Программа коррекционно-развивающих занятий логопеда — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Программа коррекционно-развивающих занятий логопеда

2017-12-21 198
Программа коррекционно-развивающих занятий логопеда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С ВОСПИТАННИКАМИ ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

с нарушением интеллекта

 

Нарушения речевого развития у детей данной категории проявляются в раннем возрасте: у большинства детей отсутствует или поздно появляется лепет; первые слова в активной речи — после двухлетнего возраста; фразовая речь — после трех лет. Временной интервал между появлением первых слов и фразовой речи у детей с нарушением интеллекта более длительный, чем у нормально развивающихся детей.

 

Несформированность речевой деятельности выражается в слабости мотивации и снижении потребности в речевом общении; нарушенных операциях программирования речевого высказывания, создания внутренних речевых программ и нарушенных операциях реализации речевой программы и контроля за речью.

 

У таких детей не сформировано фонематическое восприятие, не развит артикуляционный аппарат, отмечаются полиморфное нарушение звукопроизношения, ограниченный словарный запас. Их фразовая речь часто представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. В речи типичны аграмматизмы, проявляющиеся как в сложных, так и в простых формах словоизменения; нарушено словообразование; характерна слабая сформированность связной речи или

 

ее отсутствие. Характерные особенности просодической стороны речи детей с нарушением интеллекта выражены в том, что их речь монотонна, маловыразительна и лишена эмоций. В речевых нарушениях преобладает семантический (смысловой) дефект. Нарушения речи очень стойки.

 

Среди детей с нарушением интеллекта есть дети с различным уровнем развития речи: § совсем не владеющие активной речью; § владеющие небольшим словарным запасом и простой фразой;

 

§ владеющие формально хорошо развитой речью.

 

Нарушения звукопроизношения определяются комплексом патологических факторов. Выделяют следующие основные причины нарушений звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта: несформированность познавательных процессов, направленных на овладение звуковым составом речи; позднее развитие фонематического слуха; недоразвитие общей и речевой моторики (нередки остаточные явления параличей, парезов речевой мускулатуры, что резко ограничивает возможности овладения правильным произношением звуков речи); аномалии в строении органов артикуляции: губ, твердого и мягкого неба, челюстей.

 

Инертность нервных процессов, плохая переключаемость процессов возбуждения и торможения проявляются у детей с нарушением интеллекта при постановке и особенно при автоматизации звуков. Коррекция нарушений звукопроизношения связана с формированием речевой функции в целом, так как дефекты звукопроизношения проявляются на фоне системного недоразвития речи умственно отсталых детей.

Условия эффективности логопедического

Воздействия

 

Успешное преодоление нарушений речевого развития возможно при обеспечении выполнения следующих условий:

 

1. установление взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, дефектолога, психоневролога, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, медицинской сестры, массажиста);

 

2. установление тесной связи логопеда с родителями, обеспечивающей единство требований к развитию речи ребенка и закрепление изучаемого материала в домашних занятиях;

 

3. адаптация ребенка к обстановке логопедического кабинета, эмоциональный контакт логопеда с ребенком, тактичность, доброжелательность, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны логопеда и сотрудников детского сада;

 

4. сочетание в работе логопеда вербальных средств с наглядными и дидактическими материалами, техническими средствами обучения;

 

5. постоянное закрепление содержания программного материала, его соответствие программным требованиям;

 

6. разработка индивидуальных программ работы с каждым ребенком и их уточнение с учетом динамики продвижения ребенка.

 

Система лечебно-педагогической комплексной работы строится с учетом общедидактических и специфических принципов. Можно выделить следующие принципы построения индивидуальных программ: учет возрастных особенностей ребенка; учет особенностей высшей нервной деятельности; учет особенностей познавательной деятельности; учет индивидуально-личностных особенностей; учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития; прогнозирование динамики развития ребенка.

 

Логопед, составляющий индивидуальные программы коррекционной работы, руководствуется следующим алгоритмом их построения:

 

§ формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти); § работа над пониманием обращенной речи; § развитие мелкой ручной и артикуляционной моторики;

 

§ развитие слухового внимания и фонематического восприятия; § развитие чувства ритма; § развитие дыхания и голоса;

 

§ совершенствование произносительной стороны речи;

 

§ формирование активной речи (звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, элементарные фразы, совершенствование фразовой речи).

 

Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий определены основными направлениями и задачами, которые целесообразно реализовывать поэтапно.


 


Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание

 


Этап Задачи коррекционно-логопедической работы

 

Расширение понимания речи Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней (м Стимуляция подражания «Сделай, как я»; звукового подражания «Как мычит корова? Как собачка лает? Как лягушка Научить ребенка сортировать предметы по цвету, форме, величине, показывать части тела, приносить игрушки по с

 

I Соотносить предметы с их словесными обозначениями Стимулировать формирование первых форм слов

 

Научить ребенка сначала проговаривать ударный слог, а затем воспроизводить два и более слогов слитно Постепенно учить ребенка объединять усвоенные слова в двусловные предложения Выражать свои потребности словами «дай пить», «хочу спать», «спасибо»

 


Расширять понимание обращенной речи

 

II Формировать двусловные предложения Осуществить постановку звуков

 


Совершенствовать фразовую речь

Развивать понимание грамматических форм существительных и глаголов

III Продолжать работу по словоизменению и словообразованию

 

Продолжать работу по коррекции звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков) Подготовка к обучению грамоте.

Овладение элементами грамоты

 


Логопедическая работа начинается с комплекса упражнений артикуляционной гимнастики (от простых упражнений к более сложным).

 

Артикуляционная гимнастика проводится по подражанию, перед зеркалом. Используется и механическая помощь (шпатель, зонд и т. п.).

 

У детей с нарушением интеллекта постановка звуков по подражанию редко бывает эффективна, поэтому чаще пользуются такими способами постановки звуков, как:

 

§ механический;

 

§ постановка от других звуков, правильно произносимых; § постановка звука от артикуляционного уклада; § смешанный (когда используются различные способы).

Коллективная деятельность создает предпосылки для развития потребности в общении.

 

Различные виды деятельности (игры, конструирование, изобразительная, трудовая) способствуют развитию словаря, создают предпосылки к развитию связной речи.

 

Дидактические игры, направленные на развитие слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционные упражнения ведут к формированию правильной речи.

 

В специальной дошкольной педагогике практические методы обучения сочетаются с наглядными и словесными.


 


Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание

 

 


Методы обучения

 

словесные наглядные практические    
         
Беседа, инструкция, рассказ, Наблюдение, обследование Организация детской    
предметов и явлений окружающего деятельности (дидактических    
описание события и др.    
мира и др. игр и пр.)    
     
         

Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.