Тема 13. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема 13. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение.

2017-12-22 315
Тема 13. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ключевые понятия


Акселератор

Вальраса закон

Долгосрочный период

Закон Сэя

Индуцированное потребление

Кейнсианская экономическая теория

Кенэ Ф.

Кривая «инвестиции – сбережения» (кривая IS)

Кривая ликвидности денег (кривая LM)

Кривая совокупного предложения AS

Кривая совокупного спроса AD

Модель IS – LM

Мультипликатор

Парадокс бережливости

Предельная склонность к потреблению

Предельная склонность к сбережению

Промежуточный отрезок

Совокупное предложение

Совокупный спрос

Средняя склонность к потреблению

Средняя склонность к сбережению

Эффект храповика

Эффективный спрос


Учебная цель: выяснить условия сбалансированного развития экономики.

После изучения этой темы Вы должны уметь:

Ø объяснить, что представляет собой сбалансированное, равновесное состояние экономики. Какие факторы влияют на достижение равновесного состояния и почему оно может нарушаться?

Ø охарактеризовать составляющие элементы равновесия: совокупный спрос и совокупное предложение;

Ø иллюстрировать с помощью перемещения кривых AD и AS различные варианты макроэкономического равновесия;

Ø объяснить сущность моделей макроэкономического равновесия: модель «AD-AS», кейнсианская модель «совокупные доходы – совокупные расходы», модель «сбережения – инвестиции»;

Ø определить содержание категорий: «мультипликатор», «акселератор». Назвать формулы, выражающие их величины.

План семинарского занятия

1. Понятие «равновесие» в национальной экономике: позиции различных школ.

2. Структурные элементы равновесия. Модель «AD-AS».

3. Кейнсианская модель «совокупные доходы – совокупные расходы».

4. Модель «сбережения – инвестиции». Эффект мультипликатора.

 

Литература

· Курс экономической теории: учебник – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. - Киров: «АСА», 2007. Гл. 18, 26 § 1.

Дополнительная литература

· Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. – М.: Республика, 1992. Гл. 11, 12.

· Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику [ Текст]: учеб пособие / Т.Ю. Матвеева; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики, - 6-е изд., испр. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008.

Тема 3.

· Принципы макроэкономики. 2-е изд. /Мэнкью Н.Г. – СП.: Питер, 2003. Глава 13.

 

Примерная тематика рефератов и сообщений

1. Особенности формирования и стимулирования совокупного спроса в России.

2. Роль сбережений населения в развитии экономики России.

3. Влияние государственных расходов на формирование совокупного спроса.

Выполните самостоятельно

Задание 1. Если располагаемый доход домохозяйств составляет 200 млрд. руб., сбережения равны 70 млрд. руб., то средняя склонность населения к сбережению, выраженная в процентах, равна …..

Задание 2. Если уравнение сбережений имеет вид S = (-50) + 0,5Y, (Y - совокупный объём производства и доходов), то при Y = 100 средняя склонность к потреблению (APC) равна … процентов

Задание 3. Если при увеличении личного располагаемого дохода с 400 до 800 млн. руб., личные потребительские расходы увеличились на 240 млн.руб., то предельная склонность к сбережению (MPS) (в процентах) равна ….

Задание 4. Если уравнение потребления имеет вид C = 100 + 0,75 Y (Y - совокупный объём производства и доходов, млн. руб.) то уровень доходов, при котором средняя склонность к потреблению (APC) равна 100%, составляет ______ млн. руб.

Задание 5. В таблице представлены данные, характеризующие совокупное предложение:

 

Уровень цен Произведённый ВНП в реальном выражении
  2 000
  2 000
  1 900
  1 700
  1 400
  1 000
   
   

 

а) Определить:

1) В каких пределах изменяется объём реального ВНП на кейнсианском отрезке кривой AS?

2) В каких пределах изменяется уровень цен и объём реального ВНП на классическом отрезке кривой AS?

3) В каких пределах изменяется объём реального ВНП на промежуточном отрезке кривой AS?

б) Построить график кривой совокупного предложения.

Проверьте себя

1. Какие экономисты, какая теоретическая школа привнесли в науку понятие «равновесие»?

2. Что означает «макроэкономическое равновесие»?

3. В рамках каких школ были созданы основные модели равновесия?

4. В чем заключается общий смысл любой модели равновесия?

5. Какую роль играют закон Сэя и количественная теория денег в классической модели макроэкономического равновесия?

6. В чем заключается кейнсианский принцип эффективного спроса?

7. Какими факторами в модели Кейнса определяется уровень инвестиций? Уровень сбережений? Почему в модели Кейнса, в отличие от классической модели, процентная ставка не уравновешивает сбережения и инвестиции?

8. Почему государственная политика стимулирования совокупного спроса является неэффективной в рамках классической модели?

9. Почему в модели Кейнса не соблюдается закон Сэя и нейтральность денег?

10. Чем вызвана эволюция моделей равновесия? В чем эта эволюция проявилась?

11. Считаете ли вы, что в последующем могут возникнуть новые модели равновесия?

12. Перечислите и объясните причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса.

13. Что показывают функции потребления и сбережения?

14. Какие факторы влияют на размер и динамику инвестиций?

15. В чём смысл действия мультипликатора? Какими причинами объясняется действие мультипликативного эффекта?

16. В каком случае наблюдается инфляционный разрыв в кейнсианской модели?

17. К чему приведет рост спроса в ситуации, когда все ресурсы задействованы, достигнут потенциальный объём ВВП?

18. К чему приведет рост спроса в ситуации, когда потенциальный объём ВВП ещё не достигнут и использованы не все ресурсы?

19. Что происходит, когда совокупный спрос падает по отношению к производственным возможностям экономики?

20. Какие причины могут привести к правостороннему/левостороннему смещению кривой совокупного спроса?

21. Как форма кривой совокупного предложения отражает различия между кейнсианским, промежуточным и классическим отрезками?

22. В чем заключается парадокс бережливости?

23. Что такое предельная склонность к потреблению? Как она определяется?

24. Что такое средняя склонность к потреблению и как она рассчитывается?

25. Что такое предельная склонность к сбережению и как она рассчитывается?

26. Что такое средняя склонность к сбережению и как она рассчитывается?

27. Рост предельная склонности к сбережению оказывает благоприятное или отрицательное воздействие на рост инвестиций и темпы роста ВВП?

28. С развитием общества склонность к сбережениям возрастает или остается неизменной?

29. Согласно теории Дж. М. Кейнса государство должно стимулировать инвестиции и потребительский спрос или поощрять сбережения?

30. Почему для экономики развитых стран неприменим вывод классической теории о том, что высокая склонность к сбережению должна способствовать процветанию нации?

Тема 14. Экономический рост

Ключевые понятия


Границы экономического роста

Инвестиции в человеческий капитал

Интенсивный тип экономического роста

Капиталоёмкость

Модель экономического роста Е. Домара

Модель экономического роста Р. Солоу

Модель экономического роста Р. Харрода

Научно-технический прогресс

Предельная эффективность капитала (инвестиций)

Сбалансированный экономический рост

Темпы экономического роста

Трудоёмкость

Факторы экономического роста

Экономический рост

Экономическое развитие

Экстенсивный тип экономического роста


Учебная цель: выяснить сущность реального экономического роста и определить

влияющие на него факторы.

После изучения этой темы Вы должны уметь:

Ø определить содержание категории «экономический рост»;

Ø охарактеризовать цели экономического роста;

Ø дать характеристику факторов экономического роста и определить тенденции их динамики в современных условиях;

Ø различать экстенсивный и интенсивный типы экономического роста;

Ø определить темпы экономического роста на основе конкретных статистических данных;

Ø охарактеризовать содержание важнейших теорий экономического роста и установить различия между ними.

План семинарского занятия

1. Понятие и показатели экономического роста.

2. Факторы и типы экономического роста, его значение и издержки:

а) факторы предложения, спроса и распределения;

б) физические факторы производства; факторы роста производительности труда;

в) экстенсивный и интенсивный факторы роста.

3. Теории экономического роста:

а) историко-социологическая концепция роста У. Ростоу;

б) неокейнсианские модели роста Е. Домара и Р. Харрода;

в) неоклассическая модель роста Р. Солоу.

Литература

· Курс экономической теории: учебник – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. - Киров: «АСА», 2007. Гл. 25.

Дополнительная литература

· Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. – М.: Республика, 1992. Гл. 21.

· Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. / под ред. А.Г.Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС. 2005. Тема 6.

· Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику [ Текст]: учеб пособие / Т.Ю. Матвеева; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики, - 6-е изд., испр. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008.

Тема 4.

· Принципы макроэкономики. 2-е изд. /Мэнкью Н.Г. – СПб.: Питер, 2003. Глава 12.

 

Примерная тематика рефератов и сообщений

1. Государственная политика и экономический рост.

2. Научно-технический прогресс: сущность, формы, направления.

3. Информация как новый экономический ресурс.

4. Инновационный тип экономического развития.

Выполните самостоятельно

Задание 1. Прокомментируйте: «… предельная склонность к сбережению – вот тот фактор, который кладет предел процессу экспансии, несмотря на то, что экспансия усиливается процессом акселерации, венчающим процесс развёртывания мультипликатора». (Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. – М.: ИЛ, 1959. – с.248 – 249)

Задание 2. Определите темпы экономического роста за год, если реальный ВВП в году (t – 1) составил 600 млрд. руб., а в t – 640 млрд. руб.

Задание 3. Сколько лет необходимо, чтобы при темпе роста 2% в год произошло удвоение объёма национального производства?

Задание 4. Пусть производственная функция имеет вид: Y=A K L . Если совокупная производительность факторов растет с темпом 2% в год, темп роста выпуска составляет 3,4 % в год, а число работающих увеличивается с темпом 1% в год, то каков темп роста капитала?

Задание 5. Производственная функция имеет вид: Y=K L . Рост населения и технологический прогресс отсутствуют, а норма выбытия составляет 5% в год. Норма сбережений равна 20%. Каковы: устойчивый запас капитала, устойчивый уровень дохода и потребления в расчете на одного работника?

Проверьте себя

1. Что понимается под экономическим ростом и как его можно измерить?

2. Почему номинальный ВВП не может служить показателем экономического роста?

3. На какой модели можно проиллюстрировать экономический рост?

4. Есть ли различия между экономическим ростом и экономическим развитием?

5. Назовите и объясните цифры и тенденции темпов экономического роста в различных странах.

6. Какие качественные изменения в экономике и обществе вызывает экономический рост?

7. Укажите основные факторы экономического роста и оцените их вклад в общие темпы экономического роста.

8. Раскройте содержание экстенсивного и интенсивного типов экономического роста. Исключают ли они друг друга? Объясните, почему эти типы роста не встречаются в чистом виде?

9. Какие трудности вы можете отметить в освоении интенсивного тапа экономического роста?

10. Какова цель экономического роста?

11. Между темпами экономического роста и повышением качества продукции есть или нет противоречия?

12. Почему правительства экономически развитых стран беспокоятся не только при низких, но и при высоких темпах экономического развития?

13. Существует ли проблема границ экономического роста? Что является ограничителем роста в современных условиях?

14. Являются ли инвестиции в «человеческий капитал», фактором экономического роста?

15. Чем можно объяснить существование различных теорий экономического роста?

16. Какие проблемы выдвигаются в теориях экономического роста?

17. Что лежит в основе разграничения стадий роста в историко-социологической концепции У. Ростоу?

18. Каковы основные черты и отличительные особенности неокейнсианских моделей экономического роста?

19. Что общего и в чём различие между моделями экономического роста Е. Домара и Р. Харрода?

20. В чём состоит двойственная роль инвестиций в модели Е. Домара?

21. Что такое акселератор, каково его влияние на экономический рост и как он используется в модели Р. Харрода?

22. Как процесс амортизации (выбытия) сказывается на темпах экономического роста?

23. Охарактеризуйте неоклассические модели экономического роста и покажите их отличие от неокейнсианских моделей.

24. Как норма сбережений влияет на темпы роста в моделях Домара – Харрода и Р. Солоу?

25. Если в модели Р. Солоу численность рабочей силы увеличивается, то как это отражается на экономическом росте?

26. Дайте определение «золотого правила накопления капитала» и покажите, как оно используется в модели Р. Солоу?

27. Каковы причины того, что в Советском Союзе при наличии огромных природных и людских ресурсов замедлились темпы экономического роста?

28. Какие факторы могут обеспечить в настоящее время экономический рост в России?

 

Тема 15. Макроэкономическая нестабильность и её основные прояв­ления


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.