Теоретические методы педагогического исследования — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Теоретические методы педагогического исследования

2017-12-21 1100
Теоретические методы педагогического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теоретические методы педагогического исследования

К методам теоретического уровня познания в науке относят: восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, структурно-системный подход, индуктивно-дедуктивный подход, моделирование, историко-логический подход и другие.

Восхождение от конкретного к абстрактному. Под «абстрактным» понимается выделенное, обособленное, относительно независимое – аспект педагогического явления или процесса в форме понятий (категорий), принципов и закономерностей. Например, принцип системности в педагогике – есть абстракция, требующая рассмотрения педагогического процесса с позиции структуры, развития структурных элементов, факторов и условий, выполняемых функций. Абстракция выделяет из явления одну определенную сторону в «чистом виде», то есть в таком виде, в каком она в действительности не встречается. Например, не существует «явления» или «закона» вообще, имеются лишь конкретные явления и законы. Но без введения абстрактного понятия «явление» исследователь не способен глубоко понять ни одного конкретного педагогического явления.

Конкретное в науке выступает в форме чувственно-конкретного и мысленно-конкретного. В процессе восхождения от абстрактного к конкретному в теоретическом педагогическом исследовании можно выделить три ступени:

· построение гипотезы и формулирование принципов исследования;

· выбор теории научного познания;

· применение теории для объяснения исследуемой области. Восхождение от абстрактного к конкретному происходит тогда, когда проведена предварительная аналитическая работа по выделению отдельных сторон педагогического процесса; когда обозначена в общих чертах сущность педагогического явления или процесса. «Восхождение» связано с поступательным развитием связей от сложного к простому, от категорий к конкретным понятиям.

Анализ и синтез

Анализ. Это метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь.

Так, оценивая путем анализа действия обучающихся на уроке, исследователь вычленяет действия отдельных из них в группах. Одно и то же исследуемое явление можно анализировать во многих аспектах. Всесторонний анализ явления позволяет глубже раскрыть его. Например, при анализе действий обучающихся объектами исследования могут быть активность их интеллектуальной деятельности, внимание, дисциплина, самостоятельная работа с учебным материалом и др. Чтобы изучить личность, исследователь пытается анализировать черты характера, особенности темперамента, способности, интересы, склонности и прочие качества. Таким образом, метод анализа в педагогическом исследовании связан с тремя операциями:

· изоляцией, что связано с систематическим изучением отдельно взятых элементов, характеристик педагогического процесса при определенных условиях;

· избирательностью, то есть выделением тех или иных признаков, элементов педагогического процесса с целью их изучения;

· последовательным выделением и изучением элементов педагогического процесса;

· системы, исходя из педагогической теории и логики исследования.

Анализ всегда связан с синтезом – методом объединения различных теоретических посылок, идей, утверждений, обеспечивающих получение новых знаний. Это – метод исследования явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом.

Синтез – это смысловое соединение. Если просто соединить явления, между ними не возникает системы связей, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей. Синтез как мыслительная операция позволяет рассматривать науку как определенную систему знаний.

В научной работе необходим как анализ явлений – разложение на отдельные элементы, так и синтез – соединение элементов в новые связи. Если у исследователя сильнее развита способность к анализу, может возникнуть опасность того, что он не сумеет найти места деталям в явлениях как в едином целом и вследствие этого ему трудно будет сделать правильные выводы. Относительное же преобладание синтеза приводит к поверхностности, к тому, что не будут замечены довольно существенные для исследования детали, которое могут иметь большое значение для понимания явления как единого целого.

Структурно-системный подход

Системный подход выступает как способ (метод) познания педагогического процесса с позиции выявления его компонентов, связей между ними и оценки уровня их развития; управления и выполняемых компонентами функций. Изучение педагогического процесса с помощью системного подхода означает:

· выявление элементов, входящих в систему;

· определение уровня развития элементов;

· установление связи между элементами системы и другими системами;

· выяснение функций как системы в целом, так и ее элементов;

· определение интегративных факторов, обеспечивающих сохранение системы и ее развития;

· установление коммуникативных связей с социальной средой как на макро-, так и на микроуровнях;

· определение причин, движущих сил развития системы.

Моделирование

Модель в педагогическом исследовании отражает систему элементов, воспроизводящих стороны, связи, функции, условия функционирования педагогического процесса. Модель – это идеализированное представление о реальном объекте исследования. Моделирование может быть мысленным, математическим, описательным, кибернетическим, схематическим, структурно-функциональным. Теоретическое представление о педагогическом процессе есть его моделирование. Моделирование в педагогическом исследовании выполняет важные функции: познавательно-исследовательские; научно-теоретические; конструктивно-технические; нормативные.

Интервью

Вопросы, используемые для интервью, следует заблаговременно спланировать и составить вопросник, где должно быть оставлено место и для записи (протоколирования) ответа. При составлении вопросов нужно иметь в виду следующие основные требования:

· интервью не должно носить случайный характер, должен быть планомерным; при этом более понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные – позднее;

· вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятыми для всех отвечающих;

· вопросы не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике.

При интервью следует придерживаться следующих правил:

· во время интервью исследователь должен быть с отвечающим наедине, без посторонних слушателей;

· каждый устный вопрос следует прочитать с вопросного листа (вопросника) дословно, в неизмененном виде;

· следует точно придерживаться порядка следования вопросов; отвечающий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующие за очередным вопросы;

· интервью должно быть кратковременным (с обучающимися, как правило, не более 15–20 минут, со взрослыми – не более 30 минут);

· интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т. д.);

· интервьюирующий может в случае надобности, если данный ответ неясен, задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы. (Например: «Что Вы хотели этим сказать?», «Объясните немного подробнее!»);

· если отвечающий не понимает вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз; ни в коем случае нельзя разъяснять отвечающему вопрос и содержащиеся в нем понятия; если вопрос остается непонятным и после повторного чтения, против него следует написать: «Вопрос непонятен!»;

· ответы записываются в вопросник только во время опроса;

· при использовании метода интервью следует строго различать характер ответов: они могут быть фактическими (успеваемость, пол, возраст и пр.) или содержать лишь мнение (мнения об учебных предметах, литературных произведениях и так далее). Ответы анализируются и интерпретируются соответственно их характеру.

Анкетирование

Анкетирование метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе респондентов с помощью анкет. Анкета – это объединенная общим замыслом система вопросов, направленная на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа.

Область применения анкетирования:

· выявление групп респондентов, имеющих одинаковое или отличное от других мнение;

· количественная оценка респондентов, имеющих то или иное мнение;

· количественно-качественная оценка педагогических явлений.

Виды анкет:

· анонимные (без указания фамилии респондента);

· именные (с указанием фамилии респондента);

· открытые (содержат открытые вопросы);

· закрытые (содержат только закрытые вопросы);

· смешанные (содержат открытые и закрытые вопросы).

Качество эмпирической информации, получаемой в результате анкетирования, зависит от таких факторов, как формулировка вопросов анкеты, которые должны быть понятны учащемуся; квалификация, опыт, добросовестность, психологические особенности исследователей; ситуация опроса, его условия, эмоциональное состояние опрашиваемых; обычаи и традиции, представления, житейская ситуация; а также – отношение к опросу. Поэтому, используя такую информацию, всегда необходимо делать поправку на неизбежность субъективных искажений вследствие специфического индивидуального «преломления» ее в сознании опрашиваемых. А там, где речь идет о принципиально важных вопросах, рекомендуется наряду с опросом обращаться и к другим методам – наблюдению, экспертным оценкам, анализу документов.

При подготовке анкетирования следует продумать последовательность операций, разработать методические документы, а при необходимости – провести обучение исполнителей, позаботиться о месте проведения опроса (индивидуального или группового).

Место проведения опроса во многом определяет психологический настрой учащихся, а значит, и надежность сообщаемой ими информации. Групповой опрос (анкетирование) целесообразно проводить в аудитории, желательно в утренние часы. При этом важно помнить, что присутствие «третьих» лиц может сильно повлиять на содержание ответов респондентов и их отношение к исследованию в целом.

Требования к анкетированию:

· обоснованность целей использования анкеты, то есть обеспечение получения искомой информации;

· устойчивость критериев и надежность шкал оценок, адекватно отражающих изучаемую ситуацию;

· целенаправленность, адекватность исследовательской задаче;

· корректность формулировок вопросов, тактичность в отношении опрашиваемых;

· конкретность, четкость и ясность формулировок вопросов и вариантов ответов;

· стилистическая и орфографическая грамотность;

· соответствие возрасту, психологическим особенностям, уровню развития и общей культуры респондентов;

· однозначность толкования терминов, понятий;

· сбалансированность отрицательных и положительных суждений при формулировке оценочных вопросов;

· отсутствие социальной предопределенности, установок исследователя, внушающего воздействия;

· оптимальность количества вопросов;

· последовательность и постепенность расположения вопросов от наиболее простых (контактных) в начале анкеты к более сложным в середине ее и простым (разгрузочным) в конце;

· обеспечение возможности уклониться от ответа, выразить неопределенное мнение через предусмотрение вариантов ответов: «трудно сказать», «затрудняюсь ответить», «бывает по-разному», «когда как».

Примечание: преобладание в ответах таких вариантов является свидетельством либо некомпетентности респондента, либо непригодности формулировки вопроса для получения нужной информации.

Перед анкетированием необходимо провести логический анализ вопросов анкеты по всем перечисленным требованиям. Это обеспечит, во-первых, полноту и достаточность описания изучаемого процесса, во-вторых, сможет предохранить от возможной ситуации, когда по одним параметрам получены избыточные данные, а по другим минимальные, либо вообще не предусмотренные замыслами исследования. Часто бывает полезным провести на небольшой выборке пилотажное (пробное) анкетирование.

В анкете могут быть использованы различные виды вопросов:

· основные – для сбора информации о содержании исследуемого явления (Считаете ли Вы необходимым внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс нашего колледжа?);

· вопросы-фильтры – выявляют адресата основного вопроса (Используете ли Вы в своей практике инновационные методы обучения?);

· контрольные вопросы – проверяют искренность ответа (Назовите инновационные методы обучения, которые Вы используете при изучении нового материала);

· открытые вопросы – предполагают ответы в свободной форме (Перечислите основные преимущества и недостатки инновационных методов обучения);

· закрытые – предполагают выбор ответов из предлагаемого списка вариантов:

альтернативные – предлагают на выбор один вариант ответа (Испытываете ли Вы затруднения при реализации инновационных методов обучения?)

неальтернативные – дают возможность выбрать несколько вариантов ответов. (Какие консультации Вы хотели бы получить от научно-методической службы:

– по планированию урока;

– по организации педагогического эксперимента;

– по подготовке методических разработок и пр.;

· прямые – в содержание вопроса включено то, что интересует исследователя (Почему педагоги нашего колледжа неохотно используют в своей работе инновационные методы обучения? Какие условия необходимо создать в ссузе для того, чтобы преподаватели активно включались в инновационную деятельность?);

· косвенные – в содержание вопроса включается воображаемая ситуация (Если бы Вы были директором ссуза, какие методы стимулирования педагогического творчества Вы использовали бы в своей работе?);

· шкалированные – отвечающий выбирает один из вариантов ответов, представленных в виде шкалы.

Например: Оцените степень эффективности различных инновационных методов обучения.

 

№ п/п Метод обучения Очень эффективен Достаточно эффективен Мало эффективен
  Кейс-метод      
  Метод проектов      
  Деловая игра      
  Модульно-рейтинговое обучение      

 

 

Оформление анкеты:

· вступление – излагаются тема, цель, задачи опроса. Сообщается о конфиденциальности получаемой информации. Объясняется техника заполнения;

· начальный блок вопросов – излагаются простые, нейтральные по смыслу вопросы, цель которых – сформировать установку на сотрудничество, заинтересованность опрашиваемого;

· средний блок вопросов – содержит вопросы, требующие анализа, размышления, активности памяти, оценки;

· заключительный блок вопросов – паспортичка, нацеленная на получение данных о возрасте, поле, образовании и прочих сведений о респонденте;

· выражение благодарности респонденту.

 

Примером анкеты может быть следующая анкета:

 

Уважаемый студент!

Администрация и педагогический коллектив хотят сделать твое обучение в нашем колледже высокорезультативным, интересным и оптимальным по учебным нагрузкам. Просим тебя искренне ответить на наши вопросы. Это поможет нам и тебе. Благодарим тебя за сотрудничество и честные ответы!

1. Выполняешь ли ты домашнее задание по всем предметам и в полном объеме?

а) да б) нет в) иногда

Метод экспертных оценок

По существу, это разновидность опроса, связанная с привлечением к оценке изучаемых явлений, процессов наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют достаточно объективно оценить исследуемое. Использование этого метода требует ряда условий. Прежде всего, это тщательный подбор экспертов – людей, хорошо знающих оцениваемую область, изучаемый объект и способных к объективной, непредвзятой оценке.

Существенное значение имеет также выбор точной и удобной системы оценок и соответствующих шкал измерения, что упорядочивает суждения и дает возможность выразить их в определенных величинах.

Зачастую бывает необходимо обучить экспертов пользоваться предложенными шкалами для однозначной оценки, чтобы свести к минимуму ошибки, сделать оценки сопоставимыми.

Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадающие или близкие оценки или высказывают близкие мнения, есть основания полагать, что они приближаются к объективным. Если же оценки сильно расходятся, то это говорит либо о неудачном выборе системы оценок и шкал измерения, либо о некомпетентности экспертов.

Разновидностями метода экспертных оценок являются: метод комиссий, метод мозгового штурма, метод Делфи, метод эвристического прогнозирования и др.

 

Тестирование

Эмпирический метод, диагностическая процедура, заключающаяся в применении тестов (от английского test – задача, проба). Тесты обычно задаются испытуемым либо в виде перечня вопросов, требующих кратких и однозначных ответов, либо в виде задач, решение которых не занимает много времени и также требует однозначных решений, либо в виде каких-либо краткосрочных практических работ, например, квалификационных пробных работ в профессиональном образовании. Тесты различаются бланочные, аппаратурные (например, на ЭВМ) и практические; для индивидуального применения и группового. С методиками тестирования читатель может познакомиться в соответствующей психологической и педагогической литературе.

Сравнение

Сущность сравнения выражается в установлении сходства и различия при изучении условий, факторов, средств воспитания и развития черт личности, формирования умений и навыков, усвоения знаний.

Следует отличать сравнение от аналогии. При аналогии признак или свойство одного педагогического явления переносится на другое. Аналогия используется при решении задач, при доказательстве теорем, применении правил. При сравнении же устанавливается сходство или различие между явлениями и их признаками, определяются тенденции их развития.

Эффективность метода сравнения зависит от соблюдения следующих правил:

· необходимо сравнивать признаки, принадлежащие к одному классу, или аналогичные признаки разных классов;

· сравнение должно проводиться на базе количественных и качественных показателей;

· в сравнении должны использоваться только сравнимые величины.

В педагогическом исследовании мы имеем дело преимущественно с тремя видами сравнения:

· сравнение педагогических явлений по одному признаку;

· сравнение однородных педагогических явлений по нескольким признакам;

· сравнение различных этапов в развитии одного педагогического явления.

 

Мониторинг

Это постоянный надзор, регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений. Мониторинг можно подразделить на внешний и внутренний. Для образовательных учреждений объемами внешнего мониторинга могут быть параметры (показатели) рынка образовательных услуг, рынка труда в регионе, динамика развития отраслей экономики в нем, платежеспособности населения и различных его категорий для прогнозирования возможностей развития платных образовательных услуг, трудоустройство выпускников и дальнейший их образовательный и профессиональный рост и так далее Объектом внутреннего мониторинга нередко выступает регулярное изучение отношения учащихся, студентов к своему учебному заведению, к условиям учебы и отдыха, к преподавателям, к образовательным программам и так далее Такое изучение проводится, к примеру, регулярно, не реже одного раза в семестр, анкетированием обучающихся. При проведении мониторинга используются и другие частные эмпирические методы: изучения документации (в том числе имеющейся статистики, ведомственных отчетов и так далее), экспертные оценки и т. п.

 

Опытная работа

Опытная работа – это метод внесения преднамеренных изменений, инноваций в образовательный процесс в расчете на получение более высоких его результатов с последующей их проверкой и оценкой. Так, например, к опытной работе можно отнести проверку на практике новых учебных планов и программ, учебников, новых образовательных услуг и так далее Их нередко называют экспериментальными, но это неверно. Эксперимент – это нечто иное, о чем будет сказано ниже. В данном случае речь идет об опытных программах, опытных учебниках и т.п.

Опытная педагогическая работа становится методом педагогического исследования, когда она:

· организована на основе добытых наукой данных в соответствии с теоретически обоснованной гипотезой;

· преобразует действительность, создает новые педагогические явления;

· сопровождается глубоким анализом, из нее извлекают выводы и создаются теоретические обобщения.

Изучая процесс опытной работы и систематически анализируя результаты, исследователь-педагог должен применять, по возможности, объективные, точно измеряемые критерии. Необоснованно завышенная оценка результатов опытной работы может привести к пропаганде примитивных и убогих инноваций. Недооценка результатов опытной работы будет тормозить развитие как педагогической практики, так и педагогической науки.

Чтобы правильно оценить результаты работы, нельзя довольствоваться лишь тем, что достигнуто повышение эффективности образовательного процесса. Важно уяснить, как, какими методами и приемами это достигнуто: простое описание явлений без объяснения их взаимосвязей и причин возникновения нельзя считать научным обобщением.

В опытной педагогической работе применяются все частные методы эмпирического исследования: наблюдение, анализ документов, экспертная оценка и т. д.

Опытная педагогическая работа занимает как бы промежуточное место между изучением и обобщением передового опыта и экспериментом.

Она является средством активного вмешательства исследователя в образовательную практику. Однако опытная работа может только определить эффективность или неэффективность тех или иных инноваций в общем, суммарном виде. Какие из факторов внедряемых инноваций дают больший эффект, какие меньший, как они влияют друг на друга – ответить на эти вопросы опытная работа не может.

Для более глубокого изучения сущности того или иного педагогического явления, изменений, происходящих в нем, и причин этих изменений в процессе исследований прибегают к варьированию условий протекания явлений и процессов и факторов, влияющих на них. Этим целям служит эксперимент.

Эксперимент

Общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента – изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных. Если надо проверить влияние другого фактора, проводится следующая исследовательская процедура, где изменяется этот последний фактор, а все другие контролируемые факторы остаются неизменными, и т. д.

В ходе эксперимента исследователь сознательно изменяет ход какого-нибудь явления путем введения в него нового фактора. Новый фактор, вводимый или изменяемый экспериментатором, называется экспериментальным фактором, или независимым переменным. Факторы, изменившиеся под влиянием независимого переменного, называются зависимыми переменными.

Если, например, исследователь испытывает новый метод обучения и проверяет, как он влияет на успешность, с которой учащиеся овладевают знаниями, умениями, развитие каких-либо качеств их личности, то независимым переменным является метод, а зависимыми переменными – знания, умения, качества личности.

Если эксперимент происходит в условиях обучения целого курса, учебной группы без нарушения естественного хода учебно-воспитательного процесса, его называют естественным экспериментом.

При лабораторном эксперименте студент (или небольшая их группа) изолируются от остального коллектива учебной группы, чтобы обеспечить более детальное и внимательное изучение каких-либо аспектов и точный учет результатов эксперимента. Лабораторные эксперименты проводятся, как правило, во внеучебное время.

Различают четыре вида эксперимента:

· констатирующий – определение исходных данных для дальнейшего исследования (например, начальный уровень знаний и умений обучающихся по какому-то разделу программы). Данные этого вида эксперимента используются для организации следующих видов эксперимента;

· обучающий, при котором обучение проводится с введением нового фактора (новый материал, новые средства, приемы, формы обучения) и определяется эффективность их применения;

· контролирующий, с помощью которого через какой-то промежуток времени после обучающего эксперимента определяется уровень знаний и умений обучающихся, развития какого-либо качества личности по материалам обучающего эксперимента;

· сравнительный, при котором в одной учебной группе, в одном учебном заведении работа ведется по одному материалу (методу), а в другой группе, в другом учебном заведении – по другому материалу (методу).

Наиболее распространенной формой педагогического эксперимента является сравнительный эксперимент, то есть сравнение экспериментальных и контрольных групп, когда в одних группах в учебно-воспитательный процесс вводится новый (экспериментальный) фактор, а в других группах этот фактор не вводится. При этом важно, чтобы, за вычетом вводимых исследователем факторов, остальные условия, влияющие на результаты учебной работы, были для тех и других групп одинаковыми.

При сравнительном эксперименте необходимо:

· уравнять условия учебно-воспитательной работы (кроме экспериментального фактора) в экспериментальных и контрольных группах;

· определить, насколько возможно, при помощи объективных способов оценки начальный уровень обученности, развития субъектов исследования в тех и других группах;

· провести учебно-воспитательную работу в экспериментальных группах с введением экспериментального фактора, а в контрольных группах – без него;

· снова определить уровень обученности, развития участников эксперимента после его окончания;

· определить уровень сохранения достигнутых результатов через достаточно длительный промежуток времени (3–6 месяцев) – контролирующая процедура.

При проведении любого педагогического (образовательного) эксперимента для получения объективных и достоверных данных существенную роль играет планирование эксперимента. Планом эксперимента определяется характер отдельных этапов эксперимента и порядок их проведения.

При планировании педагогического эксперимента исследователь должен определить: количество экспериментируемых (учащихся, студентов, классов, групп); способы отбора экспериментируемых; этапы проведения эксперимента. Чем более четко спланирован эксперимент, тем более объективные результаты он дает.

План эксперимента должен включать:

· цель и задачи эксперимента;

· место и время проведения эксперимента, его объем;

· характеристику участвующих в эксперименте учащихся, студентов;

· описание материалов, используемых для эксперимента;

· описание методики проведения эксперимента и применения частных методов исследования;

· методику наблюдения, тестирования и т. п. в ходе эксперимента;

· описание методики обработки результатов эксперимента.

Необходимо отметить, что исследователь должен составить план эксперимента таким образом, чтобы всякий другой достаточно подготовленный человек мог бы по нему успешно провести эксперимент.

Количество экспериментируемых (объем выборки), степень достоверности получаемых результатов можно определить с помощью правил математической статистики.

Примечание: при проведении любой опытно-экспериментальной работы обязательным, хотя и неписанным требованием к исследователю является тщательное, аккуратное и подробное ведения ее документации, протоколов наблюдений, комплектов опросных листов и анкет, магнито- и видеозаписей, осциллограмм при использовании самопишущих приборов и т. п. На всех этих и других носителях эмпирической информации обязательно записывается дата, фамилия экспериментатора, условия проведения исследовательской процедуры. Переписывание в «чистовики» протоколов и других документов, перемонтаж магнито- и видеозаписей, других экспериментальных материалов не допускается. Вся документация хранится у исследователя постоянно, как правило, на протяжении всей жизни.

 

Рейтинг

Метод оценивания или измерения, основанный на суждениях компетентных экспертов. По своей сути, рейтинг – метод косвенного наблюдения, состоящий в изучении явления через разностороннюю его оценку человеком, непосредственно наблюдавшим или участвовавшим в нем.

Область применения метода рейтинга:

· получение количественной информации о системе отношений, оценок, взглядов участников образовательного процесса;

· получение дополнительных данных при применении других методов исследования (наблюдение, анкетирование, эксперимент и др.).

Возможности рейтинга:рейтинги в учебном заведении могут играть немаловажную роль. В зависимости от специфики образовательного учреждения можно варьировать круг респондентов (опрашиваемых) и оцениваемых, а также шкалы оценок (различные аспекты и качества оцениваемого). Особенно хорошо зарекомендовали себя рейтинги преподавателей (ученики, студенты оценивают преподавателей) и обучающихся (педагоги оценивают учащихся или студентов). Подобная процедура дает полезную информацию, обеспечивает обратную связь, подчеркивает значимость обеих сторон единого учебного процесса. Систематические рейтинги фиксируют общую и частную динамику учебной деятельности, выявляют точки напряжения в образовательном процессе, помогают устранить их.

Примечание: материалы рейтингов следует хранить в сейфе, не допуская к ним посторонних лиц (не участвующих в их проведении).

Рассмотрим технологию проведения рейтинга на конкретном примере оценки деятельности преподавателей:

№№ Предмет/преподаватель Балл Краткая характеристика, ассоциация
1. Физика/Пионов Ю. Ю.   Академичность в лучшем смысле
       
       
       
       
       

 

· учащимся раздают подготовленные бланки (по два каждому: один с перечнем обязательных предметов, другой – спецкурсов) и просят их присвоить каждому учителю балл по 10-балльной шкале;

Необходимо оценить уровень преподавания предмета, а не личностные особенности педагога и записать краткую характеристику или связанную с преподавателем ассоциацию.

· проводится инструктаж о порядке проведения рейтингового опроса;

Следует настроить учеников на конструктивный и ответственный подход к проведению рейтинга.

· учащиеся заполняют рейтинговые листы;

· для каждого преподавателя высчитывается средний балл, по которому определяется рейтинговое место.

 

Примечание. Результаты рейтинга могут стать одним из оснований для поощрения (выплата премий и др.). На коллегиях, педсоветах до общего сведения доводится только позитивная информация, например, о том, какие предметы имеют высокий рейтинг (при этом подчеркивается, что данные результаты действуют лишь на сегодняшний день). Если преподаватель недолго работает с данной группой, результаты его рейтинга не могут служить материалом для основополагающих выводов.

 

РЕЙТИНГОВАЯ АНКЕТА _________ уч. год

 

Учебный период__________ Группа____________

Псевдоним ____________________

 

Предмет Преподаватель Отметить балл от 1 до 10 Краткая характеристика
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  

Три любимых предмета

   
   
   

 

Теоретические методы педагогического исследования

К методам теоретического уровня познания в науке относят: восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, структурно-системный подход, индуктивно-дедуктивный подход, моделирование, историко-логический подход и другие.

Восхождение от конкретного к абстрактному. Под «абстрактным» понимается выделенное, обособленное, относительно независимое – аспект педагогического явления или процесса в форме понятий (категорий), принципов и закономерностей. Например, принцип системности в педагогике – есть абстракция, требующая рассмотрения педагогического процесса с позиции структуры, развития структурных элементов, факторов и условий, выполняемых функций. Абстракция выделяет из явления одну определенную сторону в «чистом виде», то есть в таком виде, в каком она в действительности не встречается. Например, не существует «явления» или «закона» вообще, имеются лишь конкретные явления и законы. Но без введения абстрактного понятия «явление» исследователь не способен глубоко понять ни одного конкретного педагогического явления.

Конкретное в науке выступает в форме чувственно-конкретного и мысленно-конкретного. В процессе восхождения от абстрактного к конкретному в теоретическом педагогическом исследовании можно выделить три ступени:

· построение гипотезы и формулирование принципов исследования;

· выбор теории научного познания;

· применение теории для объяснения исследуемой области. Восхождение от абстрактного к конкретному происходит тогда, когда проведена предварительная аналитическая работа по выделению отдельных сторон педагогического процесса; когда обозначена в общих чертах сущность педагогического явления или процесса. «Восхождение» связано с поступательным развитием связей от сложного к простому, от категорий к конкретным понятиям.

Анализ и синтез

Анализ. Это метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь.

Так, оценивая путем анализа действия обучающихся на уроке, исследователь вычленяет действия отдельных из них в группах. Одно и то же исследуемое явление можно анализировать во многих аспектах. Всесторонний анализ явления позволяет глубже раскрыть его. Например, при анализе действий обучающихся объектами исследования могут быть активность их интеллектуальной деятельности, внимание, дисциплина, самостоятельная работа с учебным материалом и др. Чтобы изучить личность, исследователь пытается анализировать черты характера, особенности темперамента, способности, интересы, склонности и прочие качества. Таким образом, метод анализа в педагогическом исследовании связан с тремя операциями:

· изоляцией, что связано с систематическим изучением отдельно взятых эле


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.17 с.