Техджир (переселение и наказание) — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Техджир (переселение и наказание)

2017-12-21 155
Техджир (переселение и наказание) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Армянские утверждения и реальности

Техджир (перемещение - поселение и публичное наказание)

а) Носит ли слово "техджир" понятие ссылки или геноцида
Довольно часто сталкиваемся с явлением, когда какому-то слову присваивается дополнительное значение, которое оно не носит в себе в этом языке - ни в разговорной, ни в литературной речи. Это встречается особенно во время дискуссий, опирающихся на демагогию, а также при разработке точных тем.

Примером того является слово "техджир". Слово это арабского происхождения, производное от глагола "хеджера", означает переселение, миграцию (эмиграцию, иммиграцию). Таким образом, этот глагол не включает в себя понятие ссылки, департации, так как в арабском языке для выражения этих понятий существуют другие слова. Даже название закона "Техджир Кануну" правильнее звучит как закон о переселении. При описании событий чаще всего употребляются выражения "тенкил", "наклетме", в переводе на русский означающие транспортировку, переезд, и ни разу не использовались аналоги "департации", "изгнания", "ссылки". Но несмотря на это, не зная, или, как это чаще случается, с целью драматизации событий армяне и некоторые западные авторы выбирают термины, означающие изгнание и ссылку. (4) А это как с исторической, так и с филологической точки зрения является умышленной ошибкой.

б) Решения и меры, принятые Османским государством до переселения и поселения

Еще до начала войны с Османским государством русские были уверены в поддержке армян в случае возможной войны, тоже самое относится к другим членам союзников. С началом вспыхнувшей войны армянские организации за рубежом призвали армян принять участие в войне против Османского государства в рядах союзников. В ответ на это армяне не только встали в ряды союзных войск, но и подняли восстание в беззащитной Анатолии и устроили резню.

В начале Первой мировой войны русские посредством закавказских армян настороили армян, проживающих в Османской империи, против турок, поощрив их обещаниями об обеспечении независимости и передаче им захваченных Османских владений. Дело дошло до того, что специально подготовленные, переодетые как турецкие сельчане, люди засылались вглубь государства, раздавали армянам оружие и боеприпасы. С этой целью в Ванскую область был послан и сын русского генерала Меликова. (5)

Царская Россия не только создавала отряды добровольцев, состоящие из закавказских армян и беглецов из Анатолии, снабжая их оружием, но и также оказывала материальную помощь партии "Дашнаг-цютун". Эта информация получена из финансовой части отчета, предоставленного представителем военного министерства партии "Дашнаг-Цутюн" во время национального Конгресса, состоявшегося в Тбилиси в феврале 1915 года. (6) В начале войны Россия осуществила подготовку и вооружение турецких армян, потратив в общей сложности на мятежи внутри страны около 242 900 рублей. План заключался в следующем: добровольные отряды, прорвав цепь турецкой армии и соединившись с мятежниками, как в тылу, так и по всей линии фронта, по возможности, в центральных областях вражеской Турции, создадут анархию, чтобы облегчить продвижение российской армии, и тем самым Турция вынуждена будет признать свое поражение и независимость турецкой Армении.

Османское правительство вначале предпочло оборонную тактику, подавляя мятежи в отдельных регионах. Правительство восприняло это как единичные случаи, несмотря на бегство армян с оружием и большую роль религиозных лидеров в восстаниях. В то же время армянскому патриарху было послано сообщение, в котором говорилось, что для востановления общественного порядка в стране по причине войны нет должного числа жандармов, вследствие этого, если беспорядки, учиненные армянами, не прекратятся, то "в целях обороны страны правительство будет вынуждено принять более жесткие меры". Это письмо главнокомандующего османской армии, написанное патриарху, является документом, довольно ярко отражающим развитие событий. Цитата из письма (документ №2): "Нет сомнений в том, что как человек, сумевший достичь столь высокого положения нашей Родины Вы соизволите согласиться, что, к сожалению, есть безумцы, поддающиеся уговорам чужеземцев. Очевидно и то, что они прибегают к довольно грубому выражению своих чувств. В целях защиты Османского отечества возникает необходимость предпринимать жесткие воспитательные меры против этих людей на государственном уровне. Не могу передать, как велико будет наше сожаление и горечь, когда упомянутые меры станут неизбежными..." (7). Таким же образом сообщение было передано депутатам, относящимся к отдельным комитетам, и им было поручено проводить разъяснительную работу о том, чтобы армяне не поддавались подстрекательствам иностранцев, были предупреждены о последствиях подобных действий. Комитеты активизировались и выполняли возложенные на них задачи. (8) Стамбульские комитет, во главе с Патриархом продолжали работать, поддерживали связь с союзниками, получали информацию о военных операциях, направляли специальные делегации в регионы. Самым большим доказательством тому является телеграмма, отправленная из Гасан-Кале в Стамбул. В тексте телеграммы (документ №3) говорится о жалобах Патриархата в Верховное Командование о некоторых событиях в районе Вана. Но также упоминается, что утверждения Патриархата о вине турков, проживающих на этой территории, не имеют под собой никакой основы. Результаты расследования, касающиеся приказа Верховного Командования, заключены в этих исторических фразах: "Рекомендуется довести нужную информацию согласно вышеупомянутым темам до армянского патриарха, не допуская преувеличения жалоб под влиянием нанятых шпионов, доводящих до Патриарха неверную информацию. В противном случае это приведет к препятствованию выполнения Патриархом своих религиозных обязательств, заключающихся в урегулировании конфликта, возвращении ошибающихся и заблуждающихся на верный путь..." (9).

Хорошо подготовленные к любой форме сопротивления, армяне до начала войны предпринимали лишь попытки разрозненных мятежей. Самым подходящим временем для массового восстания был выбран момент выхода англичан к Искендерунскому заливу и продвижения русских в направлении того же залива. Как видно из документа №4, план действий был составлен на случай любой неожиданности. Однако армяне не смогли выждать, как это было запланировано, и перешли к организованному мятежу еще до начала войны. Причины этого становятся очевидными из показаний представителей некоторых армянских отрядов, взятых в плен. Во-первых, когда мятежники выжидали подход Российских войск, правительство Турции приступило к розыску и конфискации незаконного оружия; во-вторых, некоторые члены комитетов были арестованы и сосланы в ссылку; в-третьих, государство объявило о призыве в армию лиц 1894 года рождения.

В то время, как османская армия воевала на фронте, армяне продолжали свою деятельность по плану под названием "С целью служения союзникам во имя независимости армян". Однако закрывали глаза на тот факт, что подобные действия армянских формирований по международному праву представяляет собой не что иное как государственную измену.
Восстание армян, начиная с Востока Анатолии, распространялось на другие регионы. По мере распространения российской оккупации на Эрзурум и его окрестности, армяне, по выражению немецкого генерала, "начали стирать с лица земли мусульман этого региона".

Когда армяне подвергали мусульман всякого рода мучениям, силы безопастности начали обыски в местах проживания армян и изъяли в больших количествах оружие и боеприпасы. Количество изъятого у армян оружия подвергло мусульман в изумление, они поняли, что избежали ужасной резни. До захвата русскими армянские поселения представляли собой такие укрепления по территории, вплоть до того, что государственные силы не могли туда подступиться. Такая ситуация наносила непоправимый ущерб сущности государства и если политика терпимости продолжалась бы и дальше, трудно представить, к каким последствиям это могло бы привести. (10)

После вступления Османского государства в войну и особенно после поражения на Кавказском фронте нападения армян на мусульман, дезертирство из армии, налеты на военных и жандармов, перехват шифровок на французком, русском и армянском языках, указывает на возможность возникновения хаоса в масштабе всей войны. Допуская такую возможность, Анвер паша 25 февраля 1915 года обратился к соответствующим органам с предупреждением увеличения бдительности. При разборке зашифрованной информации (документ №5) направленной из Эрзурума в Верховное Командование, становится ясным, что слова Анвер паши имеют под собой особую почву.

До законодательства о принудительном переселении государство осуществило меры безопастности, однако в случаях, где эти меры были недостаточны, были предприняты мероприятия по переселению армян, которые предполагалось провести лишь на ограниченных территориях. Однако фактором, подтолкувшим этот процесс к обобщению, стал вспыхнувший в этот период мятеж Ванских армян. Армяне, проживающие в окрестностях, выжидая русских, собрались и вооружились с целью восстания в районе Вана. Верховное Командование в начале марта 1915 г. определенно утверждало о желании русских захватить Ван и подтолкнуть армян к революции. В отчете Верховного Командования (документ №5) говорится о поддержке русскими армянских мятежников; "Дома мусульман на территории обыскиваются, обнаруженное оружие изымается и раздается армянам". Из документов, принадлежащих русским офицерам и из других источников становится ясным, что около 600 армян, среди которых были армяне Вана и Битлиса, дезертировавшие из армии, и армяне Игдырской провинции были сгруппированы в бандформирования. Несмотря на предупреждения губернатора Ванской провинции Джевдет бей, упомянающиеся выше, не были предприняты соответствующие меры. 17 апреля 1915 года мятеж, начатый после Сытакского происшествия, распростронился на весь регион, и 20 апреля восстали армяне города Вана и окрестных деревень. (11) Каталикос армян Георг V констатировал факт вступления 10 000 вооруженных армянских формирований в этот мятеж. (12)

Вице-губернатор Вана Джевдет бей опоздал с предупреждением военных органов, хотя и написал 10 мая им о продвижении русских и армянских формирований и поражении защитников города. Под натиском русско-армянских сил губернатор Вана Джевдет бей и защитники города вынуждены были оставить город и покинуть его в ночь с 16 на 17 мая. Два дня спустя 19 мая русские вошли в Ван, и около 30 тысяч турков, находящихся в Ване, вынуждены были с потерями убежать из окрестностей Вана. (13)

В документе №5 в ужасе описывется, в каких условиях турки покидали регион: "... эти бандформирования продвигались по исламским селам, грабя и уничтожая имущество турков, убивая всех и всё, включая и младенцев в колыбели…"

Таким образом, события, развивающиеся в Ване и его окрестностях, приобрели серьезный характер. В результате русские войска в течение одного месяца захватили Ван, Малазгирт и Битлис. Это значит что российские войска достигали свои цели благодоря поддержке армянских мятежников. Ванский вариант еще раз доказал, что армяне в любой момент могут нанести предательский удар турецкой армии. В таких условиях правительство вынуждено было переселить армян, проживающих в разных регионах страны.

Документы, принятые и исполняемые армянскими комитетами, предоставлены в последней части (14). В результате изучения этих документов становится ясно,что правление Османской империи, несмотря на психологическое давление, оставалось в своих решениях крайне хладнокровным.

Существует еще одно решение, принятое Османским государством до постановления о принудительном переселении. Согласно ему, требовалось разогнать формирования и организации, участвующие во всякого рода движениях, направленных против Османского государства, добровольно вступающие в русскую армию. Это произошло через 9 месяцев после объявления всеобщей мобилизации 24 апреля 1915 года. Было потребовано закрытие комитетов "Дашнаг", "Хычнак" и им подобных комитетов, изъятие всякого рода документов, принадлежащих этим организациям, а также заключение под стражу людей, имеющих отношение к этим комитетам и армян, несущих антигосударственную деятельность. Министерство внутренних дел, основываясь на этом указании, арестовало 2345 армян в Стамбуле, где проживало 82 880 человек. (15)

После этого события последовали аресты и в других регионах страны. После того, как было обнаружено, что не произошло никаких изменений в действиях армян, было принято решение о переселении как крайней мере. Следует отметить тот факт, что после взятия русскими Эрзурума в начале 1916 г. первым решением Верховного Командования был следующий приказ: "Армяне не имеют права поселения в Эрзуруме". (16) Министр иностранных дел России Сазанов в письме принцу Николаю Николаевичу, генеральному губернатору Кавказкой губернии, о дальнейшей судьбе армян, проживающих на оккупированных Анатолийских землях, отмечал (27 июня 1916 г.): "Смею посчитать нецелообразным предоставление армянам независимости, так как армяне никогда не составляли большинство в Армении, а точнее, всего 1/4 часть населения, поэтому при этих условиях управление меньшинством большинства было бы несправедливостью, самым верным решением было бы одинаково равноправно относиться к разным народам при поселении их на захваченных турецких территориях, не допуская дискриминацию одними других. Следовало бы выдать армянскому населению определенное право на образование, религию и свободу пользования родным языком..." (17)
Cноски

1 - Суслу, Азьми "Армяне и переселение 1915 года", Унивеститет им. 100-летия, Анкара, 1990 г.
2 - Командование Ген. штаба, АТАСЕ, Архив, №4-2671, Дело №797
3 - Б.А. Борян, "Армения и международная дипломатия", СССР, Москва, 1929 г., стр.360
4 - Командование Ген. штаба, АТАСЕ, Архив, А1/1, Дело №101
5 - Командование Ген. штаба, АТАСЕ, Архив, 9. 12.31 Документ №2004, дата: 22 мая 1915 г.
6 - Для подробной информации смотрите ГУРУН Камуран, "Армянское Досье", Турецкий институт истории, Анкара, 1983 г.
7 - Для подробной информации смотрите, БИЛЬГЕ Неждет, "Переселение армян и суд над наместником Богазлаянского округа Мехмет Кемаль беем", Издание КОКСАВ, Анкара, 1999 г.
8 - Для более подробной информации см. АКЧОРА, Эминсоз, "Армянские мятежи в Ване и его окрестностях (1896-1916 г.г.), Издание Фонда изучения турецкого мира, Стамбул, 1994 г.
9 - Б.А. Борян, упомянутое произведение, стр.363
10 - Для подробной информации см. Неждет Бильге, упомянутое произведение
11 - АТАСЕ архив №4/3671, Д.163, Г.1, К2611, дело 25, ф.26, и архив №1/2 Д.113, Г.4, К.528, дело 2061, ф.21, 21-18.
12 - АТАСЕ архив №1/2, К.401, дело 1580, ф.9/3
13 - Б.А. Борян, упомянутое произведение, стр.356
17 - "Раздел азиатской Турции по секретным документам бывшего министерства иностранных дел" составитель Е.А. Адамов, Москва, 1924 г., Документ №СХL, стр. 2

 

Пословицы и поговорки

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Образцы турецких пословиц и поговорок:

- Голодного распознают по щекам, жаждущего - по губам

- Не навлекай на себя проклятия, оно непременно скажется

- Не обнимай белую собаку, называя его овцой.

- Ум – богатство удальца

- Покупай самое лучшее и не думай о последствиях

- Просто покупать, да не просто расплачиваться.

- Золотой меч может пробить стальную дверь.

- Падет конь – останется поле брани, погибнет джигит - останется слава.

- Нет дыма без огня

- Упавший с коня не погибает, погибает упавший с осла.

- Зарабатывающий мало получает много, зарабатывающий много - ничего

- Не оставляй голодным – станет вором, часто не повторяй - станет бессовестным, часто не наказывай – станет бесстыжим.

- Отнятое у плачущего добра не принесет

- Пусть в августе плавятся мозги, а в январе - кипит кастрюля на печи

- Здравый смысл хорош тогда, когда не улетучивается

- От не принесшего пользу своему отцу не будет пользы никому

- Весна хороша цветами

- Мед надоедает тому, кто всегда его ест

- Дети всегда подражают другим; своего у них бывает немного

- Пестуй ворона, он тебе глаз и выклюет

- Если у вас тысяча коней, живите спокойно, если же у вас один конь, берегите его

- Целое всегда лучше половины

- Этот мир - каравансарай с двумя дверьми; как войдешь, так и выйдешь, не познав его

- Если у глупца много масла, он мажет им бороду

- Ребенок- это плод дома

- Дав поручение ребенку, будешь вынужден сделать его сам

- Нет счастья в нищете

- Нет горы без тумана, а человека без изъяна.

- Море превратилось в йогурт, только ложки не нашлось

- Горе остается с тем, кто его таит

- Бывает горе, большее, чем великан

- Птичка сооружает себе гнездо, всячески обустраивая его

- Ищи себе друзей, враги и без того родятся

- Враг в твоих глазах выглядит слоном, даже если он всего лишь муравей

- Меч не может разрезать того, что может разрезать хлеб

- Пользуйся случаем, пока он есть

- Будущее невесты окутано мраком

- Скупящийся в богатстве шикует в нужде

- Притворись слепцом, попав в страну слепых

- Далекое горе переносится легко

- Выздоровевший больной восстает против врача

- Каждый стремится делать ложку, но не ручку к ней

- Все ломается от истончения, а человек - от многолюдья

- Выслушивай учителя, но не следуй его путем

- Хыдыреллез - врата в лето, однако начинается все с ненастья

- На тополях не могут расти гранаты, а в душах дурных людей не может быть чести

- Кто - то снимает урожай в большом саду, кто - то - в маленьком огороде

- Не нюхай розу с чувством благодарности: ее шипы поранят тебя

- У подножия свечи темно

- Под лежачий камень вода не течет

- Сомнения насыщают, горе вызывает голод

- Не вмешивайся в разговор, если это тебя не касается

- Несвоевременно расцветающая роза быстро увядает

- И у помощника бывает помощник

- В дождливый день куры воды не пьют

- Нет пользы от поздно засеянного ячменя, как нет пользы от жены, встающей поутру после мужа

 

 

Обычаи – традиции

Традиции (ёрф) - обычаи (адет) - предания (геленек) - обычаи (гёренек)

Традиции (ёрф)

Традиции, как правило, это общепринятая линия поведения и обращения. В то же время традиции являются показателями основных фундаментов в строении общества. Эти ценности со временем в зависимости от потребности системы и общественного строя могут стать основными пунктами закона.

Традиции (ёрф) выполняют функции, определяющие и регулирующие поведение и отношения людей друг с другом, с семьей, с соседями, с родственниками, с народом и со страной. Традиции, имеющие влияние на каждого члена общества, своими запретами, обязательствами и разрешениями обязывают каждого человека подчинятся законам общества. С другой стороны, традиции разделения по половому признаку, по классу, по возрасту и по профессии, выполняют функции защиты, связи, контроля и укрепления.

По мнению некоторых личностей, выступать против традиций (ёрф) все равно, что выступать против закона; хотя время от времени традиции (ёрф) могут иметь еще более весомое значение, нежели законы. Наказание по традиции (ёрф) еще жестче и беспощаднее.

Обычай (адет)

Обычаи, как и традиции, контролируют, улаживают и руководят множеством социальных отношений. Обычаи (адет) имеют огромное влияние на внедрение законов, на ровное течение жизни; образцовые встречи и проводы, традиции застолий и еды, празднования старинных праздников; способы сватовства, помолвки, бракосочетания; разделение по половому признаку, возрастное разделение, отношения между представителями одной профессии; приветствия, правила, которых придерживаются, когда осведомляются о состоянии знакомых; праздники; времена года, действия, предпринимаемые по знаменательным дням, держание траура, приношение соболезнований, слова, которые необходимо произносить, действия и отношения, которые установлены обычаями в этих ситуациях.

Обычаи имеют различное происхождение и виды, среди них важное место занимают условия жизни в прошлом, взгляд на мир, необъяснимые события и происшествия. В обществе имеются обычаи, которых придерживаются все члены этого общества, наряду с этим имеются обычаи, которых придерживаются, например, люди одной профессии, одной этнической группы и т.п. Внедрение в жизнь обычаев на практике обеспечивают компетентные и некомпетентные в этом вопросе исполняющие обязанности религиозные лидеры, руководители обществ. Некоторые обычаи меняются с течением времени, а некоторые остаются неизменными.

Предания (геленек)

Предания в широком понятии этого слова - это сведения, передаваемые из уст в уста, воображения, суеверия, образ жизни, в еще в более широком понимании – это нематериальная культура. В узком смысле – это взгляд, передаваемый из поколения в поколение, например, на священные или политические темы. Предания делятся на устные и письменные. Предания схожи с обычаями, но имеют еще более сильное влияние на строй общества и на его уклад. С точки зрения качества, в основном консервативные предания имеют влияние на такие общественные структуры, как семья, право, религия и политика. Предания на науку и искусство имеют еще меньшее влияние. Если кто-нибудь из членов общества выступал против традиций этого общества, в зависимости от степени вины подвергался различного рода наказаниям; его могли осмеять, отлучить от общества, он мог подвергнуться нападению, быть униженным. У «геленеков», как и у «ёрфов», есть варианты, которые перешли в статус законов. Законы определяют степень наказания по отношению к совершившим антиобщественные действия против традиций. В отличие от законов, традиции влияют на гораздо более широкие сферы.

Обычаи (гёренек)

В отличие от ёрфе, адета, геленега – геренек имеет гораздо меньшее воздействие на общественную жизнь. При рассмотрении с точки зрения ёрфов – обязано быть выполненным, с точки зрения адета и геленека - должно быть сделано, а с точки зрения гёренека – возможно сделать. По самому простому определению обычай делать все так, как это выглядит, включает в себя все, что выглядит необходимым и подходящим, к примеру, как остальные общественные традиции. Однако традиции не имеют принудительного характера. В эту группу моделей поведения входит все привычное, однако до сих пор не ставшее обычным, а также все новое, не противоречащее процессу развития общества. Они могут приобрести как постоянный характер, так и, спустя некоторое время, исчезнуть. Гёренеки играют немаловажную роль в установлении важных в повседневной жизни отношений, в решении спорных проблем, в упрощении отношений в обществе. При посещении соседей, больных, при совершении поступков, при пользовании общественным транспортом, при знакомстве, при представлении друг другу и в т.п. ситуациях существует ряд правил, которые определяют поведение и облегчают отношения.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.