Наука как система знаний. Научное и вненаучное знание. Проблема критериев научности и новизны знания. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наука как система знаний. Научное и вненаучное знание. Проблема критериев научности и новизны знания.

2017-12-21 395
Наука как система знаний. Научное и вненаучное знание. Проблема критериев научности и новизны знания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наука является сложной социальной системой, одной из форм общественного сознания и, вместе с тем, особой формой общественной практики по производству новых знаний, их систематизации и структуризации, их материализации в средствах производства. Наука как особая форма общественного сознания возникла на достаточно высоком уровне развития общества вследствие потребности производства в 18 в., когда бесчисленные хаотические данные познания были упорядочены, выделены и приведены в причинную связь: знание стало наукой, и наука приблизилась к своему завершению.

Наука - система научных знаний. Процесс при обретении таких знаний называется научным познанием.

Поскольку научные знания должны служить теоретической основой для практической деятельности в интересах общества, наука обязана выполнять существенные для жизни людей общественные функции и тем самым становиться одной из форм общественного сознания.

Научные знания - высшая форма цивилизационных знаний.

Таким образом, наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении. В настоящее время развитие науки связано с разделением и кооперацией научного труда. Являясь следствием общественного разделения труда, наука возникает вслед за отделением умственного труда от физического и превращения познавательной деятельности в специфический род занятий особой группы людей – ученых.

Основные особенности научного познания (критерии научности):

1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания –объективность. Однако надо иметь в виду, что активность субъекта – важнейшее условие и предпосылка научного познания.

3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать», и не только в настоящем, но и в будущем.

В современной теоретико-методологической литературе (Т. Г. Лешкевич, Л. А. Мирская и др.) определяют следующие формы вненаучного знания:

1. Ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

2. Донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

3. Паранаучное как не совместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранормального (от греч.пара — около, при) знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями;

4. Лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание;

5. Квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях строго иерархичной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим;

Проблема критериев научности была сформулирована в философии неопозитивизма в 1920-1930-е гг. До этого времени ответ на вопрос о критериях научности ограничивался констатацией того, что научное знание есть знание логически проработанное, ясное, отчетливое и подтверждаемое опытом. Содержательное наполнение этих положений привело к пониманию нетривиальности проблемы и невозможности обнаружить однозначные формально-логические критерии отграничения научного знания от ненаучного. Проблема критериев научности напрямую связана с проблемой рациональности. Поиск критериев научности одновременно означает определение критериев научной рациональности.

 

Хабибуллин Дамир


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.