Структура социологического исследования — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Структура социологического исследования

2017-12-21 363
Структура социологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Любое соц. исследование состоит из 3 этапов:

1. Подготовительный (теоретико-методологический)

· Аналитический этап

Подготовительный этап - теоретико-методологический)

· Прикладная проблема всегда в недостатке информации. Формулировка проблемы – это противоречие в необходимости информации и ее отсутствии. Формулировка проблемы всегда задает предметное поле. Предмет не должен противоречить проблеме. Формулировка проблемы выглядит так: «противоречие между необходимости в информации о чем-либо и отсутствием данных сведений».

· Объект – это явление, процесс или феномен соц. действительности, в рамках которой функционирует предмет нашего исследовательского интереса. Объектом является процесс, потому что любая ситуация входит в процесс.

Феномен – определенное сложносоставное, многоэлементное порождение социума, т.е. система (кризис). Явление – единичное проявление какого-либо процесса. Феномен порождает явление.

 

· Предмет – обязательно часть объекта. Предмет задается проблемой и темой исследования. Объект задает среду.

· Цель – для чего мы проводим исследование. Цель начинается с глагола (выяснить, установить). Цель связана с предметом. Цель может быть сложносоставной, но их не может быть несколько. Социально-демографические характеристики: пол, возраст.

 

· Задачи

Задачи формируют блоки инструментов исследования. Чем больше задач, тем меньше проблем с методами. Задачи формулируются с глагола, они обуславливают структуру пункта интерпретации и операционализации. Задачи должны быть подчинены цели. Задачи должны быть выстроены в логической последовательности.

 

от проблемы, предметной области (определяет границы наших интересов, нашего исследовательского опыта. цель=предмету по смыслу, поэтому цель всегда одна, если две цели- то 2 предметные области) зависит цель.

Задачи- не должны противоречить цели. задачи предопределяют методы исследования.

 

· Интерпретация и операционализация

Процесс перевода качественных характеристик в цифровые данные. Их связь. Мнение – субъективное обоснованное отношение. Операционализация – то, что мы должны узнать. Операционализация выделяет составные части, характеризует структурные элементы. Процедура операционализации обычно применяется к качественным методам. Для качественных методов описывают критерии. Операционализировать и интерпретировать надо ключевое задание. Предпочтение – сознательный выбор среди предложенных равнозначных альтернатив.

· Гипотезы (послед.теоретич.этап)

Гипотезы обусловлены задачами исследования. Количество гипотез должно совпадать с количеством задач. Гитотезы влияют на выбор метода в случаях: гипотезу сформулировать невозможно, т.к. отсутствуют первоначальные данные – экспертный опрос.

статья о методах контент-анализа «критерии отбора источников для контент-анализа»

 

 

Методическая часть- метод процедур.

(взять у кого-нибудь - описательная, эксперемент.функция и тд!)

• калиндарный план устанавливается вместе с брифом.

• План исследования (стратегический)

• выбор-метод. осуществляется исходя из поставленных задач (не цели). метод решает локальные вещи, т.е. задачи. если несколько методов, они должны решать общую цель, поэтому программа всегда одна. методы и задачи выстраивается логич.целью процедур. напр., цель- выяснить конфликт в мире среди студентов. задачи- 1) проанализировать, сколько информации выдается медиа, 2) какого рода инфа 3) какой смысловой окрас 4) как относятся студенты. 2 метода: контент-анализ, опрос. все методы должны быть обоснованы. "для решения... задач, мы используем...метод". методический план- описание последовательности процедур на каждом этапе.

• обоснование выборочной совокупности. выборка применяется только к количественным методам! выборка на анализ документа- не покатит! колич.методики:

a. опрос (по формуле выборки в.м.паниотто - чем меньше генеральная совокупность, тем больше людей опросить, и наоборот- если 10 человек, то у всех разные мнение, а у 100 человек больше совпадений. при небольших ген.сов-тях применять сплошную выборку! дельта- предельная ошибка выборки = количество неверных мнений, людей (если 5%, при совокупностях >10 т.ч. опрашиваем 385 человек). чем больше ошибка, тем меньше выборочная совокупность (дельта равна 0, если опрашиваешь все гендерн.сов-ть). при дельта - 0%- точная выборка, при 5%- репрезентативная, при 10% - вероятностная, более 25%- приблизительная. в псих.методиках точные данные и не нужны- только определение тенденций! в работе писать, по формуле паниотто при дельта %, используем выборку... человек.

b. контент-анализ (выборка к документам- ежедневная газета 242 выпуска в год обычно, еженедельники 52 выпуска, интернет 365, но инет не пишем! на тв количество выпусков новостей в день- 1825 выпусков в неделю- генеральная совокупность!. все анализируем за опред.срок- 1 год, 5 лет).

• база исследования. те люди, документы, которые будут подвергнуты анализу. база- студенты- для опроса (они не объекты. в челябинске 83 вуза), для контент-анализа- сми. критерии отбора базы связаны с поставленными задачами (к 25 летним мужчинам не должны попадаться 55 летние). в контент-анализе все сложнее- почему именно газету, почему именно газету?

 

· 2 этап. Этап сбора конкретной социологической информации (полевой) -период сбора первичных соц.данных. задачи:

1. верификация инструмента исследования. - проведение пилотажного исследования- процесс опроса 20-50 человек, проверяем в рамках опроса: корректность формулировок опроса (понятность (лучше оценивать от 1 до 5, а не от 1 до 10), читабельность- корректность кодировки вариантов ответов(1.1., 1.2., а не точечки и кружочки как варианты)), чтобы сделать открытый вопрос закрытым. для проверки спектра вариантов ответа - можно поставить графу ДРУГОЕ. степень сложности анкеты для респеондента- сложный вопрос с простым чередовать. проверить степень логической совмещенности блоков.

ü Для наблюдения оставляется бланк наблюдателя,

ü Для эксперимента - бланк эксперимента,

ü Для анализа документов / контент-анализа - бланк анализа документов / контент-анализа,

ü Для опроса - опросный лист, анкета, бланк интервьюера т.п.

ü Для фокус-группы - гайд (сценарий).

 

2. подготовка исполнителей + инструктаж.

сложности:

1. нет професс.анкетеров

2. анкетеры не стараются правильно заполнить время

3. высокая текучка кадров

4. сложно найти исполнителей (модераторов) для исполнения фокус-группы

5. работа с внешними заказчиками (внешн.штабом анкетеров)

Обработка полученных результатов.

SPSS- Прога для обработки данных

допустимо для опроса формализованного интервью, полуформализ.интервью

Контент-анализ связан, как правило, с ручной обработкой данных.

 

3 Этап анализа и обработки данных

Никаких субъективных мнений.

Обработка - Результат исследования - в процентах

Анализ полученных результатов = Аналитическая записка. Пишется анализ (констатация результата, попытка понять почему так). Подтверждается или опровергается гипотеза, или гипотезы. Выдаются рекомендации (Разрабатываются, как правило, совместно с заказчиком).

 

Требования к формулировке рекомендаций.

1. должны быть адресными

2. предельно конкретны и четки (содержат перечень действий)

3. предельно понятный неспециализированный язык

4. рекомендации не дб уж слишком длинными

5. Дб подробными

 

№ 45. Использование социологических методов исследования в связях с общественностью.

 

Функции МК

МК- это процесс сообщения информации с помощью технических средств. СМК- численно большим, рассредоточенным аудиторией с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

 

СМК- организационно-технические комплексы, занятые сбором, обработкой и распространением для массовой аудитории словесной и музыкальной информации

Социология МК- социологическая дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития СМК, соц.обусловленность и последствия их деятельности.

Объект социологии МК- массово-коммуникативная деятельность как соц.институт

Предмет соц.МК- совокупность закономерностей массово-коммуникативной деятельности.

ü Модель МК Лассуэла:

Кто? Что? По какому каналу? С каким эффектом?

ü Шеннон – Уивер

+ коммуникативный шум

ü Шрамм

Присутствует обратная связь!

…àСмсàкодирование интерпретаторàдекодированиеàсмс…..

ü Дефлер

..àИсточникà передатчикàканалàприемникàпункт назначенияà источник….

Где канал, там аппарат СМК вначале и аппарат обратной связи в конце

2 уровня функций МК:

1) Индивидуальный уровень

- информационная функция

o Нахождение информации о событиях и условиях жизни, непосредственном окружении, общества и мира в целом

o Удовлетворение общих интересов и любознательности, обучение и самообразование

o Поиск информации для принятия тех или иных решений

- функция личностной идентификации

o Подкрепление индивидуальных ценностей

o Получение сведений о моделях поведения

o Идентификация с ценностями других и достижение понимания самого себя

- функция интеграции и соц.общения

o Понимание положения другого

o Формирование основы для диалога

o Помощь в реализации соц.ролей

o Возможность общения с семьей, друзьями

- функция развлечения

o Эмоциональная разрядка

o Заполнение свободного времени, уход от проблем, получение эстетичного удовольствия

o Сексуальное возбуждение

2) Уровень общества:

- информационная функция:

o Информирование о событиях, условиях жизни в обществе и в мире

o Информировано инновационных процессах

- Функция социальной связи:

o Комментирование и интерпретация происходящего

o Поддержка существующих нормальных и властных отношений

o Процесс социализации

o Координация радионаправленных соц.активности, форматирование общего согласия

- функция обеспечения преемственности:

o Выражение образцов доминирующей культуры

o Обеспечение узнавания субкультур и новых культурных направлений

- рекреативная функция:

o Снижение соц.напряженности

- функция мобилизации

o Организация кампании в связи с актуальными проблемами в пол, соц, культурных сферах.

 

метод анкетного опроса. Структура опроса.

важна выборка. чем четче ЦА- тем сложнее выборка- кластерная, квотная, районированная.

сфера применения:

1. анализ, диагностика, восприятие имиджа

2. восприятие бренда

3. восприятие ценности эффективности спец.мероприятий- количество публикаций- если много - то эффективное. частично это критерий, но надо спросить участников мероприятия, насколько оно нужное!

4. используется при выборах. 2 вида:

1) с целью агитации. особенности: низкий процент ошибки выборки, вопросы должны касаться на счет планов действий кандидата, совершать повторные визиты уже с агит.продукцией! важен сам процесс, но цифорки могут быть полезными.

2) рейтинги. для выяснения предвыборных рейтингов больших масштабов. Exit-poll - нельзя получить данные до момента получения голосов. - опрос на выходе с избирального участка!

динамика посещения изб.участка, динамика изменения предпочтения.

3) Мониторинг зависимости от сделанного мнением людей- мониторинг реальных дел кандидата.

5. оценка конкурентов

маркетинг со вторичной информацией, социология с первичной

 

Количественный метод.

Формализованное интервью.

метод получения первичной социологич.информации, проходящей по заранее подготовленному и структурированному плану с помощью особого инструмента.

формализованное интервью не предполагает доп.уточняющих вопросов никаких! ПОЛНОСТЬЮ СОБЛЮДАЕТСЯ ПЛАН ИНТЕРВЬЮ!

проходит в форме устных ответов на поставленный вопрос- отличие от анкетного вопроса!

анкета интервью заполняется исключительно интервьюером. интервью всегда ограничено по времени. данные, полученные от респондентов подлежат статистической обработке. полностью записывать ответ, даже если отвечают глубость- не влиять на точку зрения респондента! устный ответ- нельзя читать вопросы! более непосредственные вопросы. делать меньше открытых вопросов, т.к. все записывается в анкету интервью!- больше закрытых вопросов.

 

особенности инструмента для формализованного интервью.

Все инструкции по заполнению формулируются для интервьюера.

есть слова для начала интервью, перехода от одного блока к другому.

 

Должна прослеживаться логическая структура и дб прописаны квоты, которые существуют в исследовании (если интервьюер идет в поле, у него заранее прописан пол и возраст)- он сам ничего не записывает!

 

сфера применения:

special-event, торговые залы и комплексы, уличные вопросы, PR-мероприятия, с пожилыми людьми (сложно читать и писать)

 

Можно выделить ограниченный ряд вопросов, важна процедура пилотажа (спросить у друзей- как они воспринимают вопросы).

До 50 человек.

 

 

Метод формализованного интервью

Формализованное интервью – метод получения первичной социологической информации, проходящий по заранее разработанному и структурированному плану с помощью особого инструмента. Особенности:

• Не предполагает дополнительных вопросов

• Проходит в форме устных ответов респондентов на поставленные вопросы

• Анкета интервью заполняется исключительно интервьюером

• Интервью всегда ограничено по времени (всегда нужно писать время начала и конца интервью, не более 5-10 минут)

• Данные, полученные от респондентов, подлежат обязательной статистической обработке (закрытые вопросы рассчитываются в процентном соотношении)

Особенности инструментов:

• Анкета рассчитана на интервьюера, т.е. все инструкции по заполнения формулируются для него

• Формулируется время проведения интервью, начала и конца

• Заранее зафиксированы квоты, которые запланированы в исследовании

Сфера применения интервью:

• Пожилые люди (из-за дальнозоркости)

• Топ-менеджеры

• Опросы в торговых комплексах

• Опросы на выходе

• Уличные опросы

• Специальные мероприятия

С помощью формализованного интервью можно выяснить ограниченный круг вопросов. Для формализованного интервью большое значение имеет пилотаж.

 

 

Качественные методы связаны с формированием дискуссии.

Методы:

• Экспертный опрос (неформализованное интервью может использоваться в качестве экспертного опроса) Направлен на выяснение оценок и мнений специалистов о той или иной специфической проблеме. Используется в том случае, когда не хватает адекватной информации в практике, либо при появлении чего-то принципиально нового. Экспертная оценка отличается аргументированностью и мотивированностью, при этом она должна быть независима. Система оценки должна быть выстроена через внешние показатели. В различных экспертных опросах могут быть задействованы представители той или иной социальной профессиональной группы. В каждой такой группе есть ряд характеристик, при этом отбираются типические представители этой группы.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.