А. Предельный доход монополиста — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

А. Предельный доход монополиста

2017-12-21 318
А. Предельный доход монополиста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поскольку монополист является единственным производителем данного товара, кривая спроса на продукт монополиста есть в то же время кривая рыночного спроса на товар.

Поэтому монополист может управлять ценой на свой товар, но тогда ему придется столкнуться с изменением величины спроса: чем цена выше, тем ниже спрос. Монополия – ценоискатель. Ее цель – установить такую цену (соответственно выбрать такой выпуск) при которой ее прибыль будет максимальна.

Общее правило: прибыль максимальна при таком выпуске, когда предельный доход равен предельным затратам – MR=MC –– остается верным и для монополии. Разница лишь в том, для совершенно конкурентной фирмы линия предельного дохода (MR) горизонтальна и совпадает с линией рыночной цены, по которой эта фирма может продать любое количество своей продукции. Иными словами, предельный доход равен цене. Напротив, для монополии линия MR не горизонтальна и не совпадает с линией цены (кривой спроса).

Это означает, что величина предельного дохода, относящаяся к каждому значению выпуска (кроме нулевого), оказывается меньше соответствующего значения цены. Дело в том, что при выпуске дополнительной единицы продукции выручка увеличивается на цену этой единицы продукции (P). В то же время, чтобы продать эту дополнительную единицу выпуска, приходится снижать цену на величину . Но по новой цене продаются не только последняя, но и все предыдущие единицы выпуска (q), прежде продававшиеся по более высокой цене. Поэтому монополист несет потери в выручке от снижения цены, равные . Вычитая из выигрыша от роста выпуска потери от снижения цены, получаем величину предельного дохода, который оказывается, тем самым, меньше новой цены:

При бесконечно малых изменениях цены и спроса формула принимает вид:

,

где – производная функции цены по спросу.

Можно строго доказать, что при линейной функции спроса функция предельного дохода также линейна, причем ее наклон двое больше наклона кривой спроса (рис. 17):

 

Рис. 17. Кривые спроса и предельного дохода монополии

 

Если функция спроса задана аналитически: P=P(q), то для определения функции предельного дохода проще всего сначала вывести функцию выручки от выпуска: TR=P(q)*q, а затем взять ее производную по выпуску:

Б. Максимизация монопольной прибыли

Соединим кривые спроса, предельного дохода (MR), предельных (МС) и средних затрат (AС) монополиста на одном рисунке (рис.18):

 

Рис. 18. Максимизация прибыли фирмы, обладающей монопольной властью

Точка пересечения кривых MR и MC определяет выпуск (qm), при котором монополист получает максимальную прибыль. Предельный доход здесь равен предельным затратам. На кривой спроса находим монопольную цену, соответствующую этому выпуску (Pm). При такой цене (объеме выпуска) монополия находится в состоянии равновесия, ибо ей не выгодно ни повышать, ни снижать цену.

В данном случае в точке равновесия монополист получает экономическую прибыль (сверхприбыль). Она равна разнице между ее выручкой и совокупными затратами:

П=TR-TC=Pm*qm-AC*qm

На рис. 18 выручка – это площадь прямоугольника OPmEqm, совокупные затраты – прямоугольника площадь OCFqm. Поэтому прибыль равна площади прямоугольника CPmEF.

Так как в условиях монопольного равновесия цена оказывается выше предельных затрат, то в отличие от равновесия конкурентной фирмы: такая фирма выбирает выпуск, при котором цена в точности равна предельным затратам.

В длительном периоде конкурентная фирма не в состоянии получать экономическую прибыль. В условиях монополии это не так. До тех пор пока монополисту удается защитить свой рынок от вторжения конкурентов, он сохраняет экономическую прибыль в длительном периоде.

В то же время обладание монопольной властью само по себе не гарантирует получение экономической прибыли даже в коротком периоде. Монополист может нести убытки, если спрос на его продукцию падает или увеличиваются его затраты – например, по причине роста цен на ресурсы или налогов (рис. 19):

 

Рис. 19. Монополия несет убытки

 

На рисунке кривая средних совокупных затрат монополии проходит выше кривой спроса при любом объеме выпуска, что обрекает монополию на убытки. Выбирая выпуск, при котором предельный доход равен предельным затратам, монополист минимизирует свои убытки в коротком периоде. Общая величина убытка при этом равна площади CFEPm. В длительном периоде монополист может постараться понизить свои затраты, изменив величину используемого капитала. В случае неудачи ему придется покинуть отрасль.

 

Содержание Модуля 2

«Управление поведением фирмы на внутреннем и внешнем рынках»

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.