Тема: Классификация методов исследования. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема: Классификация методов исследования.

2017-12-20 379
Тема: Классификация методов исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Типы исследований по назначению.

 

1. Этапы научного исследования.

1) Планирование, его задача – разработка программы и методики исследования;

2) Накопление фактов, для проверки предположений сформулированных в программе, т.е. накопление первичных данных об объектах исследования;

3) Математический анализ полученных результатов, а затем формирование выводов и рекомендаций производству.

 

Приведенный перечень этапов показывает, что на каждом из них решается четко обособленные задачи.

В связи с этим любое исследование требует применения определенных методов. Причем, на каждом этапе нужны свои специфические методы исследования.

 

2. Определение и классификация методов исследования но назначению.

 

Метод исследования – это совокупность действий, необходимых и достаточных для решения четко обособленных задач исследования.

По назначению все методы подразделяются на 3 категории:

I. Методы предназначенные для логического анализа и обобщения информации с профессиональных позиций.

К этой категории относятся:

1) Л огический метод (логические приемы)

Пример: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, логическое моделирование, т.е. формирование гипотез.

2) И сторический, главная его задача заключается в том, чтобы при планировании исследования анализируя всю известную уже информацию получить четкие ответы на следующие вопросы:

а) Что по теме исследования уже известно и не вызывает сомнения?

б) Что вызывает сомнения и значит требует проверки в новом исследовании?

в) Какие новые идеи и предположения содержатся в публикациях и других источниках информации?

г) Какие ошибки методического и профессионального характера допущены в предшествующих исследованиях?

Эта информация используется в первую очередь для выдвижения собственных гипотез о том, как нужно изменить технологию или условия, чтобы получать лучшие результаты.

3) Д иалектический, предназначен для того, чтобы ни программа исследований, ни выводы и рекомендации производству не противоречили общим законам развития природы, т.е. законам диалектики.

Эту категорию методов будем обозначать аббревиатурой ЛИД.

ЛИД используется на первом этапе исследования для разработки программы и методики, а на третьем этапе для формулирования выводов и рекомендаций производству.

 

II. Методы, предназначенные для накопления первичных данных об объектах.

1) Наблюдение (но не обязательно созерцание);

2) Эксперимент (опыт);

Наблюдение – это совокупность действий необходимых для измерения метрических признаков у объектов или явлений или словесного описания неметрических признаков, причем без каких-либо воздействий на эти объекты или явления.

Наблюдения по назначению подразделяются на следующие виды и разновидности:

1. Контрольно-технологические – предназначены для контроля за технологическим процессом при его управлении;

2. Научные – предназначены для решения определенных научных задач.

 

Научные наблюдения по назначению подразделяются на 2 вида:

а) Монографические – они предназначены для характеристики одной ГСО по нужным для производства или науки метрическим и неметрическим признакам.

б) Сопутствующие – сопровождают монографические наблюдения или эксперимент для получения сведений, которые невозможно добыть с помощью только эксперимента или монографического наблюдения.

 

Сопутствующие наблюдения по назначению подразделяются на 2 вида:

1) Ситуационные – предназначены для накопления данных об условиях исследования для того, чтобы потом определить типичными ли они были для данной зоны. Ситуационные наблюдения сопровождают как эксперимент, так и гипотезные наблюдения.

2) Гипотезные – для проверки тех предположений гипотез, которые невозможно проверить самим экспериментом. Следовательно они сопровождают только эксперимент.

Любой эксперимент должен сопровождаться четкой программой гипотезных наблюдений. В ней должны быть только те наблюдения, которые помогут проверить все предположения гипотезы.

ГИПОТЕЗА – в агрономии должна включать три взаимосвязанных предположения:

1. Что на данном этапе в производстве мешает получать лучшие результаты?

2. Предположение о том, как избавиться от этой помехи, т.е. как изменить технологические условия или сами растения, чтобы получать лучшие результаты?

3. Предположение о том, почему надеются, что именно такие изменения способны обеспечить лучшие результаты.

 


Лекция 5

 

Тема: продолжение "Классификация методов исследования.

Типы исследований по назначению".

 

ЭКСПЕРИМЕНТ – это второй после наблюдения метод исследования, в котором для проверки гипотезы искусственно вызывают явления или изменяют условия так, чтобы понять его происхождение, причинность и взаимосвязь другими явлениями, объектами или процессами.

Эксперимент – это активный метод исследования, в отличие от наблюдения, т.к. в нем сам исследователь что-то изменяет, чтобы создать новый способ получать лучший результат.

 

Эксперименты по назначению подразделяются на следующие:

I. Основной эксперимент – тот, по результатам которого можно формулировать рекомендации к производству.

В зависимости от того, что является объектом исследования он подразделяется на:

1) Полевой эксперимент – когда исследование связано с возделыванием растений;

2) Технологический – если исследование связано с хранением и переработкой растительной продукции.

II. Вспомогательные

а) Лабораторные

б) вегетационные, их проводят в вегетационных сосудах, емкостью от 10 до 200 л.

- Сосуды эти наполняют питательным раствором – такой эксперимент называют водной культурой;

- Кварцевым песком, в котором добавляют то, что требуется для проверки гипотезы – это песчаная культура;

- Сосуды наполняют почвами – это почвенная культура.

в) Лизиметрический эксперимент (лизи – просачивание, метро - измерение) их проводят в специальных сосудах, бетонных или металлических сосудах, называемых лизиметрами, их емкость от 1 до 4 и даже 6 м3.

Они предназначены для исследования процессов перемещения в почве воды и растворенных в ней питательных веществ.

Не пользуйся рекомендациями по результатам вегетационных и лабораторных экспериментов, так как они проводятся в искусственных условиях очень далеких от природной, полевой обстановки. Вспомогательные эксперименты могут сопровождать основной (к примеру – полевой эксперимент), для того, чтобы проверить какую-то часть гипотезы, но их нужно использовать только тогда, когда с помощью гипотезных наблюдений в эксперименте невозможно проверить эту ее часть.

Для всех экспериментов обязательным являются следующие их составные части, т.е. элементы:

1) Объект исследований – это определенная культура или растительная продукция по которой у общества появляется необходимость получать лучшие, чем до сих пор результаты (пример – более высокая урожайность, лучший букет вина и т.д.). Обязателен этот участник в любом эксперименте.

2) Исследуемые признаки у объекта и среды его обитания – это те признаки, по которым нужно обследовать объекты в процессе исследования, чтобы накопить первичные данные и по ним решить удалось ли создать способ, обеспечивающий ожидаемое улучшение результатов (пример – высота растений, содержание сахара в винограде, содержание подвижного фосфора в почве и др.).

3) Исследуемый фактор – это фактор жизни растений или элемент технологии, видоизменяя которые надеются получать лучшие результаты (пример – формировка кустов винограда, ширина междурядий в саду, подвойно-прививочные комбинации и др.).

4) Варианты эксперимента – это определенная разновидность исследуемого фактора от которого надеются получать лучшие результаты, а также его разновидности, необходимые для проверки 1-го и 3-го предположения гипотезы. В любом эксперименте должно быть минимум два варианта, так как чтобы проверить подтвердилась ли гипотеза нужно сравнивать варианты друг с другом.

По назначению варианты подразделяются на следующие виды и разновидности:

1) контроль – это вариант с которым сравнивают то, что вытекает из гипотезы. Различают:

а) абсолютный контроль – это вариант в котором исследуемый фактор исключен из технологии (пример – без удобрений, без гербицидов, без подвязки). Он может быть, а может и не быть в эксперименте.

б) производственный контроль – это такая разновидность исследуемого фактора, которая повсеместно используется в производстве и результатами от которой общество уже удовлетворено.

Производственный контроль обязателен в основном эксперименте, именно с ним нужно сравнивать новые варианты, чтобы решить подтвердилась ли гипотеза, создан ли новый способ получать лучшие результаты.

2) Гипотезные варианты – это те варианты, которые нужны для проверки всех трех предположений гипотезы. Они подразделяются на:

а) основные – те разновидности исследуемого фактора, от которого ожидают (надеются) получить лучшие результаты (пример – новый способ обрезки деревьев, новый элемент основной обработки почвы и др.).

б) дополнительные – те, без которых невозможно проверить 1-е и 3-е предположения гипотезы.

5) Схема эксперимента – это перечень гипотезных и контрольных вариантов, включаемых в эксперимент для проверки гипотезы

Пример:

1. Без гербицидов (контроль)

2. Раундап (4 л/га)

3. Раундап (8 л/га)

4. Ураган Форте 500 SL (3 л/га)

5. Ураган Форте 500 SL (6 л/га)

Остальные элементы у каждого вида эксперимента свои и они будут рассмотрены позже.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.