Тема №13. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема №13. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление.

2017-12-21 420
Тема №13. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Целью данного практического занятия является формирования у студентов знаний о формах и порядке устройства детей, оставшихся без попечения родителей, понятие института усыновления, формирование у них на основе этих знаний следующих компетенций.

№ п/п № ОК и ПК Содержание компетенций Примечание
  ОК № 1.5 Способность заниматься правовой благотворительностью в отношении социально незащищенных лиц (малообеспеченных семей; многодетных; семей, имеющих детей инвалидов; детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей).  
  ОК № 9.3 Осознание ведущей роли благополучной личности, воспитанной в полноценной семье, ее влияния на формирование семейной политики и в целом демократических институтов и гражданского общества современной России.  
  ПК№ 5.3.7 Владение международными стандартами деятельности субъектов в области гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных, гражданско-процессуальных и арбитражно-процессуальных правоотношений, в области адвокатской деятельности.  
  ПК № 5.3.12 Владеть понятийным аппаратом гражданского, предпринимательского, трудового, семейного, жилищного, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права, понимать значение терминов и положений нормативных правовых актов.  
  ПК № 5.3.13 Навыки межотраслевого взаимодействия. Уметь определить подведомственность и подсудность различных категорий дел в области гражданского, предпринимательского, трудового, семейного, жилищного права. Способен верно определить - в какой суд следует обращаться с тем или иным исковым заявлением.  
  ПК № 5.3.63 Понимать роль органов опеки и попечительства в механизме выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей.  
  ПК № 16.3.5 Давать экспертные заключения по актам органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних. Уметь оценивать деятельность нотариусов на предмет соответствия действующему законодательству.  

 

Письменные экспресс контрольные вопросы

1. Формы и порядок выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей. (ОК№ 1.4, ПК№ 5.3.63)

2. Понятие, условия и порядок усыновления ребенка. Лица, имеющие право быть усыновителями. (ОК№ 1.4, ОК№ 9.3, ПК№ 5.3.2)

3. Правовые последствия усыновления ребенка. Тайна усыновления ребенка и ее обеспечение. (ПК№

4. Отмена усыновления ребенка: основания, порядок, правовые последствия. (ПК№

 

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основания признания детей оставшимися без попечения родителей (при ответе используйте положения СК и Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). (ОК№ 1.4, ПК№ 5.3.63)

2. Раскройте общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенные СК и иным федеральным законодательством.

3. На кого возлагается защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей? (ОК№ 1.4, ПК№ 5.3.63)

4. Допускается ли посредническая деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (поиск, выявление и подбор детей)? Предусмотрена ли ответственность за незаконную деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения родителей? (ОК№ 1.4, ПК№ 5.3.63)

8. В отношении каких детей допускается усыновление? Возможно ли усыновление братьев и сестер разными лицами? Могут ли быть усыновлены лица, достигшие совершеннолетия? (ПК№ 5.3.12)

9. Допускается ли законом усыновление детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства? (ПК№ 5.3.7)

10. В каком порядке, по каким правилам и с чьим участием производится рассмотрение судами дел об установлении усыновления ребенка (при ответе сошлитесь на нормы СК и ГПК)? (ОК№ 1.4, ПК№ 5.3.13, ПК№ 16.3.5)

11.Раскройте установленный порядок учета детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей. Имеются ли особенности учета иностранных граждан и лиц без гражданства? (ПК№ 5.3.7)

12.Какие требования предъявляются законом к личности усыновителя? Кто не может быть усыновителем? Могут ли лица, не состоящие между собой в браке, усыновить одного и того же ребенка? (ПК№ 5.3.12)

13. Назовите лиц, согласие которых требуется для усыновления ребенка.

14. Каковы основания и порядок изменения даты и места рождения усыновленного ребенка?

15. Назовите правовые последствия усыновления ребенка.

16. Могут ли быть сохранены при усыновлении личные неимущественные права и имущественные права и обязанности между ребенком и его родителями, другими родственниками? Если да, то при каких условиях?

17. Какие меры по охране тайны усыновления предусмотрены нормами семейного права? Предусмотрена ли в России ответственность за разглашение тайны усыновления ребенка против воли его усыновителей? (ПК№ 5.3.13)

18. Возможна ли отмена усыновления? Если да, то в каком порядке и при наличии каких оснований?

Тест-контрольные задания

 

Вариант 1. Какая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к семейной:

а) детские дома семейного типа;

б) усыновление (удочерение);

в) учреждения для детей-сирот. (ОК№ 1.4, ПК№ 5.3.63)

Вариант 2. Учет детей, оставшихся без попечения родителей, ведут:

а) руководители воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты;

б) органы опеки и попечительства;

в) департаменты образования. (ПК№ 5.3.63)

Вариант 3. Правоотношения между усыновителями и усыновленным ребенком возникают с момента:

а) вынесения решения суда об усыновлении;

б) вступления решения суда об усыновлении в законную силу;

в) регистрации решения суда об усыновлении в органах загса. (ПК№ 5.3.2)

Вариант 4. Вопрос об изменении усыновленному ребенку фамилии, имени или отчества решается:

а) судом;

б) органом опеки и попечительства;

в) органами загса. (ПК№ 5.3.63)

Вариант 5. Права и обязанности усыновителей и усыновленных с родительскими правами и обязанностями соотносятся следующим образом:

а) приравниваются к родительским в полном объеме;

б) приравниваются в правовых последствиях, но объем этих прав и обязанностей не одинаков;

в) правовой статус усыновителей отличается от родительского, хотя объем прав и обязанностей совпадает. (ПК№ 5.3.7)

Вариант 6. Усыновление (удочерение) допускается в отношении:

а) несовершеннолетних детей;

б) совершеннолетних детей-сирот;

в) детей из воспитательных учреждений. (ПК№ 5.3.2)

Вариант 7. Усыновителями не могут быть:

а) иностранные граждане;

б) лица без гражданства;

в) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

г) лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах. (ПК№ 5.3.12)

Вариант 8. Требуется ли согласие ребенка на усыновление?

а) нет, не требуется;

б) требуется с момента достижения ребенком 14-летнего возраста;

в) требуется с момента достижения ребенком 10 лет. (ПК№ 5.3.2)

Вариант 9. Какие обстоятельства не являются основаниями к отмене усыновления?

а) злоупотребление родительскими правами;

б) болезнь хроническим алкоголизмом;

в) развод усыновителей. (ПК№ 5.3.2)

 

Задачи

Задача 1

Оставшийся без попечения родителей 6-летний Борис Кравцов был временно помещен органом опеки и попечительства в воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Меры по его устройству в семью (на усыновление, в приемную семью, под опеку) на территории области в течение четырех месяцев результата не дали. После этого руководитель воспитательного учреждения С.Ю. Марков по просьбе иностранной посреднической фирмы самостоятельно организовал знакомство с Борей супругов Томсон – граждан США, а затем по согласованию с ними дал заключение о возможности усыновления Бориса. Данное заключение было представлено в суд для решения вопроса об усыновлении Бориса Кравцова супругами Томсон.

Узнав об этом, орган опеки и попечительства отозвал из суда заключение Маркова и поставил вопрос о привлечении его к административной ответственности по ст. 5.37 КоАП. Однако Марков не согласился с тем, что совершил правонарушение, пояснив, что он принял все возможные меры по устройству ребенка в семью и действовал в его интересах.

Имеются ли основания для привлечения Маркова к административной ответственности? Как должны были действовать руководитель воспитательного учреждения и орган опеки и попечительства в данной ситуации? (ПК№ 5.3.7)

Задача 2

После расторжения брака родителей пятилетний Саша Иванов остался проживать с матерью в г.Самаре. Его отец поступил на военную службу по контракту и уехал в Дальневосточный военный округ, откуда перечислял алименты на сына. Через год мать Саши тяжело заболела и умерла. После этого мальчик временно проживал у дальних родственников, которые не имели намерения взять его на воспитание в свою семью, считая, что воспитывать Сашу должен его отец. На запрос органа опеки и попечительства командир воинской части сообщил, что отец Саши убыл для дальнейшего прохождения службы в район вооруженного конфликта. Последующие запросы о его местонахождении результата не дали. Через месяц после направления последнего запроса орган опеки и попечительства принял необходимые меры по постановке Саши на региональный учет детей, оставшихся без попечения родителей, а еще через три месяца Саша был усыновлен в судебном порядке супругами Сидоровыми, проживающими в одном из городов той же области.

Через шесть месяцев после усыновления в г.Самару прибыл отец Саши, который пояснил, что попал в плен и в течение длительного времени удерживался незаконным вооруженным формированием. Посчитав действия органа опеки и попечительства незаконными, он потребовал предоставить сведения о сыне и обратился в суд с требованием об отмене усыновления, заявив, что он имеет преимущественное право на воспитание своего ребенка.

Обоснованно ли действовал орган опеки и попечительства при постановке Саши на региональный учет детей, оставшихся без попечения родителей? Какое решение должен принять суд? (ПК№ 16.3.5)

Задача 3

После смерти родителей несовершеннолетнего Олега Дубовикова его родственниками обсуждался вопрос о дальнейшем воспитании мальчика. При этом большинством родственников было высказано мнение, что самым приемлемым будет усыновление его дядей С.Я. Волчковым (родным братом матери мальчика), как наиболее близким родственником. Однако Волчков пояснил родственникам, что не может усыновить ребенка, так как против этого возражает его жена, а он не решается пойти с ней на конфликт. Тогда бабушка мальчика Н.А. Дубовикова (мать отца), посчитав доводы Волчкова неубедительными, сама подала в суд заявление об усыновлении Олега Дубовикова Волчковым.

Правомерно ли поступила Дубовикова? Примет ли суд ее заявление к рассмотрению? Расскажите об установленных СК условиях усыновления ребенка. (ПК№ 5.3.12)

Задача 4

Одинокие брат и сестра - А.П.Фирсов (48 лет) и Е.П.Фирсова (45 лет)- пожелали совместно усыновить дочь, рожденную не состоящей в браке Г.Х.Храмовой, и обратились с заявлением в орган опеки и попечительства с просьбой дать необходимое заключение для суда. В заявлении они пояснили, что в 2004 г. Храмова оставила ребенка у дальней родственницы и переехала на постоянное место жительства в г. Якутск, где вышла замуж. Судьбой своего ребенка на протяжении нескольких лет она не интересуется, средств на его содержание не присылает, хотя, по имеющимся сведениям, материально обеспечена хорошо. Фирсовы считали, что для усыновления ими дочери Храмовой никаких препятствий нет, и просили орган опеки и попечительства дать положительное заключение о соответствии усыновления интересам ребенка.

Какие условия усыновления (удочерения) предусмотрены законом? Может ли быть произведено усыновление (удочерение) без согласия родителей ребенка, в частности Храмовой? Какие функции выполняют органы опеки и попечительства в связи с усыновлением (удочерением)? Подлежит ли удовлетворению просьба Фирсовых? В каком порядке производится усыновление (удочерение) ребенка? (ПК№ 5.3.2)

 

 

Литература

  1. Борминская Д.С. Усыновление (удочерение) в странах Европы: влияние "альтернативных форм семейной жизни" и практика Европейского суда по правам человека //Семейное и жилищное право". 2010. N 1
  2. Влаардинбергербройк П. Международное усыновление (удочерение) и принцип субсидиарности // Семейное и жилищное право. 2006. № 4. С. 23-30.
  3. Кустова В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве// Журнал российского права. 2002. №27.
  4. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб.и доп. М.: Норма, 2006. С.1-79.
  5. Семья Г.В. Исследование соблюдения прав ребенка в семье и возможных последствий отмены тайны усыновления // Вестник образования. 2002. №16.
  6. Шерстенева Н. С. Соотношение международно-правовых и семейного законодательства Российской Федерации в регулировании усыновления при наличии иностранного элемента // Международное публичное и частное право.– 2006. № 4. С. 50-53.
  7. Шершень Т.В. К вопросу о запрете международного усыновления и реализации принципа приоритета семейного воспитания детей в современной России //Российский судья". 2010. N 12

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.