II. Индивидуальные особенности ребенка. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

II. Индивидуальные особенности ребенка.

2017-12-21 228
II. Индивидуальные особенности ребенка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Среди многих индивидуальных особенностей детей ярче всего проявляет себя темперамент. Следует обратить внимание на основные свойства темперамента:

- активность – это интенсивность психической и двигательной деятельности (дети высоко активные, умеренно активные и медлительные)

- преобладающее отношение к новому (положительное – улыбка, интерес, отрицательное – тревога, страх, избегание, безразличное)

- преобладающее настроение (повышенное, хорошее, сниженное)

- эмоциональная возбудимость (дети возбудимые, уравновешенные, мало эмоциональные)

- гибкость - отражает способность быстро переключаться, приспосабливаться (гибкие, умеренно гибкие и негибкие люди)

Хотя темперамент с возрастом может заметно меняться, многие его свойства, проявившиеся у ребенка 1-3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни. Взрослые просто обязаны считаться с темпераментом ребенка, позволяя ему самому задавать ритм и темп работы. Многие дети не сразу начинают принимать участие в коллективных действиях, предпочитая наблюдать со стороны. Монтессори-группа должна давать возможность всем детям оставаться разными и при этом быть успешными.

2. Способности. Каждый ребенок обладает уникальным, присущим только ему комплексом способностей к различным видам деятельности. Если предоставить ему возможность свободно развиваться и выбирать то, что его интересует, то способности ребенка проявятся и разовьются. С другой стороны, надо отдавать себе отчет, что у ребенка может не быть особых способностей к каким-либо видам деятельности, как бы нам этого ни хотелось.

3. Состояние здоровья. Здоровым можно считать ребенка, который физически, психически и социально благополучен. При работе с ребенком необходимо учитывать состояние его здоровья и способствовать его сохранению и улучшению. Бывают случаи, когда определенные проблемы со здоровьем не позволяют ребенку нормально участвовать в жизни группы. С такими детьми мы сначала занимаемся индивидуально, и только потом постепенно интегрируем ребенка в группу, если его медицинский диагноз это позволяет.

4. Темпы психосоматического развития и формирования ЦНС существенно отличаются у разных детей. Навязывание ребенку темпа развития и видов деятельности извне ведет к снижению мотивации саморазвития, нарушениям здоровья, снижению самооценки, и в результате – к задержке развития. Недопустимо сравнение уровня развития ребенка с формальной возрастной нормой без учета темпов его психосоматического развития и созревания ЦНС.

 

III. Средства образования.

В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают: специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка.

1. Подготовленная среда. Если мы признаем наличие у детей впитывающего сознания и ведущую роль ребенка в собственном развитии, то мы не можем недооценивать роль среды, дающей ребенку возможность впитывать информацию, впечатления и накапливать жизненный опыт. Для того, чтобы ребенок мог полноценно развиваться, ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным возможностям и потребностям ребенка, быть строго упорядоченной, представлять в доступном для впитывания сознанием ребенка виде систему понятий и явлений окружающего мира. Для создания такой среды используется Монтессори - материал и другие специально подобранные предметы и пособия. Существуют определенные требования к материалу: он должен быть автодидактичен, иметь точный алгоритм действия и возможность самоконтроля, отвечать эстетическим и экологическим требованиям. Все оборудование должно быть абсолютно доступным для ребенка. Основные составляющие среды расположены на уровне до 80 см. от пола. Сочетание универсальных законов, индивидуальных особенностей ребенка и окружающей среды дает каждый раз неповторимую, уникальную картину развития личности.

2. Педагог (обучающий взрослый). Частью социальной среды, окружающей ребенка, являются взрослые. У взрослого в Монтессори-группе есть своя роль и своя задача. Кроме безусловной любви и принятия ребенка таким, какой он есть, взрослый является еще и посредником между ребенком и его окружением. Когда ребенок осознает себя как отдельную личность, он уже много чего хочет, но далеко не всё может сделать сам. «Помоги мне это сделать самому!» – вот чего ждет ребенок от взрослого к своим трем годам, и именно в этом мы видим роль взрослых в Монтессори – группе. В группе «Вместе с мамой» в роли педагога для ребенка выступает не только подготовленный Монтессори – учитель, но и мама (или другой близкий родственник). В индивидуальной работе с ребенком педагог использует следующие методы:

· Презентация – точный, медленный, разделенный на фазы показ одному ребенку основного способа работы с материалом. Включает в себя этапы подготовки к работе (переноску, раскладку и т.п.), показ основного алгоритма, способ самоконтроля ошибок, уборку. Во время презентации педагог находится справа от ребенка на его уровне. Показ действия и комментарий во время презентации всегда разделены: когда показываем действие – молчим, когда говорим – ничего не показываем. Это позволяет ребенку достичь концентрации внимания.

· Упражнения – показ нового, более сложного (а в некоторых случаях –наоборот, упрощенного) способа работы. В показе упражнений отсутствует фаза подготовки и фаза уборки – это ребенок уже умеет делать сам.

· Трехступенчатый урок для расширения словарного запаса. Для проведения урока выбирают не более трех новых понятий сразу.(Иногда это могут быть два знакомых ребенку понятия, а одно – новое)

На первой ступени взрослый знакомит ребенка с эталоном, задействуя, по возможности, все органы чувств и ассоциации ребенка.(Например, поочередно обводят пальцем, трогают, рассматривают и затем называют геометрические фигуры-вкладыши: круг, квадрат, треугольник)

На второй ступени понятие переводят в пассивный словарь (называет взрослый, а ребенок показывает, находит, прячет и т.д.).

На третьей ступени понятие переходит в активный словарь ребенка.

(Взрослый показывает – ребенок называет).

Весь урок занимает не более 5 минут. Самая длинная – вторая ступень. Здесь очень важно «попасть в темп». Ребенка нельзя торопить, но как только он выполнил одно задание, сразу же предлагаем следующее. Взрослый не должен давать длинных многословных объяснений и инструкций. Звучать должны именно те слова, которые нужно запомнить.

 

К коллективным формам работы относится проведение кругов, праздников и проектов в изобразительной деятельности.

 

3. Выступая в роли педагога, взрослый должен учитывать, что

механизмы научения также достаточно универсальны. Можно выделить четыре ступени по степени эффективности:

 

- научение через наблюдение

- операциональное научение

- научение в процессе совместно - разделенной деятельности

- научение через самостоятельную деятельность

 

4. Основной формой деятельности ребенка в Монтессори-группе является свободная работа, принципы которой будут описаны ниже. В результате правильной организации свободной работы ребенка в специально подготовленной среде ему удается максимально использовать внутренний потенциал, запустить механизм саморазвития, достичь состояния нормализации, то есть внутренней гармонии и самодисциплины при высокой активности, стабильной положительной самооценке.

 

Зная эти законы и особенности, взрослый может создать условия, в которых ребенок может действовать спонтанно и произвольно, осуществляя переход от действия к деятельности, развивая мышление, память, волю, органы чувств, крупную и мелкую моторику, получая знания и опыт. Присутствие в разновозрастной группе других детей позволяет получить опыт и навык социального общения, наблюдения за действиями других, понимания общих правил.

 

Организация работы группы.

 

Данная программа предполагает нахождение ребенка до 3 лет в группе вместе с мамой или папой в течение 1,5 часа. Для ребенка очень важно мамино или папино присутствие и их моральная поддержка. А мамы и папы учатся внимательнее наблюдать за своими детьми, радоваться их успехам, всегда могут получить квалифицированную консультацию педагога и через некоторое время сами замечательно помогают новеньким влиться в группу, принять ее правила, освоить развивающую среду. В ходе занятия чередуются индивидуальная и коллективная работа. Обычно после 15-20 минут свободной работы педагог собирает детей на круг .(Возможно, при помощи песенки: «Колокольчик поет, всех ребят на круг зовет, поскорее приходи, маму за руку веди!»). Продолжительность круга не больше 10 минут. За это время педагог успевает провести 4-5 игр. Затем опять 15-20 мин. - свободная работа. Потом второй раз мы собираем группу вместе – на занятие в зоне изодеятельности или на сказку. После коллективного занятия – еще 15 минут свободной работы и короткий прощальный круг.

 

1. Организационные принципы группы.

1. Создание развивающей и автодидактической среды, которая включает в себя

а) помещение, оборудованное с учетом детских возможностей, культурных национальных традиций, эстетических требований.

б) Монтессори - материал для детей 0-3 лет.

в) Разновозрастную группу детей от 8 мес. до 3 лет.

г) Подготовленных родителей

д) Подготовленного педагога.

2. Организация свободной работы, обеспечивающей для ребенка

а) свободу выбора материала

б) свободу выбора времени и продолжительности работы с материалом

в) свободу выбора места для работы с переносным материалом

г) свободу выбора партнера или партнеров

д) свободу общения с учителем, другими детьми и взрослыми.

3. Соблюдение правила: «Пользуйся всеми свободами, но

не мешай другим». Правила в группе формулируются в форме разъяснений, а не запретов: «Можно все, что хочешь взять, поработать и убрать», «Если коврик на пути – коврик нужно обойти», «Мы друг другу не мешаем, если просят – помогаем», «Колокольчик поет - всех ребят на круг зовет».

4. Поддержание порядка в среде.

5. Создание педагогами атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребенка.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.