Основные идеи работы Т.Куна «Структура научных революция» — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Основные идеи работы Т.Куна «Структура научных революция»

2017-12-21 915
Основные идеи работы Т.Куна «Структура научных революция» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Закономерность научных революций заключается в том, что наряду с аккумуляцией знания в науке периодически происходят глубинные концептуальные перестройки, приводящие к смене теоретических пред-ставлений, методов и норм научного исследования. Такие перестройки носят название научных революций. Оригинальная, детально разработанная концепция научных революций предложена в книге западного философа и методолога науки Т. Куна «Структура научных революций», изданной в Чикаго в 1970 г. и переизданной в СССР в 1975 г. Основными понятиями данной концепции являются «научная революция», «парадигма», «нормальная наука», «аномалия», «научное общество».

Согласно Т. Куну развитие научного знания представляет собой закономерное чередование стабильных периодов «нормальной» науки и сменяющих их периодов научных революций. Ключевым понятием всей концепции является понятие парадигмы. Парадигма – это система господствующих в данной области теоретических представлений, методов и эталонов решения исследовательских и практических задач. К примеру, возможными парадигмами организации экономики являются либерально-рыночная парадигма, существовавшая на Западе во времена Маркса, плановая парадигма, реализованная в СССР, и планово-рыночная, обеспечившая динамичное развитие современного Китая, Вьетнама, Японии и ряда других стран. В развитии механики можно выделить парадигму объяснения механических явлений, предложенную Аристотелем, парадигму классической механики Ньютона, квантово-релятивистскую парадигму, разработанную А. Эйнштейном, Н. Бором, Луи де Бройлем, В. Гейзенбергом и др. Характер научных парадигм носят и выделенные ранее типы науки (наука древневосточных цивилизаций, античная и новоевропейская наука), а также этапы развития новоевропейского типа науки (классический, неклассический и постнеклассический). «Нормальной» наукой в концепции Куна называется развитие науки в рамках определенной парадигмы. К задачам нормальной науки относится исследование фактов, существенных для раскрытия потенций данной парадигмы, разработка экспериментальных техник для проверки выводов и проблемных вопросов парадигмальной теории и т.п. Понятие парадигмы существенно связано также с понятием «научное сообщество». «Научное сообщество – это группа ученых, разделяющих определенную парадигму и занимающихся ее разработкой. Научное сообщество – реальный носитель парадигмы, а парадигма – идейно-теоретическая основа, объединяющая научное сообщество. Следует отметить, что в науке нередко решение одних и тех же проблем осуществляется в рамках различных парадигм и, соответственно, различных, конкурирующих друг с другом научных сообществ (научных школ). Так, например, в науках о питании в свое время получила распространение концепция рафинированной пищи, согласно которой условием доброкачественности пищевых продуктов является их очистка от всех примесей. Со временем, однако, выявились негативные последствия рафинирования, при котором теряются ценные витамины и минеральные вещества. В противовес концепции рафинирования возникли противоположные представления о вреде рафинирования. В настоящее время в данной сфере утверждается более реалистичная концепция избирательного рафинирования, которая предусматривает очищение продуктов от вредных примесей при одновременном сохранении в пище витаминов, минералов, ферментов и других ценных компонентов.

Развитие «нормальной» науки рано или поздно сталкивается с трудными проблемами и кризисами. Среди трудностей особую значимость для существования парадигмы имеют так называемые аномалии. Аномалии – это проблемы (факты, задачи), необъяснимые или неразрешимые в рамках данной парадигмы. Так, например, в оптике для корпускулярной теории световых явлений аномалиями явились выявленные в экспериментах явления дифракции и интерференции света, что и привело к выдвижению новой парадигмы – волновой теории оптических явлений. Симптомами неадекватности парадигмы рафинированной пищи стали многочисленные факты развития дисбактериозов, авитаминозов и других заболеваний у людей, отдающих предпочтение в питании рафинированным продуктам. Нарастающий кризис существующей парадигмы приводит к активизации дискуссий по фундаментальным проблемам, попыткам «спасения» старой теории и выдвижения новых теоретических представлений. Кризис парадигмы может завершиться либо ее модернизацией, позволяющей разре-шить накопившиеся аномалии, либо выдвижением качественно новой парадигмы, превосходящей старую по своим объяснительным возможностям. Последнее и означает научную революцию. Примерами крупных научных революций, существенно изменявших исторический облик науки, являются разработка Н. Коперником гелиоцентрических представлений в астрономии взамен геоцентрических, создание И. Ньютоном и Г. Лейбницем основ дифференциального и интегрального исчисления, а Н. Лобачевским и Б. Риманом неэвклидовых геометрий, развитие Ч. Дарвином эволюционной теории в биологии, выдвижение З. Фрейдом интегрированной объяснительной модели человеческой психики, соединившей ее сознательные и бессознательные пласты, открытие Д. Менделеевым периодического закона в химии и классификация на его основе химических элементов и др.

Недостатки: Прежде всего, понятие «парадигма» ассоциируется с определенной статичностью знания в период «нормальной» науки. В действительности же парадигма развивается. Она воплощается, как правило, не в одной изолированной теории, а в виде серии сменяющих друг друга теорий, связанных между собой основополагающими парадигмальными принципами. Во- вторых, концепция Куна предполагает, что в зрелых научных дисциплинах: физике, химии, биологии, и др. в период «нормальной» фазы их развития возможна, якобы, лишь одна парадигма. Но в истории науки редко встречаются периоды безраздельного господства одной парадигмы. Обычной является ситуация конкуренции нескольких альтернативных парадигм, борющихся друг с другом. Так, например, в XVII веке наряду с ньютоновской парадигмой в механике существовала парадигма Р. Декарта, существенно отличавшаяся от ньютоновской и имевшая своих сторонников. В-третьих, вопреки схеме Куна, даже наличие множества аномалий вовсе не означает бесповоротного опровержения существующей парадигмы. Благодаря упорству своих сторонников она может мо-дернизироваться и вновь «оживать» на новых этапах, добиваясь успеха в борьбе с альтернативными парадигмами.

16. Понятие «научно-исследовательская программа» Лакатоса

 

И́мре Ла́катос (английский ученый-философ).

Научно-исследовательская программа (по Лакатосу) — единица научного знания; совокупность и последовательность теорий, связанных непрерывно развивающимся основанием, общностью основополагающих идей и принципов.

В разработанную Лакатосом методологию научно-исследовательских программ входят следующие структурные элементы:

· «жёсткое ядро»

- совокупность утверждений (гипотез), которые составляют сущность научно-исследовательской программ. Гипотезы «жесткого ядра» неопровержимы. При «падении» «жесткого ядра» вся научно-исследовательская программа признается неудачной.

· «защитный пояс» гипотез

- должен выдержать главный удар со стороны любых проверок, приспосабливаясь к новым контраргументам. Может меняться.

· «положительная эвристика*»

- правила, указывающие, какие пути надо избирать и как по ним идти.

· «отрицательная эвристика*»

- правила, указывающие, каких путей исследования нужно избегать.

*эври́стика — отрасль знания, научная область, изучающая специфику творческой деятельности.

По мнению Лакатоса, любая научно-исследовательская программа проходит две стадии: прогрессивную и вырожденную (регрессивную).

В прогрессивной стадии главную роль играет положительная эвристика. Прогрессивный сдвиг характеризуется увеличением эмпирического содержания защитного пояса вспомогательных гипотез.

Со временем исследование может достичь такой стадии, когда основная масса усилий будет направлена не на развитие гипотез, а на защиту от контрпримеров с помощью отрицательной эвристики и уловок. В таком случае «защитный пояс» становится вместилищем гипотез, слабо связанных с «жёстким ядром», и в какой-то момент он «распадается», не в силах «переварить» все контрпримеры. Этот момент называется «пунктом насыщения» исследовательской программы. На смену существующей программе приходит альтернативная. Наступает научная революция (смена научно-исследовательской программы).

 

Представив в самом общем виде исследовательскую программу как некую структуру (способ связи), мы можем выделить ее содержательные и формальные элементы.

· Элементы концептуализации. Философско-методологическое основание программы.

· Содержательные элементы: совокупность теорий входящих в программу.

· Элементы нормативности программы: правила и нормы, по которым развивается программа.

· Элементы проверки и обоснования программы.

· Элементы фальсификации программы: предполагаемые и действительные факты и гипотезы, противоречащие содержательным утверждениям программы.

· Прагматические основания программы: ее функциональные, объяснительные и предсказательные возможности.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.