Вторая научная революция и её влияние на изменения в научном типе рациональности. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Вторая научная революция и её влияние на изменения в научном типе рациональности.

2017-12-21 706
Вторая научная революция и её влияние на изменения в научном типе рациональности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вторая научная революция произошла в к. XVIII – п.п. XIX в. Несмотря на то, что к началу XX в. идеал классического естествознания не претерпел значительных изменений, имеет смысл говорить о второй научной революции. Главное изменение – переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механистических и физических явлений, к дисциплинарноорганизованнойнауке.

Специфика объектов геологии и биологии (эти науки активно развивались в это время) привела к идее развития и к постепенному отказу от требований эксплицировать любые естественнонаучные теории в механистических терминах. Наука о жизни легализовала телеологию Аристотеля, вводя в свои рассуждения понятие цели.

Но вторая научная революция была вызвана не только появлением дисциплинарных наук и их специфических объектов. В самой физике, сформировавшейся как классическая только к к. XIX в., стали возникать элементынового неклассического типа рациональности. Тип научного объяснения и обоснования изучаемого объекта через построение наглядной механической модели стал уступать место другому типу объяснения, выраженному в требованиях непротиворечивого математического описания объекта, даже в ущерб наглядности.

В этой связи многие учёные-физики начинают осознавать недостаточность классического типа рациональности. Появляются первые намёки на необходимость ввести субъективный фактор в содержание нового знания, что неизбежно приводило к ослаблению жёсткости принципа тождества мышления и бытия, характерного для классической науки.

Введя в научную методологию термин «научная метафора» Больцман и Максвелл поставили под вопрос признаваемую классическим научным рационализмом возможность адекватно и однозначно выражать содержание мышления и изучаемой им действительности. Иначе говоря, внутри классической физики зрели ростки нового – неклассического – понимания идеалов и норм научности.

Третья научная революция и формирование неклассического типа рациональности.

Третья научная революция охватывает период с конца XIX до середины XX в. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории; в химии – квантовая химия и т.д. В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира. Это обстоятельство способствовало дальнейшей трансформации в понимании идеалов и норм научного знания:

1. Учёные согласились с тем, что мышлению объект не дан в его природном, первозданном состоянии – оно изучает не объект, а то как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором. Стало ясно, что в классической физике эффектом взаимодействия прибора и объекта можно было пренебречь в силу слабости этого взаимодействия. В качестве необходимого условия объективности объяснения и описания в квантовой физике, поскольку в ней имеет место сильное взаимодействие, влияющее на характеристики изучаемого объекта, стало выдвигаться требование учитывать и фиксировать взаимодействие объекта с прибором, связь между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности учёного.

2. Проблему истины стали напрямую связывать с деятельностью экспериментатора. Иначе говоря, актуализировалось представление об активности субъекта познания.

3. Был поставлен вопрос о «непрозрачности» бытия. Таким образом, принцип тождества бытия и мышления продолжал размываться.

4. В противовес идеалу единственно научной теории об объекте, стала допускаться истинность нескольких отличающихся друг от друга теоретических описаний одного и того же объекта. Возникла необходимость признать относительную истинность теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания.

Четвёртая научная революция и постнеклассический тип научной рациональности.

Эта революция совершилась в последнюю треть XX в. Она связана с появлением особых объектов исследования – исторически развивающимися системами. Основные характеристики постнеклассической рациональности:

1. Если в неклассической науке идеал исторической реконструкции использовался преимущественно в гуманитарных науках (история, археология, языкознание и др.), а также ряде естественных дисциплин (геология. биология), то в постнеклассической науке историческая реконструкция как тип теоретического знания стала использоваться в космологии, астрофизике. физике элементарных частиц, что привело к изменению картины мира.

2. Возникло новое научное направление – синергетика. Она стала ведущей методологической концепцией в понимании и объяснении исторически развивающихся систем.

3. Субъект познания в такой ситуации не является внешним наблюдателем, существование которого безразлично для объекта / системы: он видоизменяет каждый раз своим воздействием поле возможных состояний системы, т.е. становится главным участником протекающих событий.

4. Постнеклассическая наука впервые обратилась к изучению таких исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является человек, – это объекты экологии, включая биосферу, медико-биологические и биотехнические (генетическая инженерия) объекты и др. Исследовать такие системы невозможно без использования комьютерных технологий, математического эксперимента на ЭВМ.

5. Объективно истинное объяснение и описание такого рода систем предполагает включение ценностей социального, этического и иного характера.

Особо важным моментом четвёртой научной революции было оформление в последние два десятилетия XX в. космологии как научной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная в целом. Теория эволюции Вселенной в целом способствовала появлению в постнеклассическом типе рациональности элементов античной рациональности, которые состоят в следующем:

1. Обращение к чистому умозрению при разработке теории развития Вселенной.

2. Впервые со времён античности был поставлен вопрос: «Почему Вселенная устроена именно так, а не иначе?»

3. В современной физике и космологии стали говорить об антропном принципе, согласно которому наш мир устроен таким образом, что в принципе допускает возможность появления человека. В этом смысле человек - космический феномен, органический элемент космоса. Космос – дом бытия человека.

4. Теоретизирование (основной метод античной науки).

5. Стирание граней между теорией элементарных частиц и теорией Вселенной. Эти теории стали так тесно сопрягаться, что критерием истинности теории элементарных частиц стала выступать её проверка на «космологическую полноценность». Возникло близкое античности понимание, что всё связано со всем, «всё во всём».

 

Литература по тем е

1. Иванов А.Г., Целищева И.В. Концепция научных революций Т. Куна. 2003.

2. Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – гл.7. С. 156 – 177.

3. Кун Т. Структура научных революций. М., Прогресс, 1975.

4. Кохановский В.П. [и др.]. Философия науки в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – Раздел 6. С. 241 – 252.

 

 

ТЕМА 5


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.