Обсуждение законопроекта в Госдуме и принятие палатой соответствующего закона. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Обсуждение законопроекта в Госдуме и принятие палатой соответствующего закона.

2017-12-20 191
Обсуждение законопроекта в Госдуме и принятие палатой соответствующего закона. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Федеральные законы принимаются палатой в трех чтениях;

для принятия федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции РФ необходимо четыре чтения.

 

В первом чтении обсуждается концепция законопроекта, необходимость его принятия, дается оценка соответствия его норм Конституции РФ.

Сначала выступает инициатор законопроекта, затем следует содоклад представителя ответственного комитета, далее — вопросы, замечания и предложения парламентариев и всех желающих, приглашенных на обсуждение.

По результатам первого чтения Госдума может отвергнуть законопроект, сразу принять его как закон либо (что происходит чаще всего) принять закон в первом чтении и продолжать работу над ним.

После первого чтения законопроект рассылается на рассмотрение в законодательные представительные органы субъектов РФ. Если две трети парламентов субъектов РФ отвергнут федеральный закон, он не допускается до второго чтения и создается согласительная комиссия Думы с представителями региональных парламентов.

 

Во втором чтении обсуждаются все поправки, рекомендуемые ответственным комитетом к принятию и отклонению закона, затем поправки, по которым комитет не принял решения.

Происходит голосование по указанным поправкам, затем выносится на голосование принятие закона во втором чтении.

Текст закона вновь рассылается всем заинтересованным в его принятии органам и лицам.

В случае если проект не получил большинства голосов, он возвращается в профильный комитет на доработку.

 

В ходе третьего чтения парламентарии голосуют за законопроект в целом. На этой стадии законотворчества не допускается обсуждение закона, внесение в него поправок. Допустимы лишь редакционные уточнения.

 

Регламент Госдумы оставляет парламентариям свободу деятельности относительно времени рассмотрения законопроекта.

Вот почему некоторые проекты могут обсуждаться в первом, втором и третьем чтениях за один день (такое иногда бывало в российской парламентской практике).

 

Рассмотрение закона в Совете Федерации и его одобрение.

После принятия закона Госдума в обязательном порядке направляет его в Совет Федерации.

Верхняя палата парламента может рассматривать либо не рассматривать закон, за исключением тех, которые подлежат обязательному рассмотрению (акты по ратификации международных договоров, финансовым вопросам и т.д.).

В случае если Совет Федерации не приступил к рассмотрению закона в течение 14 дней с момента его получения от Госдумы, такой закон считается одобренным и далее отправляется Президенту для подписания и обнародования.

 

В случае отклонения закона Советом Федерации Госдума может:

1) принять закон простым большинством голосов с учетом поправок и замечаний Совета Федерации (всех или части), а затем вновь направить закон в верхнюю палату:

2) принять в прежней редакции закон вторично, но квалифицированным большинством голосов;

3) сформировать согласительную комиссию из парламентариев верхней и нижней палат, чтобы преодолеть разногласия. В случае если по результатам работы согласительной комиссии Госдума принимает поправки Совета Федерации, она голосует за законопроект простым большинством, в противном случае она преодолевает вето Совета Федерации квалифицированным большинством голосов, принимая закон в прежней редакции.

 

Промульгация закона.

Закон, принятый парламентом, направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования текста закона. В течение 14 дней со дня поступления закона Президенту РФ он может его подписать либо мотивированно отклонить (например, по причине нечеткости редакции акта, его противоречия Конституции РФ, своего несогласия с отдельными положениями и др.).

Не подлежат президентскому вето только федеральные конституционные законы и законы о поправках Конституции РФ.

 

 

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

 

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» акты палат Федерального Собрания подлежат официальному опубликованию в

· «Парламентской газете»,

· «Российской газете»,

· «Собрании законодательства Российской Федерации»

· или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

 

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

 

Помимо законотворческой деятельности, которая составляет основное занятие парламентариев.

Федеральное Собрание РФ реализует функции в сфере кадровых назначений, парламентского контроля, формирования иных органов государственной власти.

 

Так, в кадровой сфере Госдума:

дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. В случае отклонения кандидатуры Госдумой Президент в течение семи дней со дня голосования вносит вторую кандидатуру; если и она будет отклонена - третью (также в течение недели). После трехкратного отклонения кандидатур Президент РФ распускает Госдуму, назначает новые выборы палаты и Председателя Правительства РФ по своему усмотрению.

В 1998 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин трижды вносил на утверждение Госдумы кандидатуру С.В. Кириенко на пост главы Правительства РФ. Кандидатура была утверждена в третий раз, под угрозой роспуска Госдумы;

• дает согласие на назначение на должности и освобождение от них Председателя Центрального Банка РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, пяти членов ЦИК. Кандидатуры на все указанные должности назначаются по результатам тайного либо рейтингового голосования, когда часть кандидатов отсеивается. Для утверждения кандидатур достаточно простого большинства голосов палаты.

 

В области кадровой политики Совет Федерации:

• назначает на должность судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, Верховного Суда РФ, а также представителей в высшую квалификационную коллегию судей. Кандидатуры на указанные должности Совету Федерации представляет Президент РФ лично либо полномочный представитель Президента в палате по его поручению. Совет Федерации по результатам тайного голосования назначает председателя, его заместителей и членов Верховного Суда и Высшего Арбитражного суда, а также членов Конституционного Суда (Председателя, его заместителей и секретаря Конституционного Суда последний избирает сам в ходе тайного голосования из состава назначенных судей);

• назначает на должность и освобождает от нее Генпрокурора и (с 1999 г.) его заместителей. Кандидатура на должность Генпрокурора представляется Президентом; затем она утверждается верхней палатой по результатам тайного голосования простым большинством голосов. В случае если кандидатура не нашла поддержки парламентариев, Президент представляет новую;

• назначает на должность и освобождает от нее заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов. Порядок назначения аналогичен предыдущему;

• назначает на должность и освобождает от нее пять из 15 членов ЦИК России из числа кандидатур, предлагаемых органами государственной власти субъектов РФ. Голосование проходит по каждой кандидатуре отдельно, повторного голосования по одной и той же кандидатуре не допускается. Досрочное освобождение членов ЦИК России от своей должности производится путем тайного голосования палаты.

 

В сфере политического контроля Госдума также реализует ряд полномочий, а именно:

• выдвигает обвинение Президенту РФ. Не менее трети депутатов российского парламента выносит предложение о выдвижении обвинения Президента. Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления главы государства.

Затем формируется специальная комиссия палаты, председатель которой избирается в результате открытого голосования.

Комиссия формируется по принципу пропорционального представительства депутатских фракций.

Комиссия проводит расследование по существу дела, в ходе которого может запрашивать материалы, приглашать на свои заседания должностных лиц, экспертов и т.п.

По итогам работы комиссии формулируется обвинение, сущность которого докладывается на заседании Госдумы.

После этого проводится голосование. За выдвижение обвинения должно проголосовать квалифицированное большинство депутатов Госдумы.

Обвинение Президенту РФ выдвигалось парламентом РФ трижды:

· в марте и сентябре 1993 г. (Верховным Советом РФ),

· а также в мае 1999 г. (Госдумой).

В ходе последней попытки Госдумой было выдвинуто обвинение Б.Н.Ельцину по пяти пунктам

· развал СССР;

· разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета в 1993 г.;

· развязывание войны в Чечне;

· развал армии

· геноцид русского народа.

Ни по одному из пунктов обвинения не было набрано необходимых 300 голосов:

за обвинение в развале СССР проголосовало 239 депутатов,

за обвинение в событиях 1993 г. - 263,

за обвинение в развале армии — 241,

за обвинение в войне в Чечне — 283,

за обвинение в геноциде российского народа - 238;

 

• решает вопрос о недоверии Правительству РФ.

Председатель Правительства ставит перед палатой вопрос о доверии возглавляемому им правительству.

Данный вопрос выносится на голосование.

Если решение о доверии не получает простого большинства голосов депутатов, на голосование ставится вопрос о недоверии правительству.

Если и по данному вопросу простого большинства голосов не получено, вопрос снимается с обсуждения и правительство остается.

Таким образом, Правительство может поднимать перед Госдумой вопрос о доверии по собственной инициативе.

В свою очередь, Госдума вправе ставить вопрос о недоверии Правительству.

Его выдвигает инициативная группа, состоящая не менее чем из одной пятой от общего числа депутатов.

Недоверие может быть выражено по отношению к Правительству в целом, а не к отдельным министрам.

Вопрос о недоверии Правительству вносится в повестку дня и рассматривается палатой в течение недели со дня внесения.

В ходе рассмотрения Госдумой вопроса о недоверии Председатель Правительства либо его заместитель может выступить перед парламентариями, ответить на вопросы депутатов. В результате открытого или тайного голосования простым большинством голосов принимается постановление о недоверии Правительству. Данное постановление отсылается Президенту, который может отправить Правительство в отставку, а может не предпринимать ничего.

В случае если Госдума в течение трех последующих месяцев принимает повторное постановление о недоверии Правительству, Президент обязан либо отправить Правительство в отставку, либо распустить Госдуму.

В России постановление о недоверии Правительству было принято Думой только один раз, в 1995 г., когда его Председателем был В.С. Черномырдин. В ответ Правительство поставило вопрос о доверии перед Госдумой. Поскольку отказ в доверии мог повлечь за собой роспуск палаты, данный вопрос не выносился на голосование. Вместо этого был проведен предварительный подсчет голосов парламентариев с договоренностью: если недоверие Правительству не будет поддержано большинством депутатов, то Правительство снимает с повестки дня парламента вопрос о доверии. Именно так и случилось.

 

Контрольные полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ ограничиваются отрешением Президента от должности.

Совет Федерации получает постановление Госдумы о выдвижении обвинения против Президента, а также заключение Верховного Суда РФ о правомерности этого обвинения.

Вопрос об отрешении Президента от должности выносится на голосование палаты.

При получении квалифицированного большинства голосов принимается соответствующее постановление, которое затем направляется со всеми документами в Конституционный Суд.

В случае положительного вердикта Конституционного Суда РФ Совет Федерации принимает окончательное решение об отрешении главы государства от должности.

 

Также контролирующими можно считать полномочия палат обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами:

· о толковании Конституции РФ;

· соответствии российской Конституции законов и иных нормативных правовых актов,

· а также не ратифицированных международных договоров;

· соблюдении процедуры выдвижения обвинения против Президента РФ (с данным вопросом полномочен и обязан обращаться только Совет Федерации).

При этом соответствующие обращения имеют право подавать только палаты в целом либо группы парламентариев численностью не менее одной пятой.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.