Общие правила проезда перекрёстков — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие правила проезда перекрёстков

2017-12-21 288
Общие правила проезда перекрёстков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Очередность движения через перекресток зависит от того, к какому виду он относится. Однако есть и общие правила, которые действуют на любых перекрестках.

Вот эти правила:

  1. Поворачивая на перекрестке направо или налево, водитель обязан пропустить пешеходов, идущих через ту дорогу, на которую он поворачивает, а также велосипедистов, продолжающих движение в прямом направлении по велосипедной дорожке или по краю проезжей части. Исключение составляют случаи, когда движение пешеходов регулируется отдельным светофором. Если во время поворота транспортного средства пешеходам горит запрещающий сигнал, то уступать им дорогу не следует.
  2. Запрещается въезжать на перекресток, если на нем или за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пересечении проезжих частей, создав препятствие для движения других транспортных средств в поперечном направлении. В таком случае въехать на перекресток можно только для того, чтобы тут же выехать с него в свободном направлении (например, выполнив поворот или разворот). Если же вам необходимо двигаться именно в том направлении, в котором образовался затор, то нужно остановиться перед въездом на пересечение проезжих частей и возобновить движение только после того как за перекрестком появится свободное место для вашего транспортного средства.
  3. На любых перекрестках ТС с включенными проблесковыми маячками синего (синего и красного) цвета и специальным звуковым сигналом (сиреной) имеют преимущество независимо от имеющихся на перекрестке дорожных знаков, разметки, а также сигналов светофора. Остальные водители обязаны уступить дорогу специальному транспортному средству и тем, кого оно сопровождает.

Алгоритм проезда перекрестков

Алгоритм проезда любого перекрестка состоит из трех действий:

  • Во-первых, нужно правильно сориентироваться и еще до въезда на перекресток, определить, к какому виду он относится.
  • Во-вторых, применив соответствующие правила, нужно уступить дорогу тем, кто имеет преимущество, после чего своевременно въехать на перекресток.
  • В-третьих, после въезда на перекресток нужно своевременно выехать с него в желаемом направлении. На этом этапе также может возникнуть необходимость уступить дорогу другим водителям и пешеходам.

Виды перекрестков

Перекрестки могут иметь разную конфигурацию. Они бывают крестообразными, Т-образными, в форме звезды, треугольника и т.д.

Существуют перекрестки с круговым движением и транспортные развязки, на которых вместо одного большого перекрестка делается несколько маленьких.

Однако правила проезда перекрестков зависят не от их формы и размеров, а от того, к какому виду относится тот или иной перекресток.

Регулируемый перекресток — это такой перекресток, где очередность движения определяется сигналами действующего светофора или регулировщика.

Если светофор и регулировщик отсутствуют, то перекресток считается нерегулируемым, и водители определяют очередность проезда самостоятельно, по тем правилам, которые действуют на нерегулируемых перекрестках.

Также считается нерегулируемым перекресток, на котором:

  • светофор имеется, но не работает;
  • светофор имеется, но работает в режиме мигающего желтого сигнала;
  • регулировщик присутствует, но не подает водителям и пешеходам сигналов, регулирующих движение.

Важно знать!
В тех случаях, когда движением на перекрестке управляет регулировщик, водители и пешеходы должны выполнять его требования, даже если они противоречат сигналам светофора, знакам приоритета, а также другим дорожным знакам и разметке.

Нерегулируемые перекрестки делятся на равнозначные и неравнозначные. На неравнозначном перекрестке всегда есть главная дорога, а остальные дороги являются второстепенными по отношению к ней.

Естественно, тот, кто движется по главной дороге, имеет преимущество перед теми, кто находится на второстепенной дороге.

Вы должны уметь самостоятельно находить на неравнозначном перекрестке главную и второстепенные дороги.

Если вы не успеете сделать это, пока приближаетесь к перекрестку, то вам не удастся правильно определить, кто имеет преимущество, а кто должен уступить дорогу. Не соблюдая очередность проезда, можно совершить серьезное ДТП.

Главная дорога

Три признака главной дороги:

  1. Автомагистраль, обозначенная знаком 5.1, всегда является главной по отношению ко всем остальным дорогам, которые примыкают к ней.
  2. Дорога с твердым покрытием (асфальт, бетон, щебень, брусчатка и т.п.) всегда является главной по отношению к пересекаемой или примыкающей грунтовой дороге, при условии, что на перекрестке отсутствуют знаки приоритета и знак 1.6.
  3. Дорога, обозначенная перед перекрестком знаками приоритета 2.1, а вне населенных пунктов — также знаками 2.3.1- 2.3.7 (2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.6, 2.3.5, 2.3.7, всегда является главной по отношению к пересекаемой или примыкающей дороге. Дорога, которая обозначена знаками 2.4 или 2.5, всегда является второстепенной. Знаки 2.1, 2.4 и 2.5 устанавливаются непосредственно перед перекрестком, а 2.3.1 — 2.3.7 на расстоянии 150 — 300 метров до него.

На некоторых перекрестках главная дорога может поворачивать влево или вправо. В таком случае знаки приоритета устанавливаются с табличками 8.13 «Направление главной дороги»: знак 2.1 — с табличкой 8.13, а знаки 2.4 или 2.5 — с табличкой 8.13.

Главная дорога показана на этих табличках толстой линией, а второстепенные дороги — тонкими. Если знаки 2.1, 2.4 или 2.5 установлены без табличек 8.13, то вы можете быть уверены, что ни главная, ни второстепенная дорога на данном перекрестке не меняет направления.

Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т. п.), а знаков приоритета на перекрестке нет, то в целях безопасности он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

Важно знать!
Знаки приоритета устанавливаются и на регулируемых перекрестках, однако в этом случае водители должны подчиняться не им, а исключительно сигналам светофора или регулировщика. Если светофор выйдет из строя или окажется выключен, перекресток станет нерегулируемым, и только тогда установленные знаки приоритета вступят в силу. Таким образом, приближаясь к перекрестку, водитель должен в первую очередь обратить внимание на наличие светофора (регулировщика), и только если его нет — искать в поле зрения знаки приоритета.

На равнозначном перекрестке нет главных и второстепенных дорог — все пересекающиеся дороги равны по своему значению. Как правило, на таких перекрестках отсутствует интенсивное движение, поэтому нет смысла устанавливать светофоры и знаки приоритета.

Их отсутствие и является признаком равнозначного перекрестка. В некоторых случаях, но далеко не всегда, перед равнозначным перекрестком может быть установлен предупреждающий знак 1.6.

Для равнозначных перекрестков существуют свои правила проезда, которые отличаются от правил, действующих на регулируемых и неравнозначных перекрестках.

Проезд нерегулируемых перекрёстков

Правила устанавливают очередность проезда нерегулируемого перекрестка в зависимости от типа перекрестка, взаимного расположения ТС или пешеходов, а также от направлений их дальнейшего движения.

При этом одни участники движения должны уступать дорогу другим.

Однако если вы точно знаете, что ваш путь на перекрестке не будет пересекаться с траекторией другого транспортного средства (например, при движении навстречу друг другу в прямом направлении), то с таким ТС вы можете двигаться через перекресток одновременно.

Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог

На равнозначном перекрестке все дороги, примыкающие к нему, равны по значению. Однако это еще не означает, что все участники движения находятся в равных условиях.

На таком перекрестке существуют две очереди: первая — для трамваев, а вторая — для безрельсовых ТС.

Когда на равнозначном перекрестке находится несколько трамваев и безрельсовых транспортных средств, пути которых пересекаются, внутри каждой из этих двух очередей водители руководствуются при въезде на перекресток уж известным нам правилом помехи справа, согласно которому такой помехе нужно уступить дорогу.

По этому правилу трамваи разъезжаются друг с другом, а безрельсовые ТС — друг с другом, после того как проедут трамваи.

Уступив дорогу трамваям и находящимся справа от вас безрельсовым транспортным средствам, вы получаете право въехать на равнозначный перекресток.

Однако в некоторых случаях выехать с него удаётся не сразу.

Прежде чем выехать в нужном направлении, необходимо:

  • при повороте направо — уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, которые пересекают дорогу справа от вас;
  • при повороте налево — уступить дорогу встречным ТС, движущимся прямо и направо (то есть туда же, куда хотите повернуть и вы), а также пешеходам, переходящим дорогу слева от вас;
  • при развороте — встречным транспортным средствам и тем, кто приближается к перекрестку с левой стороны (в процессе разворота такие ТС также станут для вас встречными);
  • при движении прямо выехать с перекрестка можно беспрепятственно, если вы правильно въехали на него ранее;
  • поворот налево двух ТС, движущихся со встречных направлений, может выполняться одновременно при условии, что оба водителя выбирают не пересекающиеся траектории и поддерживают безопасный боковой интервал. При этом разъезд на перекрестке осуществляется правыми бортами. Выполняя такой разъезд, нужно соблюдать осторожность, поскольку встречное транспортное средство, поворачивающее налево, может загораживать собой автомобиль или мотоцикл, едущий в прямом направлении.

Равнозначные перекрестки отличаются низкой интенсивностью движения, поэтому ситуация, когда безрельсовые ТС подъехали одновременно с четырех сторон и создали друг другу помеху справа, возникает очень редко.

Правила такую ситуацию не регламентируют, следовательно, водители будут должны определить очередность движения по договоренности. После того как одно из четырех ТС проедет в первую очередь, остальные три водителя смогут разъехаться по правилу помехи справа.

Проезд нерегулируемых перекрестков главных и второстепенных дорог

При наличии на нерегулируемом перекрестке главной дороги, транспортные средства, движущиеся по ней, имеют преимущество перед теми, кто движется по второстепенной дороге.

При этом не имеет значения, на какой дороге ваше ТС окажется после проезда перекрестка — очередность движения определяется тем, по какой дороге вы подъехали к нему.

Так, водитель, поворачивающий с главной дороги на второстепенную, все равно имеет преимущество перед водителем, который поворачивает со второстепенной дороги на главную.

Важно знать!
В любом случае, водитель, находящийся на второстепенной дороге, не имеет права въехать на перекресток до тех пор, пока главная дорога не освободится от всех ТС, которые либо уже находятся на перекрестке, либо приближаются к нему.

При наличии на главной или второстепенной дороге трамвайного движения въезд на перекресток осуществляется в четыре очереди:

  • первую очередь составляют трамваи, подъехавшие по главной дороге;
  • вторую очередь составляют безрельсовые ТС, подъехавшие по главной дороге;
  • третью очередь составляют трамваи, подъехавшие по второстепенной дороге;
  • четвертую очередь составляют безрельсовые ТС, подъехавшие по второстепенной дороге.

Таким образом, ваша очередь на таком перекрестке может оказаться второй или четвертой — в зависимости от того, по какой дороге вы подъехали.

Если главная дорога на перекрестке поворачивает, то возможна ситуация, когда траектории транспортных средств, оказавшихся на главной дороге, пересекаются друг с другом.

Такая же ситуация возможна и между ТС, находящимися на второстепенных дорогах.

В этом случае водители, оказавшиеся в равных условиях, то есть на одинаковых по значению дорогах, должны руководствоваться между собой правилом помехи справа.

Водители, находящиеся на второстепенных дорогах, разъезжаются, руководствуясь этим правилом, после того как будет полностью освобождены оба направления главной дороги.

Выезд с неравнозначного перекрестка осуществляется по тем же правилам, что и выезд с пересечения равнозначных дорог. При повороте налево или направо нужно уступить дорогу пешеходам и велосипедистам.

Если главная дорога не поворачивает, то при повороте налево и развороте придется пропустить встречные транспортные средства. На перекрестках с поворотом главной дороги выезд налево не представляет сложности, а разворот должен осуществляться так, как показано на рисунке.

Перекрестки с круговым движением

Проезд перекрестка с круговым движением осуществляется по тем же правилам, которые действуют на остальных перекрестках.

При отсутствии знаков приоритета перекресток является равнозначным, и водители руководствуются правилом помехи справа. При наличии знаков «Уступите дорогу» водители, въезжающие на перекресток, уступают дорогу тем, кто уже движется по кругу.

Проезд регулируемых перекрестков

На регулируемых перекрестках очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика. Если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора и указаниям дорожных знаков, то нужно руководствоваться требованиями регулировщика.

Если сигналы светофора противоречат требованиям дорожных знаков 2.1, 2.4 или 2.5, то нужно руководствоваться светофором.

Въехать на регулируемый перекресток позволяет разрешающий сигнал светофора или регулировщика. Разрешающими сигналами светофора являются:

Зеленый свет Зеленый свет с зеленой дополнительной стрелкой Красный или желтый свет с зеленой дополнительной стрелкой
Разрешает въезд на перекресток. Разрешает въезд на перекресток и движение во всех направлениях. Разрешает въезд на перекресток только для движения в направлении, указанном стрелкой.

Важно знать!
При движении на запрещающий (крансый или желтый) сигнал с зеленой дополнительной стрелкой водитель должен уступить дорогу любым транспортным средствам, движущимся с других направлений.

При запрещающем сигнале светофора или регулировщика водитель должен остановиться перед стоп-линией, обозначенной разметкой или знаком 6.16, а при их отсутствии — перед пересекаемой проезжей частью, не создавая помех пешеходам.

Очередность движения трамваев и безрельсовых ТС

Если разрешающий сигнал подается одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамваи проезжают перекресток в любом направлении в первую очередь, а безрельсовые ТС — во вторую.

Однако если трамвай движется на запрещающий сигнал с дополнительной зеленой стрелкой, он должен уступить дорогу остальным ТС, которые движутся на зеленый свет.

Выезд с регулируемого перекрестка

Выезд с регулируемого перекрестка определяется направлением вашего дальнейшего движения. Трамваи между собой, а безрельсовые транспортные средства — между собой разъезжаются по следующим правилам:

  • водитель, движущийся прямо, не уступает дорогу никому;
  • водитель трамвая или безрельсового ТС, поворачивающий направо, уступает дорогу только пешеходам и велосипедистам, продолжающим движение прямо;
  • водитель, поворачивающий налево, уступает дорогу встречным транспортным средствам (в том числе выполняющим правый поворот), а также пешеходам, продолжающим движение прямо;
  • водитель, выполняющий разворот, уступает дорогу только встречным транспортным средствам.

Действия водителя при переключении светофора

Въехав на перекресток на разрешающий сигнал светофора (в том числе на мигающий зеленый), водитель должен освободить перекресток, даже если светофор переключился на запрещающий сигнал, при условии, что на пути его следования через перекресток нет стоп-линий.

Однако при наличии стоп-линии после того как включился запрещающий сигнал, водитель обязан остановиться перед ней и возобновить движение только после того, как снова загорится зеленый свет.

Этим же правилом нужно руководствоваться на перекрестке с регулировщиком.

С учетом сказанного выше, на перекрестках с интенсивным движением при необходимости повернуть налево или развернуться на зеленый свет рекомендуется следующая последовательность действий:

ШАГ 1 ШАГ 2 ШАГ 3
Водитель въезжает на перекресток по разрешающему сигналу светофора, останавливается на середине перекрестка, уступает дорогу встречным ТС. Водитель дожидается переключения зеленого сигнала на желтый, убеждается, что встречный автомобиль снизил скорость с целью остановки. Водитель поворачивает налево позади последнего автомобиля, который проехал навстречу, невзирая на сигнал светофора.

Важно знать!
Даже после включения разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, а также пешеходам, заканчивающим переход дороги.

Проезд перекрестка по сигналам регулировщика

Сигналы регулировщика могут разрешить вам движение в нескольких направлениях.

При этом необходимо соблюдать правила расположения на проезжей части перед выполнением поворота направо, налево или разворота, а также учитывать требования знаков 5.15.1, 5.15.2 или разметки 1.18, указывающих направления движения по полосам.

Движение через железнодорожные пути — ПДД 2017

15.1. Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).

15.2. При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).

15.3. Запрещается выезжать на переезд:

  • при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);
  • при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);
  • при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками);
  • если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;
  • если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).

Кроме того, запрещается:

  • объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;
  • самовольно открывать шлагбаум;
  • провозить через переезд в нетранспортном положении сельскохозяйственные, дорожные, строительные и другие машины и механизмы;
  • без разрешения начальника дистанции пути железной дороги движение тихоходных машин, скорость которых менее 8 км/ч, а также тракторных саней-волокуш.

15.4. В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет – не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего – не ближе 10 м до ближайшего рельса.

15.5. При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель должен:

  • при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;
  • оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;
  • при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.

Примечание

Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью – с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.

Билет № 5.2

Обязанности водителя, предрейсовая подготовка к работе на линии

К управлению транспортными средствами категории «В», «С» допускаются лица, достигшие - 18 лет, категории «Д» - 20 лет, имеющие при себе:

-соответствующие удостоверения, выданные органами ГИБДД;

- регистрационные документы на транспортное средство;

-путевой лист, документы на перевозимый груз и страховой полис. При этом водитель автомобиля имеет право управлять лишь теми категориями транспортных средств, против которых в едином водительском удостоверении имеется разрешающая отметка в соответствующих графах или штамп с надписью категории транспортного средства.

Удостоверение на право управления автомобилем предъявляется диспетчеру при получении путевого листа, механику перед выездом на линию.

5.2. Перед выездом на линию водитель должен пройти медицинский осмотр.

Проверить техническую исправность автомобиля (прицепа), обратив особое внимание на:

- исправное состояние шин, тормозного устройства, рулевого управления, крепление карданного вала, фар, фонаря заднего хода, стоп-сигналов, указателей поворотов, звукового сигнала, а также на отсутствие подтекания топлива, масла, воды;

- наличие инструментов и инвентаря, огнетушителей, медицинской аптечки и знака аварийной остановки;

- заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью. Исправность автомобиля перед выездом на линию подтверждается подписью механика и водителя в путевом листе.

5.3. Водителю запрещается:

- управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

- передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в нетрезвом состоянии;

- передавать управление транспортным средством лицам, не имеющим при себе удостоверения на право управления транспортным средством, а также лицам, имеющим удостоверения на право управления, но не записанным в путевом листе;

- самостоятельно отклоняться от маршрута движения, указанного в путевом листе, если это не вызвано ухудшением дорожных или климатических условий,

- использовать транспортное средство в личных целях;

5.4. При командировании группы водителей на строительные или другие объекты главный инженер (заместитель начальника) подразделения проводит персональный инструктаж водителей по вопросам организации труда и отдыха, охране труда, пожарной безопасности и безопасности движения. Лицо, назначенное приказом руководителя подразделения старшим группы, отвечает за организацию безопасности движения, охраны труда, пожарной безопасности и организацию труда.

Старший группы водителей при наличии допуска имеет право проверять техническое состояние временной группы автомобилей и оказывать помощь в устранении дефектов узлов и агрегатов, влияющих на безопасность движения. В случае невозможности ремонта принимать меры к организации транспортировки неисправного автомобиля в подразделение.

При появлении водителя на работе в нетрезвом состоянии старший группы должен немедленно доложить об этом руководителю подразделения.

За сохранность и использование транспортных средств отвечает руководство организации, в распоряжение которой командированы транспортные средства. Руководители организаций несут полную ответственность за обеспечение безопасной работы прикомандированных автомобилей. Старший группы по возвращении из командировки в письменном виде докладывает руководителю подразделения о всех мероприятиях, проведенных за период командировки.

Билет № 5.3

Обязанности

  • Лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, отвечает за выпуск на линию исправных транспортных средств и их безаварийную эксплуатацию, определение неисправностей при приеме с линии и по окончании работы.
  • Лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, контролирует правильную эксплуатацию транспортных средств, осуществляет контроль за техническим состоянием транспортных средств на линии, выявляет причины неисправностей и принимает меры к их устранению.
  • Организовывает передачу транспортных средств в ремонт и прием их из ремонта в эксплуатацию после контроля выполненных работ.
  • Осуществляет контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по техническому обслуживанию транспортных средств согласно графиков технического обслуживания.
  • Оформляет документацию на ремонт транспортных средств с повреждениями возникшими в результате ДТП.
  • После окончания работы контролирует постановку транспортных средств на охраняемую стоянку.
  • Принимает непосредственное участие в проведении технического осмотра транспортных средств.
  • Вносит предложения о наложении дисциплинарных взысканий на водителей.
  • Организовывает проведение ежедневного предрейсового и послерейсового технического осмотра транспортных средств.
  • Осуществляет контроль за исправностью спидометров и одометров и за сохранностью пломб. Ежемесячно осуществляет контрольную проверку показаний одометров.
  • Перед выездом на линию проверяет у водителей документы на право управления транспортным средством и путевую документацию.

3. Права

  • Не выпускать на линию транспортные средства имеющие технические неисправности.
  • Не принимать после технического обслуживания или ремонта транспортные средства с невыполненным объемом работ.
  • Запрещать выпуск на линию транспортных средств незарегистрированных в установленном порядке или не прошедших периодический технический осмотр.

 

Билет № 5.4

Действия водителя в критических ситуациях

 

Далее: Действия водителя при дорожно-транспортных происшествиях

При управлении автомобилем водитель по многим причинам может оказаться в самых разнообразных критических ситуациях, грозящих дорожно-транспортным происшествием. Такие ситуации могут создаваться практически в любых условиях движения. Во избежание происшествия наиболее часто действия водителя сводятся к стремлению остановить автомобиль, т. е. к экстренному торможению вплоть до полной остановки. Иногда обстановка требует резкого изменения направления движения. Значительно реже во избежание происшествия надо увеличить скорость движения. Но бывает, что необходимо одновременно и торможение, и изменение направления движения. В этом случае надо помнить, что сочетание этих приемов, особенно на скользкой дороге или на высокой скорости, приводит к потере устойчивости автомобиля, к заносу и даже опрокидыванию. Водитель должен учитывать эту вероятность и соразмерять свои действия в соответствии с обстановкой.

В ситуации, когда водителем уже приняты все меры к торможению и объезду препятствия, но избежать столкновения или наезда уже невозможно, водитель обязан сохранять самообладание и принимать все меры Для того, чтобы уменьшить тяжесть последствий. К сожалению, иногда аварийная ситуация вызывает у водителя страх. В испуге он теряет способность поступать правильно, у него увеличивается время реакции.

Самый тяжелый вид происшествия — фронтальное столкновение двух машин. Статистика показывает, что из числа всех столкновений автомобилей на дорогах 70% составляют фронтальные. При этом скорость и энергия обеих машин суммируются и последствия такого столкновения бывают крайне тяжелые. Даже суммарная скорость 40 км/ч неизбежно приводит к травмам находящихся в машине людей и повреждениям автомобилей. Поэтому водитель должен сделать все, чтобы избежать фронтального столкновения. Он может направить машину в сторону от дороги, через кювет, в кустарник, на забор, даже на дерево, но только не в лоб двигающейся навстречу машине. Если избежать столкновения все же нет возможности, водитель старается сделать его боковым, скользящим, последствия которого будут менее тяжелыми.

 


Недопустимо в критическую минуту пытаться покинуть машину, открыть дверцу и выпрыгнуть. Чаще всего это заканчивается трагически: водитель попадает под колеса или машина при опрокидывании придавливает его. Водитель должен всегда до конца оставаться на своем месте. Главное, когда удар уже неизбежен, препятствовать своему перемещению вперед и оберегать голову. Лучше упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, покрепче ухватиться за рулевое колесо и напрячь все мышцы.

Очень опасны неисправности тормозной системы, рулевого управления и ходовой части автомобиля, возникающие в движении. Они вызывают резкое изменение направления движения и делают часто автомобиль трудноуправляемым. Появление этих неисправностей всегда внезапно, и тяжесть их последствий зависит прежде всего от способности водителя сохранить самообладание, быстро принять решение и действовать соответственно создавшейся обстановке.

Приведем примеры критических ситуаций, которые могут возникнуть в результате технических неисправностей автомобиля.

Автомобиль двигается по дороге с сухим асфальтобетонным покрытием со скоростью 60 км/ч. Дорога идет под уклон, встречного движения нет, и водитель пустил автомобиль накатом. На уклоне автомобиль стал набирать скорость, и она уже превысила установленное на дороге ограничение. Водитель решил несколько погасить скорость и спокойно нажал на педаль тормоза. Педаль легко утопилась до пола, но автомобиль на торможение не среагировал. Водитель вторично нажимает на педаль и никакого эффекта: автомобиль продолжает набирать скорость. Мелькнула мысль — в тормозную систему попал воздух и снова, уже судорожно, нажатие на педаль! Нет, тормоза отказали…

А ведь отказ рабочего тормоза на спуске особенно опасен. Например, на уклоне 6% при отключенной от двигателя трансмиссии автомобиль, свободно катящийся накатом со скоростью 30—40 км/ч, на километровом участке набирает скорость до 70 км/ч.

Решение здесь должно быть одно: принять все меры к немедленной остановке автомобиля. Как это сделать?

На сухой дороге для гашения скорости водитель может использовать стояночный тормоз, плавно затягивая рычаг тормоза на несколько щелчков. Резкое и полное включение стояночного тормоза в движении не допускается. На скользких дорогах (а при высокой скорости — и на сухих) включение стояночного тормоза нередко приводит к заносу и даже опрокидыванию автомобиля.

Самый надежный способ остановить автомобиль с неисправным рабочим тормозом практически в любых условиях — это торможение двигателем с последовательным переходом на низшие передачи в КП. Намного сложнее обстановка, когда при отказе рабочего тормоза остановился двигатель и пустить его не удается, а рычаг коробки передач находится в нейтральном положении. В этих условиях для остановки автомобиля нужно немедленно включить высшую передачу в коробке передач. При включенной передаче двигатель будет гасить скорость и не исключено, что сам начнет работать. Если он все же не пустится, водитель оставляет передачу включенной; неработающий двигатель создает большой тормозной эффект и обеспечит полную остановку автомобиля. Одновременно надо использовать и стояночный тормоз, затянув его хотя бы частично.

Что же могло произойти с рабочим тормозом, если он так внезапно отказал? Причин тут может быть несколько: или оторвался один из шлангов привода колесного тормоза (что бывает при движении через пни, камни, ветки и другие препятствия), или шланг был уже ранее частично поврежден (имел трещины, потертости), или просто был недостаточно затянут один из штуцеров привода тормозов, или перепускной клапан и тормозная жидкость из системы вытекла.

Средняя тяга привода рулевого управления может рторваться в результате износа или неправильной сборки шаровых шарниров. В момент отрыва водитель чувствует мгновенное облегчение усилий на рулевом колесе, а потом увеличение усилий и увод автомобиля вправо. Автомобиль реагирует на поворты рулевого колеса, но очень слабо. Водитель обязан приложить любые усилия на рулевом колесе, но автомобиль удержать на своей полосе движения и одновременно плавно остановить его рабочим тормозом.

Шина может разорваться при длительном движении на высокой скорости и при полной загрузке автомобиля, чаще в жаркую погоду. Разрыв сопровождается хлопком. При разрыве шины переднего колеса на рулевом колесе ощущается сильный рывок и затем постоянный увод в сторону лопнувшей шины. Если водитель в момент разрыва шины держал рулевое колесо небрежно, одной рукой, то оно может быть вырвано из руки, и автомобиль резко бросит в сторону. На большой скорости это грозит опрокидыванием или столкновением с другими транспортными средствами. Объясняется это тем, что на колесе с лопнувшей шиной возникает очень большое сопротивление качению и появившаяся сила стремится развернуть автомобиль в сторону поврежденной шины. Для предотвращения происшествия нужны быстрые и правильные действия водителя. Услышав звук разорвавшейся шины и почувствовав сильный рывок на рулевом колесе, водитель должен удержать рулевое колесо от поворотов и усилием в обратную сторону стараться сохранить прямолинейное движение автомобиля, не допуская выезда на полосу встречного движения. Одновременно он осторожно, сначала не выключая сцепления, затормаживает автомобиль рабочим тормозом до полной остановки. При появлении рыскания автомобиля торможение немедленно прекращается и возобновляется лишь после того, как автомобиль перестанет бросать из стороны в сторону. При разрыве шины заднего колеса водитель также слышит хлопок, но сильного рывка на рулевом колесе не ощущает. После хлопка появляется небольшой увод в сторону лопнувшей шины и виляние задней части автомобиля. Дальнейшие действия водителя направлены также на то, чтобы остановить автомобиль.

Рис. 1. На колесе с лопнувшей шиной возникает большая сила сопротивления качению, которая стремится развернуть автомобиль в сторону поврежденной шины

Оторваться колесо может при недостаточной затяжке болтов (гаек) его диска. Признаками слабого крепления колеса является характерный стук, прослушиваемый на небольшой скорости, виляние колеса, видимое со стороны, например из автомобиля, двигающегося сзади. Если слабо закреплено переднее колесо, то на рулевом колесе ощущаются резкие толчки, особенно при повороте. На большой скорости стук, виляние колеса и толчки на рулевом колесе почти не наблюдаются. Такое колесо может соскочить со ступицы (с тормозного барабана) и покатиться произвольно вперед или в сторону. Автомобиль получает удар, как при наезде на пороговое препятствие, и наклоняется в сторону соскочившего колеса. Тормозной барабан или ступица без колеса, катясь по дороге, создают большое сопротивление качению. При этом возникает момент сил, который стремится развернуть автомобиль в сторону соскочившего колеса, при отрыве левого колеса — на полосу встречного движения. Рулевое колесо резко и с большим усилием тянет в сторону и удержать его можно только двумя руками. В этой ситуации задачей водителя являе


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.