Особенности, принципы и методы управления на транспорте — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности, принципы и методы управления на транспорте

2017-12-21 4153
Особенности, принципы и методы управления на транспорте 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

 

Чтобы представить себе масштабы и характер управленческой деятельности на транспорте, необходимо отметить важнейшую роль современного транспорта в мировом хозяйстве.

Анализ статистических данных, однако, показывает, что транспорт отстаёт от растущих потребностей экономики и населения даже в развитых странах.

Главным, а подчас и единственно возможным способом увеличения объёма и качества перевозок остаётся совершенствование управления транспортом, улучшение взаимодействия различных его видов, планомерное и пропорциональное развитие всех звеньев транспортной системы страны. С переходом транспорта на рыночные отношения роль эффективного управления ещё более возрастает.

Сложная система общественно - производственной деятельности людей, связанной с перемещением готового продукта из места производства в другое место, пространственно отделённого от него, и является предметом науки управления на транспорте.

Основными вещественными элементами этой системы являются:

- пути сообщения разных видов транспорта с расположенными на них постоянными устройствами и средствами;

- транспортные средства разных видов транспорта;

- погрузочно - разгрузочные машины и механизмы;

- материалы, топливо и электроэнергия;

- промышленные предприятия по производству и ремонту транспортных средств.

Для приведения системы в действие нужны трудовые ресурсы.

Основным содержанием процесса управления на транспорте являетсяобъединение, координация и обеспечение эффективного использования вещественыхи трудовых элементов транспортного предприятия.

Транспорт структурно может быть представлен двумя подсистемами – управляющей и управляемой (Рис.3.1.): первая – осуществляет интегративную «управленческую функцию», вторая – процесс транспортного производства («технологическую функцию»). Управляемая подсистема состоит из двух блоков: технический – постоянные устройства и подвижной состав, и технологический – совокупность или набор правил, определяющих последовательность операций и процессов, связанных с выполнением перевозок.

Необходимым условием транспортного производства является тесная связь и взаимодействие технической и технологической частей управляемой подсистемы. Процесс перемещения собственно и есть соединение технической и технологической частей в функционирующий комплекс посредством приложения физических усилий и знаний производственного персонала. Но чтобы процесс перемещения грузов стал целенаправленным, его надо скоординировать, т.е. подключить управляющую подсистему. Это и будет достаточным условием транспортного процесса.

 

  Интегративная управленческая функция
Техническая часть (путь, транспортные средства, соо- ружения)
Технологи- ческая часть (уставы,пра- вила,про- цессы)
  Производст- венные коллективы

 


Управляющая Управляемая подсистема

подсистема

 

Рис.3.1. Взаимодействие управляющей и управляемой подсистем

 

Предметом науки управления на транспорте является управление как интегративная информационная функция, включающая в свой состав руководство, планирование, организацию, управление, регулирование и контроль.

Система управления транспортом носит иерархический (многоуровневый) характер. В ней можно условно выделить следующие уровни: народнохозяйственный, отраслевой и региональный.

Управление транспортом опирается на совокупность методов. Метод - с греческого - приём, способ действия, а применительно к управлению - приём или способ управленческой деятельности, решения той или иной управленческой задачи.

Совокупность способов управления на транспорте можно представить состоящей из экономических, административных (организационно - распо-рядительных) и социально - психологических методов.


Один из возможных и наиболее надёжных методов решения задачи состоит в чёткой постановке заданий каждому производственному звену, стимулирование за качественное выполнение, материальные санкции за срыв задания. Такой подход к решению управленческой задачи относится к экономическим методам управления.

Ту же задачу можно решить по - другому: в случае срыва задания издать приказ о наказании виновных в нарушении технологии. Такой способ решения управленческой задачи можно отнести к административным методам.

Можно решить ту же задачу проведением массовой воспитательной работы. Такой подход к решению поставленной задачи может рассматриваться как одна из форм социально-психологических методов управления.

При решении управленческих задач на транспорте используются также экономико - математические методы, основанные на предварительном глубоком и всестороннем анализе существа решаемой задачи.

Система управления отдельным предприятием или их группой есть не что иное, как функционирующая организационная структура, т.е. упорядоченная совокупность элементов, находящихся в определённых отношениях.

Под организационной структурой понимается совокупность определённым образом взаимосвязанных и соподчинённых звеньев, выполняющих ту или иную функцию в рассматриваемой системе. Звено управления - это самостоятельное структурное подразделение (или должностное лицо), выполняющее определённую функцию. Звенья в организационной структуре распределяются по ступеням управления, или иерархическим уровням.

Организационные структуры управления, как и всякий производственный организм, развиваются в реальной социально - экономической среде, переходят в исторической последовательности из одной формы в другую. Выделяют следующие разновидности структур управления: патриархальную, линейную, функциональную, линейно - штабную.

Патриархальная структура управления. Применялась на ранних стадиях развития транспортного производства, когда транспорт ещё не выделился в самостоятельную отрасль экономики, перевозки носили нерегулярный, случайный характер и выполнялись в небольших масштабах. Руководство такими перевозками осуществлял сам хозяин, владелец транспортных средств.

Линейная структура управления. При этой структуре работники разделяются на группы, и во главе каждой группы ставится начальник, осуществляющий руководство. Эффективность подобных структур во многом зависит от квалификации начальника и характера производства (пример - укрупненные комплексные бригады докеров).

Функциональная структура управления. Основана на разделении труда по определённым функциям, которые передаются в ведение отделов, специализирующихся на выполнении той или иной функции.

Линейно - штабная структура управления. Эти структуры представляют собой синтез линейной и функциональной структур. Управление транспортным производством осуществляется одновременно (и согласованно) «линейным» аппаратом и «штабными» (функциональными) службами. Линейный аппарат несёт ответственность за конечные результаты деятельности производственного подразделения, а функциональные службы - за правильность планирования методической помощи и других услуг, которые оказывают функциональные службы производственным подразделениям транспорта. Линейный аппарат представляют начальники железных дорог, пароходств, портов, станций, являющиеся наиболее опытными администраторами и специалистами-универсалами, хорошо знающими организацию перевозочного процесса. Функциональный аппарат (начальники служб перевозок, пассажирской, планово - экономической и др.) на транспорте возглавляют обладающие многолетним практическим опытом инженеры-крупные специалисты в соответствующем виде деятельности.

На транспорте фактически приходится иметь дело с определёнными разновидностями линейно - штабных организационных структур с гибкой схемой функционирования. При этом часто сплетены в единое целое не только линейный и функциональный принципы управления по признакам техноло-гических особенностей производства, но в некоторых отношениях тесно связаны друг с другом отраслевой и территориальный подходы к управлению транспортом.

Организационные структуры систем управления на транспорте существенно зависят от особенностей вида транспорта, объёма и структуры перевозок, характера производственных функций предприятия, принятого порядка рабо-ты, определяемого технологическим процессом, и других факторов. Однако существует ряд общих требований, которым должны наиболее полно отвечать транспортные организационные структуры:

- простота и определённость в назначении и соподчинении отдельных звеньев;

- гибкость и маневренность в звеньях, высокая надёжность, полнота управления и контроля за ходом производства;

- иерархичность, рациональная соподчинённость, связность(непрерывность), взаимозаменяемость звеньев при отсутствии дублирования.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.