Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-12-21 | 163 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
5.4.1 Оси колёс конической передачи пересекаются. Угол между осями может быть любым, но чаще ∑ = 900.
В зависимости от формы теоретической линии зубьев на развёртке делительного конуса различают три основных вида конических колёс, которые охарактеризованы в таблице 5.3. Напомним, что линией зуба конического колеса называют линию пересечения боковой поверхности зуба с поверхностью делительного конуса.
Таблица 5.3 - Характеристики конических колёс по форме теоретической линии зубьев на развертке делительного конуса
Эскиз | Характеристика |
Колёса с прямыми зубьями Линии их зубьев проходят через вершину делительного конуса. Эти колёса широко применяются в машиностроении при ограниченных окружных скоростях (до 3 м/с для колес нешлифованных и до 8 м/с для колес шлифованных). | |
Колеса с тангенциальными зубьями Линии их зубьев касательны к некоторой окружности радиуса rt Эти колёса ограниченно применяются при окружных скоростях до 15 м/с. Они повсеместно вытесняются более прогрессивными колёсами с круговыми зубьями. | |
Колёса с круговыми зубьями Линии их зубьев являются дугами окружности. Такие колёса широко используют в передачах транспортных машин, станков, приборов и т.п. при окружных скоростях до 30 м/с и более. Они отличаются повышенной нагрузочной способностью и преимуществами в технологии изготовления. |
В осевом сечении конических колёс различают три формы зубьев, охарактеризованные в таблице 5.4. Выбор той или иной формы зависит от геометрических (модуль, число зубьев, конусное расстояние и др.), технологических и производственных факторов, которые рассматриваются в специальной литературе. Для колёс с прямыми зубьями характерна форма 1.
|
Таблица 5.4 – Формы зубьев конических колёс в осевом сечении
Форма зубьев | Эскиз | Характеристика |
Пропорционально понижающиеся зубья Вершины конусов делительного и впадин зубьев совпадают. Высота ножки зуба пропорциональна конусному расстоянию. Положение вершины конуса вершин зубьев определяется условием, при котором углы головки и ножки зуба равны (см. рисунок 5.2 и таблицу 5.5). Эта форма является основной для всех прямозубых колёс. | ||
Понижающиеся зубья Вершины конусов делительного и впадин не совпадают. Вершина конуса вершин зубьев может занимать различное положение в зависимости от параметров передачи. Эта форма применяется при изготовлении колёс с круговыми зубьями. | ||
Равновысокие зубья Образующие конусов делительного, впадин и вершин параллельны. Высота зубьев по всей длине постоянна. Форма 3 применяется для колёс с круговыми зубьями при суммарном их числе более 40. |
5.4.2 У конических колёс поперечные размеры зубчатого венца и зубьев непостоянны. Поэтому для определённости и удобства измерения у прямозубых колёс с формой зубьев 1 по таблице 5.4 параметры зубчатого венца (делительный диаметр, диаметры вершин и впадины, окружной модуль и др.) задают на внешнем торце колеса. Называют эти параметры внешними. Внешний торец является поверхностью так называемого внешнего дополнительного конуса (см. рисунок 5.2), ось которого совпадает с осью колеса, а образующая перпендикулярна образующей делительного конуса.
Внешний окружной модуль обычно берут стандартным (по стандарту для цилиндрических колёс – см. подраздел 5.3). Допускается назначение нестандартного модуля, если это не требует применения специального зуборезного инструмента.
Поясним ещё параметр А, именуемый базовым расстоянием конического колеса, или расстоянием до базового торца (см. рисунок 5.3 и таблицу 5.5). Базовое расстояние указывается на чертеже колеса. Оно нужно для правильной установки заготовки колеса на зуборезном станке и готового колеса в редукторе при его сборке. Базовое расстояние А для удобства контроля назначают обычно в целых миллиметрах. По этой причине размер С, который назначается при конструировании колеса по соображениям конструктивным и обязательно наносится на чертеже, может оказаться дробным, если таковым является размер В (см. рисунок 5.3). Изучаемые в лабораторной работе параметры колёс прямозубой конической передачи представлены в таблице 5.5 и иллюстрированы рисунками 5.2 и 5.3.
|
Таблица 5.5 – Основные геометрические параметры колёс некорригированной прямозубой конической передачи при межосевом угле Σ = 900
№ п/п | Параметры | Обо-значе-ния | Формулы | |
Число зубьев | шестерни | Z1 | ||
колеса | Z2 | |||
Передаточное число | u | u | ||
Угол делительного конуса шестерни и колеса | δ | ; |
Внешние диаметры | делительный | ; | |||
вершин зубьев | |||||
впадин зубьев | |||||
Модуль внешний окружной | |||||
Шаг внешний окружной | |||||
Внешняя высота | головки зуба | ||||
ножки зуба | |||||
зуба (всего) | |||||
Продолжение таблицы на с. 140
а – геометрические параметры в осевом сечении; б – шаг внешний окружной на развертках дополнительных конусов.
Рисунок 5.2 – Иллюстрация геометрических параметров колёс некорригированной прямозубой конической передачи с межосевым углом ∑=90о
Таблица 5.5 – Продолжение
№ п/п | Параметры | Обо-значе-ния | Формулы | ||||
Конусное расстояние | внешнее | ||||||
среднее | |||||||
Средний окружной модуль | mtm | ||||||
Угол | ножки зуба | ||||||
головки зуба | |||||||
конуса вершин | δa | ; | |||||
конуса впадин | δf | ; | |||||
Ширина венца шестерни и колеса (длина зуба) | |||||||
Коэффициент ширины венца | (обычно ) | ||||||
Расстояние от вершины делительного конуса до плоскости внешней окружности вершин зубьев | |||||||
Размер С (см. рисунок 5.3) | С | ||||||
Базовое расстояние | А | ||||||
Примечание – Параметры в строчках 13, 14, 15 таблицы 5.5 в лабораторной работе можно не определять.
Рисунок 5.3 – Иллюстрация базового расстояния конического зубчатого колеса
|
5.5 Геометрические параметры колёс и червяков цилиндрических червячных передач
5.5.1 Червячная передача содержит винт, называемый червяком, и червячное колесо, представляющее собой разновидность косозубого цилиндрического колеса. Оси червяка и червячного колеса не пересекаются, а скрещиваются. Угол скрещивания может быть любым, но преобладает угол 90о. Резьба червяка может быть правой или левой, однозаходной или многозаходной. Преобладает резьба с числом заходов 1, 2 и 4. Нестандартные червяки могут иметь иное число заходов.
Различают два основные вида червячных передач: цилиндрические или просто червячные передачи (с цилиндрическим червяком) и глобоидные (с глобоидным червяком), иллюстрированные рисунком 5.4.
а – передача с цилиндрическим червяком; б – передача с глобоидным червяком.
1 – червяк; 2 – колесо червячное.
Рисунок 5.4 – Иллюстрация цилиндрической и глобоидной червячных передач
В машиностроении преобладают цилиндрические червячные передачи в основном по причине более простой технологии изготовления. Глобоидные передачи применяются реже, хотя они отличаются при одинаковых с цилиндрическими габаритах большей в 1,5…2 раза нагрузочной способностью. Это объясняется сравнительно большей поверхностью контакта между витками червяка и зубьями колеса.
Ведущим звеном червячной передачи, за редким исключением, является червяк. КПД червячных передач значительно меньше, чем КПД зубчатых передач. Причина этого в относительно большой скорости скольжения зубьев в зацеплении передачи. К достоинствам червячных передач относится возможность получения большого передаточного числа в одной паре (8…80 и более), плавность работы и сравнительная малошумность.
5.5.2 Основные параметры цилиндрической червячной передачи стандартизованы. Расстояние р, измеренное между одноименными точками двух соседних витков профиля, называется расчетным шагом червяка и червячного колеса (рисунок 5.5 а). Отношение этого шага р к числу π является главнейшим стандартным параметром передачи – расчётным (осевым) модулем, который измеряется в миллиметрах, т.е.
|
m = p / π.
Заметим, что цилиндрический червяк – это винт, поэтому его шаг р постоянный и не зависит от того, на каком диаметре он измерен. У червячного колеса, как у всех зубчатых колес, шаг зависит от того, на каком диаметре он измерен. Поэтому червячное колесо имеет такой же шаг р, как и червяк, на одном единственном диаметре d2, именуемом делительным.
Стандартные значения модулей m в миллиметрах для цилиндрических червячных передач по ГОСТ 19672-74 приведены ниже:
– 1-й ряд (предпочтительный): 1,0; 1,25; 1,6; 2,0; 2,5; 3,15; 4,0; 5,0; 6,3; 8,0; 10,0; 12,5 и т.д.;
– 2-й ряд: 1,5; 3,0; 3,5; 6,0; 7,0; 12,0;
– 3-й ряд: 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 4,5; 9,0; 11,0; 14,0; 18,0; 22,0.
Червячные колеса нарезаются червячными фрезами (рисунок 5.5 б). Очертания режущих кромок фрезы должно соответствовать очертаниям витков червяка, который будет зацепляться с нарезаемым колесом. Стандартизация модулей ограничивает только величины шагов, ведь сколько разных модулей предусматривает стандарт, столько разных шагов могут иметь червячные передачи. Вместе с тем, червяки одного модуля могут быть нарезаны на разных диаметрах. Чтобы ограничить ещё
а) | |
б) | |
в) |
а – иллюстрация геометрических параметров цилиндрического червяка; б – схема нарезания зубьев червячного колеса; в - иллюстрация геометрических параметров червячного колеса.
1 – фреза; 2 – заготовка червячного колеса.
Рисунок 5.5 – Иллюстрация геометрических параметров цилиндрического червяка и червячного колеса
и диаметры червяков, а следовательно и количество типов и размеров фрез для нарезания червячных колес, упомянутым выше стандартом, вводятся значения безразмерного параметра q, именуемого коэффициентом диаметра червяка. Параметр q определяет число модулей в делительном диаметре червяка d1, т.е. d1 = m∙q. Таким образом, других произвольных значений делительного диаметра d1 стандартные червяки иметь не могут.
Стандартом установлено два ряда значений q:
- 1-й ряд (предпочтительный): 6,3; 8,0; 10,0; 12,5; 16,0; 20,0; 25,0;
- 2-й ряд: 7,1; 9,0; 11,2; 14,0; 18,0; 22,4.
Для дополнительного ограничения разнообразия диаметров червяков (и разнообразия зуборезного инструмента) не допускается произвольное сочетание стандартных значений модулей m и относительных диаметров q. ГОСТ 2144-76 предписывает каждому стандартному модулю только ограниченное количество значений q (не более 6).
В числе стандартных параметров назовём ещё осевой угол профиля витка червяка (см. рисунок 5.5а), высоту головки зуба и высоту ножки зуба (см. рисунки 5.5в и 5.6). ГОСТ 2144-76 устанавливает также стандартные значения межосевых расстояний и передаточных чисел u. Придерживаются их, однако, лишь при наличии соответствующего требования в задании на проектирование передачи.
|
Изучаемые в лабораторной работе геометрические параметры червячной передачи представлены в таблице 5.6, которая иллюстрируется рисунками 5.5 и 5.6.
Таблица 5.6 Основные геометрические параметры некорригированной цилиндрической червячной передачи
№ п/п | Параметры | Обозначения | Формулы | ||
Число | заходов червяка | Z1 | |||
зубьев колеса | Z2 | ||||
Передаточное число | u | u | |||
Направление линии витка червяка и линии зуба колеса | Может быть левое или правое | ||||
Шаг расчетный (осевой для червяка и окружной для колеса) | |||||
Таблица 5.6 – Продолжение
№ п/п | Параметры | Обозначения | Формулы | |
Модуль расчетный червяка и колеса | ||||
Ход витка червяка | ||||
Диаметр делительный | червяка | |||
колеса | ||||
Диаметр окружности вершин | червяка | |||
колеса | ||||
Диаметр окружности впадин | червяка | |||
колеса | ||||
Коэффициент диаметра червяка | ||||
Угол подъёма витков (резьбы) червяка | ||||
Высота головки зуба колеса и витка червяка | ||||
Высота ножки зуба колеса и витка червяка | ||||
Высота зуба колеса и витка червяка | ||||
Межосевое расстояние делительное | ||||
Радиальный зазор | ||||
Ширина венца червячного колеса | ||||
Наибольший диаметр червячного колеса |
Рисунок 5.6 – Геометрические элементы цилиндрической червячной передачи
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!