Тема 13. Рынок денег, капитала и финансовых активов — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 13. Рынок денег, капитала и финансовых активов

2017-12-21 157
Тема 13. Рынок денег, капитала и финансовых активов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. Задания для самостоятельной работы

 

1. Определить следующие понятия: денежное обращение, денежная система, спрос на деньги, предложение денег, равновесие денежного рынка, денежные агрегаты М 1, М 2, М 3, М 4, инфляция, кембриджское уравнение, кредит, банковский мультипликатор, инвестиции, дисконтированная стоимость, вексель, акция, облигация, курс ценной бумаги, фондовая биржа.

2. Раскрыть основные закономерности развития денежного обращения и денежной системы страны, содержание проблемы равновесия денежного рынка. Построить соответствующие графические модели.

3. Изучить самостоятельно и объяснить причины, виды, методы измерения и социально-экономические последствия инфляции. Внести в словари-справочники краткие характеристики измерения инфляции: индексов цен на основе индекса Ласпейреса, индекса Пааше, индекса Фишера, темп инфляции.

4. Охарактеризовать истоки возникновения и сущность денежно-кредитных отношений. Проанализировать особенности построения банковской системы.

5. Дать обоснование необходимости применения политики «дорогих» или «дешевых» денег. Раскрыть инструменты денежно-кредитной политики государства.

6. Раскрыть основные закономерности функционирования финансового рынка, механизм формирования и перераспределения инвестиционных ресурсов на первичном, вторичном рынках ценных бумаг и во внебиржевом обороте. Внести в словарь-справочник определения видов ценных бумаг.

7. Подготовить доклады на тему:

1) Особенности инфляции в экономике современной России

2) Организация деятельности фондовой биржи

 

II. План семинарского занятия

1. Денежное обращение и денежный рынок страны. Проблемы равновесия спроса и предложения на денежном рынке

2. Инфляция и ее социально-экономические последствия

3. Возникновение, сущность и формы кредита в рыночной экономике

4. Банковская система рыночного хозяйства. Функции банков

5. Основные инструменты денежно-кредитной политики государства

6. Инвестиции и эффективность их использования. Рынок ценных бумаг

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

К семинарскому занятию

При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;

- при подготовке и изложении первого вопроса семинарского занятия в ответе необходимо отразить: основные этапы развития денежных систем; основные элементы денежной системы страны; теоретические подходы к проблеме равновесия денежного рынка - количественную теорию денег, марксистскую теорию количества денег в обращении, уравнение обмена И.Фишера, кембриджское уравнение, кейнсианскую теорию спроса на деньги, монетаристскую теорию денежного обращения; методику определения денежной массы, на основе денежных агрегатов М1, М2, М3, М4. Постройте графические модели количественной теории денег, неоклассическую модель равновесия денежного рынка, кейнсианскую модель спроса на деньги, запишите формулы количества денег в обращении, уравнение обмена, кембриджское уравнение, составные элементы денежных агрегатов. Объясните их значение;

- второй вопрос семинарского занятия обстоятельно изложен в учебной литературе. Подготовьте конспект ответа, используя следующие источники основной литературы: 2, 3, 4, 5. Методы измерения подробно изложены в учебнике «Курс экономической теории» /Под общ. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., гл. 16, 20;

- изучая учебную литературу и материал лекции к третьему и четвертому вопросам семинарского занятия обратите внимание на особенности построения банковской системы и специфику взаимодействия центрального банка и коммерческих банков. Важно также различать функции и операции центрального банка и коммерческих банков, уясните механизм образования банковской прибыли;

- анализируя условия формирования денежно-кредитной политики, попытайтесь учесть фактор динамики общего уровня цен, условий активности, наличие экономического роста, уровень сбережений и др. Важно показать, как применяются инструменты денежно-кредитной политики: операции на открытом рынке, определение норм резервирования, межбанковской ставки ссудного процента при проведении политики «дорогих» или «дешевых» денег. Попытайтесь объяснить возможные последствия принятых решений. Важно также учесть при подготовке вопроса проблему увеличения денежной массы или «как банки создают деньги». Запишите формулу для расчета банковского мультипликатора;

- при подготовке конспекта ответа на шестой вопрос семинарского занятия воспользуйтесь источниками 1, 2, 3, 5 списка основной литературы. Охарактеризовав источники и виды инвестиций, обратите внимание на вопрос о необходимости и методике расчета дисконтированной стоимости. Для лучшего уяснения данного вопроса решите следующую задачу: ставка процента равна 10% в год. Доходы в конце каждого из трех последовательных лет равны соответственно 22, 28, и 60 тыс. руб. Найдите дисконтированный доход;

- при подготовке доклада по организации и деятельности фондовой биржи воспользуйтесь основной литературой, особенно источниками 4, 5, а также источниками 2, 4, 5 дополнительной литературы. Акцентируйте внимание на особенностях проведения торгов, динамике сводных коэффициентов, экономических формах участников (брокеры, дилеры, трейдеры, маклеры, «быки», «медведи» и др.).

 

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Курс экономики. Учебник. 3-е изд. доп./ Под ред. Б.А. Райзберга.- М.: Инфра-М,2001. - Гл. 12,13,15,16.

2. Курс экономической теории: Учебник 4-е изд. перераб. и доп. /Под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.Л. Киселевой. – Киров: АСА, 2002. – Гл. 12,20,21,22.

3. Сажина М.И., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: Норма-Инфа-М., 2001. - Гл. 8. Гл. 9 §5,6.

4. Экономика: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова.- М.: Юристъ, 2002. - Гл. 17, 18, 23, 24.

5. Экономическая теория. Учебник для вузов. 7-е изд. перераб. и доп. / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - Гл. 14,15.

 

Дополнительная литература:

1. Курс экономической теории: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2001.

2. Мэнкью Н. Грегори. Принципы экономикс. Учебник. 2-е изд. сокращ. - СПб.: Питер, 2000.

3. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 1999.

4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. - М.: Дело, 2001.

5. Экономика. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. /Под ред. А.И. Архипова, А.Н, Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: Проспект, 2001.

 

ТЕМА 14. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

I. Задания для самостоятельной работы

 

1. Определить следующие понятия: макроэкономика, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый личный доход, номинальный ВНП, реальный ВНП, дефлятор, макроэкономическое равновесие, экономический цикл, экономический кризис, фазы кризиса, экономический рост, модели экономического роста.

2. Раскрыть содержание методов расчета ВНП, отличие номинального ВНП от реального, значение дефлятора ВНП.

3. Построить графическую модель «AD-AS». Охарактеризовать динамику совокупного спроса и совокупного предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов.

4. Построить графические модели классической, кейнсианской и монетаристской моделей макроэкономического равновесия, раскрыть их содержание.

5. Построить графическую модель«IS-LM», объяснить ее значение.

6. Охарактеризовать связь инфляции и безработицы на основе графической модели кривой Филлипса. Проанализировать эффективность применения инструментов стабилизационной политики государства.

7. Изучить самостоятельно вопрос об экономических циклах и кризисах. Дать объяснение причин циклического развития и экономических кризисов. Внести в словарь-справочник краткие характеристики фаз делового цикла и фаз экономического кризиса.

8. Подготовить доклад на тему:

«Устойчивое развитие экономики: сущность и факторы»

 

II. План семинарского занятия

 

1. Понятие «общественное воспроизводство». Макроэкономические показатели. Система национальных счетов

2. Особенности макроэкономического анализа. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS). Классическая, кейнсианская, монетаристская модели макроэкономического равновесия

3. Эффективность инструментов макроэкономической политики.

Модель IS-LM. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса

4. Экономический цикл и экономический кризис. Типы, факторы и модели экономического роста

 

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

К семинарскому занятию

 

При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;

- при подготовке первого вопроса плана семинарского занятия особое внимание уделите определению показателей системы национальных счетов: отличию ВНП от ВВП; методике расчета показателей ЧНП, ЛД, РЛД; значению данных показателей;

- анализируя особенности расчета ВНП по потоку расходов, по структуре доходов, по сумме добавочных стоимостей, примите во внимание, что в ВНП не включаются стоимость ранее произведенных благ, услуг домохозяйств, сделок с ценными бумагами. Важно понять, что реальное увеличение валового продукта, безинфляционный его рост определяется благодаря расчету реального ВНП, то есть с поправкой на индекс цен или дефлятор ВНП;

- изучите источники 2, 5, 6 списка основной литературы при подготовке второго вопроса семинарского занятия. Обстоятельно вопрос изложен в учебнике «Экономическая теория» /Под ред. Камаева В.Д. Опирайтесь на положение о ценовых и неценовых факторах динамики совокупного спроса. Примите к сведению, что ценовой фактор реализуется в трояком значении: 1) как «эффект накопленного богатства»; 2) как «эффект процентной ставки»; 3) как «эффект импортных закупок». При анализе изменения величины совокупного предложения рассмотрите значение трех участков – горизонтального (кейнсианского), промежуточного и вертикального (классического);

- при подготовке и изложении вопроса о моделях макроэкономического равновесия необходимо выстраивать аргументацию, используя их графическую интерпретацию. Для классической модели равновесия постройте график «классической дихотомии» (равновесие на рынке товаров и услуг, рынке капитала и на рынке труда). Кейнсианская модель равновесия раскрывается с помощью графиков «доход - потребление», «доход – сбережение», «крест Кейнса». Монетаристская теория равновесия может быть проиллюстрирована с помощью графика изменения спроса и предложения классического рынка. Воспользуйтесь учебником «Современная экономика» /Под ред. Мамедова О.Ю., лекции 13, 14;

- в третьем вопросе плана семинарского занятия важно понять и объяснить, что использование денежно-кредитных и фискальных инструментов при проведении стабилизационной политики не может обеспечить абсолютного результата. В данном вопросе необходимо раскрыть содержание дискреционной политики (смягчение циклических колебаний на основе стимулирования спроса в условиях спада и ограничение денежной массы в период подъема) и политики встроенных стабилизаторов (повышение доходов государства на основе прогрессивного налогообложения и увеличение расходов на социальные цели в условиях подъема экономики). Снижение инфляции может сопровождаться ростом безработицы и наоборот. Это наглядно иллюстрирует кривая Филлипса. Подготовьте конспект ответа, используя учебник «Курс экономической теории» /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., гл. 25, 26.

- раскрывая содержание графической модели «IS-LM», попытайтесь объяснить специфику формирования сбережений и их превращение в инвестиции, причины ликвидных ловушек, которые Дж. Хикс выразил с помощью данной модели;

- самостоятельная проработка четвертого вопроса плана семинарского занятия должна базироваться на изучении ряда источников из списка основной литературы. Воспользуйтесь источниками 2, 3, 4, 5. В списке дополнительной литературы – 1, 2, 5. Обратите внимание на содержание фазы цикла (спад – подъем) и фаз экономического кризиса (кризис, депрессия, оживление и подъем), определение «технологического уклада», теорию «длинных волн» Н. Кондратьева;

- анализируя проблему экономического роста в современной экономике необходимо опираться на знания, которые вы получили, изучая тему 3: определение экономического роста, экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. Обоснование моделей экономического роста связано с его факторами. Уясните содержание однофакторных и многофакторных моделей экономического роста;

- при подготовке доклада важно уяснить соотношение понятий «экономический рост» и «устойчивое развитие», «нулевой рост», показать возможность и факторы устойчивого развития экономики.

IV. Рекомендуемая литература

 

Основная литература:

1. Курс экономики. Учебник. 3-е изд. доп. / Под ред. Б.А. Райзберга.- М.: Инфра-М, 2001. - Гл. 29.

2. Курс экономической теории: Учебник 4-е изд. перераб. и доп. /Под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.Л. Киселевой. – Киров: АСА, 2002. - Гл. 16, 18, 19, 25, 26.

3. Сажина М.И., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: Норма-Инфра-М, 2001. - Гл. 10, 11, 12, 13, 14.

4. Современная экономика. Лекционный курс. 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. О.Ю. Мамедова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - Лекция 11, 12, 13, 14.

5. Экономика: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002. - Гл. 20, 21, 22, 25.

6. Экономическая теория. Учебник для вузов. 7-е изд. перераб. и доп. /Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - Гл. 12, 13, 17.

 

Дополнительная литература:

1. Курс экономической теории: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2001.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. - М.: Инфра-М, 2002. – Гл. XXXVI.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. 2-е изд. изм. - М.: Норма-ИНФРА-М, 2001.

4. Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.М. Микроэкономика: Учебник. Изд.3-е перераб. и доп. /Общ. ред. Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд-во СПГУЭФ,1999.

5. Экономика. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. /Под ред. А.И. Архипова, А.Н, Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: Проспект, 2001.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.