Теоретические аспекты системы менеджмента качества продукции — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Теоретические аспекты системы менеджмента качества продукции

2017-12-21 209
Теоретические аспекты системы менеджмента качества продукции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Актуальность темы исследования. Качество продукции определяет способность предприятия выжить в условиях жесткой конкуренции на рынке.

Борьба за приоритеты на мировом рынке вызывает необходимость адаптации бизнеса к новым жестким условиям предпринимательской деятельности и зависит от организации и управления реальными процессами выхода производства на уровень, обеспечивающий реализацию продукции на рынке.

Конкурентоспособность рассматривается как степень, с которой общенациональная среда благоприятствует или препятствует бизнесу. Интегрированная оценка конкурентоспособности компаний, секторов и национальной экономики в целом, через показатели производительности, и, особенно качества, позволяет ответить на вопрос о том, почему та или иная страна становится источником, или базой, для возникновения конкурентоспособных фирм и отраслей, а они, в свою очередь, обеспечивают конкурентные преимущества для себя и страны в целом.

Система менеджмента качества продукции (СМК) является всеохватывающей системой, которая распространяется от маркетинговых исследований, научных исследований и разработок, процессов проектирования продукции и технологий, подготовки производства через производство, контроль и хранение продукции до управления, сбыта и сервисного обслуживания. СМК - это совокупность международных, государственных, отраслевых и внутрифирменных решений и действий, которые направлены на поддержание качества, его повышение и гарантирование как через стандартизацию требований к качеству, так и через высокий уровень самого процесса производства продукции.

Различия в подходах к решению проблем качества в регионах обусловлены потребителями. В России потребитель в достаточной степени не был избалован, и его удовлетворяет то, что показатели качества приобретенного товара регламентированы каким-либо нормативным документом. Однако теперь для него важно, чтобы СМК опережало даже его будущие потребности, чтобы оно развивало его аппетиты" и желание иметь качественный товар. Улучшение качества возможно при использовании методов непрерывного совершенствования процессов производства. Поэтому мы считаем, что цикл повышение качества - воспитание потребителя" очень важен, а степень приверженности ему в различных регионах приводит к появлению разных подходов к решению проблем качества.

Анализ работы предприятий города Железногорска, реализующих свою продукцию, и выявление недостатков, снижающих качество и стоимость товара обусловили актуальность данной темы.

Целью исследования в нашей работе является повышение экономической эффективности работы Закрытого Акционерного Общества ПОЛИПАК и поиск путей к оптимизации управления производством для повышения качества выпускаемой продукции.

Основная идея работы заключается в использовании эффективных методов работы предприятия в новых условиях хозяйствования, путем преобразований в управлении и организации производства продукции.

Для достижения цели и реализации идеи необходимо решение следующих основных задач:

  1. Провести анализ управления качеством продукции в России.
  2. Рассмотреть основные стадии формирования качества на исследуемом предприятии.
  3. Определить основные показатели уровня качества продукции на ЗАО ПОЛИПАК.
  4. Исследовать методы управления качеством выпускаемой продукции.
  5. Проанализировать процессы планирования и стимулирования персонала для выпуска качественной продукции на рассматриваемом предприятии
  6. Произвести расчет экономической эффективности за счет повышения качества выпускаемой продукции и рационального управления производством.

Нами были использованы следующие методы: аналитический, графический, статистический, трендовый, метод сравнительных оценок.

При написании данной работы нами были использованы: Закон Российской Федерации О стандартизации, Закон Российской Федерации О защите прав потребителей", нормативная литература по стандартизации и сертификации промышленной и пищевой продукции, ГОСТы, труды таких ученых, как Швандар В.А., Панов В.П., Купряков Е.М., Горфинкель В.Я., ИсикаваКаору и др.

В последнее десятилетие происходит быстрое качественное изменение мировой промышленности. Многие эксперты говорят о третьей индустриальной революции. Европейские государства, стимулируя свою промышленность и защищая свои рынки, предложили концепцию менеджмента качества, выраженную в международных стандартах ИСО серии 9000. В настоящее время стандарты ИСО 9000 признаны практически всеми странами мира, так что получение сертификата, подтверждающего соответствие системы менеджмента и обеспечения качества этим стандартом, является пропуском на зарубежные и международные рынки. И наоборот, отсутствие такого сертификата может помешать компании войти в те или иные рынки и быть партнером крупных производителей. Многие транснациональные компании требуют от своих поставщиков обязательного внедрения стандартов ИСО 9000.

С переходом к рыночным отношениям, Россия начала придерживаться мировых мнений в отношении качества продукции, и внедрение методов стандартов ИСО 9000 находит применение в практической работе многих промышленных предприятий.

Планирование и стимулирование качества продукции

 

Предметом планирования являются показатели, характеризующие качество изделий на всех стадиях их жизненного цикла [15]. Показатели находят отражение в заданиях по улучшению качества продукции; в планах выпуска продукции, технического развития предприятия, стандартизации, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовки кадров и т.д.

Для ЗАО ПОЛИПАК планируемыми являются следующие показатели: уровень качества - доля выпуска продукции высшей категории качества; виды аттестуемой продукции, имеющие наиболее важное значение для удовлетворения потребностей населения; характеристики процесса изготовления продукции - процент сдачи продукции с первого предъявления, коэффициент качества, снижение процента брака, количества рекламаций, доли возврата изделий на доработку; эксплуатационные характеристики - производительность, грузоподъемность, скорость, надежность, долговечность, экономичность изделия и др.

Планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предусматривают разработку и внедрение в производство новых изделий с высоким техническим уровнем и показателями качества, наиболее полно удовлетворяющими запросы потребителей.

Важнейшими задачами планирования повышения качества продукции ЗАО ПОЛИПАК являются:

· достижение и превышение технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;

· своевременная замена или снятие с производства устаревших изделий;

· обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации;

· изготовление продукции высшего качества; снижение материалоемкости изделий, повышение фондоотдачи;

· рост надежности и долговечности выпускаемой продукции.

Планирование повышения качества продукции может быть перспективным (на сложную продукцию с большим производственным циклом ее изготовления), объем работ в которых предусмотрен на несколько лет, и текущим (например, годовой), в котором предусматривается осуществление, конкретизация и реализация заданий перспективного плана. Годовой план составляется с разбивкой по кварталам и месяцам, обсуждается на научно-техническом совете, согласовывается с главным инженером и утверждается руководителем предприятия.

Оперативно-тематическое планирование на ЗАО ПОЛИПАК используется для ликвидации возникших отклонений от текущего плана или для срочного удовлетворения новых требований, предъявляемых к качеству продукции. Оперативно - тематические планы составляются в масштабах предприятия, цеха, отдела, согласовываются с заинтересованными службами и утверждаются соответствующим руководителем.

Одним из основных этапов планирования повышения качества продукции на предприятии является план мероприятий по подготовке изделий к сертификации. Для этого предприятие должно располагать необходимыми ресурсами и персоналом, способным обеспечивать стабильный выпуск качественной продукции.

Руководство предприятия должно определять требования к использованию ресурсов и выделять их в необходимом объеме, чтобы обеспечить проведение мероприятий в области повышения качества. Такие ресурсы могут включать:

· людские ресурсы и специализированный персонал;

· оборудование, необходимое для проектно-конструкторских работ и разработок;

· производственное оборудование;

· контрольное, испытательное и проверочное оборудование;

· контрольно-измерительную аппаратуру и программное обеспечение ЭВМ.

Руководство ЗАО ПОЛИПАК определяет необходимый уровень компетенции, классификации и подготовки персонала.

Обращаясь к этапам работы в нашей стране по улучшению качества продукции, их характеру и содержанию с точки зрения профессионального обеспечения, можно увидеть, что одна из главных причин неудач в решении данной проблемы состоит в том, что не была должным образом организована подготовка кадров по вопросам управления и обеспечения качества продукции. Сравнение с другими странами убеждает, что существует острая необходимость создания в России условий для приобретения всеми работающими глубоких знаний и устойчивых навыков по изготовлению высококачественной продукции.

Важнейшим звеном управления качеством продукции на ЗАО ПОЛИПАК является экономическое и моральное стимулирование подразделений и конкретных исполнителей за выпуск высококачественной продукции, причем для этого используются различные показатели в зависимости от типа производства, назначения и сложности продукции. При решении вопроса о стимулировании рабочих наиболее часто используются показатели бездефектного изготовления изделий и сдачи их с первого предъявления, уменьшения потерь, связанных с доработкой дефектных экземпляров изделий, количества возвратов продукции от потребителей. На предприятии применяют системы индивидуального и бригадного поощрения. За исходный показатель бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления обычно принимают наивысший или среднедостигнутый его уровень по производственной группе, участку, цеху или группе однородных цехов.

Огромное значение имеет на ЗАО ПОЛИПАК материальное и моральное поощрение рабочих, контролеров ОТК и инженерно-технических работников за изготовление деталей, узлов, агрегатов и конечного изделия, отвечающих требованиям нормативной документации. В целях повышения материальной заинтересованности участников создания и освоения высококачественной продукции, высокоэффективной техники, технологии и новых материалов руководством ЗАО ПОЛИПАК учреждена ежегодная премия, которая присуждается коллективам предприятия, достигших наилучших показателей за выпуск качественной продукции, отвечающей современному технико-экономическому уровню или превышающий его.

 

Заключение

 

Формирование и поддержание качества продукции в компании ПОЛИПАК происходит на всех стадиях ее жизненного цикла, которые включают: исследование и обоснование работы, производство, эксплуатацию оборудования (потребление) и ремонт.

Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.

Для оценки уровня качества продукции применяют дифференциальный, комплексный или смешанный методы.

Чтобы продукция стала конкурентоспособной, она должна выполнять свои функции лучше, чем аналогичная, обладать большей надежностью или иметь другие свойства, существенные для потребителя, чем та, что предлагается другими производителями.

Сложность взаимосвязей в процессе создания и изготовления продукции часто приводит к конфликтным ситуациям между разработчиками, изготовителями и потребителями по технико-экономическим показателям продукции, качеству и стабильности ее изготовления, срокам создания и поставки. Должен быть сформулирован эффективный механизм сквозного управления качеством, реализуемый соответствующими системами управления. Все это требует организации сквозного управления качеством продукции, предусматривающее целенаправленное воздействие на технический уровень и качество конечной продукции при проведении исследований и разработок, производства, обращении и эксплуатации (потреблении).

Единой основой всех форм хозяйствования является повышение эффективности труда, выражающей собой отношение полезного результата (повышение качества выпускаемой продукции, степени удовлетворения соответствующей потребности и т.д.) к затратам труда и получение этого результата.

В стратегическом плане эффективность управления качеством продукции на настоящем этапе необходимо оценивать по критерию высокое качество - низкая цена. Планирование повышения качества продукции на предприятии является важнейшим мероприятием по подготовке изделий к сертификации. Для этого предприятие должно располагать необходимыми ресурсами и персоналом, способным обеспечивать стабильный выпуск качественной продукции.

Руководство предприятия должно определять требования к использованию ресурсов и выделять их в необходимом объеме, чтобы обеспечить проведение мероприятий в области повышения качества.

На исследуемом нами предприятии осуществлен количественный и качественный прорыв, переход на качественно новый уровень оборудования и технологий. Была значительно обновлена материально-техническая база. Однако введение в эксплуатацию нового оборудования не привело к ожидаемым результатам.

При проведении анализа по доле несоответствующей продукции в объеме выпущенной за 2009 - 2010 гг., обнаружилось увеличение брака. При проведении исследования мы выявили причины этих фактов.

. Несоответствие уровня подготовки обслуживающего персонала технологическому уровню нового оборудование (неквалифицированные кадры).

По нашему мнению, обязательным является обучение работников. Вложенные денежные средства в обучение персонала позволят повысить производительность труда на 20%, уменьшить количество обслуживающего персонала в 3 раза, получить дополнительную прибыль в размере 432 тыс. руб. ежемесячно.

  1. Применение более дешевого сырья и материалов не соответствует техническим и паспортным данным оборудования.

Использование некачественного сырья не только увеличивает процент брака, но и постепенно снижает технический потенциал оборудования, ремонт которого стоит гораздо дороже, чем его поставка.

Расчеты показывают, что дополнительные затраты на приобретение импортного сырья и материалов для производства высококачественной продукции повысят объем выпускаемой продукции в 1,34 раза или на 33,91%, позволят получать дополнительную прибыль в размере 48,4 тыс. руб. в месяц.

Выводы: на основании проведенных исследований можно констатировать, что внедрение этих мероприятий позволит устранить или ослабить проблемы по управлению качества выпуска продукции на исследуемом предприятии, что, в свою очередь, будет способствовать получению максимальной прибыли и увеличить ее на 2882,4 тыс. руб. в год.

Таким образом, выявлены проблемы, для решения которых требуются следующие меры:

· пересмотр организации управления производственным процессом на всем предприятии;

· рационализация кадровой политики;

· повышение уровня качества рабочих мест (эргономика рабочих мест);

· повышение уровня профессиональной подготовки рабочих, обслуживающих оборудование.

Совершенствование системы управления качеством, основанное на экономических методах управления, приведет не только к повышению производительности, но и к качественному улучшению конкурентной среды через создание новой продукции с более высокими потребительскими свойствами.

Выполнение предложенных мер по управлению качеством всей продукции ЗАО ПОЛИПАК позволит увеличить прибыль на 25%.

Список используемой литературы

 

1.Закон Российской Федерации О стандартизации от 10 июня 2008г. №5154-1 // Ведомости СНД и ВС РФ, 24 июня 2008г., №25.

2.Закон Российской Федерации О защите прав потребителей от 5 декабря 2009г. // Роcсийская газета, 16 января 2010г.

.ИСО 9004-1:94. Общее руководство качеством и элементы системы качества. - М., 2009

.ИСО 10013:95. Руководящие указания по разработке руководств по качеству. - М., 2009

.Руководство ИСО/МЭК-2. Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности.

.ГОСТ Р 51-74-97. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.

.ГОСТ 15467-97 Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения.

.Р 50-601-39-93. Рекомендации. Выбор и установление в нормативных документах требований к средствам, обеспечивающим защиту жизни и здоровья потребителей.

.Бадалов Л.М. Экономические проблемы повышения качества продукции. - М.: Экономика, 2008

.Берновский Ю.Н., Захаров В.А. и др. Классификация и кодирование промышленной и сельскохозяйственной продукции. - М.: Издательство стандартов, 2010

.Блохин Ю.И. Классификация и кодирование технико-экономической информации. - М.: Экономика, 2008

.Версан В.Г. Интеграционное управление качеством, сертификация. Новые возможности и пути развития. - М.: Академия информации, 2009

.Версан В.Г., Сиськов В.И., Дубицкий Л.Г. и др. Интеграция производства и управление качеством продукции. - М.: Издательство стандартов, 2005.

.Всемирная торговая организация. Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Соглашение по техническим барьерам в торговле. - М.: Издательство стандартов, 2010

.Гличев А.В. Очерки по экономике и управлению качеством продукции // Стандарты и качество, 2008-2009

.Гличев А.В., Панов В.П., Азгальдов Г.Г. Что такое качество? - М.: Экономика, 2009

.Горфинкель В.Я., Швандар В.А., Купряков Е.М. и др. Курс предпринимательства: Учебник для вузов / Под ред. проф.В.Я. Горфинкеля. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

.Ильенкова С.Д., Ильенкова Н.Д., Мхитарян В.С. и др. Управление качеством: Учебник /Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.

.Исаев Л.К., Малинковский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. - М.: Издательство стандартов, 2010

.ИсикаваКаору. Японские методы управления качеством. - М.: Экономика, 2008.

.Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством. - М.: ИНФРА-М, 2009

.Круглов М.Г., Сергеев С.К., Такшатов В.А. и др. Менеджмент систем качества: Учебное пособие. - М.: Издательство стандартов, 2009

.Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством. - М.: Издательство стандартов, 2010

.Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009

.25. Кузнецов В.А., Ялунина Г.В. Основы метрологии. - М.: Издательство стандартов, 2008

.Купряков Е.М. Стандартизация и качество промышленной продукции. - М.: Высшая школа, 2009

.Кураков Л.П. Метрология. Стандартизация. Сертификация (Терминологический словарь-справочник). - М.: Издательство стандартов, 2009.

.Москалев Л.И., Медведев А.М. Международные и региональные организации по стандартизации и качеству: Справочник. - М.: Издательство стандартов, 2010

.Накалгура Т. Внедрение системы расчета затрат на обеспечение качества продукции /Качество, торговля, экономика. - М.: Издательство стандартов, 2010

.Окрепилов В.В. Экономика и организационные проблемы повышения качества. - Л.: ЛФЭИ, 2010

.Панов В.П. и др. Терминология государственной системы стандартизации: Справочник. - М.: Издательство стандартов, 2008

.Пашков Е.В., Фомин Г.С., Красный Д.В. Международные стандарты ИСО 14000. Основы экологического управления. - М.: Издательство стандартов, 2007

.Система сертификации ГОСТ Р. Комплекс документов по сертификации систем качества и производства. - М.: Издательство стандартов, 2008

.Федотов Н.Н., Венчковский Л.Б. Средства информационного обеспечения автоматизированных систем управления. - М.: Издательство стандартов, 2007

.Швандар В.А., Панов В.П. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов, под ред. проф.В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

.Швед В.Е. Об опыте российско-британского сотрудничества в подготовке аудиторов систем качества // Стандарты и качество, 2005. №3.

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Качество продукции определяет способность предприятия выжить в условиях жесткой конкуренции на рынке.

Борьба за приоритеты на мировом рынке вызывает необходимость адаптации бизнеса к новым жестким условиям предпринимательской деятельности и зависит от организации и управления реальными процессами выхода производства на уровень, обеспечивающий реализацию продукции на рынке.

Конкурентоспособность рассматривается как степень, с которой общенациональная среда благоприятствует или препятствует бизнесу. Интегрированная оценка конкурентоспособности компаний, секторов и национальной экономики в целом, через показатели производительности, и, особенно качества, позволяет ответить на вопрос о том, почему та или иная страна становится источником, или базой, для возникновения конкурентоспособных фирм и отраслей, а они, в свою очередь, обеспечивают конкурентные преимущества для себя и страны в целом.

Система менеджмента качества продукции (СМК) является всеохватывающей системой, которая распространяется от маркетинговых исследований, научных исследований и разработок, процессов проектирования продукции и технологий, подготовки производства через производство, контроль и хранение продукции до управления, сбыта и сервисного обслуживания. СМК - это совокупность международных, государственных, отраслевых и внутрифирменных решений и действий, которые направлены на поддержание качества, его повышение и гарантирование как через стандартизацию требований к качеству, так и через высокий уровень самого процесса производства продукции.

Различия в подходах к решению проблем качества в регионах обусловлены потребителями. В России потребитель в достаточной степени не был избалован, и его удовлетворяет то, что показатели качества приобретенного товара регламентированы каким-либо нормативным документом. Однако теперь для него важно, чтобы СМК опережало даже его будущие потребности, чтобы оно развивало его аппетиты" и желание иметь качественный товар. Улучшение качества возможно при использовании методов непрерывного совершенствования процессов производства. Поэтому мы считаем, что цикл повышение качества - воспитание потребителя" очень важен, а степень приверженности ему в различных регионах приводит к появлению разных подходов к решению проблем качества.

Анализ работы предприятий города Железногорска, реализующих свою продукцию, и выявление недостатков, снижающих качество и стоимость товара обусловили актуальность данной темы.

Целью исследования в нашей работе является повышение экономической эффективности работы Закрытого Акционерного Общества ПОЛИПАК и поиск путей к оптимизации управления производством для повышения качества выпускаемой продукции.

Основная идея работы заключается в использовании эффективных методов работы предприятия в новых условиях хозяйствования, путем преобразований в управлении и организации производства продукции.

Для достижения цели и реализации идеи необходимо решение следующих основных задач:

  1. Провести анализ управления качеством продукции в России.
  2. Рассмотреть основные стадии формирования качества на исследуемом предприятии.
  3. Определить основные показатели уровня качества продукции на ЗАО ПОЛИПАК.
  4. Исследовать методы управления качеством выпускаемой продукции.
  5. Проанализировать процессы планирования и стимулирования персонала для выпуска качественной продукции на рассматриваемом предприятии
  6. Произвести расчет экономической эффективности за счет повышения качества выпускаемой продукции и рационального управления производством.

Нами были использованы следующие методы: аналитический, графический, статистический, трендовый, метод сравнительных оценок.

При написании данной работы нами были использованы: Закон Российской Федерации О стандартизации, Закон Российской Федерации О защите прав потребителей", нормативная литература по стандартизации и сертификации промышленной и пищевой продукции, ГОСТы, труды таких ученых, как Швандар В.А., Панов В.П., Купряков Е.М., Горфинкель В.Я., ИсикаваКаору и др.

В последнее десятилетие происходит быстрое качественное изменение мировой промышленности. Многие эксперты говорят о третьей индустриальной революции. Европейские государства, стимулируя свою промышленность и защищая свои рынки, предложили концепцию менеджмента качества, выраженную в международных стандартах ИСО серии 9000. В настоящее время стандарты ИСО 9000 признаны практически всеми странами мира, так что получение сертификата, подтверждающего соответствие системы менеджмента и обеспечения качества этим стандартом, является пропуском на зарубежные и международные рынки. И наоборот, отсутствие такого сертификата может помешать компании войти в те или иные рынки и быть партнером крупных производителей. Многие транснациональные компании требуют от своих поставщиков обязательного внедрения стандартов ИСО 9000.

С переходом к рыночным отношениям, Россия начала придерживаться мировых мнений в отношении качества продукции, и внедрение методов стандартов ИСО 9000 находит применение в практической работе многих промышленных предприятий.

Теоретические аспекты системы менеджмента качества продукции

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.