Понятия и признаки предпринимательской деятельности — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Понятия и признаки предпринимательской деятельности

2017-12-21 340
Понятия и признаки предпринимательской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Совместный проект

Национального делового партнерства «Альянс Медиа » и Международного института менеджмента ЛИНК при поддержке Правительства Москвы в рамках Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства

www.businesslearning.ru

 

 

ЧЕРЕПОВЕЦ

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 3

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.. 7

1.1. Понятия и признаки предпринимательской деятельности. 7

1.2. Субъекты и формы осуществления предпринимательской деятельности. 9

1.3. Понятия, используемые в деятельности по государственной поддержке бизнеса. 11

1.4. Резюме. 17

1.5. Вопросы для повторения. 19

1.6. Тест к разделу «Основные понятия». 20

2. РОЛЬ МСБ В РЕШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ... 21

2.1. МСБ в зарубежной экономике. 21

2.2. Роль МСБ в развитии экономики России. 23

2.3. Основные трудности, с которыми сталкиваются субъекты МСБ.. 27

2.4. Зарубежный опыт государственной поддержки МСБ.. 35

2.5. Основные направления государственной поддержки МСБ в России. 42

2.6. Резюме. 47

2.7. Вопросы для повторения. 49

2.8. Тест к разделу «Роль МСБ в решении государственных и общественных проблем». 50

3. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МСБ.. 52

3.1. Сущность и основные понятия. 52

3.2. Назначение и содержание основных элементов поддержки МСБ.. 55

3.2.1. Мотивационный блок. 55

3.2.2. Блок ресурсного обеспечения. 71

3.2.3. Блок правового регулирования и научно-методического обеспечения. 80

3.2.4. Блок организационного обеспечения. 91

3.3. Создание условий для выживания и развития МСБ в России. 102

3.4. Резюме. 105

3.5. Вопросы для повторения. 110

3.6. Тест к разделу «Механизм государственной поддержки МСБ». 111

Тест по модулю... 118

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 127

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое Вашему вниманию учебное пособие представляет собой учебный модуль курса «Основы муниципального менеджмента».


Учебный модуль «Государственная поддержка малого и среднего бизнеса» разработан для обучения муниципальных служащих, чья профессиональная деятельность напрямую связана с принятием решений по развитию предпринимательства в системе муниципального управления.


Материал модуля может быть интересен студентам вузов, индивидуальным предпринимателям, руководителям предприятий малого и среднего бизнеса, самостоятельно изучающим основы менеджмента, а также специалистам-управленцам, повышающим квалификацию в области муниципального менеджмента.


Настоящее пособие содержит ответы на следующие ключевые вопросы, связанные с повышением эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования.


Во-первых, что следует понимать под малым и средним бизнесом (МСБ), и почему его необходимо поддерживать на государственном и муниципальном уровнях управления?


Во-вторых, кому, в чем, каким образом и на каком основании может оказываться государственная поддержка?


В-третьих, как спланировать, организовать и оценить результативность мероприятий по государственной поддержке МСБ на территории муниципального образования.


Цель учебного модуля состоит в овладении знаниями по предмету муниципального менеджмента в части вопросов планирования, организации и оценки результативности мероприятий по государственной поддержке МСБ на территории муниципального образования.


Задачи учебного модуля состоят в выработке умений:

 

- обосновывать необходимость поддержки на государственном и муниципальном уровнях управления МСБ;

- определять объекты и формы поддержки в соответствии с действующим законодательством;

- планировать, организовывать и оценивать результативность мероприятий по государственной поддержке МСБ на территории муниципального образования.


Для успешного овладения материалом, представленным в настоящем пособии, обучающийся должен:

 

- знать основы рыночной экономики, экономики муниципального образования, экономики предприятия;

- знать основы муниципального менеджмента, в том числе управления персоналом;

- знать состав и содержание основополагающих федеральных законов и других нормативных актов о местном самоуправлении, регламентирующих предметы ведения и разделения полномочий между различными уровнями власти, бюджетные и налоговые права местного самоуправления и т.п.;

- понимать сущность, характер и взаимодействие различных органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении реализации законодательно закрепленных прав граждан, проживающих на территории муниципального образования;

- иметь навыки в формулировании проблем, целей и задач в области муниципального менеджмента, а также в планировании, организации и контроле мероприятий в одной или нескольких сферах деятельности по управлению муниципальным образованием.


Учебный модуль состоит из 3 разделов, в каждом из которых определены цели обучения, приведены учебные вопросы и раскрыто содержание концепций по изучению указанных вопросов. Представление учебной информации сопровождается заданиями, позволяющими контролировать уровень полученных знаний. В резюме по каждому разделу обобщается изученный материал.


В первом разделе рассматриваются основные понятия, используемые в деятельности по государственной поддержке МСБ, раскрываются основные признаки предпринимательской деятельности, субъекты и формы ее осуществления.


Второй раздел посвящен изучению зарубежного и отечественного опыта участия малого и среднего бизнеса в решении социально-экономических проблем страны в целом, регионов и муниципальных образований в частности. В данном разделе показаны роль МСБ в экономике зарубежных стран и России, раскрыты основные трудности, с которыми сталкиваются предприниматели в своей деятельности, а также изложены основные модели государственной поддержки МСБ в США, Японии и России.


При изучении материала, представленного в третьем разделе вы узнаете, в чем заключается государственная поддержка МСБ, какие основные элементы составляют ее механизм. Кроме того, в данном разделе подробно раскрыто содержание мотивационного, ресурсного, правового, научно-методического и организационного обеспечения механизма государственной поддержки МСБ, а также изложены основные направления и первоочередные мероприятия в данной области деятельности.


В конце каждого раздела помещены вопросы для повторения изученного материала, ответы на которые позволяют обобщить изученный материал, а также проконтролировать уровень подготовки.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях проведения в России реформы по укреплению вертикали власти возрастает значение инициативы региональных органов власти и местного самоуправления, являющегося, по существу, базисом и неотъемлемой частью государственного устройства, по развитию экономики своих территорий, в том числе за счет поддержки и развития малого и среднего бизнеса.


Что касается проблем муниципальных образований, то, как показывает практика, они не могут быть решены только силами местной администрации. В их решении должны также участвовать органы региональной и федеральной власти, поскольку и они заинтересованы в повышении качества жизни населения, политической стабильности, снижении социальной напряженности в обществе, развитии социальной активности, самоорганизации и нацеленности граждан на самостоятельные усилия по созданию условий для достойной жизни в своем поселении в каждом регионе России.

 

Анализ реальных возможностей субъектов Российской Федерации по решению вышеуказанных проблем показывает, что их основная роль заключается в нормативном обеспечении условий для социально-экономического развития муниципальных образований, в том числе для привлечения различных видов инвестиций в регион.


Эффективность использования региональными органами управления ресурсов для финансовой, материальной, информационной и иных видов поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, хозяйствующих на конкретных территориях, существенно ниже возможностей органов местного самоуправления по выполнению указанной функции.


Региональная администрация, по сути, является лишь посредником между федеральным и местным бюджетами, занимается, в основном, перераспределением налогов и сборов и реально влиять на сокращение расходов и повышение доходов регионов, в том числе за счет деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, не может.


Местное самоуправление объективно является наилучшей властью с точки зрения способности решать вопросы местного значения в формах, наиболее экономически эффективных для каждого отдельно взятого муниципального образования. Местное самоуправление выражается в совместной деятельности проживающих на конкретной территории людей, направленной на создание нормальных условий жизни, в том числе:

 

- на обеспечение комплексного социально-экономического развития территории;

- на обеспечение эффективной занятости населения в муниципальном образовании;

- на достижение и поддержание экономически обоснованного уровня самообеспечения поселения основными продуктами питания;

- на создание конкурентоспособных местных производств, обеспечивающих качество и безопасность реализуемых на местных потребительских рынках продукции и услуг;

- на развитие социально-бытовой и социально-культурной инфраструктуры муниципального образования;

- на сохранение и воспроизводство окружающей среды территории проживания.

 

Проблемы повышения качества жизни населения, сокращения необоснованно высокой дифференциации уровня потребления различными его слоями, увеличения занятости, сдерживания роста преступности среди трудоспособного населения и т.п. решаются, главным образом, за счет развития муниципальной экономики, являющейся основой ресурсного обеспечения реализации социальной политики местной администрации. Это подтверждается тем, что в местных бюджетах расходы на социальную сферу превышают 50%, региональных – 30 %, федеральном – 20 %.


В связи с тем, что существует прямая зависимость между объемом финансовых средств, аккумулируемых в местном бюджете, и социально-экономическим положением в муниципальном образовании, то основным содержанием деятельности местных органов власти является управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования на основе:

 

- координации и стимулирования усилий активной части граждан, составляющих местное сообщество, и субъектов, хозяйствующих на рассматриваемой территории;

- эффективного использования имеющихся ресурсов для обеспечения баланса интересов личности, государства и местных (муниципальных) интересов граждан конкретного населенного пункта.

 

Интерес неотделим от субъекта, который выступает его носителем и выразителем. Носителем местных интересов выступают:

 

- население, проживающее на конкретной территории;

- частные лица (собственники, акционеры) и (или) коллективы предприятий и организаций, осуществляющие свою деятельность на конкретной территории и реализующие свои отраслевые интересы через территориальные экономические отношения;

- органы местного самоуправления, распоряжающиеся общими местными ресурсами в интересах комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

 

Выразителями местных интересов могут быть наиболее активные представители хозяйствующих субъектов, обладающие реальным влиянием на социальную, политическую и экономическую сферы жизни местного сообщества (например, крупные производственные и (или) коммерческие предприятия, региональные филиалы партий и общественных организаций, ассоциации, гильдии, союзы и иные добровольные организации предпринимателей и т.п.).


Их интересы, которые различаются в зависимости от типа поселения и выражаются в определенных предпочтениях в отношении целей и средств социально-экономического развития муниципального образования, могут совпадать или не совпадать. Несмотря на это, реализация интересов абсолютно во всех муниципальных образованиях связана с функционированием различных отраслей хозяйства и определяется соответствующей организацией производства, распределения, обмена и потребления.


По отношению к предприятиям, ведущим хозяйственную деятельность на территории муниципального образования, управляющие воздействия со стороны местного самоуправления являются одним из важнейших факторов внешней микросреды, определяющих условия работы предприятий на конкретной территории. Следует заметить, что территориальное самоуправление не заменяет территориального государственного управления, а дополняет его.


Деятельность местных органов управления обеспечивается наличием ресурсов, имеющихся в муниципальном образовании, и зависит от условий, складывающихся в результате воздействия факторов внешней макросреды (например, деятельности органов государственного управления федерального уровня и уровня субъекта федерации, развития отраслевой структуры хозяйства в регионе, изменений в политической и социокультурной ситуации и многими другими).


Анализ принятия управленческих решений в муниципальных образованиях показывает, что руководителями органов местного самоуправления недооценивается роль малого и среднего бизнеса в решении местных социально-экономических проблем, а также недостаточно эффективно используются общие ресурсы местного сообщества, выделяемые для поддержки местного предпринимательства.


Это объясняется сложившимися традициями административного управления, базирующегося на директивных предписаниях вышестоящих организаций, незнанием современных методов менеджмента, а порой и неумением правильно применять тот или иной инструмент. Между тем переход к поступательному развитию территории может произойти только в рамках комплексной стратегии, в которой среди прочих важное место занимает планирование, организация, обеспечение необходимыми ресурсами и оценка эффективности мероприятий по поддержке субъектов, хозяйствующих на территории муниципального образования, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса.


Серьезными проблемами в области планирования и реализации мероприятий по государственной поддержке малого и среднего бизнеса в конкретных муниципальных образованиях являются проблемы терминологического и методического обеспечения принятия управленческих решений в данной области.


В настоящем пособии поставлены учебные цели и задачи, решение которых позволит обучаемому понять роль малого и среднего бизнеса в решении государственных проблем в области социально-экономического развития муниципальных образований, разобраться с понятиями и методами, которые могут использоваться в практике руководителей и специалистов, занимающихся развитием предпринимательства на местах.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Данный раздел представляет собой отдельный сегмент обучающего материала, предназначенный для уточнения основных понятий, используемых в деятельности по государственной поддержке малого и среднего бизнеса.


Усвоение данного материала позволит обучаемому обосновывать критерии отнесения субъектов малого и среднего бизнеса к объектам поддержки со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, а также участвовать в совершенствовании законодательства, регулирующего деятельность в этой области. Важность изучения данного раздела заключается в том, что субъекты малого, в том числе индивидуального, и среднего бизнеса, несмотря на ряд отличий, все-таки относятся к одному объекту государственного правового регулирования – «предпринимательской деятельности», что и будет показано ниже.


Задачи раздела состоят в выработке умения:

 

- формулировать определение «предпринимательство», раскрывать его сущность и пояснять его отличия от других смежных видов экономической деятельности;

- определять основные элементы, образующие состав правоотношения в области поддержки малого и среднего бизнеса;

- обосновывать состав и раскрывать определения понятий субъектов малого и среднего бизнеса, которые могут являться объектами государственной (региональной) и муниципальной поддержки;

- излагать особенности малого и среднего бизнеса, которые должны приниматься во внимание при организации и осуществлении деятельности по их поддержке.

 

Для успешного овладения материалом, представленным в настоящем разделе, обучающийся должен:

 

- иметь представление об основах теории правового регулирования различных видов деятельности;

- знать основные положения Гражданского кодекса РФ.

 

Резюме

Анализ опыта решения социально-экономических проблем в регионах РФ показывает, что роль региональных и местных органов власти в развитии экономии своих территорий, в том числе за счет поддержки и развития малого и среднего бизнеса, различна.

Основная роль региональной администрации заключается в нормативном обеспечении условий для социально-экономического развития муниципальных образований, в том числе для привлечения различных видов инвестиций в регион. Она, по сути, является лишь посредником между федеральным и местным бюджетами, занимается, в основном, перераспределением налогов и сборов и реально влиять на сокращение расходов и повышение доходов регионов, в том числе за счет деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, не может.


Органы местного самоуправления не заменяют территориального государственного управления, а дополняют его, являясь базисом и неотъемлемой частью государственного устройства РФ. Местное самоуправление объективно является наилучшей властью с точки зрения способности решать вопросы местного значения в формах, наиболее экономически эффективных для каждого отдельно взятого муниципального образования, и выражается в совместной деятельности проживающих на конкретной территории людей, направленной на создание нормальных условий жизни.


На практике они более эффективно, чем региональные органы власти, используют ресурсы для финансовой, материальной, информационной и иных видов поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, хозяйствующих на конкретных территориях. Кроме того, по отношению к этим предприятиям управляющие воздействия со стороны местного самоуправления являются одним из важнейших факторов внешней микросреды, определяющих условия для деятельности предприятий на конкретной территории.

В связи с тем, что существует прямая зависимость между объемом финансовых средств, аккумулируемых в местном бюджете, и социально-экономическим положением в муниципальном образовании, то основным содержанием деятельности местных органов власти является управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования на основе:

 

- координации и стимулирования усилий активной части граждан, составляющих местное сообщество, и субъектов, хозяйствующих на рассматриваемой территории;

- эффективного использования имеющихся ресурсов для обеспечения баланса интересов личности, государства и местных (муниципальных) интересов граждан конкретного населенного пункта.

 

Анализ управленческих решений, принимаемых администрацией муниципальных образований, показывает, что некоторые руководители недооценивают роль малого и среднего бизнеса в решении местных социально-экономических проблем, недостаточно эффективно используют общие ресурсы местного сообщества для поддержки местного предпринимательства. Это объясняется влиянием традиций административного управления, незнанием современных методов менеджмента, а порой и неумением правильно применять тот или иной инструмент.

Между тем переход к поступательному развитию территории может произойти только в рамках комплексной стратегии, в которой среди прочих важное место занимает планирование, организация, обеспечение необходимыми ресурсами и оценка эффективности мероприятий по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса.

Для лучшего планирования и реализации мероприятий по государственной поддержке малого и среднего бизнеса в конкретных муниципальных образованиях их руководители должны владеть понятийной базой в области малого предпринимательства, юридически правильно определять среди хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса объекты для государственной и муниципальной поддержки, уметь организовывать и оценивать результаты совместной работы всех участников деятельности по поддержке малого предпринимательства.

Для конкретизации объектов государственной поддержки в сфере предпринимательства следует отличать понятие «предпринимательская деятельность» от иных видов деятельности, близких по сути, но отражающих определенные иерархические соотношения между видами экономической активности людей (например, от экономической и хозяйственной видов деятельности).

Разделение субъектов по группам в соответствии с классификационным критерием позволит обеспечить адресность поддержки конкретных секторов малого и среднего бизнеса, сталкивающихся с примерно одинаковым набором трудностей, однако различающихся по значимости для среднестатистических представителей рассматриваемых групп.

Разработка и нормативное закрепление с учетом региональной специфики и антимонопольного законодательства количественных значений классификационных критериев для субъектов малого и среднего бизнеса является прерогативой региональных и местных уровней власти, тем более такими правами они обладают.
Малый и средний бизнес имеет свои особенности, которые должны приниматься во внимание при организации и осуществлении деятельности по их поддержке.

Основные особенности заключаются в следующем.

1) Большинство малых и средних предприятий являются многопрофильными. Типичное предприятие начинает свою работу как широко диверсифицированная фирма, которая в процессе своего развития постепенно закрепляется на выбранном виде деятельности.

2) Занятие многими видами деятельности для малых и средних предприятий в России часто носит вынужденный характер, который обусловлен несовершенством законодательства по налогообложению в частности и национальной экономической системы в целом. В результате чего, малые предприятия стали средством ухода от налогообложения, в том числе путем использования льгот, предоставленных малому бизнесу или иным видам деятельности, искусственного занижения прибыли за счет завышения себестоимости, фиктивного привлечения к работе льготных категорий населения (например, инвалидов) и т.п.

3) Малые и средние предприятия оказывают разнообразные услуги. Причем основными клиентами выступают не только конечные покупатели, но и потребители товаров (работ, услуг) на промежуточных стадиях товародвижения. В последнем случае малые и средние предприятия становятся частью производственной кооперации или торгово-коммерческими посредниками. Типичные малые предприятия охватывают широкий круг деятельности. В этой связи, практически невозможно создать типовой профиль деловой активности малого предприятия. Современные малые и средние предприятия в целом более подготовлены к деятельности в своей сфере. Многие из них выполняют роль координаторов, связанную с объединением усилий партнеров, действующих в различных отраслях и сферах деятельности. Особенно это важно при организации каналов товародвижения продукции.

4) Малые и средние предприятия действуют в различных отраслях и сферах деятельности, однако на практике существуют различные барьеры, вхождения в ту или иную отрасль. В связи с этим, различные отрасли объективно более открыты для малого и среднего бизнеса, что приводит к притоку в эти области новых предприятий.

5) Малые и средние предприятия вовлечены в рискованную деятельность, что связано с самой природой малого предпринимательства. Обычно эти предприятия встречаются с различными видами риска, как правило, на стадии подготовки договоров и предпродажных усилиях.

К основным видам риска, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия, относятся следующие: риск конкуренции; финансовый риск; временной риск; стоимостной (затратный) риск; потребность в особых формах связи с инвесторами (банками) для развития бизнеса.

Умение выявлять субъекты малого и среднего бизнеса, которые могут быть объектами государственной поддержки, понимание особенностей их деятельности позволяет более обоснованно подходить к планированию и обеспечению реализации мероприятий, направленных на их поддержку и развитие.

Вопросы для повторения

1. Раскройте роль региональной и местной администраций в поддержке малого и среднего бизнеса. Есть ли между ними отличия в целях и способах распоряжения различными видами ресурсов, необходимых для поддержки и развития малых и средних предприятий? Если есть, то перечислите их.


2. Сформулируйте определение понятия «предпринимательство». Поясните отличия его содержания от понятий «экономическая деятельность» и «хозяйственная деятельность».


3. Дайте определение понятия «коммерческая деятельность», перечислите основные ее разновидности.

4. Раскройте основные элементы правоотношений в области регулирования деятельности по поддержке малого и среднего бизнеса. Что, на ваш взгляд, может быть отнесено к объекту регулирования? Выберите правильные ответы из перечня:

 

а) орган региональной исполнительной власти;

б) орган муниципальной власти;

в) малое предприятие;

г) организация (учреждение), уполномоченная и (или) поставляющая продукцию, выполняющая работы и услуги в рамках государственного или муниципального заказа в области поддержки малого и среднего бизнеса.


5. Перечислите и раскройте сущность субъектов предпринимательской деятельности, законодательно установленных в РФ. Какие субъекты представляются в лице уполномоченных государственных и иных органов власти?

6. Поясните, в чем заключается сложность определения объектов государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Дайте определения следующих понятий «бизнес», «малый бизнес» «компания», «предприятие».


7. Перечислите различные категории субъектов малого и среднего бизнеса, которые могут являться объектами государственной (региональной) и муниципальной поддержки, сформулируйте их определения.


8. Назовите организационно-правовую форму предприятий, которые по размерам являясь малым или средним предприятием, не могут быть отнесены к объектами государственной поддержки, и объясните почему?


9. Назовите классификационные критерии, с помощью которых можно выделить категории субъектов малого и среднего бизнеса, относимых к объектам государственной поддержки. Объясните, почему необходимо разделять предприятия малого и среднего бизнеса по группам в соответствии с этими критериями?


10. Перечислите и раскройте основные особенности малого и среднего бизнеса, которые должны приниматься во внимание при организации и осуществлении деятельности по их поддержке.

 

Тест к разделу «Основные понятия»

МСБ в зарубежной экономике

Малый и средний бизнес является важной частью экономической деятельности, осуществляемой в масштабах страны, региона, муниципального образования, а также существенным фактором, влияющим на их социально-экономическое состояние и перспективы развития, поскольку обеспечивает значительную часть регионального и местного валового продукта, наполняет их бюджеты, создает рабочие места.


Ярким примером тому служат США, страны ЕС и Япония, в которых, по данным журнала The Economist (№2, 1999 г.), на долю малого и среднего бизнеса приходится 50-70% валового национального продукта, они предоставляют 60-70% рабочих мест. Кроме того, они создают порядка 50% объектов интеллектуальной собственности.


Особая роль малого и среднего бизнеса в развитых странах заключается в обеспечении целостности и структурной завершенности их национальных экономик. Дело в том, что общество заинтересовано в полном удовлетворении своих потребностей, тогда как сверхприбыльные или узкоспециализированные производства сосредотачиваются, как правило, в крупном бизнесе и удовлетворяют только отдельный спектр рыночных потребностей в силу ограничений по рентабельности производства.


В этих случаях проблема решается малым и средним бизнесом, для которых экономически выгодно работать в секторах, нерентабельных для крупных предприятий. При этом в своей деятельности малые и средние предприятия вынуждены максимально учитывать особенности местных рынков, приспосабливаться к платежеспособности и потребительскому поведению различных слоев населения. Благодаря малому управленческому персоналу, простым организационным формам эти предприятия обладают гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей, быстрее разрабатывают и внедряют инновационные технологии.


Другая роль малого и среднего бизнеса в развитых странах заключается в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик. Это связано с тем, что крупные современные интегрированные компании имеют, в большинстве случаев, межотраслевой характер и производят, как правило, сложную и трудоемкую продукцию. В ряде случаев для снижения себестоимости конечной продукции выгодно размещать заказы на малых и средних предприятиях, способных производить полуфабрикаты и комплектующие изделия или осуществлять сборку отдельных составных частей.


Велика роль малого и среднего бизнеса в формировании здоровой конкурентной среды в стране, регионах и муниципальных образованиях. Это обусловлено тем, что основная цель малого и среднего предприятия заключается в выживании в условиях конкуренции со стороны высоко технически оснащенных крупных предприятий, задача же органов власти всех уровней состоит в определении условий и критериев целесообразности такого выживания. Как раз в этом смысле развитие малого и среднего бизнеса и является непременным условием формирования здоровой конкуренции.


Кроме того, представители малого и среднего бизнеса составляют средний класс, который определяет уровень социально-экономической и политической стабильности развитых в экономическом отношении стран.


К наиболее общим причинам, стимулирующих интенсивное развитие малого и среднего бизнеса в большинстве развитых стран мира, относятся следующие.

 

1) Крупные организационно-технологические изменения, в силу которых меняется соотношение между выгодностью крупномасштабного и мелкого производства. Диверсификация и модернизация крупного частного производства, процессы конверсии и разгосударствления, изменения в отраслевой структуре и структуре занятости населения создают предпосылки для роста малого и среднего бизнеса на длительную перспективу.

2) Развитие транснациональных рынков, коммуникационных и транспортных систем, которое приводит к усилению конкуренции, изменениям международной схемы разделения труда. Эти обстоятельства приводят к усложнению местных рынков, заставляют предпринимателей искать, разрабатывать и использовать новые ресурсы, открывать и занимать дополнительные рыночные ниши.

 

В этой ситуации малые и средние предприятия, тесно «привязанные» к региональным и местным рынкам, благодаря гибкости малых организационных форм быстро занимают свободные ниши на рынке и добиваются успеха там, где неэффективны крупные предприятия и корпорации.


3) Усиление конкуренции между предприятиями, что проявляет в полную силу достоинства малою бизнеса и, в первую очередь, способность приспосабливаться к специфической клиентуре и сложившимся стандартам качества. Предпринимательская активность позволяет малым и средним предприятиям быстро и эффективно удовлетворять специализированный спрос, который все чаще определяется не только качеством и ценой, но и новизной, современным дизайном изделия или «удобством» услуги.

4) Тенденция к усилению научно-технологической составляющей системы общественного производства. Это подтверждается тем, что особое место в структуре современного малого и среднего бизнеса занимает инновационное предпринимательство, рост которого наблюдается во всех развитых странах мира.


Это связано с тем, что склонность к нововведениям и способность их осуществлять рассматриваются как необходимый признак жизнеспособного общества, развивающегося предприятия. С угасанием такой способности возрастает вероятность кризиса с последующим преобразованием или исчезновением системы или организации.


5. Тенденция к усилению стремления людей к реализации себя как личности и наслаждению работой. Исследования, проведенные Берчем в США, показали, что примиренчество с бюрократией, которое было главной чертой жизни людей в конце ХХ века, заканчивается. Все большее число людей осознает, что только свое «Дело» способно по-настоящему включить их в полноценную жизнь общества, с перспективой добиться лучших условий не только для себя, но и для общества и страны в целом. Это подтверждается тем, что более 37% занятого мужского населения и примерно 50% работающих женщин хотят или намереваются основать собственный бизнес.

 

Данные тенденции должны учитываться при выборе приоритетов в деятельности по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса на региональном и муниципальном уровнях.

 

 

Резюме

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что малый и средний бизнес является важной частью экономической деятельности, осуществляемой в масштабах страны, региона, муниципального образования, а также существенным фактором, влияющим на их социально-экономическое состояние и перспективы развития, поскольку обеспечивает значительную часть регионального и местного валового продукта, наполняет их бюджеты, создает рабочие места.

 

Особая роль малого и среднего бизнеса в развитых странах заключается в обеспечении целостности и структурной завершенности их национальных экономик. Дело в том, что общество заинтересовано в полном удовлетворении своих потребностей, тогда как сверхприбыльные или узкоспециализированные производства сосредотачиваются, как правило, в крупном бизнесе и удовлетворяют только отдельный спектр рыночных потребностей в силу ограничений по рентабельности производства.


В этих случаях проблема решается малым и средним бизнесом, для которых экономически выгодно работать в секторах, нерентабельных для крупных предприятий. При этом в своей деятельности малые и средние предприятия вынуждены максимально учитывать особенности местных рынков, приспосабливаться к платежеспособности и потребительскому поведению различных слоев населения. Благодаря малому управленческому персоналу, простым организационным формам эти предприятия обладают гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей, быстрее разрабатывают и внедряют инновационные технологии.


Другая роль малого и среднего бизнеса в развитых странах заключается в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик. Это связано с тем, что крупные современные интегрированные компании имеют, в большинстве случаев, межотраслевой характер и производят, как правило, сложную и трудоемкую п<


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.