. феномен-й соц-ии представляет собой всю сумму типизаций и созданных с их помощью повторяющихся образцов взаимод-я.

В) теория социального обмена (Хоманс, Блау) социальное взаимодействие - сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодей-ть, когда их к тому не принуждают. Теория обмена Хоманса объясняет социальное взаимодействие на основе свободного выбора. Теория Хоманса предполагает, что люди действуют рационально. Но человек может действовать по привычке, также каждый по-разному воспринимает выгоду. («Социальное поведение как обмен»): Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами. Структура обмена достаточно проста: агенты обмена -два или более человека; процесс обмена -совершаемые по определенным правилам действия; правила обмена -устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты; предмет обмена -товары, услуги, подарки, знаки внимания и т. п.; место обмена -заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи

Блау (Обмен и власть в общ жизни): нерав-во и отн-я власти/подчинения – следствия несеммитричных обменов. Отн власти/подч появл, когда есть монополист-имеет монопольную возм-ть совершать полезные для др дей-я.

3. Интегративные: 1Теория коммуникативного действия Хабермаса «Знание и человеческие интересы» 1968: об-во с одн стороны – система, с др – жизненный мир. Целерац-е дей-е (направл-е на манипул-е объ-ми) воспроизв об-во как систему (эк-ка, политика..), а коммуникативное дей-е (направл на достиж-е взаимопонимания и консенсуса) – как жизненный мир (культура, общн-ть, соц-я личности). Связаны м-ду собой и обеспеч др друга, но в современном об-ве происходит “колонизация” системой жизненного мира.

2Теория структурации (Э.Гидденс - «Новые правила социологического метода»): воспроизв-во об-ва как системы взаимод-я агентами (индивидам как субъ дея-я), созд структуры, кот в свою очередь служат средстваи и ограничен для послед дей-й. Структура –(знание агентов об об-ве)->действие-(индивид-е цели агентов)->структура…

3Конструктивистский структурализм (П.Бурдье): социальные структуры конструируются в общ-венном сознании, искусственно созданы. Габитус – набор усвоенных, но неосознаваемых схем восприятия и произв-ва практик (система устойчивых диспозиций, структурированная прошлыми практиками и структурир-я последующие). Совокупность позиций, фиксир объект разл-я, и диспозиций, опр субъ оценки, образ социальное пространство – комплекс отн-й, объед-х и раздел-х агентов символически и физически.

---

Почему мультипарадигмальность? 3 дилеммы соц-ии: 1действие или структура 2факты или смыслы 3объективизм или активизм. Исходя из этого шкала для парадигм: с одной стороны, реализм (макросоц)vs номинализм (микросоц), с другой, объективизм vs активизм. Примеры: реал-объект: структурн функц; реал-акт: ист мат; номина-объект: символ интеракци; номин-акт: социальный акционализм (Турен).

 

Парадигма – принятый в научном сообществе способ построения и решения исследовательских проблем. Этот способ опирается на классические работы, которые служат образцом. Основные парадигмы социологии:

Макросоциологические парадигмы:

1. Структурный функционализм (Парсонс, Мертон): все социальные явления рассматриваются как структуры, которые выполняют свои функции, следовательно задача – поиск структур и выяснение их функций.

2. Марксистская парадигма (исторический материализм; Маркс, Энгельс): все явления связаны с существованием классового неравенства, а классы основаны на неравном распределении собственности.

Микросоциологические парадигмы (взаимодействие индивидов в повседневной жизни):

3. Теория соц. обмена (Хоманс, Блау; прямой, непрямой обмен).

4. Символический интерракционализм (Мид, Блумер): люди взаимодействуют определенным образом даже когда им это не выгодно, т.к. действия приносят символический характер (интерпретируют действия друг друга и приспосабливают действия к смыслу предполагаемого).

5. Феноменологическая социология (Шюц, Бергер, Луман): участники взаимодействия интерпретируют ситуации при помощи типизации (по привычным схемам истолкования). Типизация складывается на основе жизненного опыта; результат конструирования (люди ьпри помощи смыслов конструируют соц. реальность).

Интегративные парадигмы: Хабермас (общество из двух компонентов: система и жизненный мир); Бурдье (понятие «практики»); Гидденс («структурация» - создание и воспроизведение структур).

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.