Структура научно-исследовательской деятельности. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Структура научно-исследовательской деятельности.

2017-12-21 480
Структура научно-исследовательской деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Научно-исследовательская работа начинается с определения проблемы, в наибольшей степени интересующей исследователя. Это ведет к поиску соответствующих источников информации, а в случае неудовлетворенности этой информацией - к попыткам самостоятельных решений проблемы путем проведения научного исследования.

Началом исследования, после определения его основного направления, является ознакомление с литературой, в той или иной степени затрагивающей данную проблему, и конкретизация направления исследования, сужение его границ, формулировка темы, рабочей гипотезы. Подбираются соответствующие методы и методики исследования, планируется работа, обеспечивающая грамотное решение поставленных перед исследованием задач. Одним из важнейших условий научно-исследовательской работы является ее новизна и, как выход, практическая значимость полученных результатов.

Следующим важнейшим этапом научно-исследовательской работы является сбор экспериментальных, фактических данных, являющихся материалом для дальнейшего анализа и обобщения. В некоторых случаях исследование может носить теоретический характер и основываться лишь на анализе литературных источников, сборе и соответствующем освещении уже накопленных фактов, выстраивании на их основе самостоятельной линии анализа и обобщения, получения нового взгляда на проблему, новых данных, новых выводов.

Выводами и практическими рекомендациями, следующими из проделанной работы, заканчивается данное научное исследование. Оно будет полным, если задачи, поставленные перед работой, решены на достаточно высоком уровне, а результаты эффективно внедрены в практику.

Результаты исследования могут быть опубликованы в открытой печати; могут быть сделаны доклады на конференциях, симпозиумах, семинарах, прочитаны лекции. В ряде случаев, определяемых спецификой исследования, материал не допускается к открытой печати.

При изложении научной работы следует придерживаться следующей структуры.

Введение. Здесь в сжатом виде представляются аргументы в пользу актуальности исследования; указывается его цель; формулируется гипотеза; даются данные о новизне работы, ее практической значимости; формулируются положения, выносимые на защиту, обсуждение; описывается в сжатом виде структура работы. Литературный обзор. Его содержание составляет анализ литературы, относящейся к исследуемому вопросу, обобщение ее, обоснование темы исследования, обозначение нерешенных вопросов в контексте обсуждаемой проблемы. Задачи, методы и организация исследования. Результаты исследования. Обсуждение полученных результатов. Выводы и практические рекомендации. Список использованной литературы. Приложения. Приложения могут представлять собой материал, иллюстрирующий полученные результаты, описание и данные исследований по оригинальным методикам, акты внедрения результатов научного исследования в практику.

Результаты научной работы представляются в виде диссертации, монографии, научной статьи, реферата, методической статьи, пособия или учебника. Для студента это выпускная квалификационная работа, по которой оцениваются его знания и навыки в отношении научно-исследовательской работы, практическое освоение ее методов, эрудиция. В зависимости от вида научной работы те или иные составляющие ее структуры могут быть освещены более или менее полно.

 

6. Научно-техническое обеспечение научно-исследовательской деятельности.

Фундаментальные науки.

Фундаментальная наука — область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальные научныеисследования основополагающих явлений (в том числе и умопостигаемых) и поиск закономерностей, руководящих ими и ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, протекание процессов, обусловленных ими; — затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, — служит расширению теоретических, концептуальных представлений, в частности — детерминации идео- и формообразующей сущностипредмета их изучения, — мироздания как такового во всех его проявлениях, в том числе и охватывающих сферы интеллектуальные, духовные и социальные.

В задачи фундаментальной науки не входит скорая и непременная практическая реализация (тем не менее, перспективно — эпистомологически целесообразные), в чём и состоит коренное отличие её от утилитарной теоретической или прикладной науки, являющихся таковыми и по отношению к ней. Однако результаты фундаментальных изысканий находят и актуальное применение, постоянно корректируют развитие любой дисциплины, что вообще немыслимо без развития фундаментальных её разделов — любые открытия и технологии непременно опираются на положения фундаментальной науки по определению[1], а в случае противоречия сконвенциональными представлениями, не только стимулируют модификации таковых, но и нуждаются в фундаментальных исследованиях для полноценного понимания процессов и механизмов, лежащих в основе того или иного феномена, — дальнейшего совершенствования метода или принципа. Традиционно фундаментальные исследования соотносимы были с естествознанием, в то же время все формы научного познания опираются на системы обобщений, являющихся их основой; таким образом и все гуманитарные науки обладают или стремятся обладать аппаратом, способным охватить и сформулировать общие фундаментальные принципы исследований и методы их истолкования.

Характерна ситуация, когда наблюдается непонимание самих терминов фундаментальная наука и фундаментальные исследования, — неправильное их употребление, и когда за фундаментальностью в контексте такого использования стоит обстоятельность какого-либо научного проекта. Такие исследования, в большинстве случаев, имеют отношение к масштабным изысканиям в пределах прикладных наук, к большим работам, подчинённым интересам тех или иных отраслей промышленности и т. п. Здесь за фундаментальностью стоит только атрибут значительности, притом никоим образом их нельзя отнести к фундаментальным — в том значении, о котором сказано выше. Именно такое неправильное понимание порождает деформацию представлений об истинном смысле действительно фундаментальной науки (в терминах современного науковедения), которая начинает расценивается исключительно как «чистая наука»[5] в самом превратном толковании, то есть как наука оторванная от реальных практических потребностей, как обслуживающая, например, корпоративные проблемы яйцеголовых[6][2].

Достаточно быстрое развитие техники и системных методов (в отношении реализации полученного и давно «предсказанного» фундаментальной наукой) создаёт условия для иного рода неправильной классификации научных исследований, когда новое их направление, принадлежащее к области — междисциплинарных, расценивается как успех освоения технологической базы или наоборот, представляется только в виде линии развития — фундаментальных. В то время как последним эти научные исследования, действительно, обязаны своим происхождением, но имеют в большей степени отношение — к прикладным, и лишь косвенно служат развитию фундаментальной науки[2].

Примером тому могут служить нанотехнологии, основа которых сравнительно недавно, по срокам развития науки, была заложена, в числе многих других направлений фундаментальных исследований, — коллоидной химией, изучением дисперсных систем и поверхностных явлений. Однако это не значит, что лежащие в основе той или иной новой технологии фундаментальные исследования должны быть полностью подчинены ей, поглотив обеспечение других направлений; когда возникает опасность перепрофилирования в отраслевые научно-исследовательских учреждений, призванных заниматься фундаментальными исследованиями достаточно широкого диапазона[1].

 

Прикладные науки.

Прикладнáя нау́ка — свод знаний, в которых исследования и открытия имеют непосредственную, прямую ориентацию на практику; это науки, обеспечивающие разработку новых технологий, а именно: алгоритмов действия для получения желаемого продукта.[1] Прикладной является та научная дисциплина, которая применяет существующие научные знания, чтобы разработать более практические, прикладные системы, такие как технологияили изобретение.

Прикладными считаются науки, ориентированные на практическое применение знаний, полученных в науках фундаментальных; они служат непосредственно нуждам общества.

В силу развития естественно-научных дисциплин фундаментальной науки, возникает свод новых данных и информации, позволяющей рассматривать, предсказывать и в отдельных случаях и объяснять — а таким образом, понимать — явления в мире природы. Прикладная наука применяет научные знания в мировую практику. В результате, это даёт широкий диапазон функционирования прикладных наук. В частности, прикладная наука может применить формальную науку, такую как статистика, математика, медицина, что привело к формированию таких дисциплин, как прикладная статистика, прикладная математика, прикладная медицина и так далее. Наряду с этим исторически определился ход становления и развития смежных областей прикладной науки, таких как, к примеру:прикладная психология, прикладная этика, прикладная биомеханика, вплоть до прикладного дошкольного образования.[4]

Прикладная наука включает в себя исследования, направленные на использование научных знаний и методов для решения практических задач, на создание новых, либо совершенствование уже существующих видов продукции или технологических процессов. Прикладные исследования могут включать расчеты, эксперименты, макетирование и испытания макетов, компьютерное моделирование и пр.

Структура и цели:

Наука как определяющая система знаний обладает сложной структурой. Существует традиционное деление наук на фундаментальные (ФН) и прикладные науки (ПРН). Задачей ФН в области естествознания является познание основополагающих законов, которые управляют поведением и взаимодействием базисных структур природы. Задачи фундаментальных наук лежат на грани между известным и неожиданным, в связи с чем ФН отличается неопределённостью конечного результата, что, как правило, приводит к научному открытию. [6]

Непосредственная цель прикладных наук заключается в применении результатов ФН к решению познавательных и социально-практических проблем. В частности, по этой причине, объективно возникает важная роль ПРН и внедрение их результатов в производство, медицину, инженерное дело, гуманитарные и социальные науки.

Особенности явления:

Выделение прикладной науки в отдельную дефиницию связано, в первую очередь, с интегральными характеристиками типов научно-познавательной деятельности, различающихся по своим целевым установкам. Так, цель фундаментального исследования — знание как таковое; максимально объективная, рациональная репрезентация реальности. Цель прикладного исследования — инструментально-эффективное знание о фрагменте реальности, предназначенное для решения конкретной практической задачи.[7]

Для фундаментального исследования истинность знания о мире являются высшей ценностью; для прикладного исследования высшей ценностью является технологическая эффективность информации о мире, что далеко не всегда совпадает с ее истинностью. В случае фундаментальной науки перспективы и ход исследований определяются, главным образом, задачей выявить и рационально представить новые, еще не познанные характеристики мира. В прикладной науке ход исследования определяется необходимостью решения конкретных технологических задач, по этой причине сама по себе новизна знания о мире предстает здесь в качестве побочного продукта поиска этих решений. Знание, полученное в рамках прикладных исследований, фиксируется, прежде всего, как средство решения локальной практической задачи; знание это нередко предстает в формах, не предполагающих его дальнейшее прямое познавательное использование, но имеющее прямое практическое применение: например, инструкция, методика, технологический рецепт, пр.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.