Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

2017-12-22 247
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из ключевых приоритетов в деятельности Минобрнауки России остается доступность и качество образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидов с учетом особенностей их особых образовательных потребностей.

Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ обеспечивается с помощью создания специальных условий в образовательных организациях, как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, с учетом желания обучающихся (их родителей (законных представителей) относительно предпочтительной формы получения образования и формы обучения на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

По данным Пенсионного фонда, на 1 января 2015 года количество детей-инвалидов в возрасте от 0 до 8 лет составляет 212 283 (из них в возрасте от 3 до 8 лет - 168 661 детей).

Численность детей с ОВЗ и инвалидностью, посещающих дошкольные образовательные организации, с каждым годом увеличивается.

Доля детей-инвалидов в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций в 2015 году составила 0,84% (в 2014 г. - 0,8%, в 2013 г. - 0,7%).

Большая часть детей с ОВЗ дошкольного возраста (78,6%) посещает группы компенсирующей направленности, в 2015 году по сравнению с 2013 годом их количество увеличилось на 24,68% (на 53 626 детей).

В группах комбинированной направленности находятся 7,9% детей с ОВЗ дошкольного возраста (в 2014 г. - 6,2%, в 2013 г. - 5,3%).

Увеличилось и количество детей с ОВЗ, посещающих группы общеразвивающей направленности (на 30,2% или на 9 460 детей), и в группах комбинированной направленности (на 88,38% или на 12 809 детей).

Вместе с тем, в группах оздоровительной направленности количество воспитанников снизилось с 2013 года на 61,11% (на 2 976 детей).

Увеличение доли численности детей с ОВЗ в группах разной направленности свидетельствует создании условий для данной категории детей в дошкольных образовательных организациях, о внедрении адаптированных программ дошкольного образования.

Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольных образовательных организациях осуществляют:

учителя-логопеды – 29 496 человек;

учителя-дефектологи – 4 923 человек (из них имеют специальное дефектологическое образование 4 153 человека);

педагоги-психологи – 15 262 человек;

социальные педагоги – 1 384 человек.

По данным статистического наблюдения в общеобразовательных организациях в 2015/2016 учебном году обучается:

Наименование показателя Количество обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) детей- инвалидов всего детей с ОВЗ и инвалидностью
Всего обучается 505 295 248 332 753 627
из них:      
в начальных школах-детских садах      
в обычных классах общеобразовательных школ 173 112 144 775 317 887
в том числе:      
в гимназиях и лицеях 5 524 21 538 27 062
в кадетских учреждениях      
в специальных (коррекционных) школах 213 442 86 282 299 724
в специальных (коррекционных) классах при общеобразовательных школах 114 074 15 330 129 404
в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением      
в школах-интернатах санаторного типа 1 689   1 975
в центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи 1 895 1 261 3 156

 

Незначительно уменьшилась численность обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся в классах совместно с другими обучающимися, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных организациях в 2014 году. Этот показатель по детям с ОВЗ составил 35,06% (в 2013 г. - 36,4%), по детям-инвалидам – 59,3% (в 2013 г. - 60,4 %).

В 7 субъектах (Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Кемеровская, Нижегородская, Ростовская области, города Москва и Санкт-Петербург) сеть отдельных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, создана для всех категорий обучающихся с ОВЗ.

Вместе с тем наблюдается уменьшение количества отдельных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам: в последние 3 года на 2,3% с 1 642 организаций в 2013/14 учебном году до 1 604 организаций в 2015/16 учебном году.

Министром науки и образования Российской Федерации утвержден федеральный перечень таких образовательных организаций, на реализацию программ развития которых, на создание условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью программой «Доступная среда» на 2016 - 2020 годы предусмотрены субсидии. Такие учреждения, помимо обучения детей, будут выполнять функции учебно-методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.

Увеличивается количество коррекционных классов при общеобразовательных школах (на 346 классов (на 2,6%) в 2013/2014 учебном году (уч. г.) - 13 432 классов; в 2015/2016 уч. г. - 13 778 классов), развивается инклюзивное образование – все больше родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ выбирают инклюзивные классы (в 2013/2014 уч. г. инклюзивно обучалось 146 729 обучающихся с инвалидностью и ОВЗ; в 2015/2016 уч. г. - 173 568 детей-инвалидов и детей с ОВЗ (на 18,3% больше).

Условия для инклюзивного обучения в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» на 2011 - 2012 годы созданы в более 9 000 (20,8% от общего количества) общеобразовательных школ. При этом в ряде регионов этот показатель значительно выше (Хабаровский край, Иркутская, Калининградская, Ленинградская области). Но есть регионы, где доступность школ крайне низкая (Кировская область 3,4%, Амурская область 5%, Ненецкий автономный округ 8%, Орловская область 8,3%).

С 2016 г. в пролонгированном варианте программы задействованы уже образовательные организации всех уровней.

С детьми с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивного обучения в обычных классах работают 51 229 педагогов (все они получают надбавку за работу с указанной категорией обучающихся), из них 34 987 (68%) прошли специальные курсы повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования.

По сравнению с 2013/2014 уч. г. в 2015/2016 уч. г. году на 3 508 детей (15,47%) уменьшилось число не обучающихся детей. При этом число не обучающихся по состоянию здоровья детей с ОВЗ уменьшилось на 19,6%, а детей-инвалидов – на 14,56%.

В регионах ведется работа по созданию условий для обучения детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах системы социальной защиты (открываются структурные подразделения образовательных организаций, организуется подвоз детей в близлежащие образовательные организации или индивидуальное обучение по месту проживания детей).
Так, в 2014/2015 уч. г. не обучались 5 814 воспитанников детских домов-интернатов, в 2015/2016 уч. г. количество не обучающихся составляет 3 566 детей школьного возраста.

Ведется работа по подготовке к введению с 1 сентября 2016 года федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ОВЗ).

11 февраля 2015 года Министром образования и науки Российской Федерации утвержден План действий по обеспечению введения ФГОС ОВЗ, на основе которого в регионах утверждены дорожные карты.

Осуществляется всероссийский мониторинг введения ФГОС ОВЗ, в рамках которого в 2016 году выездные мониторинги запланированы в 19 регионах (на сегодняшний день проведены в 8 регионах), проводятся межрегиональные семинары по вопросам введения ФГОС ОВЗ во всех федеральных округах.

По данным оперативного мониторинга мероприятия планов по подготовке к введению ФГОС ОВЗ выполняются своевременно. Завершается повышение квалификации всех педагогических работников первых классов.

За счет средств субсидии в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» к 1 сентября 2016 года во всех субъектах Российской Федерации должны быть созданы условия для реализации ФГОС ОВЗ как в отдельных организациях и классах, реализующих адаптированные образовательные программы, так и в условиях инклюзивного обучения. С 2014 года апробация ФГОС ОВЗ осуществлялась в 24 субъектах, с 2015 года – в 46 субъектах. Количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов
в 1 и 2 классах, обучающихся в режиме апробации по ФГОС ОВЗ, на данный момент составляет 7 149 обучающихся.

В случае, когда обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью по состоянию здоровья не могут посещать образовательную организацию, их обучение должно быть организовано на дому, для этого необходимо медицинское заключение и заявление родителей.

В 2015/16 уч. г. в образовательных организациях общего образования индивидуально на дому обучалось 71 688 детей-инвалидов, 3 439 инвалидов, 52 499 детей с ОВЗ. По сравнению с 2013/14 уч. г. увеличилось количество обучающихся на дому детей-инвалидов на 5 389 детей и детей с ОВЗ на 4 984 человек.

Количество обучающихся на дому с использованием дистанционных технологий снизилось на 12%. Количество обучающихся на дому по программам специальных (коррекционных) образовательных школ I-VIII видов увеличилось на 16%. Вместе с тем, снизилось количество обучающихся на дому по общеобразовательным программам на 1,5%.

Отмечается рост числа обучающихся на дому по индивидуальному учебному плану на 30%.

Бывают ситуации, когда ребенок с ОВЗ и инвалидностью вынужден длительно находиться в больнице. Если состояние его здоровья позволяет, то он может продолжать обучение, находясь в больнице. Основанием для этого является заключение медицинской организации.

Минобрнауки России совместно с Минздравом России разработало разъяснения по порядку организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, в соответствии с которыми «обучающийся, нуждающийся в длительном лечении» – обучающийся, которому по заключению медицинской организации проводится лечение или медицинская реабилитация продолжительностью более 21 дня в медицинской организации (включая дневной стационар).

При этом организация обучения может быть осуществлена и для пациентов, находящихся на лечении менее 21 дня.

Осуществление намеченных Минобрнауки России планов в 2016 году и в последующие годы позволит существенно изменить ситуацию по обеспечению прав детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов на получение доступного качественного образования в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством и создаст реальную основу для более динамичного развития этой сферы образования в рамках региональных программ развития образования.

 

Поддержка одаренных детей

Работа с талантливыми детьми и молодежью является значимым направлением государственной политики Российской Федерации.

Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец (далее – Национальный совет) обеспечивает согласованность действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы (далее – Концепция).

За 2015 год проведено три заседания Национального совета. Среди вопросов, рассмотренных Национальным советом в 2015 году, были вопросы: о поддержке Комплекса мер по реализации Концепции; о развитии олимпиадного движения в России как инструмента поиска и выявления юных талантов; о разработке инновационных психолого-педагогических подходов в подготовке и сопровождении талантливых школьников; о формировании без барьерной олимпиадной среды для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья; о создании условий для развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.

Актуализированный Комплекс мер на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (далее – Комплекс мер), интегрирующий мероприятия по данному направлению в соответствующие государственные программы, а также в федеральные, региональные и муниципальные целевые программы в сфере образования, науки, культуры и спорта, утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 27 мая 2015 г. №°3274п-П8.

Минобрнауки России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг реализации Комплекса мер, в том числе через Единую информационную систему обеспечения деятельности Минобрнауки России. По итогам мониторинга получена информация из всех субъектов Российской Федерации. Мониторинг показал, что все 24 мероприятия Комплекса мер, запланированные на 2015 год, исполнены.

Во исполнение подпункта 20 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821 издано постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239, утверждающее Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (далее соответственно – постановление № 1239, Правила). Выявление детей, проявивших выдающиеся способности, осуществляется посредством проведения олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интерес к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений (далее – мероприятия).

Минобрнауки России подготовило необходимую нормативную правовую базу для организации работы по выявлению детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития.

Издан приказ Минобрнауки России: от 27 ноября 2015 г. № 1384, утверждающий перечни мероприятий на 2014/15 учебный год и на 2015/16 учебный год.

В соответствии с пунктом 7 Правил организаторы мероприятий направляют информацию об одаренных детях, являющихся победителями и призерами мероприятий, в организацию, осуществляющую организацию выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития лиц, проявивших выдающиеся способности, – образовательный Фонд «Талант и успех» (далее – Фонд).

На основании указанной информации Фонд формирует обобщенные сведения об одаренных детях, являющихся призерами и победителями мероприятий, и размещает их в государственном информационном ресурсе об одаренных детях. Это позволит осуществить мониторинг дальнейшего развития одаренных детей, а также разработать предложения по их индивидуальному развитию, организации обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» Фонд осуществляет, в том числе организацию выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития лиц, проявивших выдающиеся способности.

Фонд «Талант и успех» осуществляет свою деятельность при поддержке и координации Министерства науки и образования Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации.

На реализацию мероприятий, направленных на выявление и поддержку детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, оказание содействия в получении такими лицами образования, в том числе в области искусств, естественно-научного образования, а также образования в области физической культуры и спорта, включая организацию и осуществление спортивной подготовки, в 2015 году из федерального бюджета Фонду предоставлялась субсидия в объеме 581,7 млн. рублей.

С целью реализации задач Фонда в июне 2015 года в г. Сочи на базе олимпийских объектов был открыт образовательный центр «Сириус», куда ежемесячно приезжает дети в возрасте от 10 до 17 лет из всех регионов России, отбор которых производится на основании объективных критериев, в том числе по результатам выступлений на всероссийских олимпиадах и турнирах. За первые полгода работы, с июня по ноябрь 2015 года, в образовательном центре «Сириус» проведено пять образовательных программ. Общее число детей, прошедших обучение, – 3 310 человек из 71 региона Российской Федерации.

С целью создания на региональном и федеральном уровнях системы дальнейшего сопровождения и поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование» проводится мероприятие «Государственная поддержка талантливой молодежи».

На реализацию данного мероприятия из федерального бюджета ежегодно выделяется 200 млн. рублей, в том числе 198 млн. рублей на выплаты премий победителям и призерам и 2 млн. рублей на изготовление дипломов для них.

5 февраля 2015 года издан приказ Минобрнауки России № 56 «Об утверждении перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2015 году». В перечень включены 189 мероприятий, из которых 104 международные и всероссийские олимпиады, другие конкурсные мероприятия, а также региональные и межрегиональные конкурсные мероприятия от 85 субъектов Российской Федерации.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 октября 2015 г. № 1127 (далее – приказ № 1127) утверждены изменения, которые вносятся в Правила присуждения премий для поддержки талантливой молодежи и порядок выплаты указанных премий, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2008 г. № 74.

В соответствии с приказом № 1127 для формирования проекта Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи (далее – Перечень мероприятий), а также проведения анализа предложений и результатов проведения олимпиад и иных конкурсных мероприятий приказом Минобрнауки России от 19 ноября 2015 г. № 1358 утвержден состав Комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам, касающимся Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи (далее – Комиссия). В соответствии с регламентом Комиссия проводит техническую и содержательную экспертизу заявок организаторов олимпиад и иных конкурсных мероприятий для включения в Перечень мероприятий с распределением квот для каждого мероприятия.

Действенным механизмом выявления способных, мотивированных детей является всероссийская олимпиада школьников (далее – Олимпиада школьников), которая проводится ежегодно во всех субъектах Российской Федерации. Порядок проведения Олимпиады школьников предоставляет возможность участия на добровольной основе всем обучающимся начиная с 5 класса, в том числе детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

В 2015 году Олимпиада школьников проведена по 21 общеобразовательному предмету. В школьном этапе Олимпиады школьников приняли участие около 6 млн. детей, в муниципальном этапе – 1,37 млн. человек, в региональном этапе – свыше 116 тыс. человек, в заключительном этапе – 4 811 обучающихся. По итогам проведения Олимпиады школьников дипломами награждены 370 победителей и 1 683 призера.

Сборные команды Российской Федерации приняли участие в 8 международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, завоевав 38 медалей, в том числе 17 золотых, 15 серебряных и 6 бронзовых.

На международной олимпиаде по информатике по количеству завоеванных медалей сборная команда России разделила первое место
с национальными командами Южной Кореи, Китая и США, по итогам участия в олимпиадах по физике и химии российские школьники вошли в пятерку сильнейших команд мира, в общекомандном зачете на олимпиадах по географии и математике заняли соответственно седьмое и восьмое место.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 508-р на территории Тверской области с 11 по 18 августа 2015 года проведена XII Международная географическая олимпиада школьников, в которой участвовали национальные сборные команды 40 стран мира. На олимпиаде сборная России в составе 4 человек завоевала 1 золотую,
1 серебряную и 1 бронзовую медали. В неофициальном зачете по количеству набранных командой баллов российские школьники заняли 7 место.

В 2015 году 138 школьников из 23 субъектов Российской Федерации стали участниками X юбилейной олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность».

Из 89 общих призовых мест 46 завоевали обучающиеся из России.

В 2015 году в целях повышения качества среднего профессионального образования и выявления талантливой молодежи в системе профессионального образования проведены Всероссийские олимпиады профессионального мастерства по 29 профильным направлениям. С учетом региональных этапов олимпиадным движением было охвачено около 2 тыс. студентов среднего профессионального образования из 76 субъектов Российской Федерации
и 9 федеральных округов.

В мае 2015 года в г. Казани проведен III Национальный чемпионат WorldSkills. Соревнования проходили по 56 компетенциям. По итогам чемпионата был сформирован состав Национальной сборной России для участия в Мировом чемпионате по профессиональному мастерству WorldSkills Competition-2015, состоявшемся 10 августа 2015 г. в Бразилии (г. Сан-Паулу), в котором приняли участие 59 стран по 50 компетенциям. Результат сборной России – 14 место в итоговом зачете.

В настоящее время реализуется План мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (далее – План), в рамках которого особое внимание уделено развитию научно-технического творчества.

Так, в ходе реализации Плана органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации были разработаны и в настоящий момент реализуются региональные и муниципальные программы (подпрограммы, «дорожные карты», планы мероприятий) по научно-техническому творчеству и освоению инженерно-технических компетенций, в том числе робототехнике. Также на базе федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений «Всероссийский детский центр «Океан» и «Орленок», федерального государственного бюджетного учреждения «Международный детский центр «Артек», федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Всероссийский детский центр «Смена» проводятся профильные и специализированные смены технической направленности.

Минобрнауки России также реализуется Комплекс мер, направленных на создание условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества, в том числе в области робототехники.

Минобрнауки России совместно с автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» реализует инициативу «Новая модель системы дополнительного образования детей», предусматривающую создание в Российской Федерации детских технопарков, в рамках которой предусмотрено создание в 2015 - 2018 годах детских технопарков на территории шести субъектов Российской Федерации, в том числе на базе негосударственных организаций, реализующих дополнительные общеразвивающие программы.

Важнейшей составляющей системы образования и воспитания детей, первой ступенью трехуровневой системы подготовки творческих кадров для отрасли культуры, представляющей собой развитую сеть детских школ искусств по видам искусств, является дополнительное образование детей в сфере культуры.

Деятельность детских школ искусств направлена не только на выявление одаренных детей в раннем возрасте, создание условий для приобретения ими знаний, навыков, опыта творческой деятельности (т.е. тех качеств, которые позволят в будущем получить профессиональное образование в области искусств), но и на воспитание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей посредством приобщения к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства. Именно эта специфика деятельности детских школ искусств дает основание считать их не только учреждениями дополнительного образования детей, но и центрами художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.

В 2015 году в Российской Федерации функционировало 5 108 детских школ искусств (музыкальных, художественных, хореографических, театральных и др.), в которых обучалось 1 533 354 человека. Примечательно, что при сокращении количества детских школ искусств на 154 единицы (по сравнению с 2014 г.), число обучающихся в них в 2015 г. увеличилось на 18 000 детей.

Востребованность обучения детей в детских школах искусств

Наименование показателя          
Количество школ          
Количество обучающихся 1 446 630 1 442 470 1 458 559 1 515 013 1 533 354

 

Представленные в таблице данные свидетельствуют о востребованности обучения детей в детских школах искусств, возрастающем интересе населения к приобщению детей к различным видам искусств и художественному творчеству.

В 2015 году в целях реализации Перечня Поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. в части недопустимости свертывания системы дополнительного образования детей Минкультуры России провело мониторинг деятельности детских школ искусств. Его результаты свидетельствуют о широком спектре мероприятий, проводимых органами управления культурой субъектов Российской Федерации в целях сохранения сети данных учреждений (в т.ч. бюджетных мест, объемов финансирования детских школ искусств). Предпринятые меры были направлены на увеличение контингента обучающихся, введение в образовательную деятельность детских школ искусств дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, обеспечение целевой поддержки талантливых детей (именные стипендии, стипендии губернатора, глав муниципальных образований), условий для развития их творческой деятельности и информационного сопровождения работы с одаренными детьми, укрепление материально-технической базы, повышение заработной платы педагогических работников.

С момента вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Минкультуры России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, к 2015 году создало обширную нормативную правовую базу из 20 нормативных правовых актов, регулирующей деятельность детских школ искусств.

В период 2013 - 2015 гг. была проведена работа по методическому обеспечению образовательной деятельности детских школ искусств: подготовлено 110 примерных программ по учебным предметам в рамках дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ, учебно-методические пособия по предметам «Сольфеджио», «Музыкальная литература» (в т.ч. и игровые мультимедийные учебные пособия).

В 2015 году была продолжена работа по выполнению поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец по совершенствованию предметной области «Искусство» в общеобразовательных школах. В целях успешной реализации учебного предмета «Музыка» и дополнительной образовательной программы «Основы музыкальной культуры» для внеурочной деятельности школьников Минкультуры России разработаны учебные пособия для учащихся
1 и 2 классов, хрестоматия музыкального материала для учителя, мультимедийные приложения к учебно-методическому комплексу и другие методические материалы.

Одним из важных направлений в деятельности Минкультуры России является повышение кадрового потенциала педагогических работников детских школ искусств и учителей музыки общеобразовательных школ, работающих с одаренными детьми и молодежью. И здесь особая роль отводится профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования отрасли культуры. Так, в 2015 г. в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)» (далее – ФЦП «Культура России») в 40 подведомственных Минкультуры России, находящихся в 26 регионах страны, были созданы условия для повышения квалификации 1 500 педагогическим работникам, руководителям региональных и муниципальных образовательных учреждений отрасли культуры, а также учителям музыки общеобразовательных школ.

Принимая во внимание значимость укрепления материально-технической базы детских школ искусств в 2015 г. Минкультуры России в рамках ФЦП «Культура России» было выделено 76,7 млн. рублей на приобретение музыкальных инструментов 38 субъектам Российской Федерации.

В 2015 году Минкультуры России была продолжена работа по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (абзац 9 подпункт «н» пункта 1) в части увеличения к 2018 году доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8% от общего числа детей.

Так, к концу 2015 года установленный на 2015 год показатель (5%) по увеличению доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, был достигнут и даже превышен многими субъектами Российской Федерации (республиками: Адыгея, Алтай, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Коми, Крым и др.; Алтайским, Камчатским, Краснодарским, Красноярским и др. краями; Брянской, Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Калининградской и др. областями; г. Москвой; Еврейской автономной областью, Ханты-Мансийским, Ямало-Ненецким и Чукотским автономными округами). Согласно статистическим данным на 1 января 2016 г., в стране насчитывалось 19 502 680 детей в возрасте от 5 до 17 лет включительно, из них в творческих мероприятиях приняло участие 1 150 658 детей, что составило 5,9 процентов.

Среди значимых региональных проектов:

конкурс юных художников «Кавказская война глазами детей XXI века» (Республика Адыгея); XIII межрегиональный фестиваль русского народного творчества «Родники Алтая» (Республика Алтай); XII Всероссийский конкурс детского художественного творчества имени А.Э. Тюлькина «Мир глазами детей» (Республика Башкортостан); межрегиональный фестиваль-конкурс исполнителей на бурятских народных инструментах «Хуурайм наадан» (Республика Бурятия); VIII республиканский фестиваль-конкурс детско-юношеских хореографических самодеятельных коллективов, дуэтов и сольных исполнителей «Танец - язык мира» (Республика Ингушетия); межрегиональный конкурс детского рисунка «Мирный Кавказ. Дети против террора» (Кабардино-Балкарская Республика); IX международный фестиваль-конкурс фортепианной музыки стран Баренц-региона «Северное сияние» (Республика Карелия); республиканский мультикультурный фестиваль «Диалог культур: Северное многоцветие» (Республика Коми); республиканский музыкальный фестиваль и фестиваль детских и юношеских хоров «Поющая юность Феодосии» и «Музыкальное созвездие Айвазовского» (Республика Крым); II межрегиональный конкурс инструментального исполнительства «Юный виртуоз» (Республика Мордовия); республиканский конкурс «Бриллиантовые нотки» (Республика Саха (Якутия); республиканский фестиваль-конкурс духовых и эстрадно-джазовых оркестров «Парад оркестров» (Удмуртская Республика); III открытый конкурс молодых исполнителей на баяне и аккордеоне «Кубок Кубани», ХШ международный фестиваль «Времена года» (Краснодарский край); XII фестиваль детей и молодежи имени Д. Кабалевского «Наш Пермский край» (Пермский край); региональный конкурс «Юный пианист», краевой театральный конкурс «Театромания» (Приморский край); открытый межрегиональный конкурс детского творчества «Волшебная планета детства», краевой музыкальный фестиваль учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств Ставропольского края «Русская зима» и др.

С целью сохранения и развития системы художественного образования, выявления и поддержки молодых дарований в 2015 году Минкультуры России в рамках ФЦП «Культура России» было проведено более 300 мероприятий (творческие школы и мастерские, межрегиональные, всероссийские и международные конкурсы, фестивали, мастер-классы, выставки), которыми были охвачены все субъекты Российской Федерации. Тематика и смысловое содержание проводимых мероприятий отвечали целям развития духовно­нравственного, эстетического, культурного потенциала страны.

Наиболее яркими проектами стали:

общероссийский конкурс «Молодые дарования России», Международный фестиваль «Одаренные дети и молодежь», Всероссийский конкурс молодых исполнителей «Русский балет», общероссийский фестиваль «Мир нашего детства», фестиваль смотр юных дарований «Новые имена», передвижная выставка лучших работ учащихся детских художественных школ и студентов художественных училищ «Молодые передвижники», Всероссийский детский фестиваль-конкурс «Пластика русской сказки», Всероссийский юношеский фестиваль «Неделя российских консерваторий - детям», общероссийский литературно-музыкальный фестиваль «Симфонические фантазии», Крымский фестиваль-смотр юных талантов» Бархатные встречи», «Центры искусств Валерия Гергиева для юных дарований России», «Юрий Башмет - одаренным детям России», Общероссийский проект «Новое передвижничество», фестивали для молодых дарований с ограниченными возможностями здоровья «Открытый мир творчества», Международный фестиваль для детей и молодежи «Симфонии белых ночей» и другие.

В 2015 году Минкультуры России совместно с региональными и муниципальными органами управления культурой был проведен IV Всероссийский фестиваль одаренных детей «Уникум» (75 лучших из 1000 детских работ экспонировались в дальнейшем на международных культурно-туристских форумах и выставках в Белоруссии, Латвии, Сербии, Словакии).

С целью создания на региональном и федеральном уровнях системы дальнейшего сопровождения и поддержки талантливой молодежи, привлечения их потенциала к решению актуальных задач научно-технического прогресса в 2015 году осуществлялась государственная поддержка талантливой молодежи.

Начиная с 2006 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование» ежегодно выплачиваются премии в размере 30 тыс. и 60 тыс. рублей 5 350 победителям и призерам международных, всероссийских и региональных конкурсных мероприятий для школьников, студентов, учащихся техникумов, колледжей, училищ в возрасте от 14 до 25 лет.

На реализацию данного мероприятия из федерального бюджета ежегодно выделяется 200,0 млн. рублей, в том числе 198,0 млн. рублей на выплаты премий победителям и призерам и 2,0 млн. рублей на изготовление дипломов.

Социальные эффекты реализации данного мероприятия:

постепенно формируются новые формы связи воспитательного пространства школ с социальной средой – это выражается во взаимодействии школ с профессиональными учебными заведениями, у<


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.