Организация внеклассной работы. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация внеклассной работы.

2017-12-21 276
Организация внеклассной работы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация внеклассной работы.


Цель ее —удовлетворить запросы детей, особо интересующихся биологией.. Н.М.Верзилин и В.М.Корсунская (1983) так определяют этуформу обучения биологии: ≪г Внеклассные занятия есть форма различнойорганизации добровольной работы учащихся вне урока подруководством учителя для возбуждения и проявления их познавательныхинтересов и творческой самодеятельности в расширение идополнение школьной программы по биологии».

В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают творческиеспособности, инициативу, наблюдательность исамостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают настойчивостьи трудолюбие, углубляют знания о растениях и животных, развивают интерес к окружающей природе, учатся применятьполученные знания на практике, у них формируется естественно- научное мировоззрение

Содержание внеклассных занятий не ограничивается рамкамипрограммы. Во многом оно определяется интересами учащихся. Например, учитель может дополнять учебную работу углубленнымизучением местной флоры и фауны, элементарными исследованиямипо микробиологии, генетике, физиологии, историинаучных открытий и др.

Хорошо организованная внеклассная работа имеет большоеучебно-воспитательное значение, так как в процессе внекласснойработы, не стесненной определенными рамками уроков, имеютсявозможности для обсуждения отдельных открытий в биологии, для наблюдений и постановки опытов разной сложности и продолжительности.

Проводимыесамими учащимися наблюдения, например, за развитиемрастения (появление семядольных листьев у клена, образованиепервых истинных листьев, развитие растения в течение одноговегетативного периода) или за развитием бабочки (например, белянки капустной), оставляют в их сознании очень глубокий следи сильные эмоциональные впечатления. Использование во внеклассной работе заданий, связанных спроведением наблюдений и опытов, способствует развитию исследовательскихумений. При этом необходимо ориентировать детейна четкое оформление хода наблюдений и их результатов.

Внеклассные занятия также способствуют выбору будущей профессии(экскурсии в природу, на сельскохозяйственное производство,в научно-исследовательское учреждение, встречи с учеными,опытничество и пр.), оказывают непосредственное влияниеи на профильную направленность обучения в школе, на выборспециальности и на послешкольное образование (в вузе, техникуме).

Таким образом, внеклассная форма обучения биологии открываетширокие возможности как для проявления педагогическойтворческой инициативы учителя, так и для многообразной познавательнойдеятельности учащихся, их воспитания и развитиякак творческой личности.

Виды внеклассной работы

Групповые занятия: Кружковая работа, Экспедиции, Походы в природу, Факультативы

Массовые занятия: Лекции, Просмотр кинофильмов, Участие в олимпиадах, Экскурсии и походы в природу, Научные вечера, конференции, Выставки работ учащихся, Общешкольные кампании: ≪Деньурожая≫,≪День птиц≫, ≪Неделя биологии≫, ≪Неделя экологии≫ и т.п. Издание журналов, стенгазет, альбомов

Индивидуальные занятия: Научные исследования и опыты по теме, Подготовка к олимпиадам, Внеклассное чтение, Исследовательская работа в природе, в уголке живой природы.

По содержанию — внеклассные занятия по ботанике, зоологии, анатомии, физиологии и гигиене, общей биологии и общего плана.

Кружок юных натуралистов (юннатов) объединяет учащихся, особо интересующихся природой и практической работой с растениями и животными. Это добровольная организация с постоянным составом учащихся, работающая по определенной системе, по плану под руководством учителя. Обычно кружок объединяет 10—15 учащихся. Если желающих больше, то создают две группы (отделения или секции), работающие в разное время. Занятия обычно проводят один раз в неделю или два раза в месяц, в определенные дни недели, их протяженность не более 1,5 — 2 ч.

В практике работы школ сложились следующие виды юннатских кружков: в начальной школе — общий природоведческий кружок, в основной и старшей школе — специальные кружки:

в 6 классе — кружок юных ботаников;

в 7 классе — кружок юных зоологов;

в 8 классе — кружок юных физиологов;

в 9 — 11 классах — кружок юных биологов, микробиологов, генетиков, экологов и др. Все они называются юннатскими кружками.

Такое распределение кружков по классам обусловлено уровнемзнаний, возрастным различием учащихся. К тому же интересыу них обычно непостоянны и нередко меняются по мере изучениято одного, то другого курса биологии. Однако нередко случается,когда учащиеся старших классов продолжают углубленноаниматься ботаникой или зоологией.

Работа кружка строится по общим темам, включающим различныеопытнические работы и знакомство с литературой, с применениемметодов, которые помогают сочетать индивидуальнуюисследовательскую работу с общей коллективной деятельностью.полезность и связь с соответствующими практическими задачами предмета биологии. Прежде чем ставить какой-либо опыт,учителю надо иметь четкие представления о том, как его подготовить,о методике проведения, об ожидаемых результатах, о формеотчетности.

Особым видом внеклассных занятий являются факультативы. Небольшие группы учащихся (15 —17 человек) работают по программамМинистерства образования Российской Федерации илипо авторским программам учителя. Факультативные занятия проводятсяв дополнение к школьным предметам и строятся на добровольныхначалах с учетом интересов учащихся.

Методы организации

Метод демонстраций: демонстрация опытов, компьютер и др.

Практические: упражнения, лабораторные и практические работы.

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. Методы и приёмы могут меняться местами.

Тема 3 зелен мир.ноябрь

Мир растений. Особенности и многообразие растений. Вводная лекция с элементами беседы, экскурсия.

Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. 1,5 Рассказ учителя. Беседа. Практическая раб.

Кто такие? Где живут? Определение растений. 1,5 Практическая работа с гербарием

Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?». Практическая работа.

Роль растений в природе и жизни человека. 1,5 Беседа. Проектная деятельность

Съедобные и ядовитые растения. 1,5 Рассказ. Проектная деятельность. 7 25.11 Лекарственные растения. 1,5 Рассказ. Проектная деятельность.

Растения красной книги Волгоградской области и меры по их охране. 1,5 Рассказ, проектная деятельность.

Тема 4 мир животных.декабрь

Мир животных. Особенности и многообразие животных. 1,5 Вводная лекция с элементами беседы

Тайны жизни одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки. 1,5 Рассказ учителя. Беседа. Практическая раб.

Мир беспозвоночных животных. 1,5 Исследовательска я работа с рисунками и справочниками

Определение членистоногих по рисункам и коллекции. 1,5 Практическая работа.

В мире позвоночных животных. Холоднокровные животные. 1,5 Беседа. Проектная деятельность

В мире позвоночных животных. Теплокровные животные. 1,5 Рассказ. Проектная деятельность.

Животные в жизни человека. КТД создание настольной игры «Зоолэнд» 1,5 Рассказ. Проектная деятельность.

Животные красной книги Волгоградской области и меры по их охране. 1,5 Рассказ, проектная деятельность

Праздничная зоо-викторина. Презентация новой игры 1,5 Игровое занятие

Тема 5. Организм человека. Январь

Человек -особенный. 1,5 Вводная лекция с элементами беседы.

Как появился человек. Выявление доказательств эволюции человека. 1,5 Рассказ учителя. Беседа. Практическая раб.

Особенности устройства и работы систем органов человека. 1,5 Исследовательска я работа с рисунками и справочниками

Функциональные пробы и исследования работы организма человека. 1,5 Практическая работа.

Особенности ВНД человека. 1,5 Беседа. Проектная деятельность

Факторы здоровья человека. 1,5 Рассказ. Проектная деятельность.

Влияние вредных привычек на здоровье. 1,5 Рассказ. Проектная деятельность.

Тема 6. Эволюция природы. февраль

Теория эволюции. От Дарвина до Опарина. Доказательства эволюции. 1,5 Рассказ учителя. Беседа. Поисково-исследов. работа

Начало эволюции. Рождение Земли. 1,5 Исследовательска я работа с рисунками и справочниками

Первые «живые» в океане. Эволюционное дерево (аппликация). 1,5 Коллективная творческая деятельность

Завоевание суши. 1,5 Беседа. Проектная деятельность

История динозавров. 1,5 Рассказ. Проектная деятельность.

Необыкновенные предки современных теплокровных. 1,5 Рассказ. Проектная деятельность.

Эволюция сегодня и завтра 1,5 Рассказ. Викторина

Тема 9 здоровье человека

Организация внеклассной работы.


Цель ее —удовлетворить запросы детей, особо интересующихся биологией.. Н.М.Верзилин и В.М.Корсунская (1983) так определяют этуформу обучения биологии: ≪г Внеклассные занятия есть форма различнойорганизации добровольной работы учащихся вне урока подруководством учителя для возбуждения и проявления их познавательныхинтересов и творческой самодеятельности в расширение идополнение школьной программы по биологии».

В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают творческиеспособности, инициативу, наблюдательность исамостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают настойчивостьи трудолюбие, углубляют знания о растениях и животных, развивают интерес к окружающей природе, учатся применятьполученные знания на практике, у них формируется естественно- научное мировоззрение

Содержание внеклассных занятий не ограничивается рамкамипрограммы. Во многом оно определяется интересами учащихся. Например, учитель может дополнять учебную работу углубленнымизучением местной флоры и фауны, элементарными исследованиямипо микробиологии, генетике, физиологии, историинаучных открытий и др.

Хорошо организованная внеклассная работа имеет большоеучебно-воспитательное значение, так как в процессе внекласснойработы, не стесненной определенными рамками уроков, имеютсявозможности для обсуждения отдельных открытий в биологии, для наблюдений и постановки опытов разной сложности и продолжительности.

Проводимыесамими учащимися наблюдения, например, за развитиемрастения (появление семядольных листьев у клена, образованиепервых истинных листьев, развитие растения в течение одноговегетативного периода) или за развитием бабочки (например, белянки капустной), оставляют в их сознании очень глубокий следи сильные эмоциональные впечатления. Использование во внеклассной работе заданий, связанных спроведением наблюдений и опытов, способствует развитию исследовательскихумений. При этом необходимо ориентировать детейна четкое оформление хода наблюдений и их результатов.

Внеклассные занятия также способствуют выбору будущей профессии(экскурсии в природу, на сельскохозяйственное производство,в научно-исследовательское учреждение, встречи с учеными,опытничество и пр.), оказывают непосредственное влияниеи на профильную направленность обучения в школе, на выборспециальности и на послешкольное образование (в вузе, техникуме).

Таким образом, внеклассная форма обучения биологии открываетширокие возможности как для проявления педагогическойтворческой инициативы учителя, так и для многообразной познавательнойдеятельности учащихся, их воспитания и развитиякак творческой личности.

Виды внеклассной работы

Групповые занятия: Кружковая работа, Экспедиции, Походы в природу, Факультативы

Массовые занятия: Лекции, Просмотр кинофильмов, Участие в олимпиадах, Экскурсии и походы в природу, Научные вечера, конференции, Выставки работ учащихся, Общешкольные кампании: ≪Деньурожая≫,≪День птиц≫, ≪Неделя биологии≫, ≪Неделя экологии≫ и т.п. Издание журналов, стенгазет, альбомов

Индивидуальные занятия: Научные исследования и опыты по теме, Подготовка к олимпиадам, Внеклассное чтение, Исследовательская работа в природе, в уголке живой природы.

По содержанию — внеклассные занятия по ботанике, зоологии, анатомии, физиологии и гигиене, общей биологии и общего плана.

Кружок юных натуралистов (юннатов) объединяет учащихся, особо интересующихся природой и практической работой с растениями и животными. Это добровольная организация с постоянным составом учащихся, работающая по определенной системе, по плану под руководством учителя. Обычно кружок объединяет 10—15 учащихся. Если желающих больше, то создают две группы (отделения или секции), работающие в разное время. Занятия обычно проводят один раз в неделю или два раза в месяц, в определенные дни недели, их протяженность не более 1,5 — 2 ч.

В практике работы школ сложились следующие виды юннатских кружков: в начальной школе — общий природоведческий кружок, в основной и старшей школе — специальные кружки:

в 6 классе — кружок юных ботаников;

в 7 классе — кружок юных зоологов;

в 8 классе — кружок юных физиологов;

в 9 — 11 классах — кружок юных биологов, микробиологов, генетиков, экологов и др. Все они называются юннатскими кружками.

Такое распределение кружков по классам обусловлено уровнемзнаний, возрастным различием учащихся. К тому же интересыу них обычно непостоянны и нередко меняются по мере изучениято одного, то другого курса биологии. Однако нередко случается,когда учащиеся старших классов продолжают углубленноаниматься ботаникой или зоологией.

Работа кружка строится по общим темам, включающим различныеопытнические работы и знакомство с литературой, с применениемметодов, которые помогают сочетать индивидуальнуюисследовательскую работу с общей коллективной деятельностью.полезность и связь с соответствующими практическими задачами предмета биологии. Прежде чем ставить какой-либо опыт,учителю надо иметь четкие представления о том, как его подготовить,о методике проведения, об ожидаемых результатах, о формеотчетности.

Особым видом внеклассных занятий являются факультативы. Небольшие группы учащихся (15 —17 человек) работают по программамМинистерства образования Российской Федерации илипо авторским программам учителя. Факультативные занятия проводятсяв дополнение к школьным предметам и строятся на добровольныхначалах с учетом интересов учащихся.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.