Тема 1.4. Экономическое развитие России до Петра I (IX – XVII вв.) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 1.4. Экономическое развитие России до Петра I (IX – XVII вв.)

2017-12-21 349
Тема 1.4. Экономическое развитие России до Петра I (IX – XVII вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Задания для самостоятельной работы

1*. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.

2*. Дать определение следующим терминам (понятиям): вервь, вотчина, обояривание, полюдье, «уроки», «Русская Правда», гости, погосты, денга, гривна, куна, рубль, ясак, баскаки, ярлык, поместье, кормление, тамга (мыт), бель, «Устав о резах», Боярская дума, приказы, Земский собор, нестяжатели, иосифляне, Стоглавый церковный собор, Судебник 1497 года, Судебник 1550 года, опричнина, «смута», Юрьев день, «заповедные лета», урочные лета, Соборное уложение, мечевые деньги, ефимок, Медный бунт, подворное обложение, секуляризация.

3*. Известный русский и американский историк Г.В. Вернадский в своей работе «История России: Древняя Русь» отмечал: после захвата князем Олегом Киева в 882 г. именно «Великий путь из варяг в греки» стал «главной географической осью государства». Приведите аргументы в защиту данного тезиса или опровергните его.

4. Прочесть и сделать краткий конспект текстов из хрестоматии по экономической истории (см. список литературы): Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества (С. 218-228); Костомаров Н.И. Царь Алексей Михайлович (С.262-274).

 

II. План семинарского занятия

Занятия по данной теме проводятся на базе Государственного исторического музея.

Студенты предварительно разбиваются на малые группы. Каждая группа получает тематическое задание.

Список тематических заданий:

1. Хозяйство и промыслы Киевской Руси (зал 8).

2. Экономическая и неэкономическая зависимость крестьян - по «Русской правде» (зал 8, витрина 12).

3. Городская культура Киевской Руси. «Господин Великий Новгород» (зал 9).

4. Внешнеэкономические связи Киевской Руси (зал 9).

5. Монеты и денежное обращение на Руси (зал 8, витрина 12; зал 9).

6. Денежная реформа Елены Глинской 1533 – 1538 (зал 15, витрина 7).

7. Денежная реформа Алексея Михайловича (1649 – 1663) (зал 15, витрина 10).

8. Служилые и тяглые сословия Российского государства. Этапы закрепощения крестьянства и городского посада (зал 15).

9. Развитие ремесленного производства и промышленности в XVI - XVII вв. Первые мануфактуры (зал 16).

10. Развитие внешней торговли в XVI - XVII вв. (зал 16).

11. Развитее внутренней торговли в XVII в. - становление региональных рынков, крупнейшие ярмарки (зал 16).

12. Военно-промысловая колонизация Сибири. Строгановы (зал 17).

На первом этапе студенты получают тематическое задание, изучают литературу по данной тематике, знакомятся с материалом по экспозициям музея. Далее студенты составляют предварительный вариант отчета по следующей схеме (пункт 3 заполняется по итогам занятия):

1. Источник информации (учебники, монографии, научные статьи, специализированные сайты, материалы ГИМ).

2. Краткое содержание информации по предложенной проблематике (не более 5 страниц).

3. Итоговое резюме об итогах посещения ГИМ (какие экспонаты представлены в экспозиции музея поданной теме; какие экспонаты, витрины, залы запомнились более всего и почему).

Следующий этап – проведение занятия на базе ГИМ, осмотр экспозиций, заслушивание отчетов, сбор информации для 3 пункта отчета.

Заключительный этап – доработка и сдача отчета.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий), научных статей.

Тема «Экономическое развитие Росси до Петра I (IX – XVII вв.) достаточно емкая и включает в себя следующую проблематику: 1) социально-экономическое развитие Киевской Руси, развитие ремесла, образование городов, торговля и денежное обращение; 2) хозяйство Руси в период феодальной раздробленности; 3) экономическая политика России во второй половине XV – XVII вв., процесс закрепощения крестьян, развитие ремесленного производства, промышленности, образование всероссийского рынка.

При изучении обозначенной проблематике изучите главу 1-3 главы книги А.А. Бессолицына, А.Д, Кузьмичева, особое внимание уделите зарождению и развитию торговли и предпринимательства.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 2009. Главы 1-3.

2. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.

3. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С. 218 - 274.

Дополнительная литература

1. Бессолицын А.А., Кузьмичев А.Д. Экономическая история России. Очерки развития предпринимательства. М., 2005. Главы 1-3.

2. Кулишер И.М. История русого народного хозяйства. Челябинск, 2002.

3. Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности. Челябинск, 2002.

4. Толмачева Р.П. Практикум по экономической истории. М., 2010. С.59-95.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Почему исландские саги называли Русь «Гардарика»?

2. Почему в X в. французский поэт, воспевая красавицу, говорил, что она одета в одежды из «русского шелка»?

3. Как развивалась внутренняя и внешняя торговля на Руси? Назовите различные виды денег.

4. Что такое «отхожие промыслы», каковы причины их появления?

5. Как происходило становление всероссийского рынка?

6. Как формировалась российская единая денежная система?

7. Представители какой династии олицетворяли собой образ типичного промышленника-купца эпохи Ивана Грозного?

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.