Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-12-21 | 272 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
11.1. Предмет философии биологии, его эволюция, место и роль биологии в научном знании.
11.2. Понятие жизни, проблема ее возникновения в науке и философии.
11.3. Принцип развития и проблема детерминизма в биологии. Биология и формирование современной эволюционной картины мира.
11.4. Проблема системной организации в биологии. Влияние современных биологических исследований на развитие культуры.
11.5. Предмет экофилософии. Человек и природа в социокультурном измерении.
11.6. Основные этапы взаимодействия общества и природы. Предмет, задачи соц. экологии.
11.7. Экологические императивы современной культуры. Сущность современного экологического кризиса и пути его преодоления.
Философские проблемы медицины.
12.1. Предмет философии медицины, ее цели, задачи, проблематика.
12.2. Основные проблемы и принципы знания в философии медицины.
12.3. Специфика медицины как науки, ее объект, предмет, методы, средства.
12.4. Диалектика и системный подход в медицине.
12.5. Медицина и социально-биологические проблемы. Социально-философские и биолого-медицинские аспекты здоровья, болезни.
Философские проблемы математики и физики.
13.1. Философские проблемы математики, ее специфика, особенности эпистемологического основания.
13.2. Понятие математической структуры.
13.3. Аксиоматический метод в построении математического знания.
13.4. Философские концепции математики. Проблемы математизации научного знания.
13.5. Философские проблемы физики. Становление физической науки.
13.6. Разработка экспериментального метода в естествознании. Механистическая картина мира.
13.7. Принцип относительности, его методологическое значение. Принцип детерминизма, его роль в классической физике.
|
13.8. Статистические закономерности, понятие вероятности в современной физике.
13.9. Принципы термодинамики и самоорганизация в открытых системах.
Философия техники и философские проблемы информатики.
14.1. Философские проблемы техники. Философия техники и методология технических наук.
14.2. Естествознание и техника, исторические этапы их взаимодействия.
14.3. Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Наука, техника, культура.
14.4. Социально-философские проблемы НТР.
14.5. Становление информатики, ее технологизация.
14.6. Проблема реальности в информатике: виртуальная и информационно-коммуникативная реальность.
14.7. Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики.
14.8. Эпистемологическое содержание компьютерной революции.
Философские проблемы социально-гуманитарных наук.
15.1. Понятие социального познания. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных наук.
15.2. Эпистемологические особенности социогуманитарного знания.
15.3. Многообразие концепций и подходов в трактовке социальной действительности и сущности ее развития.
15.4. Проблема разделения социально-гуманитарных наук.
15.5. Понятие социального пространства и социального времени.
15.6. Проблема истинности и рациональности в социогуманитарных науках.
15.7. Проблема объяснения, понимания, интерпретации в социогуманитарных науках.
15.8. Роль социогуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.
Наука и нравственные ценности.
16.1. Этическое содержание научного знания.
16.2. Взаимодействие законов науки и норм морали.
16.3. Ограниченность сциентизма и технократизма.
16.4. Этос науки. Моральные ориентиры ученого. Социальные последствия научных исследований.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ
1. Наука как система знаний человека об окружающем его мире. Наука и культура. Научная картина мира и мировоззрение личности.
|
2. Предпосылки научного знания. Существование мира явлений и сущность мира. Единство мира и его многообразие.
3. Живая и неживая природа. Энтропийные представления о конструктивном и деструктивном развитии объектов природы.
4. Понятие материи. Современные представления о структуре, уровнях организации и свойствах материи.
5. Движение и взаимодействие. Основные формы движения. Изменение, развитие, становление – значение этих категорий в научном познании.
6. Представления о пространстве и времени, эволюция этих представлений. Пространственная и временная бесконечность в познании.
7. Понятие объекта и субъекта в познании. Объект как «данность» и объект как «конструкт» в познании. Материальные и идеальные объекты познания.
8. Человек как субъект познания. Мышление и его характеристика. Интуиция, воображение, творчество. Проблема интерсубъективности.
9. Обыденное и теоретическое мышление. Социальная обусловленность предпосылки мыслительной деятельности и сознания.
10. Мышление и язык: естественные и искусственные языки, характер их соотнесенности и роль в познании.
11. Познание как «отражение» и как «конструирование» действительности.
12. Социальная практика и познавательный процесс. Наука и производство.
13. Наука и техника в современном обществе. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Традиционная и техногенная цивилизация.
14. Проблема «человек-наука-техника». Технократизм и гуманизм. Характер ее разрешения в современном обществе.
15. Особенности компьютеризации научно-познавательной деятельности. Понятие виртуальной реальности и ее роль в познании.
16. Научные и ненаучные формы знания, характер их соотнесенности. Знание и вера, мнение и убеждение.
17. Многообразие форм теоретического знания: качественные и количественные теории, математизированные, феноменологические, генетические и системные теории.
18. Природа истинного знания. Истина как цель познания. Истина, заблуждение, ложь. Аксиологическая оценка истинного знания.
19. Принципы верификации и фальсификации научного знания, их роль в познании. Эстетический критерий истинного знания.
20. Теория соответствия (корреспонденции) и теория согласованности (когерентности) в интерпретации истинного знания.
21. Научная революция как качественное преобразование основных понятий и теорий. Взаимосвязь научных и технических революций.
|
22. Роль европейской философии рационализма в становлении и развитии научного знания.
23. Сциентизма и антисциентизм в истории науки и современной культуре.
24. Проблема классификации наук. Взаимодействие наук как решающий фактор развития научного знания.
25. Структура научно-теоретического знания.
26. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности. Научный закон как выражение объективной необходимости.
27. Основные методы познания в естественных и гуманитарных науках.
28. Своеобразие эмпирического познания в естественных и социально-гуманитарных науках.
29. Теоретическое познание, своеобразие его проявления в естественных и социально-гуманитарных науках.
30. Анализ и синтез, индукция и дедукция как методы теоретического познания.
31. Абстрагирование, формализация, моделирование как формы выражения теоретического знания. Роль моделей в науке.
32. Роль науки и техники в решении глобальных проблем современной цивилизации.
33. Общая характеристика естествознания. Эпистемологические особенности естественнонаучного знания.
34. Фундаментальные науки, их особенности. Характер их связи с прикладными науками.
35. Специфика математического знания. Особенности его эпистемологического основания.
36. Понятие математической структуры. Исторически первые математические понятия. Аксиоматический метод в построении математического знания.
37. Эмпирический и теоретический уровни естественнонаучного знания, их характеристика и соотнесенность.
38. Историография естествознания: «донаучный» и «научный» этапы его развития.
39. Древнегреческая наука о природе и ее достижения, виднейшие представители. Космоцентризм как основа древнегреческого теоретического знания.
40. Средневековая наука и теология. Религиозные представления о мире. Развитие ремесел в средневековый период и их значение в становлении научного знания.
41. Гуманизм и антропоцентризм культуры эпохи Возрождения как предпосылки современного естествознания (Леонардо да Винчи, Николай Кузанский, Коперник, Бруно).
|
42. Становление механики. Разработка экспериментального метода (Галилей, Декарт, Паскаль, Торричелли, Бойль, Ньютон). Механистическая картина мира.
43. Физические и химические идеи эпохи Просвещения XVIII в. (представления об электрической и магнитной жидкостях, теплороде. флогистоне и т.п.).
44. Становление биологической науки. Разработка научной систематики живой природы в XVIII в.
45. Наука и техника ХIХ в. Великие естественнонаучные открытия, их мировоззренческое и культурное значение. Формирование технических наук. Разработка промышленной технологии. Становление диалектической методологии научного познания.
46. Особенности методологии развития классического естествознания и ее кризис на рубеже ХIХ-ХХ вв. своеобразие «научной революции» в естествознании этого периода.
47. Общая характеристика неклассического естествознания. Его характерные методологические особенности. Принцип дополнительности и его мировоззренческое значение.
48. Социальная детерминация естественнонаучного знания в середине ХХ в. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества в условиях научно-технического прогресса.
49. Естествознание и гуманизм.
50. Социально-гуманитарные последствия научно-технической революции ХХ в.
51. Феномен математического постижения действительности.
52. Исторические этапы развития математики: от Древности к современности.
53. Научные революции и их влияние на развитие математики. Закономерности развития и философские концепции математики.
54. Философско-методологические и исторические проблемы математизации науки.
55. Философские проблемы физики: сущность, специфика, функции.
56. Физика в системе естественнонаучного и социогуманитарного знания.
57. Проблемы детерминизма и индетерминизма в физике.
58. Познание сложных систем и физика.
59. Концепция «расширяющейся» Вселенной: современные дискуссии.
60. Философские проблемы технических наук: предмет, сущность, основные проблемы.
61. Взаимоотношение науки и техники: единство, автономность и основные концепции.
62. Философские проблемы информатики.
63. Специфика философии химии. Взаимосвязь химии с другими науками;
64. Концептуальные системы химии, их эволюция.
65. Физикализация химии: этапы, тенденции, проблемы.
66. Развитие представлений о биосфере и ноосфере.
67. География и экология. Географические аспекты современных экологических проблем.
68. Предмет философии биологии и его эволюция, место и роль биологии в системе научного познания.
69. Понятие жизни и проблема ее происхождения в современной философии. Многообразие подходов к определению феномена «жизни».
|
70. Принципы развития в биологии, проблема биологического процесса.
71. Биология и формирование современной эволюционной картины мира. Эволюционная этика: ее сущность и проблематика.
72. Проблема системной организации в биологии. Проблема детерминизма в биологии.
73. Влияние современных биологических исследований на культуру. Биоэтика, ее сущность и проблематика.
74. Предмет экофилософии. Превращение экологической проблематики в доминирующую мировоззренческую установку современной культуры.
75. Человек и природа в социокультурном измерении. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы.
76. Предмет и задачи социальной экологии.
77. Экологические основы хозяйственной деятельности (специфика и особенности хозяйственной деятельности человека, ее основные этапы).
78. Экологические императивы современной культуры. Сущность современного экологического кризиса и пути его преодоления.
79. Предмет философии медицины, ее цели, задачи и основные проблемы.
80. Философские проблемы медицины. Системный подход в медицине. Медицина и социально-биологические проблемы.
81. Общество как целостная система. Детерминистские и функционалистские интерпретации социальной действительности.
82. Социальные отношения и природа социальных институтов. Государство как важнейший институт политической системы общества.
83. Общественное сознание. Многообразие форм общественного сознания. Общественное сознание и духовная культура общества.
84. Язык и культура. Функции языка.
85. Социальная свобода и историческая необходимость в деятельности людей.
86. Формирование культа научного разума и сциентистского мировоззрения в эпоху Просвещения.
87. Становление и развитие социальной и гуманитарной науки в Х1Х веке (Г. Спенсер, О. Конт, К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Дюркгейм).
88. Актуализация гуманитарных наук в неокантианской философии (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Кассирер).
89. Значение теории «идеальных типов» М. Вебера в развитии методологического основания социальных и гуманитарных наук.
90. Постнеклассическая наука, ее сущность и общие принципы.
91. Становление неклассической научной парадигмы. Теория относительности, квантовая механика и их научно-философское значение.
92. Синергетическая концепция современного естествознания и ее фундаментальное методологическое значение.
93. Глобальный эволюционизм и идея коэволюции природы и человечества.
94. Истина и ценность в научном познании.
95. Этика ученого. Этос современного научного знания.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Зарождение земледелия и растениеводства в Древнем мире и народные средства защиты растений;
2. Периоды развития ботаники. «Системы природы» К. Линнея, значение бинарной номенклатуры растений.
3. Учение о растительных сообществах. Работы В. И. Вернадского о биосфере. Теория биогеоценозов В. Н. Сукачева.
4. Формирование учения о почвах и повышении их плодородия в ХIХ-начале ХХ вв.
5. Становление научных основ отечественной агрономии к началу ХХв.
6. Вклад в науку основоположников отечественного почвоведения П. А. Костычева, В. В. Докучаева, Н. М. Сибирцева.
7. Зарождение лесоведения в трудах Н.С. Мордвинова, Г. Ф. Морозова.
8. Развитие селекции в отечественном растениеводстве.
9. Становление и развитие отечественного лесоводства и агролесомелиорации.
10. Концептуальные системы химии как ступени ее исторического развития.
11. Концепция самоорганизации как основа объяснения поведения химических систем.
12. Концепция универсального эволюционизма.
13. Философские проблемы формирования информационной цивилизации.
14. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития.
15. Синергетика и прогнозы будущего.
16. Соотношение научно-технического прогресса и духовного развития человечества.
17. Человек в информационном мире и проблемы становления гуманистического общества.
18. Познание и творчество: проблема формирования нового знания.
19. Концепции самоорганизации: становление нового образа мышления.
20. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации.
21. Современные естественнонаучные теории пространства и времени и их философское значение.
22. Современная наука о материи и ее структуре.
23. Порядок и хаос в развитии природных систем.
24. Экологический вызов и устойчивое развитие.
25. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
26. Проблемы развития техногенной цивилизации.
27. Результаты исследований Гиппократа, Галена, И.М.Сеченова, А.А.Ухтомского, И.П.Павлова.
28. Формирование научных основ селекции животных.
29. Становление зоотехнии как науки.
30. Роль прогрессивных технологий в формировании пород скота.
31. О развитии животноводства в России до ХХ века.
32. История развития учения об основном обмене веществ.
33. Научные труды И.М.Сеченова – основателя русской физиологии.
34. Развитие селекции в отечественном животноводстве.
35. Формирование и развитие основ отечественной зоотехнической науки.
36. Зарождение ветеринарии в Древнем Востоке.
37. Инженерные исследования и проекты Леонардо да Винчи. Галилео Галилей и инженерная практика XV1 в.
38. Техническая практика и ее роль в становлении экспериментального естествознания в XVIII в.
39. Гидротехника и становление механики жидкости в XVIII в.
40. Истоки развития теоретических основ теплоэнергетики и теплотехники в России в XVIII в.
41. История создания и производства двигателей внутреннего сгорания.
42. Исторические этапы развития теоретических основ мелиорации.
43. Исторические этапы развития теории земледелия, орошения и осушения в России.
44. Развитие математического аппарата в электротехнике в конце XIX – в первой трети ХХ века.
45. Исторический характер познавательного процесса.
46. Стиль научного мышления как характерная черта научных школ и традиций.
47. Структура научно-теоретического знания, его основные элементы.
48. Структурно-аналитические основы научного познания (единичное и общее, необходимость и случайность, содержание и форма).
49. Эволюционно-аналитические основы научного познания (причина и следствие, возможность и действительность, сущность и явление).
50. Феномен математического постижения действительности.
51. Причины и истоки возникновения математических знаний.
52. Философские проблемы пространства и времени.
53. Проблема объективности в современной физике.
54. Проблема генезиса нашей Вселенной.
55. Концепция «расширяющейся» Вселенной: современные дискуссии.
56. Космос и глобальные проблемы техногенной цивилизации.
57. Человек и геоистория. Проблема происхождения жизни.
58. Глобальный эволюционизм и идея коэволюции природы и человечества.
59. Истина и ценность в научном познании.
60. Сциентистские и антисциентистские тенденции в современном общественном сознании.
Вопросы для тестирования:
1. Виднейшие представители эллинистической науки:
а) Парменид, Эмпедокл, Антисфен;
б) Апполоний, Евклид, Архимед:
в) Гиппократ, Гераклит, Демокрит
2. Самая крупная библиотека античного мира находилась:
а) в Эфесе;
б) в Риме;
в) в Александрии
3. Христианская идеология
а) сыграла в становлении науки отрицательную роль;
б) рассматривала науку как богоугодное дело;
в) занимала по отношению к процессу становления научного знания
нейтральную позицию
4. В каком веке произошла научная революция, положившая начало современной науке:
а) в 4 в. до н. э.;
б) в ХIV в.
в) в XVII в.
5. Нововременная наука была нацелена на поиск:
а) субстанциальных основ всех явлений и процессов;
б) смысла всех вещей и процессов;
в) функциональных зависимостей вещей и процессов
6. С именем какого ученого связано начало процесса формирования современной естественно-научной парадигмы:
а) Кеплера;
б) Фарадея;
в) Коперника;
д) аль-Газали.
7. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем:
а) аттрактор, бифуркация, диссипация;
б) сублимация, детерминация;
в) аннигиляция, фрагментация.
8. Кто автор термина «синергетика»:
а). Стенгерс;
б) Хакен;
в) Шредингер
г) Хайдеггер
9. Как называется наука, исследующая процессы космической эволюции:
а) космогония;
б) космология;
в) астрология
10. Согласно П. Фейерабенду, наука является:
а) единственной формой познания;
б) искусство, религия, миф также являются формами познания
11. Т. Кун и И. Лакатош, рассматривали процесс развития научного знания:
а) с позиции кумулятивизма;
б) с позиции эволюционизма
в) как процесс диалектического взаимодействия количественных и качественных изменений научного знания
12. Наука как особый вид духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:
а) античности;
б) средневековья;
в) Возрождения;
г) Нового времени.
13. Кто из перечисленных философов признавал решающую роль познания в человеческой жизнедеятельности?
а) Кант;
б) Бергсон;
в) Ницше;
г) Фрейд.
14. Кто из перечисленных философов отрицал решающую роль познания в человеческой деятельности?
а) Кант;
б) Гегель;
в) Ницше;
г) Ясперс.
15. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:
а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) значимая информация в аспекте деятельности;
в) объективная реальность, данная в сознании субъекта;
г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
16. Агностицизм в философии понимается как:
а) рассмотрение процесса познания;
б) сомнение в возможности познания;
в) признание возможности познания;
г) отрицание возможности познания.
17. В современной гносеологии объект познания:
а) существует «сам по себе»;
б) противостоит субъекту познания;
в) зависит от концептуальной системы субъекта познания;
г) является частью самопознающего субъекта.
18. В современной гносеологии субъект познания – это:
а) абстрактный индивид;
б) реальный ученый или философ;
в) технические средства;
г) коллектив мыслителей.
19. Какие особенности познания не являются критериями научности?
а) свобода от предвзятости;
б) методологическая рефлексия;
в) опытная проверяемость;
г) вера в авторитеты.
20. Какой метод не относится к эмпирическому уровню научного познания?
а) формализация;
б) измерение;
в) сравнение;
г) эксперимент.
21. Какой метод не относится к теоретическому уровню научного познания?
а) эксперимент;
б) формализация;
в) гипотетико-дедуктивный метод;
г) аксиоматический метод.
22. Кто из античных мыслителей считал числовые отношения ключом к пониманию мироустройства?
а) Фалес;
б) Архимед;
в) Пифагор;
г) Аристотель.
23. Кто из античных мыслителей является основоположником логики?
а) Зенон;
б) Сократ;
в) Платон;
г) Аристотель.
24. Кто был изобретателем печатного станка в Европе?
а) Н.Кузанский;
б) И.Гутенберг;
в) У.фон Гуттен;
г) Т.Кампанелла.
25. Кто был автором гелиоцентрической системы?
а) Г.Галилей;
б) Н.Коперник;
в) Д.Бруно;
г) И.Кеплер.
26. Какой ученый открыл принцип инерции?
а) Г.Галилей;
б) И.Кеплер;
в) И.Ньютон;
г) Н.Коперник.
27. Какой ученый разработал классическую механику как целостную систему знаний?
а) Г.Галилей;
б) И.Кеплер;
в) И.Ньютон;
г) Н.Коперник.
28. Кто был создателем электродинамики?
а) И.Ньютон;
б) Д.Максвелл;
в) Ч.Лайель;
г) Б.Паскаль.
29. Какой ученый первым открыл принцип эволюции живой природы?
а) Ж.Кювье;
б) Ч.Дарвин;
в) Ж.Б.Ламарк;
г) Ч.Лайель.
30. Какой ученый открыл материальные факторы, причины и движущие силы эволюции органического мира?
а) Ж.Кювье;
б) Ч.Дарвин;
в) Ж.Б.Ламарк;
г) Ч.Лайель.
31. Кто был создателем теории клетки?
а) Ч.Лайель;
б) Ж.Кювье;
в) Т.Шванн;
г) М.Планк.
32. Кто открыл закон сохранения и превращения энергии?
а) М.Фарадей;
б) А.-М. Ампер;
в) Ю.Майер;
г) Г.Ом..
33. Кто открыл электрон?
а) М.Планк;
б) Э.Резерфорд;
в) Д.Томсон;
г) М.и П.Кюри.
34. Кто был создателем специальной и общей теории относительности?
а) М.Борн;
б) В.Гейзенберг;
в) А.Эйнштейн;
г) Л.де Бройль.
35. Кто был разработчиком концепции ноосферы?
а) В.В.Докучаев;
б) В.И.Вернадский;
в) Ж.-Л.Агассис;
г) Л.М.Мечников.
36. Какой ученый открыл законы наследственности?
а) Ф.Крик;
б) М.Уилкинс;
в) Г.Мендель;
г) К.Лоренц.
37. Выделите метод познания, который относится только к теоретическому уровню:
а) наблюдение;
б) анализ;
в) измерение;
г) эксперимент.
38. Выделите метод познания, который применяется только на эмпирическом уровне:
а) восхождение от абстрактного к конкретному;
б) синтез;
в)абстрагирование;
г) эксперимент.
39. Какое суждение с современной философской точки зрения верно?
а) цель оправдывает средства;
б) основа мира — это число и гармония;
в) материя и сознание — две основы бытия;
г) все наши знания — только гипотезы и таковыми останутся.
40. Онтологическим принципом средневековой философии является:
а) рационализм;
б) креационизм;
в) откровение;
г) формализм.
43. В средневековой философии в споре об универсалиях номиналисты утверждали:
а) идея общего (понятие) предшествует вещи;
б) идея вещи не соответствует материальному воплощению;
в) идея идентична вещи, а «имена после вещей»;
г) реальны лишь единичные вещи.
44. Индукция — это понятие, означающее в философии:
а) метод психологического воздействия;
б) метод мышления, построенный на переходе от общего к частному;
в) метод мышления, построенный на переходе от частного к общему;
г) метод всеобщего познания.
45. Рационализм — это понятие, означающее в философии:
а) область математики;
б) научное знание вообще;
в) теоретическое познание, основанное на разуме;
г) опытное знание.
46. Представителем эмпиризма в философии Нового времени
а) Бэкон;
б) Декарт;
в) Спиноза;
г) Лейбниц.
47. Какое из приводимых ниже определений сознания принадлежит метафизическому материализму:
а) сознание — такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь — продукт печени;
б) сознание является не физиологической функцией головного мозга, а свойством человеческого общества;
в) сознание — это этап в развитии абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе;
г) сознание — божественный дар человеку.
48. Что означает время как философская категория:
а) время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осуществляемом нашим разумом;
б) время — текущая длительность, в которой все возникает и исчезает;
в) время — это форма существования материальных объектов характеризующаяся последовательностью и длительностью;
г) время — это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей.
49. Что характеризует пространство как философскую категорию:
а) пространство — бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю;
б) пространство — это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом;
в) пространство — всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей;
г) пространство — это не реальность мира явлений, а способ, которым мы воспринимаем вещи.
50. Что такое диалектика:
а) искусство ведения спора;
б) представление о вечном становлении мира;
в) универсальная теория и метод познания мира;
г)учение о противоречиях.
51. Что такое метафизика:
а) другое название философии;
б) отрицание развития;
в) признание развития за счет внешнего толчка;
г) теоретическая физика.
52. Кто из ниженазванных философов является приверженцем цивилизационной концепции общественного развития:
а) К. Маркс;
б) У. Ростоу;
в) Н. Данилевский;
г) А. Тойнби.
53. Что такое система:
а) рядоположенность предметов любой природы;
б) порядок в расположении предметов одного типа;
в) любая совокупность элементов;
г) совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.
54. Что такое цивилизация с точки зрения системности:
а) совокупность предметов материальной культуры;
б) общество, развитие которого определяется техникой;
в) общество, имеющее свою специфическую культуру;
г) надкультурное образование, связанное едиными принципа жизнеустройства.
55. Чем вызван кризис современной цивилизации:
а) развитием науки;
б) отсутствием разумной стратегии развития общества;
в) дефектами социальной системы;
г) научно-техническим прогрессом.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
1. Берков, В. Ф. Философия и методология науки: учеб. пособие / В. Ф. Берков. – М.: Новое знание, 2004. -336с.
2. Биогеография: учеб. пособие для вузов / Г. М. Абдурахманов [и др.]; под ред. Г. М. Абдурахманова. –М.: Академия, 2003. -480с.
3. Биологическая химия: учеб. пособие для вузов / Ю. Б. Филиппович [и др.]; под. ред. Н. И. Ковалевский. –М.: Академия, 2005. -256с.
4. Биологические основы сельского хозяйства: учебник для вузов / И. М. Ващенко [и др.]; под ред. И. М. Ващенко. – М: Академия, 2004. -544с.
5. Биология: учебник для вузов / В. Н. Ярыгин [и др.]; под. ред. В. Н. Ярыгина. –М. Высшая школа, 2004. -334с.
6. Биотехнология: учебник для вузов / И. В. Тихонов [и др.]; под ред. Е. С. Воронина. –СПб.: ГИОРД, 2005. -792с.
7. Бряник, Н.В. Введение в современную теорию познания: Учеб. пособие / Н.В.Бряник.-М.: Академический Проект, 2003.- 288 с.
8. Бучило, Н.Ф., Исаев, И.А. История и философия науки: учеб. пособие/ Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. – М.: Проспект, 2009.- 432 с.
9. Горохов, В.Г. Основы философии техники и технических наук / В.Г. Горохов. - М.: Высшая школа, 2007. -395с.
10. Ивин, А. А. Современная философия науки. /А. А. Ивин. – М.: Высшая школа, 2005. -375с.
11. Канке, В.А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь / В.А. Канке. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 328 с.
12. Котенко, В. П. История и философия классической науки: учеб. пособие / В.П. Котенко. – М.: Академический Проект, 2005. -480с.
13. Кохановский, В. П. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / В. П. Кохановский. -3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 608с.
14. Лебедев, С.А. Философия науки: словарь основных терминов. / С. А. Лебедев. - М.: Академический Проект, 2004. - 436с.
15. Лось, В. А. История и философия науки. Основы курса: учеб. пособие / В. А. Лось. -М.: Дашков и К, 2006. -389с.
16. Системный подход в современной науке. / И. К. Лисеев [и др.]; под ред. И. К. Лисеева. - М., Академия, 2004. -407с.
17. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей / под ред. В. В. Миронова. - М.: Гардарики, 2006. – 639с.
18. Социальная философия: Словарь / сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 624 с. – («Summa»).
19. Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы / В. С. Степин. – М.: Академический Проект, 2004. -465с.
20. Тимофеева, С. С. Основы современного естествознания и экология: уч. пособие / С. С. Тимофеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 356с.
21. Философия математики и технических наук: учеб. пособие для вузов / под. ред. проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект, 2007. – 779 с. – («Gaudeamus»).
22. Философия науки и техники: конспект лекций для адъюнктов и аспирантов / К.Н. Хабибуллин, В.Б. Коробов, А.А. Луговой, А.В. Тонконогов. – М.: Высшее образование, 2008. – 192 с.
23. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей / под ред. Т. П. Матяша. –Ростов н/Д: Феникс, 2006. -496с.
24. Философия науки: учеб. пособие для вузов / С. А. Лебедев [и др.]; под ред. С. А. Лебедева. – М.: Академический Проект, 2005. -736с.
В авторской редакции
Подписано в печать.
Усл. печ. л. 1. Тираж 100. Заказ
ИПК ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива»
400002, Волгоград, пр. Университетский, 26.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!