Модуль 1. Методологические основы истории государства и права — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Модуль 1. Методологические основы истории государства и права

2017-12-22 298
Модуль 1. Методологические основы истории государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История государства и права

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

 

Направление подготовки

030900«Юриспруденция»

код название

 

Профиль подготовки

Государственно-правовой

Гражданско-правовой

Уголовно-правовой

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 

г. Вологда

2016 г.

 

Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 030900 «Юриспруденция» и профилям подготовки: «государственно-правовой», «гражданско-правовой», «уголовно-правовой».

 

Автор: Борисов О.К.

 

Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общетеоретических и правовых дисциплин. Протокол № 1 от _____ сентября 2016 г.

 

 

Изменения учебно-методического комплекса дисциплины «История государства и права зарубежных стран»

№ протокола и дата заседания кафедры Содержание изменения Подпись председателя зав. кафедрой
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

 

1. Цель освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» является изучение общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права, а также уяснение особенностей общества, государства и права на различных этапах истории человечества.

 

Задачи курса.

1. Познакомить с основными категориями социальной и политической истории: видами социальных групп и других субъектов исторического процесса, типами социальных конфликтов, названиями и компетенцией органов государственной (политической, общественной) власти и должностных лиц и пр.

2. Познакомить с основными историко-юридическими понятиями в сфере конституционного, гражданского, семейного, уголовного и других отраслей права.

3. Сформировать представление об основных этапах развития государства и права зарубежных стран.

4. Сформировать представление об основных этапах и особенностях формирования национальных и мировых правовых систем, а также важнейших институтов материального и процессуального права стран мира.

5. Сформировать навыки сравнительной характеристики политических и правовых институтов отдельных стран мира.

3. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина относитсяк базовой (обязательной) части профессионального цикла (код по УЦ ООП Б.3.Б.3). Она является одной из основополагающих учебных дисциплин в системе юридических наук и юридического образования. Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часов.

Дисциплина тесно связана с изучаемыми на 1 курсе «Теорией государства и права», «Историей отечественного государства и права». Знания, умения и владения, приобретенные или усовершенствованные в ходе освоения «Истории государства и права зарубежных стран», помогут в освоении других учебных курсов: «Конституционного права зарубежных стран», «Политологии», а также отраслевых юридических дисциплин.

Для освоения указанной дисциплины предшествующими являются изучаемые в школе предметы:

· Обществознание (обязательно);

· История мировых цивилизаций (обязательно);

· Основы права (факультативно).

Приступающий к освоению дисциплины обязан

знать:

· исходные понятия об обществе, социальной стратификации, социальных группах и институтах;

· исходные понятия о государстве, его признаках, типах и функциях;

· исходные понятия о праве, его признаках, внутренних и внешних формах.

уметь:

· воспринимать, обобщать и анализировать информацию, необходимую для достижения целей освоения дисциплины;

· анализировать мировые и российские общественные явления и процессы;

· строить устную и письменную речь в соответствии с правилами русского языка.

 

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

· Основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права;

· Исторические типы и формы государства и права их сущность и функции;

· Основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права зарубежных стран.

Уметь:

· Оперировать историко-политическими и историко-правовыми понятиями и категориями;

· Анализировать, толковать и правильно применять правовые и иные нормы.

Владеть:

· Юридической терминологией;

· Навыками работы с правовыми актами;

· Навыками анализа различных политико-правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений.

А также демонстрировать способность и готовность:

· осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем правосознания (ОК-1);

· владеть культурой мышления (ОК-3);

· логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

· уважительно относиться к праву и закону (ОК-6);

· развиваться, повышать свою квалификацию и мастерство (ОК-7);

· использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

· анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

· обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

· квалифицировать юридически правильно факты и обстоятельства (ПК-6);

· толковать правовые акты (ПК-15);

· эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

5. Структура и содержание дисциплины «История государства и права зарубежных стран».

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часов.

 

    № п/п   Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
лк сем сам

 

Формы текущего контроля успеваемости / Форма промежуточной аттестации
  Методологические основы истории государства и права   1-2         Тестирование
  История государства и права Древнего Востока и Античности   3-9      
  История государства и права Средневековья   10-18       Тестирование Решение юридических задач
  Итого по 1 семестру:   18 26 46 64 Итоговое тестирование Зачет
  История государства нового времени   1-6       Тестирование
  История права нового времени   7-11       Тестирование Решение юридических задач
  История государства и права новейшего времени стран Западной Европы и Северной Америки   12-15           Тестирование  
  История государства и права новейшего времени стран Азии, Африки и Латинской Америки   16-18      
  Итого по I1 семестру:     18 36 62 Итоговое тестирование Экзамен

Примечание: экзамену предшествует консультация.

Содержание дисциплины:

Тема 6. Афины и Спарта

Возниконовение и развитие полиса в Спарте, его особенности. «Ликургов строй»: органы власти, социальная база государства. Этапы становления Афинской демократии. Реформы Солона, их противоречивый характер. Реформы Клисфена и Перикла. Система органов власти в Афинском полисе V-IV вв. до н.э.

 

Тема 7. «Законы ХII таблиц»

Древнейшее римское право. «Законы ХII таблиц»: имущественные, брачно-семейные и наследственные отношения. Легисакционный процесс. Значение памятника для дальнейшего развития римского права.

 

Тема 12. Великобритания

Английская революция XVII в. Социально-экономические и политические предпосылки революции. Этапы революции и правовое оформление их результатов. Реставрация Стюартов и промежуточные итоги революции.

«Славная революция» и оформление конституционной монархии. Эволюция формы правления в XVIII–XIX вв. Избирательные реформы XIX в. и эволюция партийной системы.

 

Тема 13. Франция

Причины, этапы, движущие силы и особенности Великой французской революции. «Декларация прав и свобод человека и гражданина» 1789 г. и Конституция 1791 г. Якобинская диктатура. Конституция 1795 г.

Особенности политического процесса во Франции в XIX в., монархические и республиканские тенденции. Парижская коммуна. «Органические законы» 1875 г.

 

Тема 14. США

Причины Войны за независимость североамериканских колоний и особенности первой Американской революции. «Декларация независимости». «Статьи конфедерации и вечного союза». Конституция США, ее основные черты; реализация принципа разделения властей и система «сдержек и противовесов».

Формирование федерального аппарата управления в начале XIX в. Модели президентства. Этапы становления двухпартийной системы. Территориальное расширение США. Противоречия между Севером и Югом. Гражданская война 1861–1864 гг. как вторая либерально-демократическая революция в США, ее последствия. «Прогрессивная эра».

 

Тема 15. Германия

Причины, этапы и пути объединения германских земель. Таможенный союз. Германский союз. Борьба Пруссии за гегемонию в германских землях. Северогерманский союз. Конституция Германской империи 1871 г.

 

Тема 20. Япония

Противоречия модернизации в незападных обществах XIX–XX вв., пути и этапы эволюции государства и права в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Япония: от режима сёгуната и «самоизоляции» к реставрации Мэйдзи. Конституция 1889 г. Либеральные реформы и репрессии в политической жизни страны после Первой мировой войны. «Новая политическая структура» и «новая экономическая структура». Конституция 1947 г.

 

Тема 21. Китай

Синьхайская революция 1911 г.: причины и результаты. Модернизация традиционного права в период установления республики (1912–1949 гг.). Гражданские войны конца 1920–1940-х гг. и победа КПК. Образование Китайской народной республики и ее эволюция как советского государства. Особенности правовой системы КНР.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Государство и право

  1. Сущность, признаки, функции, теории происхождения государства
  2. Сущность, принципы, теории происхождения права

Темы рефератов и сообщений

 

Брачно-семейные отношения по «Законам Хаммурапи».

Источники

Законы Хаммурапи // Вестник древней истории. – 1952. – №3.

Литература

Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран: учебник для

бакалавров / М. Н. Прудников. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт;

ИД Юрайт, 2013. — 811 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.

Авдиев Б.И. История Древнего Востока. – М., 1953.

Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии. – М., 1982.

Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. – М., 1959.

Законы царя Хаммурапи: Методические указания по изучению первоисточника в курсе «История государства и права зарубежных стран» для студентов специальности «Юриспруденция» всех форм обучения / Сост. Н. Т. Кудинова. – Хабаровск, 2002.

История Древнего Востока: зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации / Под ред. И.М. Дьяконова. – М., 1983.

История Востока. В 6 т. Т. 1.: Восток в древности / Отв. ред. В.А. Якобсон. – М., 1999. – С. 92–99.

Крашенинникова Н.А. История права Востока. – М., 1994.

Якобсон В.А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // Вестник древней истории. – 1984. – №4.

 

Методические рекомендации

 

Цель занятия – изучение государства и права древнего Египта и Вавилона, а так же одного из самых древних правовых памятников, именуемого в литературе «Судебник царя Хаммурапи» или «Законы Хаммурапи» (далее сокращенно ЗХ).

1. При определении исторических условий, в которых возникли ЗХ необходимо выделить как политические, идеологические, так и социально-экономические факторы, способствовавшие появлению на свет этого свода норм. Для этого нужно показать, что представляла собой Вавилония в середине XVIII в. до н.э., как определялся статус царской власти и т.п.

Перед тем, как давать характеристику самому памятнику, необходимо охарактеризовать правовую базу, на основе которой создавались ЗХ (обычаи, установившуюся судебную практику, законы других правителей), выявить влияние на ЗХ религиозных норм, традиционной системы ценностей месопотамской цивилизации. Это позволить объяснить символизм, формализм, казуистичность норм ЗХ, отражение в них пережитков родового строя. Выяснив, какова система изложения норм памятника, необходимо подвести итог, ответив на вопрос, являются ли ЗХ законами (кодексом) в современном понимании.

2. Изучение ЗХ позволяет делать выводы о специфике социальной структуры древневавилонского общества, которые, в прочем, при некотором обобщении применимы и к другим восточным обществам (привлекая лекционные материалы, вспомните основные черты древневосточного общества). Опираясь на документ, следует последовательно определить статус различных категорий населения.

а). Рабы. Следует учитывать, что раб (вардум) рассматривался не только как вещь, скот (см., напр. ст. 15–17 ЗХ), но и приравнивался к членам семьи, обладал правоспособностью (напр., ст. 176).

б). Свободные общинники – авилум и мушкенум. Вопрос о происхождении этих категорий, их статусе, степени свободы и защищенности остается дискуссионным. Следует обратиться к научной литературе, чтобы посмотреть, какие по этому поводу существуют точки зрения. Обратившись к ЗХ, укажите правовые различия между этими социальными категориями (ст. 196–205, ст. 8).

в). Войны (редум и баирум). Почему правовое положение воинов можно назвать достаточно высоким? Чем это объясняется? Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к ст. 27, 34, 36–38, 98 и др.

г). Служители храма (надитум), жрецы.

д). Купцы и ростовщики (тамкары и шаммалум).

3. С вопросом о социальной дифференциации тесно связан вопрос о формах собственности, в первую очередь, земельной. При этом следует помнить, что для восточных обществ было характерно господство государственной, царско-храмовой собственности, при сохранении ведущих позиций общинного (коллективного) землевладения. Необходимо ответить на следующие вопросы: какие операции с землей можно было совершать? Какие формы землевладения еще можно выделить?

4. При раскрытии вопроса о брачно-семейных отношениях необходимо указать, с одной стороны, на их патриархальный характер (ст. 117, 129, 141), с другой – на регламентацию прав жены (ст. 136, 144-147).

Для более объективных выводов по этому вопросу следует сосредоточиться на институтах брачного договора (ст. 155-158), приданого (ст. 176-184), основаниях для развода (ст. 136-144). Кроме того, в этом вопросе нельзя обойти вниманием и известные формы наследования и их особенности.

5. Последний вопрос темы требует перечисления основных черт судебного процесса в Древнем Вавилоне. В первую очередь, к ним относят отсутствие четких различий между уголовным и гражданским судопроизводством (ст. 9,10), обязанность добывать доказательства возлагается, в том числе, и на общину (ст. 26), особая роль в системе доказательств ордалий, свидетельских показаний, письменных документов (ст. 103, 105, 11), практическая невозможность обжаловать судебные решения (ст. 5) и др. Необходимо также назвать органы, осуществляющие правосудие, основания для возбуждения судебного процесса.

 

 

  1. Древняя Индия — сословная организация общества

 

1. Варно-кастовый строй.

2. Государственный строй. Династия Маурьев.

3. Законы Ману

  • Общая характеристика «Законов Ману»: история создания, структура, основные черты.
  • Правовое регулирование имущественных отношений.
  • Брачно-семейные отношения.
  • Преступления и наказания.
  • Суд и судопроизводство.

 

Темы рефератов и сообщений

 

Государственный строй по «Законам Ману».

Правовое регулирование брачно-семейных отношений на Древнем Востоке.

 

Источники

 

Законы Ману / Пер. С.Л. Эльмановича, испр. и доп. С.Т. Ильиным. – М., 1960. (Переизд. в 1992 г.)

 

Литература

Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / М. Н. Прудников. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. — 811 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.

Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия. – М., 1980.

Гусева Н.Е. Индуизм. История формирования, культовая практика. – М., 1977.

Ильин Г.Ф. Шудры и рабы в древнеиндийских сборниках законов // Вестник древней истории. – 1950. – №2.

Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. – М., 1982.

Самозванцев А.М. Правовой текст дхармашастры. – М., 1991.

 

Методические рекомендации

 

Основной задачей занятия является дальнейшее овладение навыками внешней и внутренней характеристики правовых памятников древней эпохи.

«Законы Ману» (ЗМ) относятся ко II в. до н.э. – II н.э. и являются одним из крупнейших памятников Древней Индии, позволяющим определить социальную структуру, принципы организации власти, основные правовые институты той эпохи.

1. Приступая к его изучению необходимо помнить, что ЗМ, как и другие древние памятники, не является исключительно сборником правовых норм, но и религиозных, нравственных и других предписаний. Причем религиозный элемент выражен здесь сильнее, нежели в «Законах Хаммурапи». В связи с этим необходимо выяснить, что такое драхма. Почему точнее называть изучаемый документ «Дхармашастрой Ману»? Какие цели преследовали его создатели? Каковы его источники? Как повлияла на него длительность процесса его формирования?

2. При подготовке на вопрос о социальной структуре древнеиндийского общества студенту предстоит основательно разобраться в его особенностях. В ходе их анализа следует уяснить соотношение таких категорий как класс, сословие, варна, каста, джати. На семинарском занятии студентам предлагается поразмышлять, почему принцип юридического равенства не мог быть реализован в древнем праве применительно ко всему населению страны.

Детальную характеристику социальной структуры следует начать с мифологического (гл. 1, ст. 87–91 ЗМ) и современно-научного объяснения происхождения варн. При этом следует учитывать, что реальная социально-экономическая дифференциация не всегда совпадала с предписываемой ЗМ (гл. 10, ст. 129). Необходимо определить правовой статус различных варн, права и привилегии их представителей, ограничения по роду деятельности, юридической ответственности. Затем следует выяснить, какие еще социальные группы выделяют ЗМ. В чем заключается особенность положения вневарновых каст «неприкасаемых»? Каков статус рабов (даса)? В чем заключаются его сходства и различия с положением рабов в Древнем Вавилоне? При характеристике рабовладения по ЗМ нужно объяснить, почему современные ученые делают вывод о том, что оно «при всей его значимости, не выполняло структурообразующей функции».

3. Варно-кастовое деление общества повлияло на все стороны общественной жизни, в том числе и на имущественные, поземельные отношения. Здесь, опираясь на нормы ЗМ, необходимо ответить на следующие вопросы: какие формы землевладения были известны в Древней Индии? Каковы способы приобретения права собственности? Как осуществлялась охрана прав собственника?

При характеристике обязательственных отношений следует установить основания возникновения обязательств, формы обеспечения обязательств и ответственность за их неисполнение. Анализ ст. 163, 167, 168, 264 гл. 8 позволит определить основания действительности договоров. Далее необходимо дать общую характеристику отдельных видов договоров (купли-продажи, найма, аренды и др.).

4. Большая патриархальная семья также испытала на себе влияние варно-кастовых традиций. Студенту в ходе подготовки предстоит выяснить, в чем это влияние выразилось. Для этого нужно определить формы брака, условия его расторжения, права и обязанности супругов, возможность межварновых браков. Особое внимание следует уделить правовому статусу женщины в древнеиндийском обществе, при этом нужно найти противоречия в его регулировании (ср., напр.: ст. 147-155, гл. 5 и ст. 145, гл. 2). Брачно-семейным отношениям посвящены гл. 3 и 9 ЗМ.

5. Отвечая на данный вопрос необходимо определить, что понимают ЗМ под преступлением, как связаны между собой понятия «преступление», «деликт», «грех». Далее следует дать классификацию преступлений, учитывая при этом нечеткость границ между преступлениями против государства и религии, личности, собственности, семьи и нравственности.

Переходя к характеристике наказания необходимо установить взаимосвязь между преступлением (деликтом) и наказанием, определить цели и формы наказания. Наконец, в этом вопросе необходимо выделить обстоятельства, отягчающие, смягчающие и исключающие уголовную ответственность.

6. При подготовке на этот вопрос нужно выявить систему судебных органов, их полномочия. Допускались ли внесудебные способы защиты и восстановления нарушенных прав? Особо следует остановиться на вопросах возбуждения судебного процесса, его характера, форм, возможностей обжалования и пересмотра судебного решения. Необходимо также установить, какие доказательства использовались в процессе, каковы критерии оценки доказательств.

  1. Древнекитайская цивилизация.
  1. Традиционное и рациональное в государственно- правовом устройстве.
  2. Особенности развития древнекитайского общества.
  3. Государственный строй: последовательная смена династии.
  4. Право. Противоборствующие учения: конфуцианство и легизм.

Литература

1. Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / М. Н. Прудников. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. — 811 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.

 

2. Античный мир.

Характерные черты государственного строя и права античных государств.

 

  1. Форма античного государства.
  2. Право Античности.
  3. Древнегреческая государственность: Афины, Спарта.
  4. Древняя Эллада — колыбель европейской цивилизации.
  5. Афинское право.
  6. Государственный строй Спарты.
  7. Право Спарты: равноправие и законопослушание. Ретры Ликурга.
  8. Реформы Солона.
  9. Реформы Клисфена.
  10. Государственный строй Афин в V–IV вв. до н.э.

 

Темы рефератов и сообщений

Солон – виднейший политический и общественный деятель Афин.

Суд и судопроизводство в Древней Греции.

 

Источники

Аристотель. Афинская полития. – М.; Л., 1936. (Или др. изд.)

Демосфен. Речи: В 3 т. – М., 1994. – Т. 1–2.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2 т. – М., 1961. – Т. 1.

 

Литература

Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / М. Н. Прудников. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. — 811 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.

Доватур А.И. Политики и политии Аристотеля. – М.; Л., 1965.

Кечекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции. – М., 1964.

Колобова К.М. Возникновение и развитие Афинского государства. – Л., 1958.

Кошеленко Г.А. Древнегреческий полис // Античная Греция. – М., 1983. – Ч. 1.

Лурье С.Я. История Греции. – СПб., 1993.

Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (XVIII-V вв. до н.э.) / Под ред. Э.Д. Фролова. – СПб., 2002.

Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческом, феодальном и буржуазном государствах. – СПб., 1995. – С. 77–121. (Суд и уголовный процесс в Древней Греции.)

 

Методические рекомендации

 

На лекции студенты уже получили общее представление о сущности полиса как особого типа государства, о влиянии природно-географических и экономических факторов на процесс формирования античного государства, об особенностях античного (классического) рабства. На семинарском занятии обучающимся предстоит более углубленно изучить становление Афинского полиса. При этом в качестве основных источников предлагаются не правовые памятники, а труды известных древнегреческих авторов (в первую очередь, «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и «Афинская полития» Аристотеля). Учитывая своеобразие источников, следует по возможности отделять государственно-политические воззрения их авторов от отображения реально существовавшего строя.

1. Становление афинской демократии прошло ряд этапов. Первый из них связывают с деяниями героя Тесея в Аттике (см. главу «Тесей и Ромул» у Плутарха). Следует выяснить, в чем суть синойкизма. Каков был статус эвпатридов, геоморов и демиургов? В чем выразилось появление государственной власти?

2. Реформы Солона принято называть «политической революцией», они обозначили отказ от целого ряда родовых традиций в жизни полиса. В тоже время, «конституция Солона» носила компромиссный и противоречивый характер. Следует разобраться, каковы причины и цели преобразований, определить их основные направления. В чем суть сисахвии? Каково содержание цензовой реформы? Что представляли собой Совет четырехсот и гелиэя? (см.: Аристотель. Афинская полития. Часть 1. Глава IV; Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1. Солон и Попликола).

3. Реформы Клисфена в VI в. до н.э. также были направлены на борьбу с пережитками родового строя. Здесь следует остановиться на административно-территориальной реформе (учреждение фил), реформе Совета пятисот, институте остракизма. При подготовке рекомендуется использовать текст источника: Аристотель. Афинская полития. Часть 1. Глава VIII.

4. Дальнейшая демократизация политической системы афинского государства в V веке до н.э. была связана с именами Эфиальта и Перикла. Реформы Эсфиальта и Перикла. Каково содержание их преобразований?

Далее необходимо раскрыть порядок формирования и компетенцию таких политических институтов, функционировавших в V–IV вв. до н.э. как экклесия, булэ, гелиэя, коллегия стратегов и коллегия архонтов (при подготовке к этому вопросу рекомендуется составить схему государственного аппарата). Существовало ли в Афинах разделение властей? Свидетельства о системе властных органов и порядке замещения должностей можно найти у Аристотеля (см. Часть II «Афинской политии»: «Современный государственный строй афинян»).

 

Управление Римом: царская власть, республика, империя

1. Возникновение государства в Древнем Риме. Царский период.

2. Римская республика.

3. Римская империя

 

 

Римское право

1. Система и источники римского права.

2. Периодизация и систематизация римского права.

3. Свод гражданского права Юстиниана.

4. Законы ХII таблиц

  • Общая характеристика «Законов ХII таблиц».
  • Право собственности.
  • Обязательственное право.
  • Семейное право.
  • Наследственное право.
  • Уголовное право.

Судебный процесс.

Темы рефератов и сообщений

 

Зарождение государства в Риме и нормы публичного права в «Законах XII таблиц».

Плебеи и патриции в ранней республике.

 

Источники

Законы ХII таблиц / Текст, пер., вступ. ст. Л.Л. Кофанова; Отв. ред. В.И. Уколова. – М., 1996.

Литература

Прудников М. Н. История государства и права зарубежных стран: учебник для

бакалавров / М. Н. Прудников. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт;

ИД Юрайт, 2013. — 811 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.

Бартошек М. Римское право: понятия, термины определения. – М., 1995.

Гюнтер Р. К развитию социальной и имущественной дифференциации в древнейшем Риме // Вестник древней истории. – 1959. – №1.

История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1996.

Ковалев С.И. История Рима. – Л., 1986.

Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме. – М., 1994.

Маяк И.Л. Проблема генезиса римского полиса // Вестник древней истории. – 1976. – №4.

Нечай Ф.М. Образование римского государства. – Минск, 1972.

Покровский И. А. История римского права. – СПб., 1999.

Новицкий И.Б. Римское право. – М., 1998.

Черниловский З.М. Римское частное право. – М., 1996.

Штаерман Е.М. К проблеме возникновения государства в Риме // Вестник древней истории. – 1989. – №2.

 

Методические рекомендации

 

«Законы XII таблиц» (далее – Законы) представляют собой древнейший и один из наиболее известных памятников римского права, изучение которого является неотъемлемой частью подготовки будущего юриста.

1. Давая общую характеристику памятника, следует помнить, что первоначальный текст законов до наших дней не дошел, исследователи имеют дело с цитатами более поздних римских авторов. Несмотря на то, что Законы стали базой для дальнейшего развития римского (а значит, и современного европейского) права, сами нормы Законов зачастую отражают обычаи и принципы, относящиеся к примитивному родовому обществу догосударственного периода. В ходе занятия следует попытаться отделить архаические представления римлян о регулировании тех или иных общественных отношений от более поздних напластований.

Кроме того, при подготовке к первому вопросу следует выяснить причины и цели создания Законов, определить структуру изложения норм, сферы правового регулирования.

2. При характеристике имущественных отношений следует сосредоточиться на вопросах регламентации права собственности (в том числе, на вопросах перехода и защиты права собственности). Необходимо доказать, что, не смотря на постепенное утверждение принципов частной собственности, в Древнем Риме широко были распространены различные формы коллективной собственности, существовал мощный общинный контроль за переходом той или иной вещи в результате манципации, по завещанию и т.д. При этом необходимо дать четкое определение манципации, объяснить смысл деления вещей на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (res nec mancipi).

Также особо следует остановиться о приобретении права собственности по давности владения (т. VI, ст. 3, 4; т. VIII, ст.17), институте сервитута (т. VII), его видах.

3. Тесно связаны с регулированием имущественных отношений вопросы об обязательствах. Здесь нужно последовательно охарактеризовать различные виды обязательств из договора (т. III) и из деликта (т. VIII). При этом, опираясь на текст Законов, нужно указать, чем обеспечивалось исполнение обязательств. В частности, какие меры ответственности применялись к несостоятельному должнику? Уместно будет дать объяснение таким понятиям как «нексум» и «стипуляция».

4. При ответе на этот вопрос вначале следует выяснить основные виды брака (sine manu и cum manu), разобраться в видах родства. Патриархальный характер древнеримской семьи легко доказать через анализ и оценку отцовской власти (patria potestas). Здесь необходимо проанализировать власть мужа над женой (т. IV, ст. 3; т.V, ст.1–2) и отца над детьми (т. IV, ст. 1–2а; т. IV, ст. 26; т. XII, ст. 26). При этом следует, в частности, обратить внимание на двойственный смысл нормы о троекратной продаже сына в рабство: с одной стороны, она говорит о практически неограниченной власти отца над сыном, а с другой – позволяет сыну путем формальной троекратной продажи освободиться из под власти отца и обрести имущественную самостоятельность. Столь же неоднозначно должно трактоваться и положение «о трех ночах» (т. VI, ст. 5).

Что касается норм наследственного права, то для их уяснения следует обратиться к т. V, ст.3–5, 7а, 9.

3. Нормам о суде и судопроизводстве посвящены т. I–II. На основании каких норм можно сделать выводы о неразвитости репрессивного аппарата исполнительной и судебной власти? Какой характер носил судебный процесс?

Нужно выяснить, что представляет собой легисакционный процесс, в чем специфика его стадий (in iure и in iudicio), в чем состоят его отличия от более поздних форм процесса (формулярного и экстраординарного). Наконец, следует остановиться на различных формах легисакционных исков (виндикационный иск, иск посредством захвата залога и др.).

 

 

Темы рефератов и сообщений

 

Королевство Меровингов.

Правовое положение отдельных групп населения по «варварским правдам».

 

Источники

Салическая правда / Пер. Н.П. Грацианского; Под ред. В.Ф. Семенова. – М., 1950.

Саксонская правда // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: Древний мир и Средние века / Сост.: Томсинов В.А. – М., 1999.

Литература

Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / М. Н. Прудников. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. — 811 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.

Грацианский Н.П. О материальных взысканиях в варварских правдах // Грацианский Н.П. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. Сб. статей. – М., 1960. – С. 286–305.

Гуревич А.Я. Начало феодализма в Европе // Гуревич А.Я. Избранные труды. М.-СПб., 1999. – Т. 1. – С. 245–265. («Обычай и ритуал по варварским Правдам».)

Гутнова Е.В. Упразднение салической правды в буржуазной историографии // Средние века. – М., 1951. – Вып. 3.

Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). – М., 1984.

Лебек С. Происхождение франков, V–IX вв. – М., 1993.

Малов В. Н. Меровинги // Вопросы истории. – 2000. – № 6.

Мильская Л.Т. Аллод в системе феодального землевладения // Средние века. – М., 1987. – Вып. 50.

Неусыхин А.И. Собственность и свобода в варварских правдах // Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. Избранные труды. – М., 1974.

 

Методические рекомендации

 

Цель занятия – изучение правового памятника салических франков начала VI в. «Салическая правда» (Lex Salica) представляет собой самый обширный сборник варварских законов, он позволяет проследить переход франков от кровнородственной к территориальной (соседской) общине и эволюцию раннефеодального права.

1. При общей характеристике «Салической правды» (далее – СП) следует остановиться на вопросах ее создания, источников, структуры и логики изложения правового материала. Нужно ответить и на вопрос о степени влияния на СП римского права, христианства. Как проявились в СП языческие представлени


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.