Блок правового регулирования и научно-методического обеспечения — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Блок правового регулирования и научно-методического обеспечения

2017-12-21 242
Блок правового регулирования и научно-методического обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Рациональное по результатам и сбалансированное по степени гибкости регулирование инвестиционной деятельности в рыночной экономике невозможно вне создания определенных правовых форм. Эта аксиома не требует доказательств.


Для выбора наиболее эффективных методов регулирования деятельности по поддержке малого и среднего бизнеса учитываются особенности управляющих воздействий на субъекты регулирования.


Различают методы:

 

- прямого управляющего воздействия;

- косвенного управляющего воздействия.


Методы прямого управляющего воздействия выражаются в совершении таких действий, содержанием которых является властное обеспечение должного поведения объектов социального управления.


Прямой характер воздействия означает в данном случае то, что соответствующий субъект управления, наделенный необходимым объемом властных полномочий, в одностороннем порядке принимает решение, обязательное для управляемого объекта.


Управляющее воздействие при этом осуществляется непосредственно на поведение (через волю, сознание) объекта социального управления. Средства такого воздействия называются обобщенно административными методами управления.

Методы прямого управляющего воздействия всегда имеют директивный, императивный характер, поскольку они связаны с властной природой управленческой деятельности; это - методы прямых властных предписаний, обязательных для объектов управления, будь то подчиненный орган или работник, гражданин, негосударственная организация и т.п.


Конкретное содержание методов прямого воздействия достаточно разнообразно:

 

- установление правил поведения;

- утверждение конкретных заданий;

- удовлетворение ходатайств;

- санкционирование определенных действий;

- осуществление контрольных и надзорных действий;

- применение принудительных средств воздействия и т.п.


Во всех этих случаях налицо обязательный характер односторонних предписаний субъекта управления, в которых непосредственно выражено воздействие на волю участников управляемых процессов. Неисполнение таких предписаний влечет для объекта негативные последствия.


Методы косвенного управления, то есть опосредованного влияния используются его субъектом с целью достижения определенных результатов путем воздействия на экономические, имущественные интересы объекта управления.


Здесь элемент прямого предписания отсутствует, но управляющее воздействие налицо, поскольку объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием директивных предписаний субъекта, который указывает ему, что надо и что нельзя делать (запрет), а потому, что налицо имущественная заинтересованность. В современных условиях перехода к рыночным отношениям возрастает роль названных методов управления.


Несмотря на существенные различия, у них есть определенное сходство, которое заключается в следующем:

 

- они имеют единое назначение – достижение упорядоченного функционирования системы управления;

- используются в основном теми же субъектами управления – государственными уполномоченными органами;

- направлены на поведение одних и тех же объектов управления;

- имеют единые формы выражения – правовые предписания.


Право играет значительную роль в осуществлении социального управления, именно в правовой форме реализуется содержание процесса управления.


Право – совокупность установленных или санкционированных государством обязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.


Право воздействует на процессы, осуществляемые в области государственной поддержки малого и среднего бизнеса, следующим образом:

 

- устанавливает нормативную базу;

- определяет статус и устанавливает юридическую ответственность (гражданско-правовую, административную, уголовную, дисциплинарную, материальную) субъекта, являющегося объектом государственной поддержки и (или) непосредственно участвующего в этой деятельности;

- определяет возможности использования результатов деятельности по государственной поддержке малого и среднего бизнеса;

- регулирует отношения субъекта с другими участниками деятельности в данной области.


С точки зрения воздействия на согласование интересов в процессе деятельности по государственной поддержке малого и среднего бизнеса, правовые нормы могут иметь запрещающий, дозволяющий, обязывающий и стимулирующий характер.
Если в административно-командной экономике основная роль экономико-правовых регуляторов - предписывать, то в рыночной экономике соответствующие регуляторы экономического и правового характера призваны стимулировать и направлять инвестиционный процесс в интересах сбалансированного развития национальной экономики.

Именно правовое регулирование налоговых льгот, преференций, льготных кредитов, банковских и бюджетных гарантий, уровней таможенных пошлин, квот, дотаций и субсидий, мер по поддержке экспорта придает необходимую действенность соответствующим экономическим регуляторам деятельности по поддержке малого и среднего бизнеса.

 

Правовое регулирование деятельности по государственной поддержке малого и среднего бизнеса в Российской Федерации осуществляется на основе общего гражданского и хозяйственного (предпринимательского) законодательства, нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципального законодательства.


Суть сочетания интересов различных субъектов при правовом регулировании предпринимательской деятельности состоит в том, чтобы путем правового государственного регулирования через воздействие на материальные условия деятельности носителей частного интереса пытаться сформировать у них интересы, совпадающие с интересами общества и государства.


Способами обеспечения сочетания интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности являются:

 

- выстраивание иерархии интересов субъектов предпринимательской деятельности;

- установление пределов реализации интересов, в том числе в виде недопустимости злоупотребления правом;

- установление специального правового режима отдельных объектов;

- разделение последствий сделок на гражданско-правовые и публично-правовые;

- выработка процедурного механизма реализации и применения правовых норм;

- создание юридических лиц определенных организационно-правовых форм;

- выработка принципов разрешения коллизий в праве.


В основу преодоления противоречий интересов всех субъектов должен быть положен основополагающий принцип: государство в лице правотворческих органов должно стремиться к тому, чтобы соблюдение интересов общества и государства (публичных интересов) было выгодно каждому носителю частного интереса.


При этом важно через ограничение проявления субъективных интересов, не соответствующих интересам общества и государства, добиваться правильного осознания этих интересов носителями частного интереса.


Интересы конкретного субъекта всегда образуют определенную иерархию с точки зрения, как государства, так и самого субъекта. Игнорирование наличия этих иерархий и их несоответствие друг другу всегда приводит к конфликтам, в том числе и к «конфликтам законных интересов».


Интересы предпринимателей можно ограничивать до тех пор, пока они либо не придут в соответствие с интересами общества и государства (если изначально им противоречили), либо перестанут им соответствовать (если изначально им не противоречили).


Правовые нормы, содержащиеся в различных нормативно-правовых актах, регламентируют совершение важнейших управленческих действий, а именно: принятие управленческих решений; применение иных методов воздействия и т.п. Тем самым создается и обеспечивается правовая основа управленческого процесса, режим законности в осуществлении управленческих действий в области деятельности по поддержке малого и среднего бизнеса.


Управленческое решение должно быть, как правило, облачено в правовую форму, поскольку оно содержит властное волеизъявление субъекта управления, обязательное для объекта. Обязательность односторонних предписаний субъекта управления предполагает придание им должного юридического выражения; соответствующее предписание становится тем самым юридически обязательным. Управленческие решения, приобретая юридическую форму, становятся правовыми актами социального управления. Вместе с тем это не означает, что все управленческие решения обязательно приобретают форму правовых актов. Для правильной оценки соотношения управленческого решения и правового акта управления необходимо учитывать ряд обстоятельств.


Во-первых, в форме правовых актов издаются управленческие решения, принимаемые субъектами социального управления, выступающими от имени государства. Во-вторых, решения негосударственных субъектов социального управления имеют обязательную силу лишь в границах данной организации или учреждения. Это означает, что не все управленческие решения облекаются в правовую форму и являются правовыми.


При регулировании деятельности малых предпринимателей менее эффективными по сравнению с экономическими являются административные средства воздействия.


Это объясняется тем, что они:

 

- не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов;

- базируются на силе и авторитете государственной власти;

- включают меры запрета, разрешения и принуждения (квотирования, лицензирования, утверждение правил приватизации и т.д.).


Наряду с обязательными к исполнению законодательными актами и нормами в организации деятельности по государственной поддержке малого и среднего бизнеса используется комплекс методических указаний и материалов, носящих рекомендательный характер, целью которых являются:

 

- установление единых терминов;

- принципов оценки, расчетов и методических подходов к определению эффективности мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса, их гармонизация с действующими стандартами.


В составе методического обеспечения деятельности по государственной поддержке малого и среднего бизнеса могут быть методические документы и рекомендации, различающиеся по степени общности:

 

- федеральные, регламентирующие отдельные аспекты методического сопровождения деятельности в области государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса по всей территории РФ;

- региональные, регламентирующие деятельность в области государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на территории региона с учетом его географических, природно-климатических, социально-экономических и других особенностей;

- местные (муниципальные), регламентирующие деятельность в области государственной (муниципальной) поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования с учетом местной специфики сочетания частных и публичных интересов;

- локальные, в которых регламентируются отдельные аспекты или частные вопросы методического сопровождения деятельности в области государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса (например, порядок и правила проведения расчетов по оценке эффективности инвестиционных проектов в конкретных отраслях малого и среднего бизнеса; оценки соответствия требованиям технических регламентов и стандартов и т.п.).


Роль методического обеспечения в организации деятельности по государственной поддержке субъектов малого и среднего бизнеса определяется следующими факторами:

 

1) практической значимостью комплексной оценки эффективности мероприятий в данной области деятельности с учетом состояния и прогноза развития основных элементов предпринимательской инфраструктуры, различных категорий объектов государственной поддержки, баланса частных и публичных интересов в регионе и (или) муниципальном образовании;

2) унификацией терминологии и методов расчета отдельных показателей эффективности мероприятий (программ, проектов) для их корректного сопоставления с другими возможными вариантами государственного или муниципального инвестирования в объекты государственной или муниципальной поддержки;

3) регламентацией единых «правил игры» и норм корпоративной этики, обеспечивающих партнерские отношения и гражданскую ответственность между субъектами и объектами, участвующими в процессах государственной или муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса.

 

На государственном уровне основным методическим документом, регламентирующим инвестиционную деятельность, в том числе и в области государственной поддержки малого и среднего бизнеса, являются «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов», утвержденные совместным постановлением Минэкономики РФ, Минфина РФ и Госстроя России от 21.06.99 г. № ВК 477.

Данный документ применяется в России с марта 1994 года и в целом соответствует общепринятым в мировой практике методам экономических измерений. Его основные положения соответствуют подходам, используемым в компьютерной модели UNIDO-KOMFAR, и в определенной степени учитывает специфические российские условия. (UNIDO - (United Nation Industrial Development Organization) – специальный координатор ООН по промышленной политике.

Указанные Методические рекомендации содержат систему показателей, критериев и методов оценки эффективности инвестиционных проектов в процессе их разработки и реализации, используемых на различных уровнях управления на основе определенных принципов проектного анализа, признаваемых в РФ. На его основе ряд отраслей (электротехническая, нефтегазовая, железнодорожная и др.) разработали и ввели в действие свои специализированные методики определения эффективности инвестиционных проектов.

Официальность утвержденных Методических рекомендаций в России обусловлена обязательностью учета при оценке инвестиционных проектов требований природопользования и охраны окружающей среды, социальных последствий реализации указанных проектов, условий предоставления государственных гарантий и т.д., что отражается в необходимости проведения комплексной экспертизы любых инвестиционных проектов, осуществляемых на территории РФ.



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.