Тема 1.4. Познавательные процессы: память, внимание, ощущение, восприятие, мышление, воображение — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 1.4. Познавательные процессы: память, внимание, ощущение, восприятие, мышление, воображение

2017-12-21 171
Тема 1.4. Познавательные процессы: память, внимание, ощущение, восприятие, мышление, воображение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Задания для самостоятельной работы

1. Пройдите тестирование с целью определения особенностей собственных познавательных процессов:

· Тест «Индивидуальные стили мышления» А. Алексеева, Л. Громова.

· Тест интеллекта Амтхауэра.

2. Составьте опорную схему «Строение анализатора».

II. План семинарского занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Определение процесса ощущения, его виды и свойства.

2. Общая характеристика процесса восприятия, его отличия от ощущений.

3. Характеристика процесса мышления:

3.1. Операции и формы мышления.

3.2.Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное (словесно-логическое), практическое и теоретическое мышление

4. Характеристика воображения и его механизмы, функции.

5. Характеристика процесса памяти:

5.1. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание.

5.2. Виды памяти и их особенности.

6. Общая характеристика процесса воображения, его виды.

 

 

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

В процессе подготовки данной учебной темы необходимо дать общую характеристику познавательной сферы человека

Определить понятие ощущения, рассмотреть ощущение как рефлекс. Выделить элементы структуры анализатора. Отметить связь и отличие процессов ощущения и восприятия. Дать характеристику основных феноменов и свойств восприятия (предметность, целостность, константность и др.

Дать общую характеристику процесса мышления его видов (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, продуктивное и репродуктивное, логическое и интуитивное, теоретическое и практическое), мыслительных операций

Иметь представление о процессе внимания, его связи с другими познавательными процессами. Необходимо охарактеризовать виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) и провести их сравнительную характеристику.

Определить процесс памяти и ее роль в познании. Охарактеризовать виды памяти, критерии их выделения.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие / А. М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – С. 70–74.

2. Реан, А. Психология и педагогика: учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – СПб.: Питер, 2007. – С. 43–83.

Дополнительная литература

1. Алехин, И. А. Психология и педагогика: учеб. пособие / И. А. Алехин, А. И. Пустозеров. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2008. – 248 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 373 с.

3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие / Д. Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

4. Горянина, В. А. Психология общения: учеб. пособие / В. А. Горянина. – М.: Академия, 2002. – 416 с.

5. Еникеев, М. И. Юридическая психология: учебник / М. И. Еникеев. – М.: НОРМА, 2006. – 512 с.

6. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд. — СПб.: Питер, 2007. – 794 с. Немов, Р. С. Психология: учебник: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

7. Петровский, А. В. Психология: учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 2-е изд. – М.: Академия, 2001. – 512 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какова характеристика видов и свойств внимания?

2. Дайте характеристику видов и процессов памяти.

3. Какие приемы мнемотехники Вам известны?

4. Каковы физиологические механизмы внимания и памяти?

5. Каковы основные феномены и свойства восприятия.

6. Приведите примеры восприятия пространства, времени и движения.

7. Какие виды мышления Вам известны?

8. Как описывается процесс развития мышления (взгляды Ж.Пиаже, Л.С. Выготского, П.Я.Гальперина)?

Тема 1.5. Эмоционально-волевая сфера личности

I. Задания для самостоятельной работы

1. Приведите примеры изучения аффектов в отечественной психологии: аффект неадекватности.

2. Опишите сложную структуру волевого действия.

3. Приведите примеры волевых состояний.

4. Исследуйте особенности своей эмоционально-волевой сферы с помощью методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда.

5. Подготовьте доклады на темы:

· Современные теории эмоций.

· Способы преодоления отрицательных эмоциональных состояний в профессиональной деятельности специалиста.

· Проблема выбора и принятия решений.

II. План семинарского занятия

(Форма обучения очная)

1. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.

2. Классификация эмоциональных состояний.

3. Понятие фрустрации и аффекта.

4. Определение воли, структура волевого действия.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

Необходимо иметь представление об общей характеристике эмоций, основных функциях эмоций: коммуникативная, сигнальная, оценочная, стимулирующая, регулятивная, защитная. Важно выделить виды эмоциональных явлений; определить соотношение эмоций и чувств. Определить понятия: тревожность, аффект, фрустрация, способы их исследования в психологии. Стресс, его виды. Посттравматические стрессовые расстройства. Психотерапевтические методы управления стрессовыми реакциями (рациональная и суггестивная психотерапия). Психологические теории эмоций (Джемса-Ланге, Линдслея-Хебба, П.В.Симонова и др.).

Знать основные признаки воли как психологического явления. Выделить волевые качества; этапы волевого действия. Раскрыть проблему выбора и принятия решения, свободы и ответственности.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие / А. М. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – С. 73–80.

2. Реан, А. Психология и педагогика: учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – СПб.: Питер, 2007. – С. 108–119.

Дополнительная литература

1. Еникеев, М. И. Юридическая психология: учебник / М. И. Еникеев. – М.: НОРМА, 2006. – 512 с.

2. Изард, К. Э. Психология эмоций / Э. К. Изард. - СПб.: Питер, 2000.- 512 с.- (Мастера психологии).

3. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 794 с. Немов, Р. С. Психология: учебник: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

4. Ньюстром, Джон В. Организационное поведение / Д. В. Нъюстром / - пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. –Спб.: Питер, 2000. – 448 с.

5. Петровский, А. В. Психология: учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 2-е изд. – М.: Академия, 2001. – 512 с.

6. Пиз, А. Язык разговора / А. Пиз, А. Гарнер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224 с.

7. Радугин, А. А. Психология: учеб. пособие / А. А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 400 с.

8. Райгородский, Д. Я. Психология руководства: учеб. пособие / Д. Я. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2005. – 768 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каково отличие эмоций от чувств?

2. Какова связь эмоций с познавательными процессами и относительная самостоятельность их функционирования?

3. Каковы условия возникновения и особенности протекания эмоциональных процессов (Вилюнас В.К., Рейковский Я)?

4. Что понимают под волевой регуляцией?

5. Чем отличается волевое действие от импульсивного и привычного.?


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.