Особенности управленческого труда. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности управленческого труда.

2017-12-21 195
Особенности управленческого труда. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сущность менеджмента.

Английское слово «менеджмент» своими корнями уходит в греческое слово «манус», что означает «рука, сила». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Сегодня слово «менеджмент» отождествляется с умением руководить, принимать правильные решения и означает область науки и практики управления людьми и организациями.

Понятие «менедж» (англ. «manade») трансформировалось и отразило в себе многообразие требований к управлению как к искусству ведения дел (бизнеса), стилю работы, умению добиться высоких результатов труда в условиях конкуренции.

Менеджмент – это тип научно-практического управления, т.е. руководство людьми и производством, которое позволяет решать поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем.

Менеджмент – это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

Менеджмент – это искусство ведения дел, управления тем или иным объектом, это владение профессиональным мастерством с помощью эффективных принципов управления, чувство хозяина, сочетающееся как с чутким, бережным отношением к людям, так и с использованием приемов, позволяющих исключить жесткое администрирование, добиваясь при этом успешного выполнения поставленных целей.

Менеджмент - особый вид профессиональной деятельности (деятельность осуществляют специально подготовленные специалисты (менеджеры) путем реализации основных функций: функция планирования, организация, мотивация, контроль и координация),направленный на достижение в рыночных условиях оптимальных результатов (подразумевают минимизацию возможного риска) на основе рационального использования имеющихся ресурсов с применением многообразных принципов, функций и методов экономического механизма (принципы, функции и методы управления).

Управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством, называется менеджером.

Функции менеджмента.

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных функций.

Функциивиды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).

Функции управления бывают:

общие – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности;

конкретные – определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса;

специальные – подфункция конкретной функции.

При этом объективно необходимые функции – это:

· организационно-техническая (согласование и координирование деятельности в процессе производства);

· социально-экономическая (контроль за трудом, использованием машин и механизмов).

Любое предприятие рассматривается как сложная система, для которой необходимо определить состав функций управления и учесть следующие факторы:

• ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, оборудование, здания, сооружения, информация, производственная технология, продукт;

• содержание процесса управления: планирование, организация, регулирование, контроль, учет;

• цикл принятия управленческого решения: подготовка, утверждение, внедрение, оценка;

• стадии жизненного цикла продукта.

Содержание общих функций менеджмента.

Современный подход к изучению процесса менеджмента бизнесом состоит в разделении управленческих функций. Первоначальный перечень пяти функций А. Файоля (планирование, организация, руководство, координация, контроль) расширен сегодня до семи (+ регулирование, мотивация).

Планирование

Планированиеуправленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени.

Содержание планирования как функции менеджмента состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса на рынке.

Задачи планирования:

· обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений;

· перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает состояние объекта, желаемое в будущем, и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных или сдерживание отрицательных тенденций развития;

· координация деятельности структурных подразделений и сотрудников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов;

· создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических и планируемых значений параметров по принципу «факт – план»;

· стимул (мотивация) трудовой активности сотрудников. Успешное выполнение плановых заданий – объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, создающие действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников процесса управления;

· информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника его реализации информацию в целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.

В табл. 3.3 приводятся характеристики принципов современного планирования.

Необходимость планирования состоит в определении:

v конечных и промежуточных целей;

v задач, решение которых необходимо для достижения целей;

v средств и способов решения задач;

v требуемых ресурсов, их источников и способов распределения.

В эффективно функционирующих организациях обычно достигается разумный компромисс между плановой директивой администрации и оперативной импровизацией менеджера. Обеспечивается он, в частности, реализацией перечисленных принципов в плановой деятельности менеджера.

Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов – планов.

План – основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

По форме планирование может быть:

перспективным {стратегическим): определение главных целей деятельности на период более 5 лет;

среднесрочным: выбор средств для выполнения целей на период от 1 до 5 лет;

текущим {оперативным): программа использования ресурсов на период до 1 года с детализацией по месяцам.

Таблица 3.3

Принципы планирования

Принципы Краткая характеристика
Единство научно-технических, социальных и экономических задач развития организации Находит выражение в составе целевых параметров планирования деятельности организации, видах разрабатываемых планов, в критериях оценки плановых решений.
Научна обоснованность и оптимальность решений Обеспечивается применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления производственных процессов, использованием методов оптимального планирования экспериментов, оптимизации плановых решений, построения интегрированных систем подготовки и обработки данных.
Доминирование стратегических аспектов в планировании Требует обязательного использования специфических форм стратегического планирования на предприятии и подчинения ему всех других видов оперативного планирования.
Комплексность планирования Означает системную увязку всех разрабатываемых на предприятии планов.
Ресурсная сбалансированность планов Реализуется составлением во всех сферах и на всех уровнях предприятия материальных, трудовых, финансовых, энергетических и прочих видов балансов.
Гибкость и эластичность планирования Требует динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов, а также способности сохранять необходимые резервы и предусматривать плановые альтернативы.
Непрерывность планирования Находит свое наиболее полное выражение в концепции скользящего планирования, в которой благодаря периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с краткосрочным детальным планированием.

Таблица 3.5

Сравнительная характеристика стратегического и оперативного планирования

 

Результат планирования – определение оптимального использования возможностей предприятия и предотвращение ошибочных действий, ведущих к снижению эффективности его работы.

Наиболее различаются перспективное и текущее планирование (табл. 3.5).

Организация

Организацияуправленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.

Содержание организации как функции менеджмента состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия, определении порядка и условий функционирования предприятия.

Организационная структура – совокупность элементов организации и взаимосвязь (вертикальные-определяют иерархию управления и горизонтальные-между элементами одного уровня управления) между этими элементами.
Организационная культура – совокупность правил и норм, по которым развивается данная организация

 

Таблица 3.6

Руководство

Руководствоуправленческая деятельность, обеспечивающая нормальное протекание производственных и управленческих процессов.

Типы власти, используемые менеджером: основанная на принуждении; основанная на вознаграждении; экспертная; эталонная; законная.

Содержание руководства как функции менеджмента состоит в том, что руководитель влияет на других так, что его идею не только принимают, но и начинают внедрять. Для этого руководителю нужна власть – возможность влиять на поведение других людей.

Эффективному менеджеру власть необходима, но эффективный менеджер никогда не будет проявлять свою власть в приказной манере, ожидая беспрекословного подчинения.

Властьэто возможность влиять на поведение других.

Влияниеэто поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека.

Существуют две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству:

v убеждение;

v участие сотрудников в управлении.

Для эффективного использования влияния менеджеру необходимо выполнять ряд условий:

• потребность, к которой аппелируют, должна быть актуальной;

• человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения (в той или иной степени) какой-то потребности;

• человек, на которого влияют, должен ожидать с достаточно высокой вероятностью, что исполнение задания приведет к удовлетворению или неудовлетворению его потребности;

• человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя.

Особенно эффективным является влияние лидера, признанного коллективом. Применительно к управлению лидерствоэто способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

7. Контроль

Контроль, учет, анализ – система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям.

Контрольуправленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени.

Содержание контроля как функции менеджмента заключается в своевременном обнаружении возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.

Контроль – комплексная функция, включающая функции учета, оценки, анализа.

Задачи контроля:

v сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция – учет);

v оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов – плановых заданий, нормативов (функция – оценка);

v анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция – анализ);

v прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.

Значение контроля:

ü завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными предметными функциями менеджмента;

ü производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле.

Процесс контроля включает:

Ø установку стандартов, выработку критериев оценки;

Ø изменение фактических результатов;

Ø принятие необходимых корректирующих действий.

По форме осуществления контроль может быть:

· внутренним – система контроля организуется предприятием самостоятельно;

· внешним – контроль со стороны внешних контрольных органов, вышестоящей организации, государственных органов и т.д.

Принципы функции контроля: Эффективность; Всесторонность; Непрерывность; Убедительность; Гласность; Массовость.

Эффективная система контроля характеризуется:

–> стратегической направленностью;

–> ориентацией на результаты;

–> соответствием контролируемому виду деятельности;

–> своевременностью (нужная информация нужным людям до того, как произойдет кризис) и гибкостью;

–> экономичностью и простотой.

Учетуправленческая деятельность по финансированию состояния объекта управления с начального до конкретного момента времени.

Содержание учета как функции менеджмента состоит в учете выполнения производственной программы, наличии материальных и финансовых ресурсов и т.д.

По виду учет делится на:

оперативный – текущее управление определенными видами хозяйственной деятельности или отдельными операциями;

финансовый (бухгалтерский) – информация о кругообороте всех средств и ресурсов в процессе хозяйственной деятельности предприятия;

статистический – дополняет предыдущие виды учета информацией о процессах, не имеющих стоимостной оценки; может быть сплошным и выборочным.

Анализуправленческая деятельность, обеспечивающая выявление причин отклонения желаемого состояния системы от фактического и осуществляющая разработку мероприятий по устранению выявленных недостатков.

Содержание анализа как функции менеджмента состоит в изучении выполнения производственной программы, эффективности использования материальных и финансовых ресурсов.

Цели экономического анализа —

· определить эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятия;

· выявить направления деятельности на текущий и перспективный периоды.

Анализ может быть внешним и внутренним.

Внешний характеризует:

§ имущественное состояние предприятия;

§ финансовую устойчивость;

§ платежеспособность;

§ рентабельность деятельности;

§ отношения предприятия с внешней средой.

Внутренний характеризует:

формирование прибыли;

структуру себестоимости;

ценовую политику;

себестоимость по видам продукции;

характер ответственности должностных лиц.

 

Определение внешней среды

Руководитель должен учитывать внешнее окружение в целом, поскольку организация является открытой системой, зависящей от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром. Значение внешних факторов меняется от организации к организации и от подразделения к подразделению в одной и той же организации. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия; все другие — к среде косвенного воздействия. Все факторы внешнего окружения взаимозависимы и взаимодействуют между собой. Под сложностью внешнего окружения понимаются число и разнообразие внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать. Подвижность среды характеризуется скоростью, с которой в среде происходят изменения. Неопределенность среды является функцией имеющегося по конкретному фактору количества информации и уверенности в достоверности этой информации. Основными факторами среды прямого воздействия являются поставщики материалов, трудовых ресурсов и капитала, законы и органы государственного регулирования, потребители и конкуренты. Значимыми переменными среды косвенного воздействия являются технология, состояние экономики, политическая обстановка и социокультурныефакторы. Организации должны быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей. К факторам, обусловливающим развитие международного бизнеса, относятся менее высокие производственные издержки за границей, стремление уйти от торговых ограничений и антитрестовского законодательства, а также производственные и инвестиционные возможности, открывающиеся в других странах. Работающие на международных рынках предприятия экспортируют или импортируют готовые изделия или детали, занимаются лицензированием и созданием совместных предприятий или непосредственно ведут производственную деятельность.Чтобы преуспеть в международной среде, руководитель должен понимать и принимать в расчет различия в культуре, экономике, законодательстве и политической обстановке.

Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации:

а) Поставщики. Поставщиками капитала в основном являются банки, акционеры и частные лица. Чем лучше обстоят дела у данной организации, тем больше шансов получить кредит на льготных условиях у поставщиков капитала.
б) Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование.
в) Законы государства. Организации обязаны выполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции.
г) Потребители. Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны, то есть они определяют направления и возможности роста организации. В рыночной экономике действует принцип: "Потребитель - король рынка".
д) Конкуренты. Руководство предприятия должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций.

Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации:

а) Состояние экономики страны. Руководство организации, особенно при выходе на международный рынок, должно учитывать экономическую ситуацию в той стране, в которую поставляет свой товар, или с которой организация имеет деловые отношения. Состояние мировой экономики влияет на стоимость ресурсов и способность покупателей приобретать товары и услуги. Если в экономике прогнозируется спад, то необходимо уменьшить запасы готовой продукции, чтобы преодолеть трудности сбыта, кроме этого следует учесть увеличение или уменьшение ставки процента на займы, возможное колебание курса доллара или других твердых валют.
б) Научно-технический прогресс. Технические новшества повышают производительность труда, способствуют улучшению качества продукции, а также расширяют возможные области применения товаров. Появление таких высоких технологий, как компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая, а также использование атомной энергии, синтетических материалов, миниатюризация приборов и производственного оборудования оказывают существенное влияние на развитие и деятельность организации.
в) Социокультурные факторы. Это, прежде всего, жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации.
г) Политические факторы. К ним относятся: экономическая политика административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии. Для организации, осуществляющей международную деятельность, существенное значение имеет политическая стабильность данного государства, а также установка с его стороны специальных пошлин на импорт товаров, экспортных квот и т.д.
д) Отношения с местным населением. Характер отношений с местной общиной является очень важным для учета и планирования в любой организации. Так, в каждой общине существуют свои специфические законы и установки по вопросам бизнеса и ведения деловых отношений с другими организациями и учреждениями. Иногда для поддержания хороших отношений с общиной необходимо финансирование и поддержка ее социальных программ, а также благотворительная деятельность по многим направлениям.

 

Виды организаций.

Классификация организаций

В современном обществе действует множество разнообразных организаций. Их взаимодействие определяет специфику общественной структуры, формирует социальный фон жизни современного человека. Организации определяют уровень развития современного общества.

Организации могут быть классифицированы по следующим признакам (рис. 3.3):

§ организационно-правовая форма (ОПФ) (рис. 3.4);

§ форма собственности:

§ частная;

§ государственная;

§ муниципальная;

§ общественная;

§ целевое назначение:

§ производство продукции;

§ выполнение работ;

§ оказание услуг;

§ широта производственного профиля:

§ специализированные;

§ диверсифицированные;

§ характер сочетания науки и производства;

§ научные;

§ производственные;

§ научно-производственные;

§ число стадий производства:

§ одностадийные;

§ многостадийные;

§ расположение предприятия:

§ на одной территории;

§ на одной географической точке;

§ на разных географических точках.

Юридическое лицо - это организация, которая:

§ имеет обособленное имущество в собственности, в хозяйственном ведении, в оперативном управлении;

§ отвечает имуществом по своим обязательствам;

§ может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права;

§ может быть истцом и ответчиком в суде;

§ имеет самостоятельный баланс или смету.

Некоммерческие организации

§ Потребительский кооператив (союз, общество)

§ Фонды

§ Общественные и религиозные организации (объединения)

§ Учреждения

§ Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

В дальнейшем под словом организация или предприятие подразумевается формальная коммерческая организация.

Имидж организации.

Одной из форм проявления культуры организации является имидж (понятие

предложено американским экономистом К. Болдингом в 1961 г.), т. е. ее репутация,доброе имя, психологический образ, складывающийся у клиентов, партнеров,общественности.

Имидж — одна из важнейших характеристик организации, создаваемых длительнойбезупречной работой. У него не должно быть более 2—3 элементов (надежность,порядочность, офис в респектабельном районе и проч.).

Задача имиджа — обеспечить не столько известность, сколько доверие фирмеи продукту ее деятельности, символизировать стандарты совершенства, следовательно,служить условием ее процветания. В то же время он не обязательно долженбыть элитным.

Функциями имиджа считаются:

• адаптивная, облегчающая фирме вхождение в ту или иную среду;

• демонстративная, обеспечивающая показ достоинств;

• рекламная, связанная с привлечением внимания окружающих.

Имидж бывает внешним и внутренним.

Внешний отражает восприятие организации окружением. На него влияют качество

продукта, политика цен, реклама, демонстрация социальной ответственности,

стиль деловых отношений с партнерами и клиентами, официальная атрибутика —

название, эмблема, товарный знак, корпоративный брэнд (клеймо), оформление

офисов, место их расположения, планировка, внешний вид и поведение сотрудников.

Внутренний имидж неосязаем. Это ощущения, впечатления, которые остаются

у клиентов организации от общения с ее персоналом, администрацией, наблюденийза их действиями, взаимоотношениями, общей атмосферой.

Перечисленные факторы преломляются через личный опыт и общественное

мнение, в результате чего у людей и формируется окончательное представление оборганизации.

Имидж динамичен, может меняться под воздействием обстоятельств, любой новойинформации о фирме, в конечном итоге зависит от каждого работника.

К имиджу нужно относиться бережно и внимательно, никогда не жертвовать им

ради текущей выгоды, ибо успех организации зависит от того, что думают о ней окружающие.Поэтому экономически и политически невыгодно строить имидж на

лжи и обмане.

Имидж организации может быть несколько различным для различных групп общественности, поскольку желаемое поведение этих групп в отношении организации может различаться. Иначе говоря, одна и та же организация может по-разному восприниматься (или стремиться к специфическому восприятию) инвесторами, госструктурами, местной и международной общественностью. Например, для широкой национальной общественности предпочтительна гражданская позиция компании. Для международной общественности глобальные компании стремятся быть «корпоративными гражданами мира». Для партнеров важна высокая конкуретность позиции. Синтез представлений об организации различных групп общественности создает более общее и емкое представление об организации (рис. 1).


Рис. 1. Корпоративный имидж в восприятии разных групп общественности

Социологический энциклопедический словарь дает следующие определения имиджа (от англ. image — образ, представление):

1. Имидж — внешний образ, создаваемый субъектом с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других.

2. Имидж — совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т.д. объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему.

Рис. 2. Схема коммуникативного комплекса имиджевой модели организации Имидж организации включает в себя внешние и внутренние составляющие. Внешний имидж — это та система представлений о фирме, которую должны разделять внешние аудитории (потребители, партнеры и т.д.). Он формируется, прежде всего, качеством работы и спецификой деятельности компании. Наиболее очевидным внешним проявлением имиджа является система идентификационных констант фирмы — фирменный стиль. Но не менее важными оказываются и остальные компоненты: имидж персонала, или, как его еще называют, «деловой стиль фирмы» (специфика данной фирмы в обслуживании и общении, основанная на правилах корпоративной культуры), персональный имидж руководства корпорации и, конечно, репутация — устойчивое общественное мнение о достоинствах и недостатках данной фирмы.

Под внутренним имиджем подразумевается та система представлений о фирме, которой должен обладать каждый работник фирмы. Над формированием и распространением этой системы представлений работают руководители, менеджеры и администраторы всех уровней. Они вырабатывают и являются проводниками корпоративной политики. Она, в свою очередь, формируется на основе корпоративной философии. Иногда корпоративная политика и философия формулируются в виде специфического документа — кодекса фирмы, включающего в себя описание корпоративной идеологии (основных принципов работы фирмы) и корпоративной культуры (конкретных правил поведения сотрудников, реагирования на те или иные ситуации).

Важной проблемой является донесение имиджевой информации до целевых аудиторий, т. е. организация коммуникации с аудиторией. Если аудитория, в которой заинтересована корпорация, — большая распределенная аудитория, то корпоративная коммуникация по необходимости превращается в массовую коммуникацию. Модель имиджа в условиях массовой коммуникации должна рассматриваться как информационно-коммуникативная модель. С одной стороны, в ней необходимо представить ту информацию, которая передается аудитории с целью формирования корпоративного имиджа, с другой — предусмотреть те коммуникационные возможности, которые должны быть задействованы в процессе доведения этой информации до аудиторий.

Коллективное управление.

Еще одним направлением борьбы с бюрократизацией управления считается

развитие групповых методов управления (принятия решений) на всех уровнях

организации. Для этого формируются команды специалистов, которые после

соответствующего обсуждения сообща принимают многие важные и сложные

решения.

Групповое управление может быть коллегиальным и коллективным.

В первом случае участниками являются назначенные (обычно в соответствии

с занимаемой должностью) лица, которые обсуждают в деталях с правом совещательного

голоса сравнительно узкий круг проблем.

Во втором случае работники инициативно включаются в соответствующие группы,

где с правом решающего голоса рассматривают любые вопросы, активно отстаивают

свои предложения. Координацию работы обычно берет на себя один

из них, наиболее подходящий для выполнения этой миссии.

Коллективное управление на уровне организации происходит с помощью производственных советов, консультативных комитетов, «рабочих директоратов» и проч.

Администрация ставит им задачи, определяет границы решений, создает необходимые

для работы условия, консультирует, поддерживает благоприятный морально-психологический климат.

В основном речь в рамках коллективного управления идет о решении научно-

технических проблем, задач, связанных с организацией, регламентацией, вознаграждением труда, выработкой политики занятости и др.

Целесообразность коллективного управления в свое время обосновал великий русский

естествоиспытатель В. М. Бехтерев. В своих трудах он пришел к следующим

выводам.

1. Наблюдательность отдельных лиц в группе возрастает как в количественном, так

и в качественном отношении.

2. Коллективное решение является по своему характеру компромиссным между индивидуальными

решениями, отбрасывая их крайности.

3. В критике индивидуальных ошибок группа, несомненно, имеет преимущество перед

индивидами.

4. Группа превосходит индивидов в наблюдательности, объеме и прочности запоминания

материала, исправлении индивидуальных ошибок.

5. Группа предлагает решения, которые, как правило, более верны с нравственной

точки зрения.

6. Групповое решение способно оказать влияние на индивидуальное, обогатить

и усовершенствовать его.

7. Отдельные особо одаренные личности в индивидуальном творчестве могут превосходить

группу.

8. В целом от совместной работы с другими людьми человек, несомненно, выигрывает.

Современные специалисты полагают, что преимущества коллективного управления обусловливают следующие обстоятельства:

• наличие у группы по сравнению с отдельным субъектом более значительного

творческого потенциала, широкой информации, более полного видения ситуации;

• применение эффективной тактики выдвижения идей и активизация мышления

каждого в рамках дискуссии на основе соревновательности;

• объединение усилий тех, для кого проблемы не являются «своими», и они не

желают брать на себя полностью за них ответственность, но готовы разделить

ее с другими;

• укрепление связей между специалистами различных подразделений, улучшение

обмена информацией между ними;

• возможность привлечения к работе все^ заинтересованных лиц, прежде всего

будущих исполнителей, что стимулирует их активность, помогает расширять

знания и повышать квалификацию;

• обеспечение принятому решению широкой поддержки, укрепление преданности

организации.

Причем чем выше уровень развития группы, тем эти преимущества проявляются

в большей мере.

Недостатками коллективного управления считаются:

• повышенная рискованность принимаемых решений, игнорирование трудностей

их реализации. Это обусловлено разделением ответственности между участниками, желанием каждого выделиться, продемонстрировать свои способности с одновременной надеждой на остальных;

• отторжение информации, не совпадающей с общим установками, затрудняющее

поиск новых вариантов;

• консервативность, стремление придерживаться традиционных методов работы;

• нежелание утруждать себя поиском оптимальных вариантов, ограничение

числа обсуждаемых альтернатив даже при появлении новых возможностей

или препятствий;

• большие затраты времени по сравнению с индивидуальной работой.

С учетом сказанного выше коллективное управление наиболее эффективно

в том случае, когда необходимо найти решение сложной противоречивой

проблемы на основе совместных знаний и опыта разных специалистов.

Коллективное управление себя не оправдывает, если:

• решаемая проблема является частью должностных обязанностей тех или

иных лиц, и они должны работать над ней самостоятельно;

• решение уже принято руководителем, считающим его единственно верным;

• у проблемы есть очевидное решение;

• способности членов группы существенно различаются;

• по тем или иным причинам невозможно наладить эффективное сотрудничество.

Для проблем, требующих строгой логики мышления, групповые решения могут

оказаться хуже индивидуальных, поскольку группа обычно не способна к кропотливой работе, а также отвергает наиболее оригинальные идеи.

Наконец, коллективное управление вообще исключено при опасности утечки

коммерческой информации или необходимости принимать решения, касающиеся

персонального положения кого-то из членов коллектива, а также при отсутствии

времени.

Успех коллективного управления определяется следующими обстоятельствами:

1) оптимальным количеством членов группы. Крупный коллектив способен решать более сложные и разнообразные проблемы, ибо его участники обладают существенно большим совокупным опытом, знаниями и квалификацией. Однако его действия сложно координировать, особенно при рассмотрении проблем, не


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.149 с.