Глава 1. Экономико-географические характеристики Финляндии — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 1. Экономико-географические характеристики Финляндии

2017-12-21 467
Глава 1. Экономико-географические характеристики Финляндии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности данной страны

Финляндия (фин. Suomi, швед. Finland), Финляндская Республика - государство на севере Европы. Граничит на востоке с Россией, на северо-западе - со Швецией и на севере - с Норвегией. На юге и западе берега страны омывают воды Балтийского моря и его заливов - Финского и Ботнического. Береговая линия страны составляет 4.5 тыс. кв. км., а удаленность от моря не в одной точке не превышает 300 км. По занимаемой площади (338 тыс. кв. км.) Финляндия превосходит такие Европейские государства, как Великобритания и Италия, стоя на 7 месте среди европейских стран. С севера на юг страна вытянута на 1160 км., с запада на восток - на 540 км. в составе Финляндии - Аландские о-ва. Население Финляндии по состоянию на конец мая 2012 года по предварительным данным Статистического центра составляло 5 408 917 человек, главным образом финны (около 94%), шведы.[5]

Карта страны представлена в приложении на рисунке 1.1

В июле 2012 года число граждан Финляндии, чей возраст превышает 65 лет, впервые за всю историю страны превысил отметку в 1 млн человек (в 1944 годы их было около 250 тысяч, в 1975 годы - более 500 тысяч), что объясняется увеличением продолжительности жизни. С начала 2012 года рост населения составил 12 650 человек, что происходило преимущественно за счет иммиграции (естественный прирост населения составил 4450 человек).

Средний возраст - 41.6 года (у мужчин - 40 лет, у женщин - 43.1 года).

Средняя продолжительность жизни в Финляндии составляет 78.66 лет (у мужчин - 75.15 лет, у женщин - 82.31 года).

Рождаемость в 2012 году составила 10,39 чел./1000 чел. В среднем в Финляндии рождаются 105 мальчиков на 100 девочек. Тем временем как смертность в 2012 году: 10,33 смертей/1000 чел. Поэтому годовой прирост населения в Финляндии весьма мал, в среднем составляет 0,098 % (2011 год).

Государственные языки - финский и шведский. Большинство верующих - лютеране и православные. Столица - Хельсинки. В Финляндии проживают 6 500 саамов (лапландцев) Финляндия - демократическая республика. Главой государства является президент (Саули Нийнистё) республики, избираемый сроком на 6 лет. Президент может быть избран максимум на два срока правления подряд. Вместе с однопалатным парламентом он осуществляет законодательный функции. В составе парламента 200 депутатов, избираемого на 4 года на основе прямого и пропорционального голосования. Исполнительная высшая власть принадлежит Государственному совету, который образуют президент и правительство. Наиболее влиятельные политические партии: Партия Финляндский центр (ПФЦ), Социал-демократическая партия Финляндии (СДПФ), Национальная коалиционная партия (НКП), Шведская народная партия (ШНП), Христианский союз (ХС), Либеральная народная партия (ЛНП). Из 18 министров, входящих в правительство - 6 женщин.

В административном отношении Финляндия подразделяется на 12 губерний - ляни, из них только одна Ахвенанма (Аландские острова) с преимущественно шведским населением имеет собственный парламент (Ландстинг).

Финляндия относится к числу малых высокоразвитых индустриальных стран. Её доля в мировом производстве невелика - 0,4 %, в мировой торговле - 0,8 %.

На рисунке 1.2 отражены темпы роста реального ВВП за 2000-2011 г.г.

Рис.1.2 Темпы роста реального ВВП (2000 – 2011 г.г.)

 

В 2009 году наблюдается спад на 8.2 % по отношению к 2008 году. По нашему мнению это связано с глобальным экономическим кризисом, финская экономика резко ослабла в период с 2008 по 2009 год. Из-за снижения международного спроса, зависящее от внешней торговли промышленное производство сократилось примерно на одну пятую в сравнении с предыдущим годом. Сектор внутреннего производства тоже не миновал последствий кризиса. Финская экономика, тем не менее, уже в конце 2009 года начала оживляться за счет розничной торговля и промышленности. В первом квартале 2010 года экономические показатели подтвердили мнение о том, что экономика возвращается на подъемный курс. Розничные продажи увеличились, а доверие потребителей возросло. Кроме того, экспорт снова начал быстро расти, благодаря оживлению мировой торговли и восстановлению экспортного рынка.

К преимуществам данной страны можно отнести:

· промышленность, ориентированная на экспорт и качество;

· развитый сектор хай-тек (мобильные телефоны Nokia, интернет-услуги);

· первое место в мире по производству бумаги;

· быстрое восстановление объёмов экспорта после рецессии;

· низкая инфляция, временами ниже 2 % в год;

· растущая инвестиционная привлекательность;

· ворота к российской и прибалтийской экономике;

· часть зоны евро;

· усиленный рост экономики;

· в 2003 и 2006 годах Финляндия была названа самой конкурентоспособной из малых стран.

А слабые стороны страны это: сильная рецессия в 1991-1993 гг., реальный ВВП снизился на 15 %, быстро стареющее население, ранний выход на пенсию, большие госдолги и внешний долг, высокая безработица (10 %), неразвитый внутренний рынок, периферийное расположение в Европе.

Финляндия относится к одним из самых северных аграрных стран. Сельскохозяйственные угодья занимают 8 % от всей территории страны. Площадь пахотных земель составляет 2,4 млн гектар. Большая часть ферм - это небольшие хозяйства с площадью пахотных земель меньше 10 гектар, но прослеживается тенденция в сторону увеличения размера ферм. Земледелие, также как и скотоводство, высоко механизировано.

В связи с вступлением страны в ЕС, только количество птицеферм в стране в период 1995-2012 годы сократилось с 3 тысяч до 350.

Ежегодно на сезонные сельскохозяйственные работы по сбору ягод и грибов привлекается в среднем до 15000 человек, половина из которых иностранцы.

Инфраструктура Финляндии развита, так как пассажирские перевозки в страну осуществляются всеми основными видами транспорта - автодорожным, железнодорожным, авиационным и морским.

Автомобильными дорогами Финляндии занимается Управление дорог (фин. Tiehallinto) - ведомство, подчинённое министерству транспорта и связи.

Железнодорожная сеть Финляндии управляется государственной компанией Ratahallintokeskus, подчинённой министерству транспорта и связи. С Россией Финляндию связывают два поезда: «Лев Толстой» (Хельсинки-Москва) и Allegro (Хельсинки-Санкт-Петербург). Allegro является высокоскоростным поездом на платформе Pendolino и развивает скорость до 220 километров в час. На территории Финляндии применяется колея с шириной 1520 мм.

Внешние и внутренние авиационные перевозки в Финляндии осуществляют около двадцати авиакомпаний, в том числе две финские: Finnair (ранее Aero), финская авиакомпания, контрольный пакет акций которой принадлежит государству, и частная авиакомпания Finncomm Airlines, которая осуществляет совместные авиаперевозки с Finnair. В стране 28 аэропортов, крупнейший из которых Хельсинки-Вантаа, расположенный в Вантаа. 25 аэропортами управляет компания Finavia.

Паромное сообщение со Швецией, Эстонией, Польшей, Германией и Россией. Экспорт продукции целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей, машиностроительной, химической, легкой, пищевой промышленности. Основные внешнеторговые партнеры: страны ЕС (Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Словакия, Словения, Португалия, Румыния, Франция, Чехия, Швеция, Эстония), Россия. За сообщение водным транспортом до 2010 г. отвечала Морская администрация Финляндии, с 1 января 2010 года разделённая на две части: Транспортное управление и Управление транспортной безопасности.

Финляндия по географическим характеристикам хорошо расположена, граничит с 3 странами и имеет выход к морю. Но существует один минус, на мой взгляд, это отдаленность от центральной Европы. Но это не является проблемой, так как инфраструктура страны очень развита.

 

 

Промышленность Финляндии

По числу работающих в промышленности и по объему валовой промышленной продукции Финляндия занимает второе место среди стран северной Европы (после Швеции). Промышленности Финляндии, как и Швеции, преобладают две группы отраслей: одна из них связана с обработкой и переработкой древесины другая - с выплавкой и обработкой металла. Но если в Швеции издавна преобладала металлопромышленность, то в Финляндии долго доминировала лесопромышленность.

Топливно-энергетическая промышленность.

Снабжение энергией - одна из наиболее сложных экономических проблем Финляндии. Перед второй мировой войной 3/4 потребности страны в энергии покрывалось собственными ресурсами. Основу топливно-энергетического баланса составляла древесина, на которую падало более 3/5 общего потребления энергии, на гидроэнергию приходилась 1/8 и на 1/4 потребление энергии покрывалось ввозом минерального твердого и жидкого топлива, собственные ресурсы которого в стране отсутствуют.

Быстрый рост спроса на энергию, прежде всего со стороны весьма энергоемкой целлюлозно-бумажной промышленности, и одновременно ограничение потребления дров в связи с более интенсивным использованием древесины в лесобумажном производстве вызвали резкую перестройку топливно-энергетического баланса. Ныне лишь 1/5 потребляемой в стране энергии покрывается за счет собственных ресурсов. Остальное же топливо поступает из-за рубежа. Ежегодно ввозится 13-14 млн. т. нефти и нефтепродуктов, около 4 млн. т. каменного угля и кокса и около 1 млрд. куб. м. природного газа. Главный поставщик твердого и жидкого топлива в Финляндию - Россия. Природный газ также поступает из России по проложенному через Карельский перешеек газопроводу.

Нефтеперерабатывающие заводы расположены на южном и юго-западном побережье страны в Шельдвиге, близ Порво, и в Нантали, близ Турку.

Электроэнергетика Финляндии долгое время использовала преимущественно гидроэнергетические ресурсы. Большое гидроэнергетическое строительство развернулось после второй мировой войны на реках северной части страны. Были сооружены каскады электростанций в бассейнах рек Оулуйоки и Кемийоки. Общая мощность возведенных на этих двух богатых гидроэнергией реках 15 электростанций достигает 1300 МВт. и превышает половину мощности всех гидроэлектростанций страны.

К концу 1960-x годов наиболее мощные и выгодные в технико-экономическом отношении водопады были уже освоены, и лидерство в финской электроэнергетике перешло к тепловым электростанциям, значение которых из года в год возрастает. В 1977 г. на долю ТЭС пришлось около 2/3 производства электроэнергии. Размещены тепловые электростанции в основном на южном и юго-западном побережье страны у крупных городов, нефтяных портов и нефтеперерабатывающих заводов. Крупнейшая ТЭС страны «Инкоо» (мощностью 800 МВт.), расположенной на берегу Финского залива юго-западнее Хельсинки, вторая по значению ТЭС (мощностью 440 МВт.) находится рядом с нефтеперерабатывающим заводом в Нантали, близ Турку. На юго-востоке страны сооружена электростанция, топливом для которой служит природный газ, подаваемый из России.

Новый этап в развитии электроэнергетики Финляндии начался после того, как в 1977 г. вступило в строй первая АЭС близ города Тивисы на берегу Финского залива. Электростанция построена при техническом содействии СССР и работает на российском уране.

Только после второй мировой войны в значительной мере в результате хозяйственных связей с Россией в Финляндии быстро стали развиваться металлургия, металлообработка и машиностроение.

Лесная промышленность.

Лесобумажная промышленность обладает богатой сырьевой базой - обширными таежными лесами. Ежегодно финские лесорубы заготовляют в зависимости от коньюктуры на мировом рынке от 32-45 млн. куб. м. древесины, главным образом еловой и сосновой.

Финляндия - один из крупнейших производителей в мире пиломатериалов, бумажной массы, фанеры. Лесопильные заводы ежегодно производят до 8 млн. куб. м. пиленных и струганных досок. По экспорту пиломатериалов занимает третье место после России и Канады. Наиболее крупные центры лесопиления расположены в устьях главных лесосплавных рек - Кюмийоки, Кокемяэнйоки, Олулуйоки и Кемийоки. Это портовые города Котка на побережье Финского залива, Поре, Оулу, Кеми на побережье Ботнического залива. Крупным центром лесопиления относятся также Ланпенранта, расположенная на южном берегу озера Сайма, у начало Сайменского канала. Размещение лесопильных и других деревообрабатывающих предприятий. На реках и озерах имеет в основном исторический характер, так как сплавом теперь идет лишь одна треть потребляемой древесины, а около 2/3 ее доставляется на предприятия из леса автомобильным транспортом.

Ныне металлопромышленность заняло ведущее место по числу занятых, объему капиталовложений и стоимости выпускаемой продукции. Тем не менее, лесобумажная промышленность продолжает доминировать в финском экспорте и определять важную роль страны в международном разделении труда и ее место в мировой торговле.

Черная металлургия.

Финляндия располагает значительной сырьевой базой для черной металлургии. Железная руда месторождения Отанмяки, расположенного южнее оз. Оулуярви, хотя и требует обогащения, но зато содержит ценные легирующие металлы - титан и ванадий, высоким содержанием железа отличается руда заполярных месторождений Кярвясвара, близ города Рованиеми, и Колари, у самой границы со Швецией. Открыты довольно крупные железорудные месторождения на дне прибрежной части Балтийского моря - Юсcape, близ полуострова Ханко, и Нюхамн, у Аландских островов. В целом запасы железной руды оцениваются в 200-300 млн. т.

Предприятия черной металлургии выплавляют около 2 млн. т. чугуна, 2,5 млн. т. стали и выпускают 2 млн. т. стального готового проката. Главный центр черной металлургии - город Рахе на берегу Ботнического залива. Здесь в 60- 70-х годах при участии СССР построен крупнейший во всей Северной Европе металлургический завод «Раутарукки». Он производит 4/5 всего выплавляемого в стране чугуна и 2/3 стали. Изготовляемый на заводе стальной лист используется в судостроении и частично идет на экспорт. Руда поступает в основном из рудников Отанмяки и Кярвясвара, а также ввозится из Швеции. Одним из главных поставщиков железорудного сырья для доменных печей завода «Раутарукки» стал Костомукшский горно-обогатительный комбинат в Карелии, сооружаемый с участием финских фирм. Небольшие преимущественно передельные металлургические заводы действуют на юге страны - в Иматре, в районе Турку и на полуострове Ханко.

Цветная металлургия.

Цветные металлы - главное минеральное богатство страны. Запасы меди составляют около 1 млн. т. Медноколчеданная руда наиболее известного месторождения Оутокумпу на востоке Озерного плато содержит также цинк, кобальт, серу, железо, серебро, золото. Из руды находящегося в этом же районе месторождения Коталахти одновременно с медью извлекается никель. Запасы цинка определяются в 2 млн. т. Основная его добыча вместе с медью и свинцом ведется из месторождения полиметаллических руд Виханти, расположенного южнее Оулу. По добыче меди и цинка Финляндия занимает одно из ведущих мест в Зарубежной Европе.

На севере страны, близ Кеми, начата разработка одного из крупнейших в мире месторождений хрома, содержащего до 30 млн. т. металла. По запасам хромовой руды Финляндия занимает третье место в мире после ЮАР и Зимбабве, а по добыче - четвертое место, уступая лишь названным странам и Турции. Хромовая руда после ее переработки и концентрат на заводе в Торнио экспортируется.

Предприятия цветной металлургии размещены на побережье Ботнического залива или вблизи от него. Добытая в Оутокумпу и там же обогащенная руда поступает и виде концентратов на завод в Харьявалте, где из нее выплавляются черновые медь и никель, которые затем перерабатываются электролитическим методом на заводе в Пори. На одном из крупнейших в Европе цинковых заводов в Коккола из концентратов, поступающих из Виханти и с других рудников, изготовляются электролитический цинк и кобальт.

Машиностроение.

Машиностроение за послевоенные годы из отрасли, работавшей только на внутренний рынок, превратилось в отрасль, продукция которой занимает в финском экспорте по стоимости второе место после лесобумажного производства. Главные машиностроительные предприятия сосредоточены преимущественно на юго-западе страны. Крупнейшие города страны - Хельсинки. Турку и Тампере - одновременно важнейшие машиностроительные центры.

В машиностроении выделяются, прежде всего, судостроение и изготовление оборудования для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

С участием шведских концернов «Вольво» и «СААБ-Скания» создана автомобильная промышленность, впускающая ежегодно до 30 тыс. легковых и около 2 тыс. грузовых автомобилей и автобусов. Основная часть узлов и деталей поступает из Швеции.

Химическая промышленность.

Большая потребность целлюлозно-бумажного производства и в химикалиях, прежде всего в хлоре и едком натре, способствует развитию химической промышленности. В то же время отходы лесобумажной промышленности служат сырьевой базой для лесохимии и производства удобрений. Рост нефтепереработки способствует формированию нефтехимических производств, в том числе выпуску синтетических смол и пластмасс. Главные центры химической промышленности - Оулу, Харьявалта, Коккола, Кусанкоски.

Текстильная промышленность.

Текстильная промышленность - одна из старейших промышленных отраслей страны, развитие которой было связано с емким русским рынком. Еще середине прошлого иска в Тампере сложилось крупное льняное и хлопчатобумажное производство. Позже в Хельсинки и его окрестностях возникли шерстяные фабрики. Текстильную промышленность дополняют многочисленные швейные и трикотажные предприятия.

Широкую известность во многих отраслях мира получила фарфоровая посуда и художественная керамика фабрики «Арабия» в Хельсинки.

В пищевой промышленности наиболее развито находящееся под контролем кооператива «Валио» производство молочных продуктов. Часть сливочного масла и сыра идет на экспорт.

Подводя итог, можно сказать, что экономическая структура Финляндии изменилась за последнее десятилетие. Поднялась значимость сферы услуг, а доля традиционной промышленности в ВВП сократилась. Доля сферы услуг составляет две трети от ВВП, а доля промышленности, соответственно, одну треть. Конкурирующие на международном уровне крупные промышленные компании в последние годы перевели производство ближе к развивающимся рынкам и странам с более дешевыми затратами на производство.

Вызовом для развития финской экономики, помимо изменения структуры промышленности, является демографическое изменение. Работоспособного населения становится меньше. Это усложняет финансирование пенсий и медицинского обслуживания, гарантированное обеспечение которых предполагает повышение производительности труда и уровня занятости. Структурная перестройка экономики, старение населения и перевод производства ближе к экспортным рынкам замедляют сегодня экономический рост Финляндии.

 


 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.