Понятия, используемые в деятельности по государственной поддержке бизнеса — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Понятия, используемые в деятельности по государственной поддержке бизнеса

2017-12-21 192
Понятия, используемые в деятельности по государственной поддержке бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Без однозначного определения объектов государственной поддержки малого и среднего бизнеса невозможно обеспечить эффективность проводимых мероприятий в данной области.

Важность обоснования критерия отнесения субъектов малого и среднего бизнеса к объектам поддержки со стороны федеральных, региональных и местных органов власти обусловлена тем, что режим правового регулирования деятельности в области поддержки предпринимательства может уточняться законодательством субъекта РФ и местными нормативными актами, что повышает роль и значение соответствующих органов власти и управления в социально-экономическом развитии своих регионов и муниципальных образований.

В связи с этим, представляется целесообразным раскрыть сущность основных понятий, на основании которых могут быть установлены критерии отнесения субъектов предпринимательской деятельности к объектам поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.


Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям».


Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ определяет, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям.


1) Для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов.


2) Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

 

- от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий

- до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек

 

3) Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (данное условие вступает в силу с 01.01.2010 года).


Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3.


Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3.


Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.


Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.


Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.


Коммерческие организации – предприятия и организации с правами юридического лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, которые могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, функционирующих на основе коллективной собственности и имеющих нескольких собственников.


Бизнес [англ. business] – это 1) экономическая деятельность, дающая прибыль; 2) любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды.


Малый и средний бизнес – принятое обозначение совокупности мелких и средних частных предприятий (компаний), прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике.

Компания [фр. compagnie] – торговое, промышленное, транспортное, страховое и т.д. предприятие.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги, и имеет:

 

- право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям, предусмотренным в Уставе предприятия;

- самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием;

- в составе своего имущественного комплекса все виды имущества, предназначенные и (или) используемые для осуществления хозяйственной деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначение, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.


Частное предприятие – 1) предприятие, функционирующее на основе права частной собственности, имущественный комплекс которого формируется из имущества гражданина (семьи), полученных доходов, кредитов и других законных источников; 2) предприятие, имеющее одного хозяина, основанное на частной собственности индивидуального лица, владельца и распорядителя основных средств, капитала предприятия.

Личное (индивидуальное) предприятие – предприятие, принадлежащее на правах частной собственности гражданину или членам его семьи (на правах долевой собственности), в котором его владелец (физическое лицо) является одновременно участником и управляющим предприятия. К личному предприятию приравниваются: 1) семейное предприятие, единственными участниками которого являются супруги, независимо от того, кто управляет этим предприятием (оба супруга или один из них по взаимному согласию); 2) крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное в установленном законодательством порядке.


Коллективное предприятие – предприятие, товарищество, акционерное общество, кооператив, хозяйственная ассоциация, объединение, функционирующее на основе коллективной собственности. Его отличает наличие не одного, как на частном предприятии, а нескольких (многих) собственников, связанных общим характером производства, правами по владению, использованию и распоряжению объектами коллективной собственности, использованием полученной продукции, распределением доходов.

Совместное предприятие – 1) предприятия, объединения или какие-либо другие организационные единицы, в которых принимают участие, помимо фирмы (организации) данной страны, фирма (организация) другой страны, и которые создаются для совместного производства, сбыта продукции, проведения научно-исследовательских работ, строительства, технических консультаций, технического сервиса, осуществления транспортных, финансовых, страховых услуг, обслуживания бытовой сферы; 2) соглашение, по которому двое или более физических лиц или фирм объединяются для выполнения какого-либо проекта. В отличие от товарищества совместное предприятие распадается после завершения проекта.


Малый и средний бизнес имеет свои особенности, которые должны приниматься во внимание при организации и осуществлении деятельности по их поддержке. Основные особенности заключаются в следующем.


Большинство малых и средних предприятий являются многопрофильными. Предприятия, которые занимаются одним видом деятельности, являются исключением из общего правила. Также немногие малые и средние предприятия сохранили в процессе своего развития первоначальную продуктовую направленность своего бизнеса. Типичное предприятие начинает свою работу как широко диверсифицированная фирма, которая в процессе своего развития постепенно закрепляется на выбранном виде деятельности.


Для крупных фирм диверсификация понимается как форма концентрации капитала, связанная с проникновением фирмы в новые для нее отрасли и сферы деятельности, расширение ассортимента товаров и постепенное превращение в многоотраслевые комплексы. Общими факторами, требующими диверсификации для крупной фирмы, являются:

 

- боязнь отстать от НТР;

- борьба за высокие прибыли;

- необходимость искать сферы приложения своих капиталов;

- конкурентная борьба.

 

Через диверсификацию происходит перелив капитала из менее доходных отраслей в более прибыльные. Фирмы диверсифицируют свое производство (деятельность), чтобы застраховать себя от возможных банкротств, хотя ряд начинаний и могут оказаться неудачными. Многие фирмы в России сознательно идут на потери, связанные с диверсификацией, хотя есть предел диверсификации.


Малый и средний бизнес в России существенно меняет понятие диверсификации деятельности. Хотя все малые предприятия сильно диверсифицированы, причины диверсификации другие, чем у крупных фирм.


Занятие многими видами деятельности для малых и средних предприятий в России часто носит вынужденный характер, который обусловлен несовершенством законодательства по налогообложению в частности и национальной экономической системы в целом. В результате чего, малые предприятия стали средством ухода от налогообложения, в том числе путем использования льгот, предоставленных малому бизнесу или иным видам деятельности, искусственного занижения прибыли за счет завышения себестоимости, фиктивного привлечения к работе льготных категорий населения (например, инвалидов) и т.п.


В настоящее время, по-прежнему, сохраняется положение, когда в России малому предприятию иметь большую прибыль невыгодно.


Вместе с тем малые и средние предприятия оказывают разнообразные услуги. Причем основными клиентами выступают не только конечные покупатели, но и потребители товаров (работ, услуг) на промежуточных стадиях товародвижения. В последнем случае малые и средние предприятия становятся частью производственной кооперации или торгово-коммерческими посредниками.


Типичные малые предприятия охватывают широкий круг деятельности. Редкие малые предприятия узко специализированы в пределах своей отраслевой или продуктовой направленности. В этой связи, практически невозможно создать типовой профиль деловой активности малого предприятия.


Современные малые и средние предприятия в целом более подготовлены к деятельности в своей сфере. Многие из них выполняют роль координаторов, связанную с объединением усилий партнеров, действующих в различных отраслях и сферах деятельности. Особенно это важно при организации каналов товародвижения продукции.


Малые и средние предприятия действуют в различных отраслях и сферах деятельности, однако на практике существуют различные барьеры, вхождения в ту или иную отрасль. В связи с этим, различные отрасли объективно более открыты для малого и среднего бизнеса, что приводит к притоку в эти области новых предприятий.


Развитие малых и средних предприятий в различных отраслях и сферах деятельности определяется возможностями самого малого предприятия и тесно связано с общеэкономическими условиями в той или иной сфере деятельности.


К основным факторам, влияющим на принятие решения субъектами малого и среднего бизнеса на вхождение в ту или иную отрасль, можно отнести следующие:

 

- законодательные ограничения в виде лицензий, разрешений, других форм ограничений;

- величину потребности в капитале, необходимом для открытия дела;

- высокий потенциал роста и доходность отрасли;

- минимальная необходимость в потоке денежных средств;

- рыночные условия конкуренции;

- опыт работы в бизнесе.

 

Привлекательность рыночных условий конкуренции особенно важны для предпринимателей, так как отсутствие большого числа конкурентов открывает новые возможности для них в развитии и расширении поля своей деятельности. Следует отметить, что число малых и средних предприятий в регионах сырьевой направленности и в удаленных территориях существенно меньше, чем в больших развитых регионах и городах.

Малые и средние предприятия вовлечены в рискованную деятельность, что связано с самой природой малого предпринимательства. Обычно эти предприятия встречаются с различными видами риска, как правило, на стадии подготовки договоров и предпродажных усилиях.


К основным видам риска, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия, относятся следующие:

 

- риск конкуренции (большинству малых и средних предприятий на ранних стадиях развития, когда они вкладывают деньги в бизнес, практически невозможно более- менее точно определить размеры, природу и численный состав конкурентов, кроме того, эти предприятия ограничены в выборе форм и методов конкурентной борьбы);

- финансовый риск (малые и средние предприятия получают доступ к финансовым ресурсам под относительно высокий процент или под гарантии (за которые надо платить) и, как правило, на короткий срок, что удорожает деятельность этих предприятий и лишает их экономических преимуществ, связанных с экономией на размерах);

- временной риск (производственным малым и средним предприятиям требуется время для выхода со своим продуктом на рынок, причем для инновационных (венчурных) малых предприятий такое время значительно и может занимать несколько лет, что приводит к возрастанию неопределенности результатов, так как возможны существенные изменения в рыночном спросе и т.п.);

- стоимостной (затратный) риск (стоимость исходных материалов для производственных малых и средних предприятий также подвержена неопределенным изменениям, в результате чего возможны значительные колебания их затрат и доходности (финансовых результатов);

- потребность в особых формах связи с инвесторами (банками) для развития бизнеса (малые и средние предприятия используют производственное оборудование, которое дорого для покупки сразу, или требуется лишь на короткое время производственного цикла).

 

В связи с указанными факторами, большинство малых и средних предприятий вынуждено следовать в финансировании заемной стратегии.


При этом кредиторы используют различные критерии оценки проектов развития малого и среднего бизнеса. При этом ставки по кредитам и сроки их возврата – лишь малая часть условий, которое малое и среднее предприятие должно проанализировать при установлении партнерских отношений с инвесторами. На практике на условия предоставление кредитов малым и средним предприятиям влияют следующие условия:

 

- наличие личных гарантий;

- налогообложение;

- возврат основной суммы долга;

- депонирование денежной суммы у третьего лица;

- штрафные санкции;

- комиссионные за невыбранную часть кредита;

- страхование;

- залоговые обязательства и др.

 

Умение выявлять субъекты малого и среднего бизнеса, которые могут быть объектами государственной поддержки, понимание особенностей их деятельности позволяет более обоснованно подходить к планированию и обеспечению реализации мероприятий, направленных на их поддержку и развитие.


Для обеспечения системности и комплексности управления деятельность по государственной поддержке малого предпринимательства в регионах и муниципальных образованиях необходимо разобраться, какие государственные и общественные проблемы могут быть решены с его участием, и с какими основными трудностями сталкиваются предприятия малого и среднего бизнеса в своей деятельности.

 

Резюме

Анализ опыта решения социально-экономических проблем в регионах РФ показывает, что роль региональных и местных органов власти в развитии экономии своих территорий, в том числе за счет поддержки и развития малого и среднего бизнеса, различна.

Основная роль региональной администрации заключается в нормативном обеспечении условий для социально-экономического развития муниципальных образований, в том числе для привлечения различных видов инвестиций в регион. Она, по сути, является лишь посредником между федеральным и местным бюджетами, занимается, в основном, перераспределением налогов и сборов и реально влиять на сокращение расходов и повышение доходов регионов, в том числе за счет деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, не может.


Органы местного самоуправления не заменяют территориального государственного управления, а дополняют его, являясь базисом и неотъемлемой частью государственного устройства РФ. Местное самоуправление объективно является наилучшей властью с точки зрения способности решать вопросы местного значения в формах, наиболее экономически эффективных для каждого отдельно взятого муниципального образования, и выражается в совместной деятельности проживающих на конкретной территории людей, направленной на создание нормальных условий жизни.


На практике они более эффективно, чем региональные органы власти, используют ресурсы для финансовой, материальной, информационной и иных видов поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, хозяйствующих на конкретных территориях. Кроме того, по отношению к этим предприятиям управляющие воздействия со стороны местного самоуправления являются одним из важнейших факторов внешней микросреды, определяющих условия для деятельности предприятий на конкретной территории.

В связи с тем, что существует прямая зависимость между объемом финансовых средств, аккумулируемых в местном бюджете, и социально-экономическим положением в муниципальном образовании, то основным содержанием деятельности местных органов власти является управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования на основе:

 

- координации и стимулирования усилий активной части граждан, составляющих местное сообщество, и субъектов, хозяйствующих на рассматриваемой территории;

- эффективного использования имеющихся ресурсов для обеспечения баланса интересов личности, государства и местных (муниципальных) интересов граждан конкретного населенного пункта.

 

Анализ управленческих решений, принимаемых администрацией муниципальных образований, показывает, что некоторые руководители недооценивают роль малого и среднего бизнеса в решении местных социально-экономических проблем, недостаточно эффективно используют общие ресурсы местного сообщества для поддержки местного предпринимательства. Это объясняется влиянием традиций административного управления, незнанием современных методов менеджмента, а порой и неумением правильно применять тот или иной инструмент.

Между тем переход к поступательному развитию территории может произойти только в рамках комплексной стратегии, в которой среди прочих важное место занимает планирование, организация, обеспечение необходимыми ресурсами и оценка эффективности мероприятий по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса.

Для лучшего планирования и реализации мероприятий по государственной поддержке малого и среднего бизнеса в конкретных муниципальных образованиях их руководители должны владеть понятийной базой в области малого предпринимательства, юридически правильно определять среди хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса объекты для государственной и муниципальной поддержки, уметь организовывать и оценивать результаты совместной работы всех участников деятельности по поддержке малого предпринимательства.

Для конкретизации объектов государственной поддержки в сфере предпринимательства следует отличать понятие «предпринимательская деятельность» от иных видов деятельности, близких по сути, но отражающих определенные иерархические соотношения между видами экономической активности людей (например, от экономической и хозяйственной видов деятельности).

Разделение субъектов по группам в соответствии с классификационным критерием позволит обеспечить адресность поддержки конкретных секторов малого и среднего бизнеса, сталкивающихся с примерно одинаковым набором трудностей, однако различающихся по значимости для среднестатистических представителей рассматриваемых групп.

Разработка и нормативное закрепление с учетом региональной специфики и антимонопольного законодательства количественных значений классификационных критериев для субъектов малого и среднего бизнеса является прерогативой региональных и местных уровней власти, тем более такими правами они обладают.
Малый и средний бизнес имеет свои особенности, которые должны приниматься во внимание при организации и осуществлении деятельности по их поддержке.

Основные особенности заключаются в следующем.

1) Большинство малых и средних предприятий являются многопрофильными. Типичное предприятие начинает свою работу как широко диверсифицированная фирма, которая в процессе своего развития постепенно закрепляется на выбранном виде деятельности.

2) Занятие многими видами деятельности для малых и средних предприятий в России часто носит вынужденный характер, который обусловлен несовершенством законодательства по налогообложению в частности и национальной экономической системы в целом. В результате чего, малые предприятия стали средством ухода от налогообложения, в том числе путем использования льгот, предоставленных малому бизнесу или иным видам деятельности, искусственного занижения прибыли за счет завышения себестоимости, фиктивного привлечения к работе льготных категорий населения (например, инвалидов) и т.п.

3) Малые и средние предприятия оказывают разнообразные услуги. Причем основными клиентами выступают не только конечные покупатели, но и потребители товаров (работ, услуг) на промежуточных стадиях товародвижения. В последнем случае малые и средние предприятия становятся частью производственной кооперации или торгово-коммерческими посредниками. Типичные малые предприятия охватывают широкий круг деятельности. В этой связи, практически невозможно создать типовой профиль деловой активности малого предприятия. Современные малые и средние предприятия в целом более подготовлены к деятельности в своей сфере. Многие из них выполняют роль координаторов, связанную с объединением усилий партнеров, действующих в различных отраслях и сферах деятельности. Особенно это важно при организации каналов товародвижения продукции.

4) Малые и средние предприятия действуют в различных отраслях и сферах деятельности, однако на практике существуют различные барьеры, вхождения в ту или иную отрасль. В связи с этим, различные отрасли объективно более открыты для малого и среднего бизнеса, что приводит к притоку в эти области новых предприятий.

5) Малые и средние предприятия вовлечены в рискованную деятельность, что связано с самой природой малого предпринимательства. Обычно эти предприятия встречаются с различными видами риска, как правило, на стадии подготовки договоров и предпродажных усилиях.

К основным видам риска, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия, относятся следующие: риск конкуренции; финансовый риск; временной риск; стоимостной (затратный) риск; потребность в особых формах связи с инвесторами (банками) для развития бизнеса.

Умение выявлять субъекты малого и среднего бизнеса, которые могут быть объектами государственной поддержки, понимание особенностей их деятельности позволяет более обоснованно подходить к планированию и обеспечению реализации мероприятий, направленных на их поддержку и развитие.

Вопросы для повторения

1. Раскройте роль региональной и местной администраций в поддержке малого и среднего бизнеса. Есть ли между ними отличия в целях и способах распоряжения различными видами ресурсов, необходимых для поддержки и развития малых и средних предприятий? Если есть, то перечислите их.


2. Сформулируйте определение понятия «предпринимательство». Поясните отличия его содержания от понятий «экономическая деятельность» и «хозяйственная деятельность».


3. Дайте определение понятия «коммерческая деятельность», перечислите основные ее разновидности.

4. Раскройте основные элементы правоотношений в области регулирования деятельности по поддержке малого и среднего бизнеса. Что, на ваш взгляд, может быть отнесено к объекту регулирования? Выберите правильные ответы из перечня:

 

а) орган региональной исполнительной власти;

б) орган муниципальной власти;

в) малое предприятие;

г) организация (учреждение), уполномоченная и (или) поставляющая продукцию, выполняющая работы и услуги в рамках государственного или муниципального заказа в области поддержки малого и среднего бизнеса.


5. Перечислите и раскройте сущность субъектов предпринимательской деятельности, законодательно установленных в РФ. Какие субъекты представляются в лице уполномоченных государственных и иных органов власти?

6. Поясните, в чем заключается сложность определения объектов государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Дайте определения следующих понятий «бизнес», «малый бизнес» «компания», «предприятие».


7. Перечислите различные категории субъектов малого и среднего бизнеса, которые могут являться объектами государственной (региональной) и муниципальной поддержки, сформулируйте их определения.


8. Назовите организационно-правовую форму предприятий, которые по размерам являясь малым или средним предприятием, не могут быть отнесены к объектами государственной поддержки, и объясните почему?


9. Назовите классификационные критерии, с помощью которых можно выделить категории субъектов малого и среднего бизнеса, относимых к объектам государственной поддержки. Объясните, почему необходимо разделять предприятия малого и среднего бизнеса по группам в соответствии с этими критериями?


10. Перечислите и раскройте основные особенности малого и среднего бизнеса, которые должны приниматься во внимание при организации и осуществлении деятельности по их поддержке.

 

Тест к разделу «Основные понятия»


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.