Модуль 1. Наука, естествознание, картина мира — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Модуль 1. Наука, естествознание, картина мира

2017-12-21 313
Модуль 1. Наука, естествознание, картина мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль 1. НАУКА, ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, КАРТИНА МИРА

Тема 1.1 Естественнонаучная и гуманитарная культуры

I. Задания для самостоятельной работы

1. Рассмотрите суть подхода М.М.Бахтина к пониманию взаимосвязи естественнонаучного и гуманитарного познания

2. Проанализируйте взаимосвязь, взаимодействие и взаимопроникновение естественных и гуманитарных наук в процессе создания научной картины мира.

3*. Раскройте концепцию «двух культур» Ч. Сноу и ее особенности.

4. Каковы основные ценности и идеалы естественнонаучного и гуманитарного познания.

II. План практического занятия

1. Специфика естественнонаучного и гуманитарного познания.

2. Роль естественных и гуманитарных наук в создании общей картины мира.

3. Предмет, структура и задачи учебного курса «Концепции современного естествознания».

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к

практическому занятию

Рассматривая первый вопрос, обратите внимание на науки естественные («науки о природе») и гуманитарные («науки о духе»), их различия и сходство, методологические установки и стиль мышления.

 

*длястудентовзаочнойформыобучения,не обозначенные звездочкой для студентов очной и заочной форм обучения

 

При раскрытии второго вопроса проанализируйте, как взаимодейст-

вие естественных и гуманитарных наук влияет на формирование единой

техногенной культуры, создание научной картины мира. Важно также обратить внимание на проблему понимания и описания, понимания и оценки в естественнонаучном и гуманитарном познании.

При обсуждении третьего задания необходимо раскрыть объект и субъект, методы и средства, ценности и идеалы современного естествознания, а также структуру, задачи и логику построения учебной дисциплины «Концепции современного естествознания».

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Горелов А.А. Концепция современного естествознания. - М., 2009.

2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 2008.

3. Рузавин Г.И. Концепция современного естествознания. - М., 2009.

Дополнительная литература

1. Возможности и границы познания. – М., 2000.

2. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

3. Философия и методология науки. – М., 1996.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключается специфика естественнонаучного и гуманитарного познания.

2. Каковы основные цели естественнонаучного и гуманитарного познания.

3. В чем суть подхода М.М.Бахтина к пониманию взаимосвязи естественнонаучного и гуманитарного познания.

4. В чем проявляется социокультурный смысл современного естествознания.

5. Какова роль естественных и гуманитарных наук в формировании общей картины мира.

6. В чем проявляются особенности предмета и структуры учебной дисциплины.

Модуль 2. ПРИРОДА В СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

КАРТИНЕ МИРА.

Тема 2.2. Корпускулярно-континуальная концепция описания

Материи

I. Задания для самостоятельной работы

1. Рассмотрите основные этапы развития квантовой механики.

2. Проанализируйте основные направления научных исследований в изучении микромира на современном третьем этапе развития квантовой механики.

3. Изучите особенности, последствия и перспективы развития ядерной и термоядерной энергии.

4*. Раскройте содержание понятия «дефект массы вещества» и особенности ядерного (сильного) взаимодействия.

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Возникновение квантовой механики как науки и основные этапы ее раз­вития.

2. Принципы дополнительности Н. Бора, соотношения неопреде­ленностей В. Гейзенберга, единства прерывности и непрерыв­ности в микромире и их мировоззренческий смысл.

3. Современные представления о структуре и свойствах элемен­тарных частиц. Значение квантовой механики и ядерной физики для развития материальной и духовной культуры общества.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к практическому занятию

Рассмотрение вопросов занятия необходимо начать с уясне­ния сущности революции в физике в конце XIX - начале XX века. Открытия в науке, в частности: квантовость процессов излучения (М. Планк, 1900 г.), явление фотоэффекта (А. Эйнштейн, 1905 г.), со­здание планетарной модели атома (Э. Резерфорд, 1911 г.), гипотеза о двойственной природе материальных частиц - непрерывности и дискретности (Н. Бор, 1913 г., Л. де Бройль, 1924 г.), доказатель­ство корпускулярно-волновой природы света (А. Комптон, 1922 г.), вывод Н. Бора о тождественности волновой механики Э. Шредингера и квантовой механики В. Гейзенберга (1928 г.) и других привели первоначально, по выражению крупного физика П. Иордана, "к беспокойству и смятению в науке", а в дальнейшем - к созданию квантовой теории.

При рассмотрении сущности корпускулярно-волнового дуализма в представлениях на материю и движение важно раскрыть со­держание ряда принципов физики, таких, например, как принцип единства прерывности и непрерывности, принципы дополнитель­ности и соотношения неопределенностей, и показать их мировоззренческое значение для формирования квантово-релятивистской картины мира.

Анализ третьего вопроса позволит конкретно охарак­теризовать основные свойства и параметры элементарных частиц. Во-первых, раскрыть современные представления о структуре эле­ментарных частиц, некоторые подходы к их систематизации на основе выделения лептонов (легких частиц), адронов (тяжелых частиц, состоящих из мезонов, нуклонов и гиперонов) и фундаментальных частиц – кварков; во-вторых, рассмотреть некоторые свойства элементарных частиц - их универсальную вза­имозависимость и взаимопревращаемость, участие в различ­ных взаимодействиях - гравитационном, электромагнитном, сла­бом и сильном; в-третьих, показать, как на осно­ве квантово-полевой теории решается задача "великого объедине­ния" - построения единой теории, охватывающей все виды взаи­модействий элементарных частиц; в-четвертых, определить зна­чение квантовой механики, ядерной физики для развития матери­ального и духовного производства, получения новых видов энер­гии и социальные последствия применения ядерной энергии для общества.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 2009.

2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 2008.

3. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М., 2009.

Дополнительная литература

1. Болл Ф.Введение в физику ядра, адронов и элементарных частиц. – М., 2003.

2. Тарасов В. Е. Квантовая механика. – М., 2005.

3. Фейнман Р., Вайнберг С. Элементарные частицы и законы физики. – М., 2004.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1.Выделите основные этапы развития квантовой механики.

2.В чем сущность корпускулярно-волнового дуализма.

3.Определите методологическое значение основных принципов

квантовой механики для развития современной физики.

4. Раскройте содержание понятия «дефект массы вещества».

5. Что такое ядерная реакция расщепления и термоядерный синтез.

6. В чем особенность перспектив и социальных последствий раз­вития

ядерной физики и использования ядерной энергии.

Тестовые задания к темам 2.1.-2.2.

1. Квантовая механика как наука сформировалась:

1. 20 гг. XX в. 2. Начало XX в. 3. 30 гг. XX в.

 

2. К легким частицам (лептонам) относятся:

1. Пион 4. Электрон

2. Нейтрино 5. Каон

3. Протон

 

3. К фермионам относятся частицы:

1. Кварк верхний 4. Кварк независимый

2. Электрон 5. Мюон

3. Пион 6. Кварк истинный

 

4. Установите соответствие – данные принципы квантовой механики разработали:

1. Корпускулярно- А) В.Гейзенберг 1. 1923 г.

волнового дуализма

2. Соотношения Б) Н.Бор 2. 1927 г.

неопределенностей

3. Принцип соот- В) М.Борн 3. 1929 г.

ветствия

 

 

5. Установите соответствие – носителями данных типов взаимодействий являются частицы:

1. Гравитационное А) глюон

2. Сильное Б) фотон

3. Электромагнитное В) гравитон

 

6. Планетарную модель атома разработал:

1. Дж.Томсон 3. Э.Резерфорд

2. Н.Бор 4. М.Борн

 

7. Нейтрон открыл физик:

1. Э.Резерфорд 2. Дж.Чедвик

3. К.Андерсон 4. Н.Бор

 

8. Квантовую модель атома разработал:

1. Э.Резерфорд 3. М.Планк

2. Дж.Томсон 4. Н.Бор

 

9. Установите соответствие – данные явления в квантовой механике открыли:

1. Квантовую природу света А) Луи де Бройль 1. 1924 г.

2. Фотоэффект Б) М.Планк 2. 1900 г.

3. Двойственную природу В) А.Эйнштейн 3. 1905 г.

микрочастиц

 

10. Установите соответствие – модели атома разработали:

1. Планетарная А) Э.Резерфорд 1. 1904 г.

модель атома

2. Квантовая Б) Дж.Томсон 2. 1913 г.

модель атома

3. Нейтральная В) Н.Бор 3. 1911 г.

модель ато

И закономерности в природе

I. Задания для самостоятельной работы

1. Рассмотрите основные типы фундаментальных взаимодействий и законы взаимодействий в природе.

2. Изучите законы термодинамики и их значение для анализа процессов в материальном мире.

3*. Раскройте основные постулаты специальной и общей теории относительности.

4. Проанализируйте сущность, основные постулаты и мировоззренческое значение теории относительности.

II. План практического занятия

1. Законы взаимодействий, их качественная определенность и зна­чение для описания физических процессов.

2. Законы термодинамики. Принцип возрастания энтропии и проблема “тепловой смерти“ Вселенной.

3. Теория относительности А. Эйнштейна: сущность,основныепостулаты и мировоззренческое значение.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к практическому занятию

Раскрытие вопросов занятия необходимо начать с выяснения содержания понятия “физическая система”, ее состояния и эволюции, а также рассмотрения основных законов и форм взаимо­действий объективного мира, их качественной определенности и многообразия.

Рассматривая второй вопрос, необходимо раскрыть содержа­ние ряда законов, действующих в природе, в частности, закона сохранения энергии (первое начало термодинамики); закона энт­ропии (второе начало термодинамики) и другие. Анализ принципа возрастания энтропии важно провести в границах его применения, обращая внимание на проблему "тепловой смерти" Вселенной, взаимосвязь энтропии и информации и др.

При изучениитретьего вопроса необходимо обратить внимание на основные естественнонаучные предпосылки возникнове­ния теории относительности: появление неевклидовой геометрии (Н.И. Лобачевский, Б. Риман, Г. Минковский); разработка теории поля (М. Фарадей, Д. Максвелл); математическое обоснование прин­ципа относительности, отражающего общие свойства простран­ства и времени (Х. Лоренц, А. Пуанкаре), и др. Основные по­ложения теории относительности А. Эйнштейна можно предста­вить как выражение эффектов релятивистского сокращения дли­ны и релятивистского замедления времени в специальной теории относительности и зависимость пространства и времени от поля тяготения, создаваемого инертной и тяжелой массой, в общей тео­рии относительности. В качестве мировоззренческого вывода сле­дует показать диалектическую взаимосвязь материи с движением, пространством и временем и глубокую зависимость пространствен­но-временного континиума от внутренних связей и распределения материи во Вселенной.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – М., 2008.

2. Концепции современного естествознания. – М., 2009.

3. Карпенков С.Х.Концепции современного естествознания. – М., 2008.

Дополнительная литература

1. Аксенов Г.П. Причина времени. – М., 2005.

2. Гончаров С. А. Термодинамика. – М., 2004.

3. Савчук В. Д. От теории относительности до классической механики.

М., 2004.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем суть принципа суперпозиции взаимодействий.

2. Назовите основные типы фундаментальных взаимодействий

3.Определите основные постулаты специальной теории относительности.

4. Назовите основные постулаты общей теории относительности.

5.В чем суть принципа возрастания энтропии и каков его миро­воззренческий смысл.

6.Каково мировоззренческое значение релятивистской теории тяготения.

 

Эволюции звездных систем.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Рассмотрите подход Э.Хаббла к классификации галактик.

2. Проанализируйте космогоническую гипотезу О.Ю.Шмидта.

3*.Раскройте содержание концепций дрейфа материков А.Вегенера.

4. Каковы основные этапы эволюции различных типов звезд.

II. План практического занятия

1. Происхождение, эволюция и классификация галактик и звезд.

2. Космогонические гипотезы происхождения Солнечной системы.

3. Образование и структура Земли. Современные концепции развития геосферных оболочек.

III. Рекомендации для выполнения заданий

и подготовки к практическому занятию

При рассмотрении первого вопроса обратите внимание на образование и классификацию галактик, строение и характеристики Млечного пути, а также на особенности обычных, нейтронных звезд, красных гигантов и их эволюцию: белые карлики, пульсары, черные дыры.

Выяснение содержания основных космогонических гипотез происхождения Солнечной системы предполагает анализ концепций электромагнитного происхождения, «холодного» происхождения О.Ю.Шмидта и гипотезы катастрофизма Дж. Джинса.

Анализ третьего вопроса предполагает рассмотрение строения Солнца и Земли, а также концепцию дрейфа материков, концепций развития геосферных и географических оболочек планет.

 

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 2008.

2. Концепции современного естествознания. – Ростов н/Д., 2009.

3. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М., 2009.

Дополнительная литература

1. Астрономия и современная картина мира. – М., 2002.

2. Ровинский Р. Е.Развивающаяся Вселенная. – М., 2003.

3. Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной.

- М., 2001.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какова классификация галактик по Э.Хабблу.

2. Раскройте основные типы звезд в галактике.

3. Проанализируйте этапы эволюции различных типов звезд.

4. Что такое черные дыры.

5. Назовите основные космогонические гипотезы происхождения солнечной системы.

6. Раскройте структурное строение Земли.

Тестовые задания к темам 2.3.-2.6.

1. Гелиоцентрическую систему мира впервые разработал:

1. Дж. Бруно 2. Н. Коперник

3. А. Эйнштейн 4. К. Птолемей

 

2. Работу «Об обращении небесных сфер» написал:

1. Дж. Бруно 2. Г. Галилей

3. К. Птолемей 4.Н. Коперник

 

 

3. Нестационарную модель Вселенной разработал:

1.А. Эйнштейн 3. Г. Гамов

2.Э. Хаббл 4. А. Фридман

 

4. Галактики во Вселенной разделяются на следующие основные типы:

1.Эллиптические 2. Симметричные

3.Сферические 4. Газопылевые

5.Неправильные 6. Спиральные

 

5. Установите соответствие – данный тип звезд, имеющий соответствующую массу коллапсирует:

1. Обычные звезды А) Черную дыру 1. m > 2mc

2. Нейтронные звезды Б) Пульсар 2. m < 1,2mc

3. Красные гиганты В) Белый карлик 3. m – 1,2 - 2mc

 

6. Создателем релятивистской теории тяготения является:

1. И. Ньютон

2.А. Эйнштейн

3.Н. Бор

4.Дж. Максвелл

 

7. Установите соответствие – Солнце, вращаясь с определенной скоростью вокруг ядра галактики совершает полный оборот за:

1. 220 млн. лет А. 320 км/сек

2. 300 млн. лет Б. 140 км/сек

3. 150 млн. лет В. 250 км/сек

 

8. Установите соответствие – данные модели и гипотезы Вселенной разработали:

1. Стационарной Вселенной А) Г. Гамов 1. 1922 г.

2. Нестационарной Вселенной Б) А. Эйнштейн 2. 1946 г.

3. «Горячей Вселенной» В) А. Фридман 3. 1917 г.

 

9. Определите, в какую постзвезду коллапсируют нестационарные звезды:

1. Нейтронная звезда А) Белый карлик

2. Красный гигант Б) Черную дыру

3. Обычная звезда В) Радиопульсар

 

10. Закон зависимости энергии от массы материальных тел и скорости их движения открыл:

1.И. Ньютон 2. А. Эйнштейн

3.Р. Клаузиус 4. Э. Хаббл

Организации живой материи

I. Задание для самостоятельной работы

1. Рассмотрите основные этапы развития биологической картины мира.

2. Изучите положение эволюционной теории Ч.Дарвина и сущность закона естественного отбора.

3*. Проанализируйте закономерности современной синтетической теории эволюции.

4. Рассмотрите содержание основных концепций происхождения и сущности жизни.

II. План практического занятия

1. Основные этапы развития биологической картины мира и их характеристика.

2. Эволюционная теория Ч. Дарвина и синтетическая теория эволюции: их основныеположения изначение.

3. Концепции происхож­дения и сущности жизни в биологии.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовки к практическому занятию

 

В процессе подготовки к практическому занятию необходимо обратить внимание на место биологии в системе дру­гих наук и специфику жизни как особого уровня организации ма­терии и предмета биологического познания. Первый этап истори­ческого развития биологии можно выделить как представления о живом в эпоху античности (Анаксагор, Демокрит, Аристотель, Теофраст, Лукреций Кар и др.); биологические знания средневе­ковья (Альберт Великий, Авиценна), эпохи Возрождения и ново­го времени (У. Гарвей, А. Галлер, К. Вольф, В. Гофмейстер и др.).

Становление биологии как науки, связанное с систематикой ра­стений и животных (К. Линней, Ж. Бюффон), с зарождением эво­люционного учения (Ж. Ламарк, Ч. Лайель, Р. Чемберс и др.), с по­явлением клеточной теории (Т. Шванн, М. Шлейден), с формиро­ванием теории эволюции и ее фундаментальных принципов - от­бора, изменчивости и наследственности (Ч. Дарвин), относится ко второму этапу ее развития.

Третий этап изменения взглядов на живую природу связан со становлением синтетической теории эволюции на основе дальней­шего развития биологии и формирования генетики как науки.

Рассматривая проблемы происхождения и сущности жизни, следует обратить внимание на различные подходы к ее зарожде­нию на Земле: материалистический - концепции панспермии, самопроизвольного зарождения и др., и идеалистический - креационизм, витализм, холизм и др. В рамках концепций естественного происхождения жизни необходимо уяснить основные идеи коацерватной теории А.И. Опарина, теории каталитических систем А.П. Руденко, естественнонаучные подходы Д. Холдейна, С. Мил­лера и др. Логическим завершением анализа проблемы является выделение подходов к определению сущности жизни, с одной сто­роны, как способа существования белковых тел и, с другой - как возможности ее существования на небелковой основе.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 2009.

2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – М., 2008.

3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 2008.

 

 

Дополнительная литература

1. Галимов Э.М. Феномен жизни. Происхождение и принципы эволюции. – М., 2001.

2. Дубинин Н.П. Вечное движение. - М., 2004.

3. Теория эволюции: наука или идеология. – М., 2002.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Раскройте основные этапы развития биологии.

2. Назовите основные материалистические концепции происхождения жизни.

3. В чем состоит сущность и основные признаки жизни.

4. Каковы современные оценки эволюционной теории.

5. В чем особенности синтетической теории эволюции.

6. Назовите основные принципы современной биологии.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Предпосылки и этапы развития науки.

2. Закономерности и тенденции развития науки.

3. Современные модели развития науки.

4. Основные черты современной науки.

5. Научная рациональность и современный этап развития науки.

6. Наука как социальный институт

7. Возникновение и этапы развития научной картины мира.

8. Эволюция физической картины мира.

9. Особенности научной революции в естествознании в началеXX века.

10. Механистическая картина мира: ее преимущества и недостатки.

11. Становление современной естественнонаучной картины мира.

12. Роль методологии в развитии науки.

13. Проблемы научного метода в естествознании.

14. Общенаучные методы современного естествознания и их ха­рактеристика.

15. Особенности использования системного метода в естественных науках.

16. Противоречия системного мышления и пути их разрешения.

17. Роль методов теоретического этапа познания в создании научных теорий.

18. Квантовая механика: предпосылки и основные этапы развития.

19. Принципы соответствия и дополнительности и их методологи­ческое значение для естественных наук.

20. Современные научные представления о структуре и свойствах элементарных частиц.

21. Квантовая механика и изменение формы детерминизма.

22. Современные представления о взаимосвязи пространства и вре­мени в микромире.

23. Значение квантовой механики и ядерной физики для развития цивилизации.

24. Основные формы взаимодействий явлений объективного мира.

25. Единство хаоса и самоорганизации в явлениях природы.

26. Основные положения специальной теории относительности и их мировоззренческий смысл.

27. Общая теория относительности как релятивистская теория тя­готения.

28. Проблема взаимосвязи материи, пространства и времени в кван­тово-релятивистской картине мира.

29. Значение законов термодинамики для описания физических процессов в материальном мире.

30. Гипотезы происхождения Вселенной.

31. Современные модели Вселенной иих мировоззренческий смысл.

32. Космогонические концепции происхождения звезд и планет.

33. Развитие релятивистской космологии (А. Эйнштейн, А.А. Фрид­ман и др.).

34. Парадоксы и затруднения современной картины Вселенной.

35. Проблема существования и поиска внеземных цивилизаций.

36. Этапы становления и развития биологии как науки.

37. Проблема происхождения и сущности жизни в биологии.

38. Мировоззренческое значение эволюционной теории Ч. Дарви­на.

39. Генетика как наука: основные понятия и законы.

40. Концепции происхождения жизни (А.И. Опарин и А.П. Руденко), основные идеи и их значение.

41. Синтетическая теория эволюции и ее значение для современ­ной науки.

42. Проблема мутаций в современной генетике.

43. Проблема соотношения биологического и социального в чело­веке.

44. Самоорганизация и управление в социокультурных системах.

45. Основные понятия и принципы синергетики и их мировоззренческий смысл.

46. Кибернетика как наука: основные положения и принципы.

47. Методы кибернетики.

48. Понятие информации и ее виды.

49. Принципиальные возможности создания искусственного интеллекта.

50. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

51. Закономерности эволюции биосферы и ноосферы.

52. Понятие "экосистема" и принципы ее развития.

53. Глобальные экологические проблемы и путиих разрешения.

54. Экология и здоровье человека.

55. Биоэтика и формирование мировоззрения личности.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Естествознание в структуре современной науки.

2. Предпосылки и основные этапы развития науки.

3. Понятие науки и основные закономерности ее развития.

4. Структура науки и ее классификация.

5. Современные концепции развития науки.

6. Понятие и содержание современной научной картины мира.

7. Эволюция естественнонаучной картины мира.

8. Методология современного естествознания.

9. Методы современного естествознания и их характеристика.

10. Системный подход: основные понятия и методологические возможности.

11. Синергетический подход и его значение в современном науч­ном познании.

12. Глобальный эволюционизм и самоорганизация материи.

13. Возникновение и основные этапы развития квантовой механи­ки.

14. Современные научные представления о систематике и свойствах микрочастиц.

15. Основные формы фундаментальных взаимодействий явлений объективного мира и их характеристика.

16. Предпосылки возникновения и основные положения специаль­ной теории относительности А. Эйнштейна.

17. Основные положения общей теории относительности А. Эйн­штейна и ее мировоззренческий смысл.

18. Принципы соответствия, дополнительности, соотношения неопределенностей и их методологическое значение.

19. Принципы симметрии и законы сохранения.

20. Современные представления о законах взаимодействий, их качественной определенности и многообразии.

21. Основные концепции эволюционной химии.

22. Развитие представлений о строении и свойствах Вселенной в истории науки.

23. Современная космология о строении и свойствах Вселенной.

24. Основные гипотезы возникновения Вселенной и их основания.

25. Космологические модели Вселенной.

26. Космогонические гипотезы происхождения Солнечной систе­мы.

27. Основные этапы развития биологической картины мира.

28. Эволюционная теория Ч. Дарвина: основные положения и ми­ровоззренческое значение.

29. Основные положения синтетической теории эволюции.

30. Проблема происхождения и сущности жизни в биологиии еесовременное решение.

31. Концепции происхождения жизни в биологии, их характерис­тика и мировоззренческое значение.

32. Генетика как наука и основные этапы ее развития.

33. Основные понятия и законы современной генетики.

34. Природа мутаций и ее решение в современной генетике.

35. Генетика о соотношении биологического и социального в че­ловеке.

36. Мировоззренческий смысл генной инженерии.

37. Основные понятия и принципы кибернетики.

38. Понятия "биосфера" и "ноосфера" в современной науке иих мировоззренческое значение.

39. Экологические проблемы иих влияние на биологические ос­новы развития человека.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль 1. НАУКА, ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, КАРТИНА МИРА


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.194 с.