Чувство уверенности в себе и позитивная самооценка — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Чувство уверенности в себе и позитивная самооценка

2017-12-21 206
Чувство уверенности в себе и позитивная самооценка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кто я?

Что я люблю?

Что я могу?

Что делает меня особенным?

Постижение ответов на эти вопросы есть основной путь развития детей. Взаимодействуя с людьми и исследуя окружающий мир, дети постоянно приобретают информацию, способствующую их самопознанию. Таким образом, дети постепенно выстраивают Я-концепцию, составляя собственное мнение о себе.

В то время как развиваются всё более и более сложные самоощущения, дети составляют положительные и отрицательные мнения о себе. Первоначально они собирают эту информацию через взаимодействие со значимыми в их жизни людьми – членами семьи, воспитателями, другими детьми. Эти люди служат зеркалом, в котором дети видят себя и оценивают то, что они видят. Если отражение хорошее, дети дадут себе положительную оценку, если негативное, мнение детей будет таким же.

Целью педагогов является создание оптимальных условий для развития личности ребёнка, самопознания и максимального повышения детской самооценки. Воспитатели и учителя должны использовать эффективные стратегии и методы для активизации этих процессов.

Самооценка – чувство собственной значимости. Чувство опоры, которое возникает, когда ребёнок знает свои сильные стороны, имеет опыт успешного преодоления трудностей. Самооценка формируется исходя из ежедневной деятельности детей, подтверждая, кто они есть, и что они способны делать.

Когда дети успешны в своей деятельности, их самооценка возрастает, и дети воспринимают себя как людей, способных и умеющих справляться с проблемами. Если же ребёнок постоянно сталкивается в своей деятельности с негативными последствиями, у него ничего не получается и он чувствует недовольство и критику взрослых, то его самооценка страдает.

В результате такой ребёнок может начать думать о себе: «Я – неудачник», «Я не могу ничего делать правильно», «Я никогда не научусь делать это». Возможно, родители или другие взрослые ругали его, заставляя испытывать стыд, преуменьшая его способности. Не исключено, что причиной было искреннее желание сделать так, чтобы ребенок вел себя правильно, действовал успешно, а для этого казалось необходимым указать ему на ошибки, критиковать, рассказать, как надо... Однако в действительности это приводит к тому, что у таких детей оказывается отбито желание пробовать, действовать самостоятельно, идти на риск. Они легко сдаются и даже не пытаются завершить начатое дело или решить проблему.

Чувство идентификации и самооценка детей имеет также и культурную специфику, т.е. основано, в том числе, и на этническом происхождении ребенка. Дети могут отличаться не только индивидуальными, но и культурными стилями обучения и пользоваться культурно-заданными способами общения с людьми. Педагоги должны создавать в группах такую атмосферу, чтобы дети чувствовали уважение к ним и культуре их семей. Педагоги собирают информацию о семьях детей, посещающих группу: об их жизненных представлениях, системе ценностей, порядке повседневной жизни, обычаях и регулярно освещают и представляют культуру и традиции разных семей. Они приглашают родителей в качестве Гостей группы для участия в Утреннем Сборе и других видах деятельности: просят поделиться рассказом о национальных традициях и праздниках, почитать сказки, стихи и книги, рассказывающие об истории и ценностях различных этнических групп, приготовить блюда и обменяться рецептами национальной кухни. В группе представлены фотографии семей, плакаты, картинки, отражающие многообразие национальных традиций и обычаев, а также культурных особенностей семей, дети которых посещают группу.

Педагоги обучают детей социально принятому поведению в разных ситуациях, создают условия для обсуждения в группах темы индивидуальных и культурных различий и большого значения дружбы. Педагогу легче научить детей пониманию и принятию широкого круга различий между людьми (толерантности) как нормы - и преимущества! - жизни, через непосредственный контакт с этими различиями.

Если вы разучите с детьми несколько слов из родного языка ребёнка, который ходит в вашу группу, или споёте песню, а также познакомитесь с кулинарными рецептами разных семей, принесёте национальную одежду в Центр Сюжетно-ролевой игры, то научите детей ценить, принимать и уважать различия между ними.

Коммуникативные навыки. Процесс социального развития ребенка в группе выражается в систематическом поощрении различных социальных взаимодействий. Дети, которые научатся устанавливать длительные дружеские отношения в дошкольном возрасте, будут уметь дружить и тогда, когда станут взрослыми. Если у детей прочные и надёжные отношения с родителями и педагогами и много возможностей для игры с другими детьми, то это способствует их социальному развитию. И наоборот, при отсутствии надёжных доверительных отношений со взрослыми и редкими контактами с детьми в игровой деятельности, социальное развитие детей замедляется.

Многие дети с лёгкостью общаются со сверстниками, они инстинктивно знают, как заводить друзей и найти своё место в группе. Они получают удовольствие от общения со сверстниками и взрослыми. Но также в группе могут быть и дети, которым нужно больше времени и необходима помощь, чтобы они почувствовали себя комфортно в группе. Когда они будут готовы к взаимодействию, они смогут сами вступать в игру со сверстниками и приобретать друзей.

Дети, которые неспособны устанавливать дружеские отношения со сверстниками, и чувствуют себя отверженными большую часть времени, могут иметь серьёзные проблемы, когда станут взрослыми. У этих детей, как правило, низкая самооценка и отсутствие навыков общения, что затрудняет их коммуникацию с другими детьми и взрослыми.

Дети обучаются, приобретая знания и навыки через собственное исследование, опыт, игру и взаимодействие со сверстниками и со взрослыми. Важно активно способствовать возникновению социальных взаимодействий между детьми. Этого можно добиться различными способами. Например, путём использования карточек с именами детей, а также предоставляя им возможность самим выбрать партнёров для игры или другой деятельности. Педагоги могут заранее организовать рассадку детей, а могут предоставить детям самим выбрать место во время таких занятий, как групповой сбор, работа в группах или приём пищи. Некоторые дети получают удовольствие, выполняя роль лидера, общаясь и помогая другим детям. Другим детям могут просто нравиться некоторые их сверстники, и они общаются с ними.

Педагоги могут поддержать развитие дружеских взаимоотношений, предлагая детям задания, в ходе которых детям придётся активно общаться. Во время группового сбора, к примеру, можно побуждать детей не только выбирать, в каком центре активности играть в течение периода игры по выбору, но также вовлекать в игру других детей. Такой вид подсказки может быть особенно благоприятным для детей, у которых есть проблемы с осуществлением выбора.

Дети должны иметь возможность оказывать помощь своим сверстникам при каждом удобном случае. Например, в группе есть мальчик, который успешно складывает головоломки. Педагог может таким образом организовать работу, чтобы этот ребёнок помогал своему сверстнику, у которого ещё нет навыка в этой деятельности. Таким образом, дети будут работать сообща.

При первой подходящей возможности педагогу следует побуждать детей помогать друг другу, а не обращаться за помощью к взрослым. Можно ввести правило «Спроси трёх». Суть этого правила в том, что прежде чем обратиться за помощью к воспитателю, ребёнок должен попросить помощи у трёх сверстников. Например, Саша не умеет застёгивать пуговицы или завязывать шнурки, а Света великолепно справляется с этой задачей. Этот приём помогает детям учиться решать проблемы самостоятельно и общаться, обращаясь за помощью друг к другу.

Умение работать в команде. Педагоги строят общение с детьми, выбирая стратегию поддержки детей и создания сообщества. Они избегают соревнований и сравнения детей друг с другом. Они не задают вопросов «Кто больше?», «У кого лучше?», «Кто первый?»,

Дети должны научиться эффективно общаться, делиться информацией, самостоятельно разрешать конфликты и соблюдать очередность.

Педагоги строят сообщество через поощрение детей к тому, чтобы они:

• Знали имена друг друга. Дети запоминают и используют в общении имена друг друга, выясняют, чем интересуются, и что чувствуют другие дети.

• Устанавливали и соблюдали очерёдность. Дети учатся устанавливать и соблюдать очерёдность. По мере взросления детей соблюдение очередности происходит уже без прежних ссор и отказа от игры.

• Делились друг с другом. Дети учатся делиться друг с другом игрушками, фломастерами, конфетами, местом на ковре и за столом, вниманием со стороны воспитателя и т.д.

• Освобождали место в кругу. Дети учатся освобождать место в кругу для опоздавших сверстников и садиться рядом не только со своими лучшими друзьями, но и с другими детьми.

• Участвовали в групповой деятельности. Дети учатся конструктивно входить в группу играющих детей, участвовать в совместных играх в круге и работать в команде.

• Приглашали других детей присоединиться к их играм и занятиям. Дети учатся вовлекать своих сверстников в игру, предлагают им участвовать в совместной деятельности.

• Были дружелюбными и доброжелательными. Дети учатся выражать благодарность другим людям, демонстрировать свой интерес к ним и радоваться успехам и достижениям своих сверстников.

• Работали и играли вместе. Дети вместе работают над проектами и разрешают проблемы, вместе играют как единая команда или группа.

• Разрешали конфликты. Дети учатся тому, что обсуждение, обмен мнениями способствует разрешению конфликтов. Они делятся своими чувствами, высказывают свою точку зрения и конструктивно решают проблемы.

Независимое и критическое мышление. Воспитатели в программе, ориентированной на ребёнка, не задают детям типично «учительских» вопросов: «А если хорошо подумать?» «А кто знает правильный ответ?». Педагоги поощряют детей задавать вопросы и учат этому детей. «Нет «глупых» вопросов,- говорят мудрые педагоги.- Самый «глупый» вопрос - это вопрос, который ты никогда не задашь и уйдёшь, не выяснив ответ на него». Воспитатели задают детям открытые вопросы, развивающие мышление детей. Педагоги способствуют тому, чтобы дети сами искали ответы на свои вопросы, создавая условия для развития познавательной активности и независимого мышления детей.

Во время процедуры обмена информацией («Покажи и расскажи») дети делятся тем, что происходит у них дома, что произошло утром по дороге в детский сад, показывают нарисованные ими картинки и рассказывают о них. Хорошо, когда дети делятся своим опытом, а не рассказывают об игрушках и вещах, которые купили им родители, ведь у других детей может и не быть таких дорогих игрушек и вещей. Да и действительно ценна только та информация, которая добыта личным опытом и усилиями. Обмен опытом, информацией и новостями способствует развитию способности к анализу и обобщению и делает межличностное общение более значимым и глубоким.

Ценность организованного обсуждения в том, что взрослые учат детей логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимая сознание ребёнка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. Научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем давать им готовые знания.

Во время обмена новостями воспитатели объединяют детей вокруг общих интересов, вызывают их интерес друг к другу, опыт одного ребёнка становится общим достоянием. У детей вырабатывается умение и привычка слушать собеседника (активное слушание), делиться своими мыслями и точкой зрения со сверстниками, они начинают приобретать навыки публичного выступления перед группой детей и взрослых. Следовательно, создаются условия для речевого развития и навыков альтернативного мышления, с одной стороны, а с другой, способность к сдержанности, умение контролировать себя и навыки рефлексии.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.